Worms 3(D)
Жанр | баллистико-стратегическая аркада |
Издатель | |
Издатель в России | |
Разработчик | |
Требуется | PIII-800 МГц, 256 Мб ОЗУ, 3D (OpenGL) |
Рекомендуется | PIII-1000+ МГц, 512 Мб ОЗУ, 3D (OpenGL) |
Мультиплеер | LAN, modem, I-net (powered by GameSpy) |
Осознать, что именно пытается “скормить” нам Team17 под видом Worms 3(D), по-настоящему непросто. Из привычных стратегий не работает добрая половина, баллистическая гармония проверяется лично – путём переселения душ, камера обзора открыто саботирует возложенные на неё обязанности в самый неподходящий для этого момент, а всегда казавшийся безупречным генератор случайных карт, похоже, сошёл с ума и отныне “строгает” одни лишь мелкотравчатые архипелаги.
С другой стороны, в игре присутствует фирменный стиль, мастерски перенесённый с плоскости на трёхмерные просторы, наличествуют великолепные однопользовательские миссии, прежде просто игнорируемые большинством, и в инвентаре болтается верный дробовик, стрелять из которого от первого лица не только привычней, но и намного удобней.
Вор(м)ы в законе
Делать удивлённое лицо, как минимум, глупо: разработка Worms 3(D) отличалась невероятной степенью “прозрачности” – официальный сайт всегда был полон свежей информации и графических скетчей, авторы регулярно публиковали полулитературные заметки о ходе процесса и участвовали в дискуссиях на форуме, а руководство Team17 в начале лета проводило для жителей Великобритании открытое бета-тестирование игры у себя в офисе. Плюс ко всему – незадолго до релиза в Интернете появилась демо-версия.
И всё-таки – шок. Причём, с неприятным осадком, помимо воли и здравого смысла заставляющим писать на форумах гадости, а в обзорах и рецензиях – откровенную ерунду. За внешним благополучием новинки и сохранением культовой атмосферы скрывается какой-то изъян. Еле заметный, но от этого ещё более мерзкий – как будто в идеально подогнанном мозаичном рисунке один из кусочков оказался бракованным, и из-за миллиметровой расщелины вдруг исчезло ощущение полной гармонии.
Да, именно так: в Worms 3(D) можно играть, поскольку игра на самом деле очень хорошая и совершенно заслуженно носит культовое родовое клеймо. Но, играя, геймер не ощущает полной лёгкости, этакой безыскусной гениальности и простоты, какая переполняла первую и вторую (вместе с многочисленными переработками) Worms. Нет сплава воздушной балаганности и академически сдержанной беспристрастности, благодаря которой многие вполне серьёзно называли серию “аркадными шахматами 21 века”.
Меню выбора оружия. В идеале, большинство клеточек должно быть заполнено.
Разобраться в причине перерождения Worms 3(D) до смешного легко – само имя сигнализирует об этом: 3D. В своих “Дневниках разработчиков” авторы из Team17 писали, что не делали трёхмерную Worms до тех пор, покуда технологии не “подросли” до адекватного воспроизведения их уникальной вселенной. Видимо, ребята имели в виду в первую очередь графику – ведь, ибо ТОЛЬКО ОНА, говоря откровенно, стопроцентно удачно перешла из спрайтового состояния в воксельно-полигональное.
Червоугодие
С точки зрения фирменного стиля серии Worms, графика в Worms 3(D) великолепна. Яркие и сочные цвета, прекрасные текстуры, великолепные модели – всё это вместе воссоздаёт ту самую, знакомую по Worms 2 (Worms Armageddon, Worms World Party), “карамельную” картинку, так интересно сыгравшую в 1998 году (первая Worms образца 1995 года, если вы помните, была сделана в брутальной тематике оголтелой военщины) на противопоставлении безобидного внешне видеоряда и яростно милитаризированного нутра. Единственное, к чему можно придраться в выдаваемой на монитор картинке, – анимация воды. Она хороша, но не слишком реалистична. С другой стороны – это всё-таки больше “мультик”, нежели серьёзное “кино”.
В Worms 3(D) самые лучшие “игрушечные” взрывы на свете.
Не менее замечательно удались разработчикам дизайн различных меню и сценография многочисленных юмористических видеороликов (которые бывалые “пираты” всегда вырезают, стремясь максимально уменьшить объём оригинального двухдискового инсталляционного пакета).
Традиционно превосходной оказалась “озвучка” и музыкальное сопровождение Worms 3(D). Авторы припасли около трёх десятков профилей, которыми геймеры могут озвучивать свои бригады червяков – фразы типа “попал”, “мимо”, “помогите”, “я умираю”, “за нашу советскую Родину!” произносятся со всеми мыслимыми акцентами и вариациями (в обязательном порядке присутствует “русский” акцент и стилизация под “роботов-убийц”).
Червь с гранатомётом – это звучит гордо и выглядит отлично!
Звуки оружия и прочие акустические эффекты также очень хороши. Дробовик гулко щёлкает, бомбовозы воют, ракеты шипят реактивными струями, снаряды булькают, падая в воду. Взрывы рвутся из тесного ящика сабвуфера на волю с таким неистовством, что становится страшно.
Короче, как залихватское видеоигровое зрелище Worms 3(D) не подкачала!
Wormишель
Хотя сольные кампании в серии Worms неплохо получались у Team17 всегда, только в Worms 3(D) однопользовательский режим “сюжетного” прохождения стал по-настоящему актуален (почему так случилось – читайте ниже).
Все “сюжетные” задания гнездятся в двух основных подрежимах (не считая “тренировки”) – Capmaign и Challenge – и условно делятся на три группы: миссии-бои, миссии на реакцию и акробатику и миссии с сюжетно-дизайнерской загадкой. С миссиями-боями всё просто: есть сфабрикованный разработчиками уровень неземной красоты, но при этом с дьявольски просчитанным до мелочей дизайном и подавляющей численностью противника, есть наша команда червяков и есть боезапас, чья полезность выверена злобными авторами до микрометра. Миссии сюжетно-загадочные также отличаются вылизанным дизайном, который с чёткостью швейцарского часового механизма настраивает ваш мозг на полный резонанс с мозгами создателей, без которого данную загадку разгадать…
…чрезвычайно трудно, но можно!
Легендарная высадка союзников в Нормандии – неплохое начало для сольной кампании в Worms 3(D).
Ведь это, боже упаси, не головоломка какая-то, не тренажёр собаки физиолога Павлова, а та самая чудовищно весёлая и непредсказуемая Worms (пусть и 3(D)), где в одночасье рушатся любые многоходовые схемы записных тактических гениев и безумно везёт, казалось бы, полным дуракам. Именно он – потрясающий баланс случайности и закономерности происходящего, баланс, какой в реальной жизни встречается только на поле боя, – заставляет геймеров снова и снова садиться за компьютер или приставку и запускать Worms 3(D). По крайней мере, в однопользовательском режиме игры, сохранившем оригинальную атмосферу серии практически нетронутой.
Robak robaka видит издалека…
Но сколь бы не был хорош сольный режим кампании, и сколько бы не потратили разработчики времени на создание интересных карт, всё равно Worms 3(D) (как и все Worms), в первую очередь, воспринимается как игра для выяснения отношений в узкой компании друзей. И вот незадача – именно с этим основным компонентом игрового процесса у новинки самые большие проблемы.
Собственно, основных, ломающих целостность восприятия, нестыковок три: неудовлетворительная работа генератора случайных карт, наличие вида от первого лица и изменение баланса игры путём переработки множества мелких компонентов игровой вселенной. А теперь – подробнее…
Хотя у генератора случайных уровней внешне достаточно “рычагов” управления (можно настроить насыщенность карты, расстояние между элементами пейзажа, средний размер базового элемента, “оснащённость” карты дополнительными деталями и мостами…), влияние этих рычагов практически незаметно – архитектурный калейдоскоп с упорством идиота выдаёт бездарные кучки мелких островков, висящих над морем в псевдо-тактическом беспорядке. На каждом из них сидит один или два червяка в тщетной надежде, что их не снесёт с насиженного места первым же выстрелом или ударной волной направленного противником взрыва.
Один из шедевров случайного “картостроительства”. Один из редких шедевров…
А снайперские выстрелы и высокоточные бомбардировки из табельного гранатомёта в Worms 3(D) стали обыденностью – благодаря включению в игровой процесс возможности целиться во врагов с помощью вида от первого лица. Конечно, вид от первого лица – лучшая, если вообще не единственная, возможность адекватного восприятия действительности в трёхмерном пространстве, и авторы поступили очень логично, внедрив его в свой проект. Но факт остаётся фактом – вид от первого лица не только помогает игровому процессу, но и разрушает его целостность.
Вид от первого лица. Справа торчит дробовик.
Прочие безобразия, с лёгкостью выводящие ветеранов Worms-движения из душевного равновесия, многочисленны, но не оригинальны: из Worms 3(D) исключены все до единого землекопательные средства и преинтереснейшая часть игрового процесса – катакомбные войны – выброшена в помойку, Верёвка скалолаза теперь “работает” в полном соответствии с реальными физическими законами и умопомрачительные акробатические кульбиты – краса и гордость умелого Worms-бойца – теперь также практически недоступны.
Полёт шмеля – это мелочь. То ли дело – полёт червя!
Что ещё? Да вот что: действие взрывной волны от боеприпасов стало менее заметно, а падающие с неба ящики с “гуманитарной помощью”, наоборот, – рвутся так, что небольшой островок разносится буквально на атомы. В игре появились ракетные ранцы, окончательно разрушающие и без того хрупкую тактическую ценность тесных “случайных” уровней. Наконец, в игре встречаются фактические ошибки, типа впадающей в эпилептический припадок камеры обзора и “залипание” червяка в невидимом полигоне – типичное, хотя от этого не менее душераздирающее зрелище для трёхмерной игры.
Козырь – черви?
Очевидно, что Worms 3(D) – это игра из гиперпопулярной серии баллистико-стратегических аркад Worms, по праву носящая легендарное родовое имя. Но столь же очевидно и то, что Worms 3(D) – это самая неудачная часть серии.
Когда рядом водоём, противника можно брать голыми руками.
Сделав прекрасный движок, построив более полусотни отличных уровней для сольных режимов прохождения и доведя до глянцевого блеска внешние атрибуты игрового процесса, разработчики сильно недоработали при тестировании самой сути игры, которая во всех Worms одна – многопользовательские бои на случайных картах. Изредка появляющаяся в этом режиме атмосфера былого тактического пиршества очень неустойчива, и на дюжину скоротечных, вязких и просто туповато-бессмысленных боёв выпадает, дай бог, один запоминающийся – заставляющий, как это было когда-то, действовать остро, неожиданно и расчётливо.
Впрочем… будем надеяться, что в следующей игре серии – какой-нибудь Worms Armage(3D)don – ребята из Team17 всё наладят.
Графика | 9/10 |
Звук и музыка | 9/10 |
Управление/Дизайн | 5/10 |
Сюжет | 8/10 |
Игровой интерес | 7,5/10 |
Сложность: | средняя |
Знание английского: | желательно |