Вложения в R&D, кризис продаж, Интернет 2000-2003
Сегодня мы посетили круглый стол с вице-президентом корпорации Intel, директором подразделения Intel Sales and Marketing Group Джейсоном Ченом, посвященный ситуации и перспективам на развивающихся рынках (emerging markets). Иногда в слово “развивающийся” вкладывают негативный смысл – например, когда говорят о развивающихся странах, подразумевая их отсталость. Но если мы имеем в виду развивающиеся рынки, то смысл диаметрально противоположен – именно развивающиеся рынки наиболее интересны компаниям благодаря тому, что они не заполнены продукцией, и, как следствие, благодаря большому потенциалу роста. Говоря о развивающихся рынках, Джейсон Чен заметил, что, например, если говорить о рынке США, то развитыми регионами этой страны, с точки зрения Intel, можно считать западное и восточное побережья, а компьютерный рынок остальной части Штатов можно смело назвать развивающимся. Если говорить о мире в целом, то крупнейшие и наиболее перспективные развивающиеся рынки – это Россия, Китай и Индия. Если вы читаете нашу рубрику “Бизнес“, то наверняка не раз встречали аналогичные высказывания от других важных производителей компьютерной техники.
Мы уже неоднократно писали, что, несмотря на некоторый застой на компьютерном рынке в последние годы, Intel продолжала вкладывать средства в R&D и технологии, поскольку, как не переставали говорить руководители этой компании, у всех кризисов есть одна замечательная черта: рано или поздно они заканчиваются, и к этому моменту преимущество в бизнесе получает тот, кто загодя к этому готовился, продолжая инвестировать в развитие своих технологий. В итоге это принесло Intel именно те результаты, на которые её руководство рассчитывало, хотя далеко не все и не сразу поняли преимущества такого подхода к бизнесу. Джейсон Чен отметил, что ещё недавно американская пресса выражала удивление по поводу многомиллиардных, всё возрастающих расходов Intel на исследования и расширение своих производственных мощностей. Зато теперь тональность публикаций на эти темы в корне изменилась. Буквально на днях в “Уолл-стрит джорнэл” появилась статья, признающая дальновидность такой стратегии Intel в кризисных ситуациях. В третьем квартале 2003 года Intel добилась рекордных, лучших за последние 25 лет показателей доходов и чистой прибыли, что дало повод одному из коллег, присутствовавших на встрече с Джейсоном Ченом, заметить, что Intel во многом является движущей силой оживления во всей компьютерной индустрии. Коллега также спросил, что думает Джейсон Чен о перспективах развития, то есть какие именно секторы мирового компьютерного рынка станут наиболее сильными двигателями – серверный, настольный, мобильный или телекоммуникационный сектор? И какой сектор будет развиваться наиболее активно?
В ответе Чена не фигурировали точные цифры (встреча прошла в блиц-режиме: мы не успели задать и половины вопросов, ответы на которые нас очень интересовали), но что касается рынка, то, по наблюдению Чена, в этом году произошел заметный рост серверного сегмента, что может быть связано, в том числе, с ростом интернет-трафика, который с 2000 года увеличился в 10 раз. Причины подобного роста вполне объяснимы: благодаря новым “моделям использования”, Интернет стал не только вместилищем текстовой и графической информации, но и средством доставки видео, аудио и другого мультимедийного контента. Джейсон Чен подчеркнул, что Intel рассматривает Россию в качестве стратегического партнера, и, со своей стороны, хотела бы быть стратегическим партнером для России. В связи с этим, на протяжении последних лет корпорация осуществляет на российском рынке разнообразные программы сотрудничества, в том числе в области образования (при этом Чен упомянул программу Intel “Обучение для будущего”, в рамках которой уже более 20 тысяч российских школьных учителей и студентов педвузов обучены методам использования информационных технологий в учебном процессе). Учитывая огромный потенциал наших научно-технических кадров, Intel в России с каждым годом всё больше инвестирует в “мозги”, то есть в разработчиков, за счёт создания в Нижнем Новгороде Центра по разработке ПО, помогая нашей стране бороться с “утечкой мозгов”. За три года существования этого Центра количество работающих в России инженеров Intel возросло до 500 человек, а в ближайшие годы увеличится ещё вдвое – до 1000 человек. Фактически, это эквивалентно созданию мощного научно-исследовательского комплекса.
Что касается производства, то в этом плане Россия сегодня малоперспективна – существует ряд факторов, которые делают нецелесообразным развёртывание в России процессорного или другого полупроводникового производства. Это и экология (современное полупроводниковое производство требует больших объёмов чистой воды), и повышенные требования к инфраструктуре, и отсутствие должного уровня культуры производства. Вложить в создание завода нужно несколько миллиардов долларов, и после этого необходимо иметь уверенность, что в течение долгого времени производство будет исправно работать, в стране будет выгодная экономическая ситуация, разумное налогообложение и отработанная таможенная политика. Крупное производство – это всегда огромные потоки товара, сырья и материалов. Какая в России ситуация с таможней, не нам рассказывать…
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что сильной стороной России являются именно талантливые специалисты и ученые, люди, прежде всего, творческие, привыкшие мыслить вне рамок. В частности, в ходе неформальной беседы с коллегами после окончания официальной части мероприятия мы услышали версию, что именно неформальность и широта мышления отличает русских инженеров Intel от инженеров в Индии или Китае. Русскому человеку можно поручать задачи, которые требуют неординарного подхода, в то время как индийским инженерам следует чётко ставить задачу. Кстати, в самой Intel говорят так: “Когда мы сталкиваемся с проблемой, которую не могут решить американские программисты, мы поручаем её индийским специалистам, а когда имеем дело с проблемой, которая, казалось бы, не поддается никакому решению, то обращаемся к российским инженерам, и те, как правило, с ней справляются”.
Возвращаясь к разговору о рынке, нужно отметить, что Джейсон Чен в ходе встречи отметил, что у Intel есть чёткое ощущение, что индустрия ПК пошла на поправку. “Мы по собственному опыту знаем, что любой спад рано или поздно заканчивается. Спад невозможно преодолеть за счёт одной экономии, поэтому на протяжении всей последней рецессии мы лишь наращивали инвестиции в те технологии и направления деятельности, которые обеспечат нам дополнительные преимущества по завершении кризиса, – подчеркнул Джейсон Чен. – За счёт этого мы рассчитываем выйти из спада с ещё более крепкими рыночными позициями”.
Не обошёл Джейсон Чен стороной и беспроводные технологии. По его мнению, Россия настолько неохваченная сетями страна, что именно здесь у беспроводных технологий есть наибольшие перспективы, ведь именно они позволяют значительно сэкономить на прокладке кабеля. При этом Джейсон Чен привёл любопытный пример. Во время своей нынешней поездки в Европу он обнаружил в Париже, что сеть популярных автозаправочных станций компании ELF внедрила технологию Wi-Fi. На каждой автозаправочной станции установлена точка доступа, и таким образом водители могут не только залить топливо в автомобиль, но и “заправить информацией” ноутбук. Что касается России, то здесь проблема “курицы и яйца” (Wi-Fi точек и портативной техники), вероятно, будет реализована иначе: растущая распространённость ноутбуков со встроенными адаптерами побудит создавать инфраструктуру Wi-Fi, а не наоборот, как это происходит в других странах. Так или иначе, именно из уст Джейсона Чена сегодня мы услышали, что Россия имеет реальный шанс стать в ряд лидеров по развитию беспроводной инфраструктуры (!) и что Intel верит в такую возможность. Весьма оптимистичная и, безусловно, приятная для национального самолюбия точка зрения.
“Россия – страна огромная, и Wi-Fi здесь имеет определённый приоритет, позволяя экономить много денег на прокладке проводов. В то же время, Wi-Fi предоставит людям невиданную свободу перемещения”, – отметил также присутствовавший на встрече генеральный директор корпорации Intel в странах СНГ Иан Дрю.
Тон вопросам, прозвучавшим в ходе пресс-брифинга, задавала одна деталь, о которой мы до сих пор не упомянули. Дело в том, что Джейсон Чен до недавнего времени занимался продажами и маркетингом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Более того, десять лет назад он вызвался первым из сотрудников Intel поехать в Китай, где практически в одиночку начал развивать местный рынок в интересах своей компании. Сегодня в КНР работают сотни сотрудников Intel, а эта страна стала одним из важнейших рынков для Intel, что как нельзя лучше характеризует деловые качества Джейсона Чена. Вероятно, именно поэтому несколько месяцев назад он был назначен главой подразделения корпорации Intel по продажам и маркетингу.
Отличия между Китаем и Россией, Wi-Fi в Великобритании, вложения в инфраструктуру
Существуют ли отличия между Китаем и Россией? По мнению Джейсона Чена, общим для России и Китая является интерес к вопросам образования, акцент на обучении молодёжи новым технологиям. Есть, разумеется, и определённые отличия, в том числе в уровне развития местных компьютерных рынков. В России, подчеркнул Джейсон Чен, находится множество людей, хорошо разбирающихся в радиотехнологиях, и корпорация Intel, безусловно, очень рада этому факту, поскольку уделяет повышенное внимание развитию таких технологий. Что же касается перспектив, то, например, в Китае Джейсон Чен был свидетелем того, как мелкие национальные компании со временем выросли в мегакорпорации и теперь играют важную роль в индустрии страны. В качестве примера были названы такие фирмы, как Legend, Bird, ITCL. Опять же, производители телефонов в Китае – это, несомненно, мощная прослойка бизнеса. Made in China – в любой момент времени вы найдёте рядом как минимум одну такую надпись.
Андрей Кузин, издатель 3DNews, отметил за круглым столом, что, по его наблюдениям, на Тайване существует серьёзная недостача квалифицированных кадров, на что Джейсон Чен, в свою очередь, ответил, что именно поэтому в России Intel инвестирует в развитие своих R&D центров – у нас в стране хорошо поставлено образование, которое рождает пытливых специалистов.
На днях мы получили из Intel любопытный материал, рассказывающий о распространении Wi-Fi в мире, в целом, и в Европе, в частности. Обнаружилась любопытная тенденция – небольшие города в расчёте на душу населения охвачены современными беспроводными технологиями и Wi-Fi лучше, чем мегаполисы. Например, в Великобритании десятка городов по распространенности Wi-Fi выглядит следующим образом:
- Эксетер
- Бангор
- Ньюкасл
- Лоуборо
- Оксфорд
- Эксмут
- Бенбери
- Кардифф
- Портсмут
- Саутгемптон
Это наблюдение породило ещё один вопрос: а как в России обстоит дело с беспроводными сетями? Например, сотрудники нашей лаборатории, передвигаясь по городу с включёнными ноутбуками на базе технологии Intel Centrino, со встроенными Wi-Fi контроллерами, очень часто наталкиваются на закрытые беспроводные сети. В местах больших скоплений людей (кинотеатры, МакДоналдс и т.д.) при включении ноутбука можно поймать до 3-4 беспроводных терминалов в режиме точка-точка. Это, на наш взгляд, говорит о хорошем распространении Wi-Fi в столице. Регионы… Ну, например, Хабаровск плотно охвачен беспроводным Интернетом, и в то же время многие города ближайшего Подмосковья испытывают проблемы не то что с Wi-Fi, а с наличием выделенных линий. В чём же секрет Запада? Неужели только в обеспеченности населения? Ситуацию прокомментировал Иан Дрю, который отметил, что Intel работает со всеми заинтересованными сторонами, в том числе, с госструктурами и частными компаниями, чтобы в сфере крупного и малого бизнеса беспроводные технологии развивались скорее… России стоит обратить внимание на WiMAX, при продвижении которого здесь Intel будет использовать опыт, накопленный в Великобритании. По мнению Иана Дрю, по внедрению этой технологии у России есть все шансы обогнать Запад, встав в первых рядах, и сейчас Intel инвестирует в Россию большие суммы, чтобы наша страна начала активнее продвигаться в сторону беспроводных технологий.
Также в ходе круглого стола коллеги попытались узнать точные цифры роста рынка в этом году. Согласно корпоративной политике Intel, точных цифр опять названо не было, но Джейсон Чен отметил, что Intel, прежде всего, отмечает рост рынка серверов. На этой неделе, например, был опубликован список Top500 самых мощных суперкомпьютеров, где лидерство, с точки зрения наибольшей доли присутствия в этом списке, впервые перешло к архитектуре Intel. Третий квартал этого года стал рекордным в области продаж серверов, а если сравнивать динамику, то мобильный рынок также растёт быстрее рынка настольных систем. Мартовский анонс технологии Intel Centrino вызвал широчайший интерес к этому решению, что также изменило направление деятельности Intel. Если раньше компания уделяла первостепенное внимание повышению быстродействия процессоров, то теперь в сферу внимания Intel попали и остальные компоненты технологии: уменьшение форм-фактора, продление времени автономной работы от батареи. Intel ведёт дело к тому, чтобы обеспечить всем вычислительным устройствам способность выполнять и функции связи, а коммуникационным устройствам – придать вычислительные функции. При этом до сих пор 80 процентов дохода Intel получает от компьютерного рынка – процессоров, чипсетов, плат и сопутствующих продуктов и технологий.