Введение
Музыкальное шоу: открытие Форума.
28 октября прошёл седьмой Бизнес-форум IBM. Как и в прошлый раз, лейтмотивом Форума можно назвать концепцию Business On Demand (“Бизнес по требованию”). С 10 до 12 часов состоялись пленарные доклады, а с 13.00 началась работа секций. Всего на форуме работало пять секций: “Интеграция приложений и бизнес-процессов”, “Тиражируемые индустриальные решения для российского рынка”, “Трансформация бизнес-процессов”, “Обеспечение безопасности бизнеса”, “Платформы для разработки IT-архитектуры On Demand Business”. Форум привлёк немалый интерес специалистов в области ИТ. По предварительным оценкам, седьмой Бизнес-форум IBM собрал более 700 человек. Дополнительную информацию о программе Форума и содержании докладов можно получить на российском сайте IBM. В нашем репортаже мы вкратце упомянем основные идеи ключевых докладов седьмого Форума.
Кирилл Корнильев: нужно повышать эффективность работы предприятий
Форум открыл Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM Восточная Европа/Азия. Как отметил Кирилл, форум уже стал традиционным мероприятием IBM в России. И за прошедшие годы сделано немало. Был открыт Центр инноваций IBM, Центр компетенции Linux, совместный с Intel Центр исследований в нефтегазовой отрасли.
Как считает Кирилл Корнильев, борьба за существование – пройденный этап для российских предприятий. Сегодня перед ними стоят задачи роста и повышения эффективности. В России много предприятий, которые сегодня растут. Но многие ли из них эффективны? К сожалению, чаще всего по эффективности они уступают международным корпорациям. Но конкуренция сегодня выходит на мировой уровень, поэтому и наши предприятия должны становиться конкурентоспособными по эффективности на уровне международных корпораций.
Как отметил Кирилл, на этом пути весьма трудно проанализировать текущее состояние предприятия и понять, каким оно должно быть в будущем. Но это не самое сложное. По мнению Кирилла, самое сложное – “пробить” путь из текущего состояния в новое, эффективное.
Собственно поэтому IBM всегда фокусируется на термине “инновации”. Под этим следует подразумевать не только новое состояние предприятия, его информационной инфраструктуры, но и то, как реализовать всё это на практике. И комбинация обоих факторов и есть инновации.
Владимир Слинько: две сферы сотрудничества IBM и Intel
Следующим с приветственным словом выступил Владимир Слинько, директор по развитию корпоративного бизнеса Intel, глобального партнёра IBM. Владимир указал на то, что решения, которые представляет IBM, в существенной доле базируются на технологиях Intel. Как кажется Владимиру, это наглядно говорит о признании достижений Intel со стороны IBM, ведь у самой IBM в портфеле имеется немало архитектур. Здесь следует признать и расторопность IBM: многие технологии, которые Intel выводит на рынок, сразу же появляются в виде решений IBM.
Вторая после аппаратной сфера сотрудничества – программное обеспечение. Здесь Владимир особо отметил сотрудничество с независимыми поставщиками ПО, которые могут в центре инновации, центре Linux и в нефтегазовом исследовательском центре пробовать свои продукты и искать подходящие решения задач.
Денис Решин: стратегический альянс Lenovo
Владимира сменил Денис Решин, генеральный директор Lenovo Восточная Европа/Азия, глобального партнёра IBM. Сегодня компанию Lenovo можно назвать результатом стратегического альянса – отдела персональных систем IBM и “старой” Lenovo. В итоге в мире появился третий по величине производитель персональных систем. Кстати, 1 августа Lenovo открыла представительство в России.
Как указал Денис, объединение сохранило “стратегичность” компании, оставив прежние каналы продаж, партнёров и заказчиков. Но теперь Lenovo предложила более широкий пакет продуктов, в результате чего компания стала ориентироваться на новых партнёров и заказчиков. Многие заказчики являются новыми, и их пул продолжает расти. Что касается признания марки Lenovo на мировом уровне, то достаточно отметить её роль глобального спонсора на грядущей Олимпиаде в Турине (2006) и летних игр в Пекине. Lenovo поставит на игры полный пакет персональной техники (6 тысяч единиц). По своей мощности подобную систему можно сравнить с ИТ-инфраструктурой компании из списка Fortune 500. Кроме того, в олимпийской деревне будет открыта серия интернет-кафе. Конечно же, Lenovo будет продолжать тесно работать с IBM, являясь частью того On Demand бизнеса, который предлагает IBM на российском рынке.
Михаил Серегин: стратегия Business On Demand
Пленарный доклад Михаила Серегина, директора Business Consulting Services, IBM Восточная Европа/Азия, был посвящён современным тенденциям развития экономики и подходу “Бизнес по требованию”.
Михаил начал свой доклад с основных факторов, влияющих на развитие и формирование бизнеса во всём мире. Во-первых, это конкурентная борьба. Сегодня она становится жёстче, выходит на международный уровень. Во-вторых, это постоянные изменения, причём в каждой сфере: в окружающей среде, в технологиях, клиентах. В-третьих, это финансовые ограничения. Хорошим примером могут служить публичные компании, находящиеся под давлением своих акционеров, которые требуют предсказуемых результатов. Наконец, ещё одним фактором можно считать непредсказуемые угрозы.
Все эти факторы диктуют императивы бизнеса: он должен быть сфокусированным (против конкуренции), быть проактивным (предвидеть изменения, которые могут нанести вред бизнесу), быть гибким (прежде всего в финансовом плане), быть устойчивым. И все эти императивы можно назвать слагаемыми On Demand Business (“Бизнес по требованию”).
Но это мировые тенденции. В чём же специфика России?
Говоря о России, Михаил выделил следующие задачи и проблемы:
- удвоение ВВП:
- вступление в ВТО;
- привлечение иностранных инвестиций;
- диверсификация экономики;
- развитие не сырьевых и наукоёмких отраслей;
- проблема старения и сокращения численности трудоспособного населения.
Конечно, многие факторы противоречат друг другу, но они влияют на поведение компании, бизнеса и всей экономики.
Но что же предлагает IBM? Начнём со слов главного исполнительного директора IBM Сэма Пальмизано: “Предприятие, чьи бизнес-процессы интегрированы по всей компании, а также с ключевыми партнёрами, поставщиками и клиентами, может гибко и быстро реагировать на изменения потребительского спроса, рыночных возможностей или на внешние воздействия”.
Вообще, концепция Business On Demand возникла внутри самой IBM. Дело в том, что сама IBM некоторое время назад прошла через серьёзные фазы реорганизации.
В 1992-93 гг. вышел целый ряд книг и статей, написанных аналитиками в области ИТ, в которых содержался весьма пессимистический прогноз развития IBM на ближайшие годы. Данный прогноз подтверждался финансовыми результатами IBM – падением объёма продаж мэйнфреймов и снижением доходов корпорации. В прессе IBM часто называли “динозавром”.
В 1993 году генеральным директором IBM был назначен Луис Герстнер мл. С приходом Герстнера в компании IBM начались преобразования, которые во многом определили будущее корпорации IBM, а также ту философию бизнеса, которая формирует стратегию IBM сегодня. К числу основных преобразований относились:
- пересмотр продуктовой линейки и уход от концентрации на мэйнфремах;
- ориентация на клиентов компании, развитие сервисного бизнеса;
- продажа активов, не приносящих доходов, и нишевого бизнеса;
- реструктуризация IBM и преодоление регионального сепаратизма;
- стратегический курс на превращение IBM в компанию-интегратора всей ИТ-отрасли.
Нынешний генеральный директор Сэм Пальмизано отметил: “Не дожидаясь, пока “грянет гром”, мы начали процесс серьёзного преобразования нашей компании… Мы поставили перед собой задачу превратить IBM в образцовую компанию, ведущую бизнес по принципу On Demand… Мы намерены сделать IBM действительно великой компанией”.
С тех пор IBM эволюционировала к структуре “Бизнес по требованию”. Вообще, если обратиться к истории, раньше лозунгом компании был “клиент-сервер”, затем “network-centering computing”, потом “eBusines”, и, наконец, “Business On Demand”.
Конечно, эволюция IBM состояла из нескольких этапов и не была лёгкой. Но она позволила компании успешно преодолеть кризис и твёрдо стать на ноги. И сейчас IBM распространяет свой успешный опыт и на другие компании.
Сергей Яскевич: перспективы развития информационных технологий
Пленарный доклад Сергея Яскевича, директора IBM Global Services, IBM Восточная Европа/Азия, был посвящён перспективам развития информационных технологий. Вообще, доклад во многом повторял выступление Сергея на прошлогоднем Форуме, но всё же новые мысли и факты прозвучали.
Сергей рассказал о масштабной научно-исследовательской деятельности IBM. В мире у IBM существует большое число научных лабораторий (к сожалению, в России ни одной). Лаборатории занимаются не только текущими научными исследованиями, но и фундаментальной наукой. И доказательством тому являются нобелевские премии, полученные учёными, работавшими в IBM. Кроме того, IBM может похвастаться изобретением перфокарт, первого лампового компьютера, первого электромеханического компьютера. Именно IBM создала первый носитель на магнитных дисках. В лабораториях IBM появился язык формул, понятный человеку: FORTRAN (Formula Translation). Список можно продолжать долго: устройства DRAM, компьютеры RISC и т.д. Недаром IBM многие годы лидирует по числу патентных заявок.
Исследования не прекращаются. В 1998 году IBM представила техпроцесс изготовления полупроводников с медными соединениями. Вскоре после этого были внедрены схемы на основе кремния и германия. Появился суперкомпьютер, которому проиграл Г. Каспаров. В 2001 году IBM создала техпроцесс на основе напряжённого кремния (на Si-Ge подложках).
Чтобы закон Мура продолжался и в будущем, полупроводниковых технологий будет недостаточно. Поэтому сегодня одно из стратегических исследовательских направлений IBM – это наноэлектроника. В 1998 году учёные Дональд Эйглер и Эрхард Швецер из Калифорнийского научного центра IBM сумели выложить 35 атомами ксенона на кристалле никеля название компании IBM. Достаточно популярной темой сегодня являются нанотрубки. Они имеют диаметр 1-2 нм и в зависимости от материла, которым заполнена трубка, дают те или иные качества.
Несколько лет назад Герд Беннинг из IBM обратил внимание на возможность формирования в полимерах ямок наномасштаба. Причём, можно одновременно сканировать/записывать множество таких ямок. Плотность записи составляет 1 Терабит на квадратный дюйм, что позволяет уместить 25 млн. печатных листов на кристалле размером с почтовую марку. В 2002 году был представлен прототип чипа Millipede. А на CeBIT такое устройство было показано.
Сергей Яскевич рассказал и о других исследовательских проектах IBM, на которых мы не будем подробно останавливаться.
Говоря о перспективах развития информационных технологий, Сергей выделил составляющие, среди которых самыми важными являются: открытые системы (только они позволяют достичь интеграции всех компонентов), автономные системы (они могут работать без вмешательства человека), виртуализация вычислений, которая позволит использовать незадействованные ресурсы.