Введение
Тысячи квадратных метров и два этажа, заполненные стендами, – выставка Photokina действительно впечатляет. Теперь уже ни для кого не секрет, что основной интерес публики прикован к цифровому фото. Новые игроки и “исторические” компании предлагают разнообразное оборудование, от потребительских продуктов до профессиональных “монстров”. Вся выставка увешана плакатами, а динамики пытаются перекричать друг друга, чтобы привлечь посетителей и журналистов. Хотя выставка и напоминает большой фотографический базар, но экспонаты отбирались очень тщательно. На выставке были подтверждены основные тенденции, прослеживаемые вот уже два года, – к удовольствию всех любителей фотографии.
Война “зеркалок”
Звёздами на Photokina 2004 стали цифровые SLR-камеры (зеркальные модели) – за их полноту, лёгкость в обращении, надёжность и относительное сходство с плёночными камерами. Внимание профессионалов привлекла Canon EOS 1Ds Mark II, предоставив 16,7 миллионов пикселей и сенсор 24×36 (то есть никакого фокусного преобразования не потребуется), не считая совместимости с широким ассортиментом объективов. В той же категории, но с меньшим сенсором (поэтому и с коэффициентом преобразования 1,5) выступила камера Nikon D2X, тоже нацеленная на профессиональный рынок. Сенсор на 12,4 миллионов пикселей и полностью профессиональный дизайн завоевали внимание многих посетителей выставки.
Где-то между профессионалами и опытными любителями находится целевая аудитория камеры Fuji S3 Pro, вышедшей на смену S2 Pro. Благодаря сенсору SuperCCD на 6 миллионов фотосайтов (по два фотодиода на фотосайт) камера способна давать картинку на 12 миллионов пикселей – что очень выгодно позиционирует её на рынке. Да и монтаж Nikon привлечёт многих.
Если перейти на аудиторию опытных (и очень опытных любителей), то здесь мы наблюдаем появление “зеркалок” с доступными ценами. И страсти тоже накаляются. За первое место борются Canon и Nikon, предложив EOS 20D и D70 (на 8 и 6 миллионов пикселей, соответственно), но и другие производители не отстают. Konica Minolta вышла из тени, показав Dynax 7D – великолепную камеру на 6 мегапикселей, привлёкшую много внимания. Эту модель долго ждали на рынке. Подержав камеру в руках, мы остались довольны. Надёжная, эргономичная и очень серьёзная – с Dynax 7D определённо следует познакомиться поближе.
Pentax *IST DS ещё ближе к потребительскому рынку, что доказывает революционная цена около $1000 (999 €). Она обладает сенсором на 6 миллионов пикселей, лёгким весом и великолепными характеристиками – так что новая камера Pentax задаст жару конкурентам. Наконец, Olympus представила зеркальную модель SLR на 8 мегапикселей – E-300. С видоискателем Porro (который не использует пентапризму, в результате чего корпус получается компактным и тонким) камера E-300 относится к системе 4/3, разработанной Olympus. Она поддерживает широкий диапазон объективов и способна составить достойную конкуренцию традиционным камерам в этом секторе.
Всё меньше и симпатичнее
Что касается компактных моделей, то рассмотреть все новинки не представляется возможным. Каждый производитель предложил от одной до нескольких моделей, которые продаются в одних регионах, а в других отсутствуют. Цифровые компактные камеры сегодня становятся всё популярнее, и рынок движется в направлении улучшения дизайна и уменьшения размеров. Камеры становятся меньше, тоньше и симпатичней – причём, на рынке можно насчитать уже тысячу моделей. Разрешение изменяется от 3 до 5 мегапикселей, а в некоторых случаях достигает и 7 миллионов (у Sony P-150, к примеру). Среди многих камер мы бы хотели отметить серию Olympus mini-Mju, изысканную Canon Ixus i5, две другие модели Canons: Ixus 30 и 40, Fuji F45O, а также многие-многие другие.
Гонка пикселей
Гонка пикселей наращивает свои темпы даже на рынке компактных моделей. Пять мегапикселей уже, вроде бы, стали стандартом, как и 6 мегапикселей у цифровых “зеркалок”, но в 2004 году мы получили внезапную “инфляцию” пикселей. У SLR-моделей мы уже потеряли счёт, однако у компактных камер всё немного проще: сегодня верхним пределом являются семь миллионов пикселей. Подобное разрешение позволит без всяких проблем получать фотографии размером A3. Среди подобных маленьких “монстров” (не считая уже упомянутой камеры Sony) можно отметить модели Olympus C-70, Pentax Optio 750Z, Canon PowerShot S70, Canon PowerShot G6 и Casio EX-P700. Обратите внимание, что Fuji тоже можно сюда включить, поскольку её камеры имеют “двойное” разрешение благодаря технологии SuperCCD. Привлекательная модель FinePix F810 оснащена шестью миллионами фотосайтов, которые способны дать картину в 12 миллионов пикселей. Ошеломляет. Когда закончится гонка мегапикселей? А кто его знает…
Как насчёт профессионального рынка?
Помимо продуктов для потребителей и полупрофессионалов, на Photokina присутствует также много всего интересного для настоящих “профи”. В мире среднего и большого формата (от “зеркалок” 4,5×6 см до обычных камер 4×5″) тоже появляются цифровые модели. Один из самых известных производителей Sinar показал свою камеру Sinar M, которую можно использовать в малом формате (со стандартным объективом Nikon), в среднем формате (с новым великолепным объективом Zeiss) или в большом формате (с объективами традиционных камер). Удачливый фотограф теперь получит сотни мегабайт информации, которые можно будет превратить в фотографии с помощью компьютера. Времена меняются…
Мы также должны отметить сенсационную новинку от Mamiya – SLR-камеру Mamiya ZD на 22 миллиона пикселей. Камера поддерживает объектив 4,5×6 см, изготовленный в Японии, при этом она отличается компактными размерами и удобством работы (сравнимым с SLR-камерами малого формата). В общем, впечатление очень положительное. Без сомнения, новая модель Mamiya стала одной из “изюминок” выставки Photokina 2004.
Будущее – сегодня
Fuji решила показать несколько моделей, которые будто вышли из научно-фантастического романа. Металлическая ручка – на самом деле, камера будущего с гибким выдвижным экраном. Маленькая линза не больше булавочной головки.
Впрочем, ближе к реальности является маленький считыватель флэш-карт CompactFlash, который одновременно служит и фотоальбомом. Его можно подключить к телевизору и просмотреть фотографии на большом экране. Можно подключить и принтер, после чего распечатать мини-фотографии в стиле Polaroid. Неплохая идея – мы наверняка увидим подобные устройства и от других производителей.
Что касается печати, то здесь появляются автоматические терминалы. Теперь все производители, от Kodak до Fuji, включая Agfa и Kis, предлагают автономные терминалы, которые позволяют оплатить фотографии по карточке и получить отпечатки уже через пять минут.
Наконец, мы не забыли посетить стенд знаменитой Leica. Долгое время игнорируя цифровой мир, Leica, наконец-то, включилась в битву за цифровые SLR. Но Leica разработала свой продукт в очень ортодоксальном и оригинальном стиле: цифровой “задник” Digital-Modul-R на 10 мегапикселей с сенсором формата чуть меньше 24×36 (с коэффициентом преобразования 1,37) может устанавливаться на плёночные камеры R8 и R9. Для фотографа эта операция подобна магии: в один миг классическая плёночная камера превращается в цифрового “монстра”, без всяких компромиссов, головных болей – и с легендарным качеством оптики Leica. Выход ожидается в декабре.
Лучшие модели выставки
На выставке мы подержали в руках множество моделей. Некоторые из них немало удивили нас. Поэтому мы пожелали отдельно отметить те камеры, на которые стоит обратить пристальное внимание.
Canon EOS 1DS Mark II
Самого главного “монстра” Photokina 2004 вряд ли нужно представлять. Canon EOS 1DS Mark II – это флагман современных цифровых камер. Абсолютно полная профессиональная зеркальная камера, базирующаяся на плёночной модели EOS 1. Она станет естественным выбором приверженцев Canon, но заинтересует и студийных фотографов. Камера оснащена КМОП-сенсором 24×36 мм с разрешением 16,7 миллионов фотосайтов. Фотография может достигать объёма 50 Мбайт (в формате TIFF) – такое разрешение прежде было характерно для цифровых камер среднего формата. Конечно, целевая аудитория этой камеры – профессиональные студийные фотографы, но EOS 1DS Mark II позволяет осуществлять пакетную съёмку со скоростью 4 кадра в секунду (до 32 снимка в формате JPEG и 11 в RAW) – достойная скорость, которая привлечёт внимание журналистов. Номинальную чувствительность ISO от 100 до 1600 можно расширить до диапазона от 50 до 3200, что позволяет покрыть практически весь спектр традиционной плёнки, в то же время повысив универсальность и эффективность. Камера Canon EOS 1DS Mark II выйдет на рынок в ближайшее время по цене чуть больше $9000 – любители ею вряд ли заинтересуются, но она и предназначена для профессионалов.
Nikon D2X
Вместе с великолепной моделью Canon на выставке появилась долгожданная профессиональная камера Nikon D2X. Если Canon решила остановиться на сенсоре 24×36, то стратегия Nikon заключается в КМОП-сенсоре уменьшенного размера (23,7×15,7 см, с коэффициентом преобразования 1,5x), который прекрасно подходит для нового объектива Nikon DX. Камера имеет разрешение 12,7 мегапикселей, а объявленная скорость пакетной съёмки составляет 5 кадров в секунду для последовательности из 15 фотографий NEF (Nikon RAW). Следует отметить, что D2X имеет замечательную скорость пакетной съёмки восемь кадров в секунду для последовательности в 26 фотографий, если уменьшить разрешение до 6,8 миллионов пикселей. При цене около $5000 камера Nikon D2X является гибридной моделью, которая подойдёт различным категориям фотографов. Приверженцы Nikon будут удовлетворены.
Mamiya ZD
“Цифра” очень медленно проникает в поле профессиональной студийной фотографии. Новые цифровые камеры обеспечивают впечатляющее качество, но с ними не так легко работать, как с плёночными моделями. Случай Mamiya ZD требует особого внимания, поскольку подход оказался весьма интересным и оригинальным. Mamiya предлагает два цифровых решения: чёрную (похожую на плёночные варианты) камеру и SLR-модель “среднего формата”, которые используют один и тот же сенсор 36×49 мм с разрешением 22 миллиона пикселей (да, вы правильно прочитали). “Зеркалка” Mamiya ZD может стать предпосылкой для новой революции, поскольку по размеру она ничуть не больше, чем профессиональные зеркальные модели малого формата (типа Canon EOS 1DS, к примеру). Камера использует объектив AF Mamiya, разработанный для плёночных SLR-моделей 4,5×6 см. То есть фотограф, уже купивший объектив Mamiya, может легко перейти на “цифру”, не меняя оборудования. При этом он получит великолепное удобство работы и большое разрешение (коэффициент фокусного преобразования составляет 1,5X). Mamiya ZD тоже произвела на Photokina сенсацию, что говорит о жизнеспособности этого производителя. Пока что цена и время выхода неизвестны.
Konica Minolta 7D
Долгожданная Konica Minolta 7D, наконец-то, вышла на рынок. Она базируется на Minolta Dynax 7 SLR, используя классическую формулу конкурентов, а именно: разрешение в 6 миллионов пикселей и сенсор размера APS (с коэффициентом 1,5X). Камера будет продаваться примерно по $2000 с объективом 17-35 мм и примерно за $1600 без него. Цена привлекательная, если учитывать превосходную отделку и профессиональную надёжность. Мы также должны отметить, что чувствительность тоже выдающаяся: от ISO 100 до 3200. Камера нацелена на профессионалов, приверженцев Minolta и должна выйти в ближайшее время.
Olympus E-300
Сегодня это единственный производитель, предлагающий камеру с открытым стандартом 4/3. Olympus решила уделить всё своё внимание E-300, превосходной маленькой камере, предназначающейся для потребительского рынка. Использование видоискателя Porro вместо традиционной пентапризмы улучшило компактность камеры, в то же время обеспечив преимущества “зеркалки”. Камера совместима со всеми объективами 4/3, разрешение составляет 8 миллионов пикселей, а финальная цена пока не объявлена. Камера E-300, обладающая профессиональными режимами и эргономикой, подойдёт для любого потребителя, поскольку лёгкий вес и простое управление понравятся даже тем, кто ищет компактную модель. Камера управляется очень хорошо – и первый опыт работы оказался просто великолепным. Кроме того, камера использует специальную систему, удаляющую пыль и неоднородности на сенсоре. Подобная функция очень важна, ведь пыль является серьёзной проблемой на камерах со сменными объективами.
Olympus Mini-Mju
И вновь уделим внимание Olympus. Новая линейка камер Mini-Mju (µ-mini DIGITAL) отличается великолепным дизайном. Ассортимент моделей насчитывает шесть расцветок, а их размер не превышает пакета с орешками. Камера Mini-Mju явно нацеливается на категорию цифровых игрушек – типа КПК. В то же время, камера обеспечивает разрешение 4 миллиона пикселей и эквивалент увеличения 35-70 мм в формате 24×36. Камера оснащена водостойким корпусом, а также имеет ряд программ съёмки, включая незаменимый режим видео со звуком. И всё это обойдётся всего за $349.
Fuji FinePix F810
Если конкуренты разрабатывают high-end компактные модели на семь миллионов пикселей, то Fuji продолжает следовать своим собственным путём, совершенствуя сенсор SuperCCD. Четвёртое поколение сенсора с номинальным разрешением 6 мегапикселей способно обеспечить фотографии на 12 мегапикселей – причём, качество оказывается вполне удовлетворительным и существенно более высоким, чем простая интерполяция. Камера Fuji FinePix F810 – это полнофункциональная компактная модель, она имеет ручные и запрограммированные режимы и способна посоревноваться даже со “старшими” моделями. С широкоэкранным дисплеем (16/9) камера нацелена на серьёзных любителей, но и новички тоже легко освоятся с этой моделью. Фокусный эквивалент составляет 32,5-130 мм в формате 24×36, чего будет достаточно для большинства ситуаций. Лёгкая, удобная и простая в использовании модель FinePix F810 является очень привлекательной компактной камерой, способной посоревноваться с лучшими моделями на 7 мегапикселей.
Leica Digital-Modul-R
Leica представила на Photokina 2004 оригинальную концепцию (хотя она встречалась и раньше) – дополнительный цифровой блок Leica Digital-Modul-R. Он надевается на зеркальные камеры Leica R8 и R9. Блок использует сенсор на 10 миллионов пикселей (производства ISS, подразделения Kodak) с коэффициентом 1,37X. Блок способен выдавать фотографии с разрешением 3872×2576 и со скоростью два кадра в секунду. Изображения можно записывать в форматах TIFF, RAW и JPEG на карту SD, используя великолепное качество объектива Leitz.
Вряд ли имеет смысл говорить о том, что Digital-Modul-R привлёк на стенд Leica немало посетителей. Фотограф, счастливый обладатель камеры Leica R8 или R9, теперь может легко перейти на “цифру”, не меняя своих пристрастий. Подобный принцип удобен также и с точки зрения затрат, ведь покупать новый фотоаппарат теперь не нужно – можно использовать объективы серии R (особенно, если учесть их цену). В общем, ниша Leica никуда не делась, и новый продукт определённо означает продвижение Leica на цифровой рынок. Модуль выйдет в декабре, но его цена пока не объявлена.