Введение
Научно-фантастические фильмы всегда позволяли заглянуть в будущее – вспомним те же голографические дисплеи в фильме “Звёздный путь”. На выставке Siggraph 2004, прошедшей в Лас-Вегасе, мы узнали, как подобная фантастика становится реальностью.
Actuality – прототип
Лучший продукт выставки представила Actuality Systems, которая сняла один из самых маленьких стендов. Он был настолько крохотен, что посетители могли легко пропустить тёмный стенд в огнях Apple, nVidia или ATi. Однако внутри находился целый “Святой Грааль” в области графики, который пытались сделать многие производители, но тщетно, – сферический 3D-дисплей.
Внутри, примерно, полуметровой стеклянной сферы билось цветное и вполне контрастное человеческое сердце. Поначалу мы не удивились, однако затем обошли сферу – и под любым углом наблюдали чёткую картинку, как будто мы действительно смотрели на реальный объект.
Как нам кажется, первой от новой технологии выиграет медицина. Теперь врачам уже не придётся изучать двумерные рентгеновские снимки. Благодаря Perspecta Dome, они смогут быстро найти проблемный участок.
Сфера подключается к ПК через порт Ethernet. Картинка, которая может иметь разрешение до 768×768, отображается на быстро вращающейся пластиковой плоскости. Для просмотра трёхмерного изображения никаких очков не требуется.
Сфера может выводить картинки в формате VRML. Пока мы были на стенде, один из посетителей попросил вывести 3D-картинку его головы. У него уже был готов соответствующий файл VRML на USB-брелоке, и через три минуты мы наблюдали трёхмерную голову внутри сферы.
Пока что на стенде был продемонстрирован прототип, а коммерческое использование технологии планируется начать в 2005 году. У Actuality в руках действительно появился потенциальный хит, если компания сможет увеличить разрешение и наладить массовое производство.
Alias Maya
Alias показала новый графический пакет Maya 6, который уже давно стал стандартом в киноиндустрии.
Динамические кривые и интерактивность оказались просто впечатляющими. Волосы, вьющиеся в реальном времени, могут взаимодействовать с твёрдыми объектами. В итоге у аниматора освобождаются многие часы, поскольку теперь ему не нужно производить повторный рендеринг после каждого изменения свойств волос.
Официальные представители Alias сообщили, что Maya 6 ещё больше размыла границу между реальным и виртуальным мирами. Опасные трюки каскадёров теперь могут быть выполнены Maya, причём зритель об этом не узнает. Впрочем, как утверждают сотрудники, до того момента, когда в фильме будет играть рисованный Том Круз, пройдёт ещё немало времени.
ATi
ATi показала линейку FireGL своих графических карт. Они предназначаются для профессиональных аниматоров, а не для геймеров.
Теперь, благодаря появлению ноутбуков с FireGL, аниматоры могут работать и в пути.
Желаете играть в последний симулятор на трёх мониторах? Тогда смело покупайте тройной монитор от Seamless Display. Экраны скреплены таким образом, чтобы рамка между мониторами не мешала наслаждению.
Barco
Если же вам необходим очень большой экран, то обратите внимание на Barco iWall. Четыре проектора безупречно выводят изображение с разрешением 2400×1920. Каждая четверть изображения настраивается таким образом, чтобы её контрастность и насыщенность соответствовали остальным. Мы присмотрелись к дисплею, но так и не нашли, где одна четверть экрана переходит в другую.
Hoodman
Если вы когда-нибудь пытались работать с ЖК-монитором на улице, то наверняка знаете, что солнечный свет заглушает картинку. При этом приходится даже прикрывать ЖК-монитор руками, чтобы хоть что-то на нём увидеть. Компания Hoodman, существующая уже более 17 лет, предложила очень простое решение. Вообще, она уже давно занимается производством светозащитных чехлов для фотоаппаратов, камер и ноутбуков.
На фотографии выше показан видоискатель Hoodman, прикреплённый к ЖК-экрану цифровой камеры. Посмотрев в окуляр, фотограф получит увеличенное изображение ЖК-экрана. При этом все внешние источники света не будут создавать помехи – и картинка действительно будёт чёткой, контрастной и яркой.
Простой чехол позволяет легко снимать на камеру при ярком солнечном свете. Чехлы недорогие – от $20 до $30.
Когда-нибудь пытались работать с ноутбуком на улице? При ярком дневном свете это вообще невозможно. Hoodman производит чехлы для ноутбуков, которые закрывают ЖК-экран сверху и с боков. Как утверждают представители Hoodman, в будущем подобные чехлы будут не нужны, поскольку ЖК-мониторы станут ещё ярче.
MetaMotion
Компания MetaMotion выпускает костюмы захвата движения. Подобная технология позволяет уменьшить время рендеринга реалистичных движений. Костюмы отнюдь не дёшевы – они продаются по цене от $20 000 до $45 000.
Хотя цены и высоки, киностудии получают немалую экономию времени. В фильме “Халк” подобные костюмы использовались для симуляции движения Халка и в батальных сценах.
Костюм Motion Captor является топовым продуктом MetaMotion и продаётся, примерно, за $45 000. Он использует специальные элементы на основных суставах. Элементы отражают свет, поступающий от четырёх-девяти камер, расположенных вокруг актёра.
Костюм Gypsy4 относится к продуктам начального уровня, конечно, если можно так определить цену в $20 000. Костюм использует механические датчики, передающие по беспроводной связи данные программе анимации. Эта модель более громоздкая, чем Motion Captor, при этом актёр начинает напоминать какого-то фантастического робота.
А так анимация выглядит на экране компьютера.
nVidia
nVidia организовала на Siggraph огромный стенд – не меньше, чем у ATi. Вполне естественно, что он был оформлен в зелёных тонах. nVidia показала технологию SLI и карты Quadro.
nVidia продемонстрировала своё решение SLI (Scalable Link Interface), которое позволяет использовать мощь двух карт PCI Express в одном ПК. SLI, в теории, позволяет почти в два раза увеличить скорость рендеринга и fps в играх. На иллюстрации выше показаны две карты Quadro, работающие в паре.
Если вы желаете собрать стенку из мониторов, то nVidia предлагает и подобное решение. На иллюстрации показана стенка 3×3 монитора. Для вывода изображения используются девять компьютеров с картами Quadro, которые используют технологию синхронизации Genlocking.
Verari
Рендеринг требует не только мощных компьютеров, но и большого количества процессоров. Разместить сотни процессоров в небольшой серверной комнате – задача не из лёгких. Verari успешно смогла её решить с помощью своих рабочих станций NemeSys и стоечных серверов.
NemeSys X64 – это рабочая станция Verari с двумя процессорами Xeon. Дизайн корпуса выглядит знакомо, так как это модифицированная модель Lian Li. Представители Verari сообщили, что им хотелось обеспечить максимальную мощь в хорошем и тихом корпусе.
Стоечная система Verari содержит тонкие серверы – до двух Xeon на сервер.
Wondertouch
Wondertouch – это очень небольшая компания, создавшая ParticleIllusion. Сегодня вышла уже третья версия этой программы, позволяющая легко реализовывать в фильмах эффекты частиц. Полная версия стоит $399, а облёгчённая SE – $99. Поэтому ParticleIllusion можно назвать одной из самых недорогих подобных программ на рынке.
Она позволяет легко и просто создавать эффекты пламени, пыли, дыма и т.д. Программа поддерживает аппаратное ускорение, чтобы уменьшить время рендеринга. Новые эффекты появляются чуть ли не каждый месяц – их можно скачать с сайта Wondertouch.
ParticleIllusion использовалась в таких фильмах, как Hellboy, the Machurian Candidate и Sky Captain. Движок частиц был лицензирован Discreet и применяется в программах этой компании.
Алан Лоуренс (Alan Lorence), глава Wondertouch, сообщил, что планируется перевести полную версию программы под Mac OS X. Сегодня для этой ОС уже поставляется версия SE. Также был выпущен плагин After Effects Plugin для PC.
X3D
Компания X3D продемонстрировала трёхмерные ЖК-дисплеи и плазменные панели. Панели обеспечивают трёхмерную картинку без использования очков или других приспособлений.
Мониторы используют специальную решётку, обеспечивающую восемь углов обзора, при которых будет видна трёхмерная картинка.
Трёхмерный эффект действительно потрясающ и, по информации представителей компании, объекты могут “выпрыгивать” на расстояние около метра перед экраном. Мы в этом убедились сами – на экране демонстрировалась реклама ликёра, в которой бутылка приближалась прямо к зрителю.
Панели уже выпускаются, но стоят они недёшево. 50″ плазменная панель обойдётся в $90 000, впрочем, по мере увеличения объёмов производства, цены должны существенно упасть. Производятся и маленькие ЖК-панели, которые стоят всего $2300.
3Dlabs
Если вам надоело ждать, пока Maya, SoftImage или 3DstudioMax выполнят рендеринг, обратите внимание на карты-монстры от 3Dlabs. Посмотрев на следующие иллюстрации, вы догадаетесь, что в любой ПК они не поместятся.
Карта Wildcat Realizm 800 является решением PCI Express x16, оснащённым 640 Мбайт памяти и двумя VPU. Карта позволяет ускорять рендеринг и предварительный просмотр различных 3D-программ. Предварительный просмотр персонажа из Appleseed, состоящего из 1,4 миллиона полигонов, отображался в реальном времени. Довольно любопытно было видеть, как художник приближает/удаляет и вращает объект без всяких “тормозов”.
Для приверженцев интерфейса AGP 3Dlabs предлагает карту Realizm 200, оснащённую 512 Мбайт памяти и Realizm 100, на которую установлено 256 Мбайт.
Заключение
Siggraph является выставкой, где даже небольшие компании могут показать себя во всей красе. В качестве примеров можно привести Actuality Systems, Hoodman и Wondertouch, продемонстрировавшие инновационные продукты. Неплохо было бы заполучить в нашу лабораторию дисплей из девяти мониторов и пару карт Realizm 800.