Введение
Хотя аналоговое оборудование способно обеспечивать великолепный звук, его время уже прошло. Собрать аналоговую студию сегодня очень и очень дорого, при этом требуется немало пространства и усилий. Из-за постоянно растущей мощности современных компьютеров даже те, кто раньше считал аналоговое оборудование превосходящим цифровое, сегодня изменили своё мнение. Сегодня цифровой путь быстро становится единственным как для профессионалов, так и для любителей.
При столь широком ассортименте доступного оборудования трудно определиться с выбором того, что действительно нужно для домашней аудио-студии. Столь много вопросов, столь много возможностей – но ответов очень мало. Mac или ПК? Одноядерный или двуядерный процессор? Конденсаторный или электродинамический микрофон? MIDI-интерфейс со встроенным аудио-интерфейсом или по отдельности? USB или FireWire? Этот список можно продолжать.
Поскольку список “железа” просто ошеломляет, в нашей второй статье мы попытаемся помочь определиться с его выбором. В первой статье мы обсуждали программную сторону домашней аудио-студии. Здесь же мы постараемся рассмотреть основные аппаратные компоненты. Базой можно считать компьютер, аудио-интерфейс и, если вы заинтересованы в создании музыки, MIDI-контроллер.
Платформа: Mac или ПК?
Одно из самых важных решений заключается в выборе платформы. Собственно, этот вопрос обсуждается уже не один десяток лет. Что лучше взять: Mac или ПК? Лично я предпочитают ПК. Дело в том, что ПК обгоняет Mac при равных тактовых частотах, да и ПК дешевле. Если этого мало, то на рынке можно найти большое число плагинов, которые доступны только для ПК. И распространены ПК намного шире.
Для меня выбор очевиден, но позвольте взглянуть с другой стороны. Хотя у ПК есть много преимуществ по производительности и совместимости, большинство индустрии развлечений использует Mac! И тому есть несколько причин. Первая заключается в том, что чем выше цена, тем лучше должен быть товар. Что ж, это не всегда так, но таково уж распространённое заблуждение. Впрочем, у покупки Mac есть весомое преимущество – стабильность. Мой ПК редко “вылетает”, но пользователь ПК с гораздо большей вероятностью “поймает” вирус, чем Mac.
Ещё одним весомым преимуществом Mac является ощущение дружественности к пользователю. Лично мне так не кажется, но многие пользователи находят ПК слишком громоздким. Возможно, так происходит потому, что я провёл большую часть жизни за ПК и нахожу Windows XP довольно интуитивной.
Однако сегодня значимым недостатком Mac является его большая избирательность, чем ПК. Многие комплектующие и программное обеспечение несовместимы даже с последней версией Mac OS Tiger. Впрочем, надо отдать должное Apple: Tiger является первой версией Mac OS после OS9 (вышла несколько лет назад), которая позволяет использовать одновременно несколько звуковых интерфейсов. Впрочем, подобной проблемы под Windows XP никогда не возникало.
Следует отметить, что Apple включила в Tiger более надёжную поддержку MIDI. По сути, в Tiger появилось множество функций, специально нацеленных на музыкантов и звукорежиссёров, включая работу с потоковым аудио. Впрочем, передавать потоковый звук или MIDI в реальном времени через LAN или Интернет достаточно забавно, да и вряд ли функции, подобные этой, понадобятся музыкантам или звукорежиссёрам.
Ещё одна особенность Apple – формат плагинов под названием Audio Unit. Многие плагины совместимы с несколькими платформами, однако Apple постаралась сделать так, что формат плагинов будет работать только на Mac, а программное обеспечение не будет поддерживать какие-либо другие типы плагинов.
Аудио-интерфейс
После выбора платформы следует решить, какой аппаратный аудио-интерфейс удовлетворит ваши нужды. Вы считаете, что вам хватит колонок и звуковой карты, которые поставляются вместе с компьютером? Подумайте ещё раз. Небольшое вложение в дополнительный аудио-интерфейс может улучшить качество записи и воспроизведения.
За звуковые входы и выходы отвечают аналого-цифровые преобразователи (АЦП) для входа и цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) для выхода. На рынке можно найти большое количество внешних аудио-интерфейсов, которые используют приличные АЦП/ЦАП, обладают хорошими возможностями ввода/вывода и поддерживают функции вроде мониторинга и встроенных эффектов. Позвольте определиться с терминологией. Вообще, “интерфейсом” называется аппаратное обеспечение с функциями ввода/вывода. Термин “звуковая карта” несколько устарел, поскольку профессионалы уже больше не используют чистые печатные платы или PCI-карты для звука. По сути, даже PCI-слот постепенно вытесняется с материнских плат. Сегодня зачастую используется не звуковая карта, а интерфейс USB или FireWire.
Интерфейсы USB и FireWire становятся всё популярнее не только из-за безупречной точности передачи данных, но и за мобильность и удобство использования в паре с ноутбуком. Перед тем, как выбрать решение на основе USB или FireWire, посмотрите, какими интерфейсами оснащён ваш компьютер. Возможно, вам придётся докупить плату с соответствующим интерфейсом. Скорость передачи данных стандартного FireWire составляет 400 Мбит/с, поэтому он работает быстрее стандартного USB 1.1 на 12 Мбит/с. Относительно новым можно назвать стандарт FireWire 800, который способен передавать данные со скоростью 800 Мбит/с – в два раза больше обычного FireWire. Однако FireWire 800 сегодня распространён не слишком широко. В то же время, стандарт USB 2.0 поддерживает скорость передачи до 480 Мбит/с.
Из всех возможных вариантов стандарт FireWire обеспечивает лучший баланс между скоростью передачи и совместимостью. Новый Mac будет оснащён интерфейсами FireWire и USB 1.1, а у некоторых моделей есть и USB 2. Старый ПК может иметь USB 1.1 и, возможно, USB 2. Впрочем, всегда можно добавить порт FireWire с помощью карты PCI или PCMCIA.
При покупке обратите внимание на спецификации, изучите число входов и выходов вашего аудио-интерфейса. Среди них могут быть микрофонный вход, линейный вход, вход для инструментов (гитары), а также цифровой вход. Постарайтесь определиться, какие входы и выходы вы будете использовать сразу же, а какие нужны только для потенциального расширения в будущем, или не нужны вообще. В принципе, цена на аудио-интерфейсы во многом определяется числом входов и выходов, частотой дискретизации и битовой разрядностью и, конечно, дополнительными функциями.
Если начать с недорогого сегмента рынка, то приемлемые аудио-интерфейсы можно приобрести от Edirol (потребительское отделение Roland), M-Audio, Yamaha, Behringer и Tascam. Выйдя на средний ценовой сегмент, мы получим решения от M-Audio, Aardvark, Rolls, Emu, Lexicon, Audiotrak и Presonus. Если же вы хотите получить максимум, заплатив соответствующие деньги, то обратите внимание на аудио-интерфейсы от Digidesign, Mackie, Alesis, Focusrite, ST Audio, Hercules, Lucid, M-Audio, Lynx Studio Technology и Mark of the Unicorn (MOTU).
Существенным недостатком цифрового звука и революции виртуальных звуков является всё возрастающая зависимость от мыши. Для управления звуком приходится использовать мышь – это примерно то же самое, что получить расширенный микшер с бесконечным числом кнопок и движков, но работать с ним вы сможете только одним пальцем. Обойти эту проблему можно с помощью специальных пультов управления, которые привязывают свои кнопки и движки к соответствующим элементам управления программного обеспечения. Подобные пульты позволяют эффективно управлять программой, обеспечивая многочисленные преимущества, характерные для аппаратного микшера. Среди популярных и недорогих вариантов можно назвать пульт от Evolution, Peavey, Tascam и Edirol. Для среднего ценового сегмента можно рекомендовать пульты от JL Cooper, Doepfer и Event Electronics. Наконец, в high-end области работают компании вроде Mackie, Radikal, CM Labs, Digidesign (см. фотографию ниже) и JL Cooper.
MIDI-контроллер
Наконец, ещё одна аппаратная деталь аудио-студии, очень важная для музыкантов: MIDI-контроллер. Как мы уже упоминали в предыдущей статье, Создаём домашнюю студию для работы с цифровым звуком: часть I, MIDI-контроллер сам по себе звука не создаёт. Однако он позволяет осязательно передавать данные в программные синтезаторы и другие приложения.
Самые популярные и распространённые MIDI-контроллеры повторяют стиль пианино. Одним из самых крупных производителей MIDI-клавиатур является M-Audio. Типичная MIDI-клавиатура обойдётся от $50 до нескольких тысяч. Как правило, чем дороже стоит клавиатура, тем выше у неё отзывчивость и качество. Например, дешёвый MIDI-контроллер не реагирует на скорость нажатия. Потратив чуть больше, вы получите различные ручки регулировки, движки, мини-джойстики и даже подушечки барабанов. В принципе, хорошим и относительно недорогим продуктом можно назвать Korg Microkontrol за $300.
Если вы больше нацелены на работу ди-джеем, то вам подойдёт MIDI-контроллер просто с ручками регулировками и движками. Здесь можно рекомендовать контроллер X Session за $150, который подойдёт всем тем, кому клавиатура пианино не нужна.
Впрочем, если вы будете музицировать, то стоит прикупить высококачественный MIDI-контроллер с чувствительными клавишами, реагирующими на скорость и силу нажатия. Он стоит существенно дороже, однако позволяет почувствовать себя как за клавиатурой пианино. Если вы желаете получить аналог акустического пианино, позволяющий преобразовать музыку в MIDI, и у вас есть свободные $1500, то присмотритесь к The Moog Piano Bar.
Выше мы упоминали, что большинство MIDI-контроллеров используют клавиатуру в стиле пианино, но это всего лишь один из путей. Многие контроллеры имеют форму электронных барабанов (с подушечками вместо барабанов). Музыкантам, играющим на духовых инструментах, по душе придутся соответствующие MIDI-контроллеры (некоторые примеры можно найти здесь). Существуют и более затейливые MIDI-контроллеры. На альтернативные MIDI-контроллеры можно взглянуть, к примеру, здесь.
Заключение
При выборе аппаратной начинки вашей цифровой музыкальной студии существует множество доступных вариантов. Конечно, многие из них субъективны, и мы вполне допускаем, что ваши предпочтения отличаются от наших. В последующих статьях нашего цикла мы рассмотрим, что можно делать с помощью музыкальной цифровой студии, а также как запрограммировать некоторые интересные возможности.