Введение
Если вы интересуетесь киноиндустрией, то наверняка вам известно имя Дэна Грегори (Dan Gregoire). На прошлогоднем Siggraph мы хорошо с ним пообщались. Сегодня Дэн стоит во главе своей собственной компании Halon Entertainment. Дэн всегда находился на передовой создания цифровых спецэффектов для самых хитовых фильмов, включая новый и предшествующие эпизоды “Звёздных войн”, “Мулен руж” и “Война миров”. Во время своей карьеры Дэн работал с режиссёрами Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом. Мы повстречались с Дэном в его офисе (Санта Моника) и были сразу же расстроены тем, что мы увидели. Или, вернее, тем, чего мы не увидели.
Дэн дни и ночи проводит перед своим компьютером, где он то продумывает вид и ощущение от сцены битвы в “Звёздных войнах”, то прощупывает разные способы взорвать какой-либо объект в фильме и наиболее эффектно это показать. Поэтому вряд ли вас удивит, что рабочее место Дэна похоже на тёмную пещеру в индустриальном стиле. Никакой корпоративной вывески или стенда перед офисом мы не увидели, за исключением номера здания. Да и особых архитектурных изысков тоже не обнаружили. Мы даже с трудом припарковались около здания.
Внутри офиса, когда глаза привыкли к темноте, мы не увидели стоечных серверов или других следов компьютерной технологии. Никаких связок проводов, идущих из одной комнаты в другую, а на каждом столе присутствовало не больше двух компьютеров. В общем, обычный скучный офис.
Но не следует недооценивать это место: Halon сегодня является основной базой для создания спецэффектов в киноиндустрии.
Эксперты пре-визуализации
Дэн и его команда построили свой бизнес с помощью обычного “железа” (включая ноутбуки AMD и Apple) и коммерческих программ типа Maya. К этому можно добавить огромное время, потраченное на отрисовку цифровых изображений. Компания занимает ценное место в “пищевой цепи” создания фильма под названием пре-визуализация (pre-visualization). То есть команда получает идеи, мысли и наброски от режиссёра, после чего превращает их в трёхмерную анимированную графику, которая будет использоваться в фильме.
Грегори и его команда не создают финальную анимацию фильма, которую видят зрители. Они играют роль, своего рода, “волшебников за кулисами”. Каждый день приходится совещаться с режиссёром, по мере того, как он готовит свои наброски сцены или делится идеями по поводу того, как будет выглядеть финальная графика. “В нашу команду входит 12 художников-визуализаторов, которые работают на серверной ферме Skywalker вместе с традиционными художниками, постоянно совершенствуя облик фильма, – рассказывает Дэн. – Традиционные художники заняты наброском и отрисовкой персонажей, сцен, космических кораблей и всего подобного”.
Как только бумажные наброски будут готовы, к делу подключаются компьютерные аниматоры, воссоздающие задуманные объекты на компьютере, чтобы режиссёр (в данном случае Джордж Лукас) смог манипулировать ими по своему желанию во время создания сцены. “Мы создаём все цифровые объекты, которые будут участвовать в каждом кадре: космические истребители, лазерные лучи, дроидов, взрывы, да и всякие мелкие детали. Мы создаём объекты, всё окружение фильма, начиная с нуля, с каких-то набросков”.
Часто команде приходится принимать немедленные решения о размещении актёров или реквизита в кадре, чтобы соединить их с компьютерной картинкой. Это позволяет снизить затраты времени на финальную композицию фильма. “Для ролика, который открывает третий эпизод, Джордж просто вкратце описал космическую битву, заявляющую о начале “войны клонов”. Всё остальное пришлось делать нам: создавать концепции, воплощать идеи, продумывать действия актёров, ход битвы и сюжетные моменты, чтобы редакторский совет фильма затем смог составить цельную картину”.
Но несмотря на огромный объём проделанный работы, в окончательный вариант пропускается очень немного графики. Даже в фильм, просто наполненный компьютерной графикой, такой, как “Звёздные войны” (в третьем эпизоде используется больше 2200 анимированных кадров). “И здесь мы не виноваты, так как наши пиксели – это не те, что появится на экране, – сказал Дэн, относясь к своему продукту весьма прагматично. – Работа, проделанная нами, является основой для готового фильма почти в каждой сцене. В анимации, движениях камеры, композиции кадра – везде вы видите наш труд”.
Работа с ILM
Дэн Грегори действительно тесно работал с компанией Industrial Light and Magic (ILM), обеспечивающей спецэффекты в фильмах Джорджа Лукаса, во время подготовки последних фильмов. “После завершения второго эпизода мы некоторое время продумывали с ILM то, какие проблемы могут нам встретиться, как нам лучше работать вместе. Нам не нужно было начинать с нуля, но следовало сэкономить время и деньги, чтобы Джордж был счастлив”, – сказал Дэн.
“То, что раньше делалось на бумаге, теперь производится в “цифре”, экономя режиссёрам немало денег, – сказал он. – Продюсеры предполагают, что мы сэкономили Лукасу около $10 миллионов во время производства третьего эпизода, в то время как работа нашей группы обошлась где-то в миллион долларов”. Но убедить режиссёра в своих услугах было нелегко, даже несмотря на подобную экономию. “Сначала нам долго приходилось демонстрировать свои возможности”.
И причина того, что офис компании выглядит не так технологично, заключается в высокой мобильности сотрудников. Им приходится брать с собой всё оборудование, чтобы работать непосредственно на съёмках, например, в африканской пустыне или на севере Канады, где приходится надевать одежду полярников.
Переносим своё рабочее место: 15 кг или меньше
Какое же оборудование используется? Внутри 15-кг рюкзака Дэна мы обнаружили большое обилие инструментов и переходников. Грегори использует два high-end ноутбука: один Ferrari на базе AMD с внешними жёсткими дисками, специальным программным обеспечением, цифровыми камерами, беспроводными маршрутизаторами и т.д. Вряд ли стоит находиться рядом с Дэном во время проверки в аэропорту, так как приятных слов он не скажет: “Учитывая весь набор оборудования, которое приходится возить с собой, меня каждый раз пристально досматривают в аэропорту. Чувствуешь себя козлом отпущения”.
Использование high-end ноутбуков действительно облегчает жизнь. “Я могут легко перевести работу с двухпроцессорного настольного ПК в Universal Studios на ноутбук, которым смогу пользоваться в любом месте”. Грегори поведал нам, что во время создания второго эпизода “Звёздных войн” ситуация отличалась. И современное улучшение работы связано с тем прогрессом в области “железа” и вычислительной мощности, который произошёл в ИТ-индустрии с тех пор.
“Благодаря ноутбукам с процессорами AMD мы смогли работать с Лукасам практически в реальном времени, когда он менял мнение, а мы сразу же учитывали это в сцене”. По мере того, как компьютеры становятся мощнее, технически продвинутые режиссёры начинают менять метод съёмки фильмов. “Теперь процесс стал более органичным. Режиссёр проводит съёмку так, как он хочет, затем отдыхает некоторое время, пока мы не проведём соответствующую обработку сцены, – сказал Чарли Босвелл (Charlie Boswell), директор отделения цифрового медиа AMD. – Причём для этого не требуется ничего особого – обычные компоненты из компьютерной розницы и обычное коммерческое ПО”.
Так как Грегори успел поработать и на Джорджа Лукаса, и на Спилберга, мы спросили, что он может сказать о стиле их работы? “Джордж мне больше напоминает документального режиссёра, который собирает набор сцен, а затем, в процессе монтажа, превращает их в фильм. Стивен же более тесно работает с аниматорами, кадр за кадром, и он уже знает, как будет выглядеть фильм, и в каком порядке будут идти сцены”.
Как подбирался персонал?
Мы поинтересовались, как Дэн подбирал персонал для работы над фильмами? “Собеседование, мнение коллег, рекомендации, – сказал Дэн. – Самое главное – отношение человека к делу, или его отсутствие. Если человек работает спустя рукава, то я даже не разговариваю с таким. Мне нравится нанимать студентов не из-за того, что их труд стоит дешёво, а потому что они часто уже разработали собственные проекты, от начала и до конца, и им пришлось пройти через все стадии производства. Они понимают процесс в целом”.
“Мы не получаем того внимания со стороны фанатов, которое получают актёры и другой персонал”, – честно сказал Дэн. Когда мы поинтересовались у него, не огорчён ли он этим, и не приходится ли ему очень долго ждать, прежде чем увидеть своё имя в самом конце титров, он гордо сказал: “Ждать вообще ничего не нужно! Намного большее удовольствие мне приносит работа с командой, а также лично с Джорджем. Он каждый день завтракает в нашем офисе и проводит час-полтора вместе с художниками, просматривая различные сцены и выдвигая идеи. Мы должны построить требуемое окружение, осветить его, расставить камеры, добавить дроидов или джедаев (или что там ему потребуется), анимировать сцену и снять её”.
Довольно ответственная работа для человека, которому недавно исполнилось тридцать, но Грегори об этом особо не задумывается – он просто пытается лучшим образом сделать то, что умеет. “Даже крупные режиссёры когда-то были обычными пацанами, поэтому нужно просто достигать профессионализма в своём деле”.