Введение
Сегодня школьные учителя и преподаватели вузов продолжают оставаться одной из самых низкооплачиваемых категорий работников. В этих условиях трудно не опустить руки, не перейти на другую работу, а продолжать учить “в кредит”, надеясь, что когда-нибудь государство начнёт платить достойную зарплату. И те учителя, которые в этих условиях не просто “тянут” школьную программу, а ещё и пытаются применить новаторские методы образования, на мой взгляд, достойны восхищения.
К таким методам относится и проектный метод, в ходе которого несколько учеников выбирают тему исследовательской работы, определяют методику исследования, проводят исследование и собирают экспериментальные данные, осуществляют анализ полученной информации и делают выводы. Всем этим процессом руководит учитель. Подобные проекты имеют много положительных черт: это и развитие инициативы учащихся, и более глубокое погружение в науку, и умение работать в команде. Да и подготовка к будущей жизни – ведь любая работа, по сути, основывается на проектах, больших и маленьких.
Мне, как главному редактору Tom’s Hardware Guide Russia, повезло с двух сторон: я не только занимаюсь журналистикой, но ещё и преподаю в вятском педагогическом вузе. Если Intel сегодня подчёркивает конвергенцию (слияние) вычислительных и коммуникационных технологий, то у меня получилась конвергенция журналистики и образования. Поскольку в ходе журналистской работы в сфере ИТ возникает масса проблем и вопросов, то все они являются неплохой почвой для проведения исследовательских работ, которые ложатся на плечи студентов и школьников, – и возникают исследовательские проекты. Позвольте рассказать об одной такой работе.
Проект “Создание беспроводной сети в школе”
Осенью 2003 года ученик тогда ещё 10 класса Вятской гуманитарной гимназии Андрей Метелёв начал исследовательскую работу “Создание беспроводной сети в школе”.
Беспроводные компьютерные сети – одно из последствий конвергенции коммуникационных и вычислительных технологий, и в последние годы мы наблюдаем их бурный рост. Отрадно наблюдать немалую работу Intel в этой сфере: совсем недавно, в январе 2004 года, Intel установила беспроводную сеть в ННГУ. В результате студенты могут использовать все возможности беспроводной сети в любом месте университета.
Работа Андрея Метелёва является первым шагом к использованию беспроводных технологий в школах нашего города (Киров/Вятка). Первая глава работы посвящена теоретическому и практическому рассмотрению существующих стандартов беспроводных сетей, их тестированию на базе доступного нашей лаборатории оборудования и выработке рекомендаций по использованию стандарта 802.11b в школе. Во время работы над первой главой Андрей провёл тестирование беспроводных сетей трёх стандартов: 802.11a, b и g. Эти стандарты отличаются как скоростью передачи, так и радиусом действия сети. В России наиболее распространены стандарты b и g, причём оборудование стандарта b (11 Мбит/с) стоит уже достаточно дёшево, что позволяет рекомендовать его для использования в образовательных учреждениях, в условиях ограниченности средств.
План первого этажа ВГГ.
Вторая глава описывает планирование беспроводной сети в условиях Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова. Андрей изучил план гимназии, произвёл необходимые замеры расстояний. Затем было проведено исследование уровня сигнала в разных частях здания школы – при разных местах расположения точек доступа (центральных устройств сети, к которым подключаются клиенты). В результате было найдено оптимальное местоположение точек доступа, и была развёрнута временная беспроводная сеть. Следует отметить, что гимназия располагается в старом здании (постройки 1908 года) с очень толстыми стенами, толщина которых местами достигает одного метра. Поэтому найти оптимальное расположение точек доступа, чтобы беспроводная сеть смогла охватить максимальную площадь, было непросто. Для проверки качества связи Андрей фиксировал точку доступа в определённом месте, а затем производил замеры уровня сигнала в разных местах здания с помощью ноутбука (с установленной беспроводной картой). В результате было найдено оптимальное место расположения точек доступа. Весь процесс измерения и методика поиска оптимальных мест расположения точек доступа в полном объёме отражены в работе.
Замер пропускной способности с помощью Chariot.
Работа Андрея имеет практическую значимость и будет полезна при создании школьных беспроводных сетей.
Конкурс Intel: история успеха моих учеников
Для учителей, активно занимающихся проектными исследовательскими работами – и использующих при этом компьютер и ИТ, Intel проводит конкурс “История успеха моих учеников”. Учителя, руководители лучших исследовательских работ, победивших в конкурсе, приглашаются на Международный педагогический мастер-класс. В этом году такой мастер-класс проходил с 1 по 4 октября в г. Пушкине Ленинградской области. Приведённая выше работа победила в этом конкурсе, поэтому я был в числе приглашённых. Конечно же, после этого я засел за репортаж с места событий. Надеюсь, он будет полезен учителям и руководителям научных работ.
Всю информацию о конкурсе “История успеха моих учеников” вы можете получить на официальном сайте.
Заезд
Город Пушкин (бывшее Царское Село) находится рядом с Санкт-Петербургом. Большая часть делегации прибыла в Питер утром, из Москвы. После чего нас сразу же повезли на экскурсию по городу, а затем доставили в Пушкин. Знакомство началось уже в поезде, так что контакт был налажен быстро.
Надо сказать, что мастер-класс проводился в старинном особняке Кочубея, который находится рядом с Екатерининским дворцом, – в “Учебном центре подготовки руководителей” Министерства образования. Там же располагалась и гостиница.
Особняк Кочубея.
Надо сказать, что старинная атмосфера особняка сказывалась на всём мероприятии. Впечатление такое, будто живёшь в музее. Вообще, особняк раньше служил местом отдыха коммунистов, а в середине 80-х годов прошлого века был передан Министерству образования. Поэтому он был разграблен сравнительно мало – конечно, если не считать Великую Отечественную войну, когда в нём находилась тайная канцелярия гестапо. Что удалось вывезти до прихода немцев, то уцелело. Те комнаты, где хозяйничали немцы, были после войны перестроены – чтобы убрать всю грязь, которая там появилась.
В особняке Кочубея ощущаешь себя, как в музее.
Перед фамильным камином находится плита с могилы основателя рода Кочубеев, принявшего христианство на донских землях.
Коллекционная комната особняка.
После небольшой экскурсии по Пушкину, началась вечерняя программа, где собравшиеся учителя проводили презентацию. Участников мастер-класса приветствовали руководитель программы Ярослав Быховский, менеджер научно-методического направления программы Intel “Обучение для будущего” Елена Николаевна Ястребцева, а также преподаватели и другие руководящие лица.
Каждый участник мастер-класса рассказывал о себе, показывал два слайда: карточку-приветствие и пять вопросов, где надо было отличить три верных и два ложных. Попробуйте сами.
Три правды и две выдумки о г. Кирове (Вятка).
Вопросы преподавателей. Они тоже умеют “прикалываться”.
В ходе мероприятия учителя были разбиты на три команды (“утята”, “котята” и “щенята”), которые затем были распределены по трём учебным потокам. Всё это перемежалось с интересными конкурсами, так что скучно никому не было.
Один из конкурсов.
Музыкальная пауза: выступает преподаватель А.В. Могилёв из Воронежа.
Детская делегация из г. Шелехова – победители конкурса проектов.
Вечер закончился в непринуждённой обстановке, плавно перетекая из официальной части в неформальную…
Первый учебный день
После завтрака в конференц-зале особняка Кочубея начался пленарный доклад. Он был посвящён образовательным программам Intel в мире и России – проблемам и перспективам развития. Докладчиками выступили Ярослав Быховский, руководитель программы Intel в России, и Елена Ястребцева, менеджер научно-методического направления программы Intel.
Выступает Елена Николаевна Ястребцева, менеджер научно-методического направления программы Intel.
Елена Николаевна отметила, что в ходе образовательных программ Intel учителя пытаются найти новые подходы к образованию, чтобы повысить его эффективность, внести личностно-ориентированные методики и реализовать развивающее обучение.
Следующей выступила Елена Власова, директор центра Intel в госпедуниверситете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).
Выступление Елены Власовой, директора центра Intel в госпедуниверситете им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург)
Елена привела несколько примеров работы центра с педвузами. Центр занимается адаптацией программы “Обучение для будущего” к российской системе образования. Он также осуществляет обучение студентов и учителей использованию ИТ в профессиональной деятельности. Разрабатывает инновационные методы и формы организации образовательного процесса с использованием ИТ. Центр решает одну из основных задач модернизации образования – информатизацию. Центр изучает международную деятельность в сфере образования, но использует и те положительные результаты, которые имеют российские организации (научно-методическое взаимодействие). При этом центр не только проводит обучение по программе, но и занимается проведением семинаров и осуществляет издательскую деятельность.
Наконец, последней выступила Евгения Семёновна Полат, профессор Российской академии образования в Москве.
Выступление Евгении Семёновны Полат, профессора Российской академии образования в Москве.
Евгения Семёновна прочитала доклад “Проектная методика и обучение в сотрудничестве в школах России”. Евгения Семёновна рассказала про современное состояние образования, раскрыла личностно-ориентированный подход в образовании, а затем перешла к обсуждению критического мышления. Наконец, немалая часть выступления была посвящена методу проектов и его роли в системе образования школьников.
Затем, после небольшого перерыва на кофе, участники были распределены по трём мастер-классам.
- “Во всём нам хочется дойти до самой сути” (Лебедева М.Б.).
- “Дерево предположений” (Шилова О.Н.).
- “Ориентиры успешного учения школьников” (Карпова Н.А.).
Один из мастер-классов.
Мастер-классы по форме проведения больше напоминали семинары, в ходе которых проводились игры и обсуждения.
После обеда работа в мастер-классах продолжилась, на сей раз темы были следующими.
- “Проектная методика в учебном процессе школ” (Шелли Шотт, гость из США).
- “Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся” (А.В. Леонтович).
- “Личностно-ориентированная педагогика в проектном обучении” (А.В. Могилёв).
Мастер-класс Шелли Шотт (Институт компьютерных технологий, США).
В ходе мастер-классов проводились горячие дискуссии.
После долгого дня трудового была организована экскурсия в Екатерининский дворец.
Перед началом экскурсии: фото группы.
Великолепная природа в Екатерининском саду.
Во дворце нас разбили на три группы, поэтому приводится фотография только первой.
Первая экскурсионная группа.
Надо сказать, что дворец был практически разрушен немцами во время Великой Отечественной войны. Затем он восстанавливался по частям. В прошлом году была отреставрирована и открыта знаменитая “Янтарная комната”.
“Янтарная комната”.
После экскурсии по Екатерининскому дворцу группа перешла в Екатерининский сад.
Группа в Екатерининском саду.
Мы нарушаем все запреты.
Было, конечно, прохладно, и все грелись, кто как умел. Наконец, побродив по Екатерининскому саду, мы направились обратно, в особняк Кочубея. Там, после ужина, нас ждала экскурсия по особняку.
Местная мафия в особняке – разговоры за мраморным столом.
Так и закончился первый учебный день, как обычно, перешедший в неофициальную часть.
Второй учебный день
Второй учебный день начался с доклада Александра Биненко, координатора конкурса в России (“Школьный сектор” Ассоциации РЕЛАРН). Александр рассказал о международных телекоммуникационных проектах и поделился опытом участия школьников в конкурсе ThinkQuest. Подробнее узнать об этом конкурсе можно здесь.
Затем выступила команда из Шелеховского лицея, победитель конкурса в 2004 году. Команда рассказала о своём проекте: сайте, посвящённом путешествию в астрономию.
Наконец, слово было передано учителям – они рассказывали о своих проектах и делились накопленным опытом.
После обеда были проведены три мастер-класса. Их тематика не менялась, но группы переходили на те занятия, на которых они ещё не были.
Затем участники собрались в конференц-зале, где были подведены итоги мероприятия и выработаны рекомендации на будущее.
Участники 2-го Международного педагогического мастер-класса.
Мероприятие закончилось импровизированным спектаклем, который поднял всем присутствующим настроение.
Импровизированный спектакль прошёл удачно.
Наконец, ужин плавно перешёл в награждение участников мастер-класса подарками и дипломами.
Эстонская делегация не осталась в долгу, одев команду преподавателей в национальном стиле.
Теперь настала очередь преподавателей: их попросили спеть песню.
После ужина, к сожалению, пришло время расставаться. Делегации разъезжались в разное время: кто-то вечером, другие утром. Каждую делегацию провожали со слезами на глазах и с платочками в руках. Настолько учителя смогли сдружиться за время мастер-класса.
Со слезами на глазах и с платочками в руках: проводы московской делегации.
Оставшиеся учителя отмечали “последнюю ночь”. Всё прошло шумно и весело.
Учителя из Эстонии, Украины, России. Так не хочется расставаться…
Эстонская делегация вокруг главного редактора Tom’s Hardware Guide Russia.
В девять утра мы проводили эстонскую делегацию, и у нас ещё оставалась пара часов, чтобы прогуляться по г. Пушкину.
Как писал А.С. Пушкин: “Унылая пора, очей очарованье”. Учительница из г. Черновцы, Украина.
Скульптурная группа в одном из скверов г. Пушкина.
Заключение
2-й Международный педагогический мастер-класс для победителей программы Intel “История успеха моих учеников” оставил в душе неизгладимые впечатления. Участники не только смогли получить знания из первых рук, от экспертов-преподавателей, но и пообщаться между собой, обменяться идеями и историями успеха. Как мне кажется, общение между коллегами является одной из самых главных целей таких мероприятий. Здесь чувствуешь, что в России, Эстонии, Украине, Казахстане и других странах бывшего СССР работают множество коллег, кто, невзирая на тяготы учительской жизни, продолжает выполнять свой учительский долг. На мастер-классе собираются действительно передовые учителя, желающие не просто “вести” школьную программу, а внедрять новые методы обучения.
Отдельное спасибо хочется сказать Intel и программе “Обучение для будущего”, в рамках которой проводился конкурс “История успеха моих учеников” и мастер-класс. Если государство не способно вкладывать средства в образование, то пусть это делают международные компании. Ведь от более глубокого проникновения ИТ в нашу жизнь выигрываем мы все. Ещё Крейг Баррет в июньском докладе отметил, что уровень ВВП напрямую зависит от внедрения информационных технологий. Так что мне остаётся от всей души поблагодарить Intel за организацию столь замечательного мероприятия.
Наконец, я выражаю глубокую признательность преподавателям, а также участникам мастер-класса. Благодаря вашему опыту мы получили бесценные знания, которые помогут развивать и совершенствовать методику обучения. А это, в конечном итоге, скажется на уровне квалификации будущих специалистов – и на процветании нашей страны.
Надеемся, что к программе “История успеха моих учеников” присоединится ещё больше учителей. Дополнительную информацию можно узнать здесь.