Введение
В образовательную лабораторию THG.ru поступило интересное учебное пособие по математике, состоящее из двух дисков: “Интерактивная математика 5-9” и “Математика 5-11”.
Напомним, что наша лаборатория уже протестировала несколько продуктов по математике.
- Образовательный комплекс “1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.”
- Комплексы “Готовимся к ЕГЭ 2.0” по математике и русскому языку от “Нового Диска”
Экспертом выступила Меркурьева Татьяна Валентиновна, учитель математики Вятской гуманитарной гимназии высшей квалификационной категории.
“Интерактивная математика 5-9”
Установка
Электронное пособие “Интерактивная математика 5-9” можно установить на компьютер, а можно запускать прямо с диска.
После установки и запуска пособия необходимо ввести имя пользователя и пароль, причём пароль можно оставить пустым.
Характеристика пособия
Данное учебное пособие является частью учебного комплекта по математике для 5 – 9 классов общеобразовательной школы, основу которого составляют учебники под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина (5-6 кл.) и под редакцией Г.В.Дорофеева (7-9 кл.), и тесно привязано к этим учебникам. Эксперт отмечает, что оно может также использоваться учителями, работающими с учебниками других авторов.
У нас возникло замечание по интерфейсу: он ограничен разрешением 800×600 и не масштабируется на весь экран. Так что пользователи компьютеров с большим разрешением экрана будут наблюдать чёрную рамку.
Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. В нём отобран такой материал, при изучении которого, по мнению авторов пособия, использование компьютера наиболее целесообразно: координатная плоскость, построение графиков функций, графическое решение уравнений и неравенств, чтение графиков и др. Именно эти темы, считает эксперт, привлекательнее всего для преподавателя с точки зрения наглядного использования на уроке.
Лаборатории
При входе в лабораторию ученик получает возможность познакомиться с её инструментарием и изучить основные правила работы. Это знакомство осуществляется как в визуальной, так и в звуковой форме. Подобным образом можно ознакомиться с инструментарием всех лабораторий.
В затруднительных случаях можно обратиться к “Помощнику”. Приятный молодой голос “Помощника” даст исчерпывающие указания по использованию возможностей лаборатории. Далее можно приступать к решению задач по предлагаемым авторами темам.
Задачи распределены по классам и “привязаны” к соответствующим пунктам учебников под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина (5-6 кл.) и под редакцией Г.В.Дорофеева (7-9 кл.). Если учитель работает с другим учебником, он может найти необходимый материал, руководствуясь разделами учебной программы, и использовать его в качестве наглядных примеров. Например, построение графиков функций, графическое решение уравнений и неравенств.
Выбираем функцию.
Устанавливаем коэффициенты.
Графическое решение неравенства.
Следует отметить, что возможность использования цвета делает графики наглядно различимыми.
Задачи
Ознакомившись с инструментарием, можно входить в любой класс и решать задачи. Теоретический материал в пособии не представлен, то есть диск предназначен для использования в качестве задачника.
Например, зайдём в 9 класс. Выберем задачу № 4, попробуем решить её.
Ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую “картинку” на экране (улыбающуюся или печальную рожицу), получить оценку “отлично” и услышать в свой адрес аплодисменты, психологически верный приём авторов, благоприятно сказывающийся на самочувствии ученика. К сожалению, есть задачи, в которых оценка результата не совпадает с очевидностью решения, например, 5 класс, “Линия, длина, расстояние”, задача № 2.
В пособии предусмотрена возможность пересылки решения учителю, а также выполнение домашних работ с последующим копированием на дискету.
Учитель может творчески работать с диском. Например, дополнить список задач, поместив их на специально отведённой для этого странице.
Технически работа с программой проста и доступна не только уверенным пользователям.
Использование в учебном процессе
По мнению эксперта, продукт целесообразнее использовать учителю в качестве иллюстрации излагаемого на уроке материала. Ученику данный диск полезен как образец для правильного построения графиков, их чтения, графического решения уравнений и неравенств и др. Учащимся младших классов, например 5 класса, можно решать задачи практического характера (проверить, лежат ли 3 точки на одной прямой; построить и исследовать геометрические фигуры и др.)
Создатели диска предусмотрели для ученика не только исследовательские задания (см. иллюстрацию ниже), но также используют игровой метод обучения в разных классах и разделах, есть целая лаборатория “Танграм”, созданная на основе древнекитайской игры. В лаборатории “Графики вокруг нас” к услугам пользователя целый автодром.
Заключение
В целом, эксперт положительно оценивает электронное пособие “Интерактивная математика 5-9” по многим параметрам: наглядность, интерактивность, возможность проверки выполненных заданий преподавателем, а также самопроверки, комплиментарный к пользователю интерфейс, возможность игры (работать с учебным пособием не скучно!). Диск можно использовать, когда возникает необходимость более наглядно продемонстрировать тот или иной учебный материал. Однако для постоянного использования в учебном процессе для тех, кто не работает по учебнику под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина (5-6 кл.) и под редакцией Г.В.Дорофеева (7-9 кл.), он не очень удобен, поскольку материал диска тесно привязан к тексту учебника. Кроме того, встречаются ошибки в оценке решения некоторых задач, не все задания заставляют ученика самостоятельно мыслить.
“Математика 5-11”
Разработчиком пособия являются издательство “Дрофа” и ООО “ДОС”. Пособие имеет следующие минимальные системные требования:
- операционная система Windows 98/Me/2000/XP;
- процессор Pentium 200 МГц;
- ОЗУ 64 Мбайт;
- разрешение экрана 800×600 с глубиной цвета 16 бит;
- CD-ROM;
- 20 Мбайт свободного места на жёстком диске.
Установка
Программа установки пособия на ваш компьютер (файл SETUP.EXE) запускается автоматически при обнаружении диска в CD-приводе. Для инсталляции требуется около 20 Мбайт свободного пространства. Если вы собираетесь использовать диск при работе в локальной сети, надо выбрать для установки общий сетевой диск или каталог, доступный с каждой рабочей станции.
Запуск и регистрация
После установки в главном меню Windows (кнопка “Пуск”) появится группа “Дрофа – ДОС для НФПК”. Из неё можно запустить программу “Математика 5-11”. В дальнейшем, при обнаружении диска в приводе, программа будет запускаться автоматически.
При работе в локальной сети для запуска программы с рабочей станции достаточно запустить файл NFPK.EXE, находящийся на том компьютере и в той папке, куда проводилась инсталляция программы (см. пункт “Установка”). Для упрощения работы рекомендуется создать ярлык к этому файлу на рабочем столе каждого ученика.
Процедура регистрации заключается в определении типа пользователя (“Администратор”, “Преподаватель” или “Ученик”), а также в его личной идентификации (по паролю). “Администратор” имеет возможность редактировать список пользователей и изменять их пароли. Изначально в этой группе зарегистрирован один (не удаляемый) пользователь SYSADMIN с паролем 31415926.
Любой “Администратор” обладает возможностью создавать новых пользователей и новые группы (классы) пользователей, а также редактировать пароли пользователей.
“Преподаватель” имеет следующие дополнительные права:
- доступ к классному журналу с возможностью просмотра и проверки работ учеников;
- инструментарий для создания собственных уроков;
- возможность “подсмотреть” правильный ответ при решении задачи;
- доступ к методической помощи.
Работа с программой
Сразу после процедуры регистрации пользователь попадаете в главное окно, в котором находятся:
- “Оглавление”, содержащее перечень основных содержательных разделов пособия, сгруппированных по классам (5-6, 7-9, 10-11), и переход через них к конкретной теме;
- вход в “Виртуальные лаборатории”;
- вход в раздел “Ось времени”;
- вызов “Классного журнала”;
- вызов “Методической помощи”;
- вызов контекстного “Поиска”.
Слева вверху находится “Помощник”, который будет сопровождать пользователя по всему диску. Щёлкнув по нему мышью, можно вызвать контекстную помощь. В некоторых ситуациях “Помощник” сам будет комментировать происходящее.
Справа вверху находятся две кнопки для навигации: “Назад” (к предыдущему окну) и “В главное окно”. Кроме того, можно в любой момент немедленно выйти из программы, нажав стандартную кнопку закрытия окна.
При сложных вычислениях можно запустить калькулятор.
После выбора одного из десяти содержательных разделов главного окна пользователь попадает в оглавление раздела. Для удобства слева в окне остаются доступными все остальные девять разделов.
Если войти в программу на правах учителя, то в конце оглавления раздела будет заголовок “Авторские уроки” с кнопкой “Создать новый урок”. Нажав эту кнопку, пользователь переходит в режим создания собственного урока. Откроется окно будущего урока, в котором будет собираться весь необходимый материал: теоретические сведения, упражнения и т.д. Это делается простым нажатием кнопки “Добавить в урок”, которая появляется в этом режиме около каждого фрагмента. В конце, когда урок сформирован, не забудьте нажать кнопку “Сохранить”.
После выбора в оглавлении конкретной темы (например, “Определение и свойства логарифмов”) происходит переход в основное рабочее окно программы, где слева – перечень основных форм подачи материала для изучения темы, а справа – сам этот материал.
Для каждой темы предусматриваются четыре основных формы подачи материала.
“Основные сведения”. Очень сжатое напоминание теории, необходимой для работы по этой теме (определения, правила, формулы, теоремы). Представлены в виде короткого гипертекстового элемента.
“Инструментарий”. Представляет собой обзор тех инструментов соответствующей лаборатории, которые будут использованы в лабораторном практикуме. Сопровождается мультимедийными демонстрациями.
“Упражнения”. Специально разработанная для пособия система задач для выполнения в рамках лабораторий или устного решения. После нажатия на жёлтую кнопку со стрелкой перед учеником открывается соответствующая данной задаче лаборатория (если она предусмотрена) и окно с задачей. После ввода ответа ученик должен нажать кнопку “Готово”.
Кнопка “с глазом” позволят учителю подсмотреть правильный ответ (для ученика она недоступна).
Работа с программой, продолжение
Большинство задач предусматривает автоматическую проверку полученных ответов, производимую компьютером. Некоторые задачи отправляются на проверку учителю.
В задачах предусмотрены следующие виды ответов:
- набор строки символов (числа, слова и т.д.);
- выбор из предложенных вариантов (множественный или альтернативный);
- установка порядка или соответствия между объектами (правильный ответ достигается простым перетаскиванием с помощью мыши);
- ввод формулы.
Специально для пособия разработан редактор математических формул, используемый как при вводе ответов, так и при работе во многих лабораториях.
Редактор имеет стандартный набор математических символов, которые могут набираться с помощью мыши или на клавиатуре.
При наборе формул следует соблюдать следующие обязательные правила:
- умножение обозначать звёздочкой (в самой формуле звёздочка будет автоматически заменяться на привычную точку);
- аргументы функций заключать в скобки;
- в десятичных дробях писать запятую;
- при вводе промежутков их концы разделять точкой с запятой.
Некоторые упражнения (типа “Приведите пример:” или “Постройте:”) не могут быть проверены непосредственно компьютером и отсылаются для проверки учителю (см. ниже о “Классном журнале”).
После решения любой задачи ученик нажимает кнопку “Готово” и получает на рабочей линейке “колобка” с одним из трёх выражений:
- задача решена верно;
- задача решена неверно;
- задача ждёт проверки учителем.
Подзаголовком “Экспресс-контроль” выделены задачи, которые даются в нескольких вариантах и призваны проверить базовые навыки ученика (устный счёт, знание основных формул, понимание определений и т.д.). Их можно использовать для контроля знаний.
“Результаты”. Позволяют ученику в любой момент ознакомиться с личными достижениями при изучении темы. В таблицу результатов выводится номер задачи, результат её решения (“колобок”), число сделанных попыток и общее время, затраченное на её решение. Из таблицы ученик может сразу перейти к решению нужной задачи.
Виртуальные лаборатории
Пособие содержит список из 12-ти виртуальных лабораторий, которые могут использоваться как при решении упражнений, снабжая ученика соответствующим инструментарием, так и для самостоятельного изучения их возможностей.
Кроме того, учитель может подготовить с помощью любой из лабораторий набор собственных примеров для демонстрации и объяснения материала.
Окно каждой лаборатории содержит линейку инструментов и рабочее поле. Линейка инструментов всегда начинается с элементов:
- очистить всё;
- открыть
- сохранить.
Наличие двух последних функций позволяет в любой момент полностью сохранить всю “обстановку” лаборатории в файлах специального формата, разработанного для объектов лаборатории, с возможностью их последующего воспроизведения. Именно эта возможность позволяет сохранять в компактной форме результаты решения каждой задачи и обмениваться ими с учителем.
Ниже приводится в качестве примера окно одной из 12-ти лабораторий “Планиметрия”, с построенной в нём конструкцией “Вписанная окружность”: vpis okr
“Классный журнал”
Представляет собой удобную и простую систему общения учителя с учениками в рамках данного ЭИ. Внешне выглядит как “карта класса”, состоящая из учеников (строки таблицы) и задач ЭИ (столбцы).
На пересечении строки и столбца содержится полная информация о результатах работы ученика с данной задачей: цвет квадрата обозначает окончательный результат (красный – ответ неверный, зелёный – ответ верный, жёлтый – задача ждёт проверки). В квадрате может быть показано число попыток по данной задаче или затраченное на неё время.
Самая интересная функция журнала состоит в том, что, щёлкнув по любому заполненному квадрату, учитель получает решение ученика на экране (причём не только ответ, но и состояние лаборатории). Если задача при этом нуждается в проверке, то учитель может её произвести.
“Ось времени”
Представляет собой окно с горизонтальной прокруткой, символизирующей передвижение по оси времени. В окне можно увидеть портреты великих ученых-математиков и упоминания о наиболее значимых математических открытиях с возможностью вызова по щелчку мыши более подробного рассказа о каждом из них.
“Методические указания”
Включают общую концепцию использования пособия, методические рекомендации по использованию пособия для 5-6, 7-9, 10-11 классов, а также содержат примерное распределение материала.
Пособие тесно связано с учебниками под ред. Дорофеева, однако его можно использовать учителям, работающим с другими учебниками. Предлагаемые задачи разнообразны по темам, уровню сложности, методам решения. Эксперт считает, что возможности пособия совпадают с заявленными разработчиком. При возможности работы в локальной сети учитель может работать со всем классом. При других условиях пособие можно использовать как наглядный материал, а также для самостоятельной работы дома. Интерес представляет раздел “Ось времени”, поскольку он даёт возможность оперативно использовать материал из истории математики.
Редакция благодарит Вятскую гуманитарную гимназию, а также Департамент образования Кировской области за помощь в проведении тестирования.