Бежим покупать заветные 2 гигабайта?
Сколько памяти стоит в вашем компьютере? Если вы работаете под Windows XP, то, скорее всего, от 512 Мбайт до 1 Гбайт. Старые версии Windows справлялись со своей работой и при установке меньшего объёма памяти, но стоило запустить больше одного приложения, как маленький объём памяти (мы имеем в виду меньше 512 Мбайт) сразу же становился “узким местом”.
Конечно, чем больше памяти в вашем компьютере, тем лучше. Но сколько памяти нужно на самом деле?
Сегодня продолжает сохраняться тенденция, когда одновременно запущено несколько приложений. Действительно, нам нужны антивирус и брандмауэр, а также многие полезные утилиты, к которым мы привыкли, и которые работают в фоне. У большинства пользователей, например, постоянно запущены клиент электронной почты и браузер. Средства обмена сообщениями вроде AIM, ICQ, MSN или YIM можно встретить почти у каждого, а музыкальный плеер во время работы играет в фоне приятную мелодию. Каждая из упомянутых программ потребляет определённый объём памяти, снижая число доступных для приложений ресурсов.
Память имеет значение
Многие считают, что одного гигабайта памяти будет достаточно практически для любого непрофессионального сценария. К сожалению, это не всегда так. Вы когда-нибудь запускали свежую игру, требовательную до ресурсов? Вроде бы всё кажется нормальным, поскольку Windows скидывает всю память приложений в swap-файл на жёстком диске. Но стоит случайно нажать клавишу Windows, как ОС начнёт менять игровые данные в основной памяти с данными приложений.
Тесты с кэшированием и без
Во время тестирования Doom 3 мы обычно несколько раз вхолостую прогоняем demo, пропуская первые результаты, поскольку они бывают ниже. Причина такого явления заключается в том, что игра считывает данные текстур и карты с жёсткого диска в оперативную память, а доступ к жёсткому диску настолько медлителен, что может просто “убить” fps.
Если не выходить из игры после первого прогона, то данные демо будут находиться в оперативной памяти, и при следующем прогоне обращаться к жёсткому диску за ними не потребуется. Именно поэтому, когда мы тестируем графическую карту или процессор, не имеет смысла брать результаты первого тестового прогона, поскольку мы не хотим, чтобы производительность жёсткого диска влияла на результат.
Но вот что касается проверки влияния объёма памяти на производительность, то здесь ситуация иная. В данном случае следует оценивать результаты и первого тестового прогона.
Действительно, подумайте сами. Вы когда-нибудь загружали запись, проходили уровень, а затем загружали её ещё раз, чтобы пройти тот же самый уровень, но уже без падения производительности из-за влияния жёсткого диска? Именно поэтому мы добавили в наши графики результаты первого прогона.
Тестовая конфигурация
Процессор | |
Socket 939 | AMD Athlon 4000+ (Clawhammer, 2,4 ГГц, 1 Мбайт кэша L2) |
Память | |
Платформа AMD (DDR400) | 4x 512 Мбайт – DDR400 (200 МГц) Corsair Pro Series CMX512-3200XL (XMS3208 V1.1) (CL2,0-2-2-5-2T @ 200 МГц) 2x 256 Мбайт – DDR400 (200 МГц) GeIL GOS5123200DC (CL2,0-2-2-5-2T @ 200 МГц) |
Материнская плата | |
Платформа Socket 939 | Abit A8N Fatal1ty nVidia nForce4 Ultra |
Системное аппаратное обеспечения | |
Графическая карта (PCIe) | nVidia GeForce 6800 GT (эталонная карта) GPU: nVidia GeForce 6800 GT (405 МГц) Память: 256 Мбайт DDR SDRAM (550 МГц) |
Жёсткий диск | Maxtor DiamondMax 10 300 Гбайт, кэш 16 Мбайт, 7200 об/мин |
Сеть | Встроенная nVidia Gigabit Ethernet |
Блок питания | Tagan TG480-U22, ATX 2.0, 480 Вт |
Программное обеспечение | |
Драйверы чипсета (PCIe) | nVidia Forceware 6.70 |
Графический драйвер | nVidia Forceware 81.85 |
DirectX | Версия: 9.0c (4.09.0000.0904) |
ОС | Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Тесты и настройки
Тесты и настройки | |
OpenGL | |
Doom III | Version: 1.3 1024×768, 32 Bit Video Quality = Ultra Quality demo1 |
Quake 4 | Version: 1.0 640×480, 32 Bit Video Quality = Ultra Quality Custom made demo |
DirectX 8 | |
Unreal Tournament 2004 | Version: 3255 |
DirectX 9 | |
Far Cry | Version: 1.31, Build 1378 |
3DMark 2005 | Version: 1.2 |
Battlefield 2 | Version: Demo 1.0 |
Видео | |
Pinnacle Studio 9 Plus | Version: 9.4.1 from: 352×288 MPEG-2 41 MB to: 720×576 MPEG-2 95 MB Encoding and Transition Rendering to MPEG-2/DVD no Audio |
Auto Gordian Knot DivX 5.2.1 XviD 1.0.3 |
Version: 1.95 Audio = AC3 6ch Custom size = 100 MB Resolution settings = Fixed width Codec = XviD and DivX 5 Audio = CBR MP3, kBps 192 182 MB VOB MPEG2-source |
Аудио | |
Lame MP3 | Version 3.97.1 Multi-threaded Alpha Wave 17:14 minutes (182 MB) to mp3 32 – 320 kBit VBR = level 3 |
Applications | |
WinRAR | Version 3.41 Extraction of 1 file, 2.65 GB Compression = Best Dictionary = 4096 kB |
3DS Max 7 | Characters “Dragon_Charater_rig” 1600×1200 Rendering Single |
Синтетические тесты | |
PCMark 2005 Pro | Version: 1.0.1 All Tests |
SiSoftware Sandra Pro | Version 2005, SR2a Memory Tests = Bandwidth Benchmark, Memory and Cache Benchmark |
Многозадачность | |
Quake 4 | Version: 1.0 |
BulletProof FTP Server | Version: 2.4.0.31 |
OpenGL: Doom 3
Как можно видеть, система с 2 Гбайт памяти даёт более высокую частоту кадров. Во время первого прогона CPU и видеокарта частот ждут, пока жёсткий диск и оперативная память обеспечат новые данные, что даёт отрицательный эффект и ощутимо сказывается на частоте кадров.
Конечно, дополнительный объём оперативной памяти не заставит процессор или графическую карту работать быстрее. Однако при этом будут уменьшены или устранены вообще неприятные ситуации, когда игре приходится запрашивать данные на жёстком диске (часто повторно). Как видим, различие между разными объёмами весьма существенно.
OpenGL: Quake 4
В Quake 4 в режиме Ultra Quality различие между первым запуском и последующими (кэшированными) невелико. Если у вас 1 Гбайт памяти или больше, то о негативном влиянии жёсткого диска можно забыть.
Как и в случае Doom 3, 512 Мбайт памяти просто слишком мало для игры в режиме Ultra Quality. Конечно, не стоит думать, что вы получите 46 fps вместо 100. Это средняя частота кадров. Дело в том, что игра “повисает” на пару секунд через четыре-пять секунд игры, что негативно сказывается на среднем значении fps.
В режиме Low Quality игра не использует больших текстур, поэтому теперь она способна уместиться в меньшем объёме памяти. Вы не заметите разницы между системой с 512 Мбайт и 2 Гбайт памяти. Но если ваш CPU и графическая карта вполне способны обеспечить режим Ultra Quality, вряд ли стоит портить впечатление от игры из-за маленького объёма оперативной памяти.
Конечно, в многопользовательском сценарии красивые текстуры вас не спасут. С помощью специально настроенного конфигурационного файла можно сделать так, что Quake 4 будет походить на Quake 3. Ваша система будет кэшировать небольшую многопользовательскую карту, и 512 Мбайт будет вполне достаточно.
DirectX 8: Unreal Tournament 2004
Unreal Tournament 2004 нельзя назвать новой игрой, но если оперативной памяти для неё не хватает, то ничего хорошего вы не получите. С 512 Мбайт оперативной памяти вы получите уже не столь убедительный результат. В общем, UT2004 с максимальным качеством и 512 Мбайт – это не пара.
DirectX 9: 3DMark 05
3DMark 2005 наглядно показывает: если приложению не нужно больше памяти, то её увеличение ничего толком и не даст.
DirectX 9: Far Cry
Несмотря на масштабный открытый игровой мир и выкрученные на максимум настройки, Far Cry не нужно больше 512 Мбайт памяти.
DirectX 9: Battlefield 2
Battlefield 2 – одна из самых неудобных игр для тестирования, но у неё есть приятная особенность. Игра записывает время рендеринга каждого кадра демо и выводит номер кадра, время рендеринга и FPS каждого кадра в файл .csv. Файл можно открыть и проанализировать при помощи Microsoft Excel или другой программы.
Результаты показывают, что если у вас три секунды уйдёт на нажатие клавиши “enter game” и запуска демо, то 999 fps, которые компьютер отображает во время загрузочного экрана, существенно повлияют на правильное среднее значение fps. Именно поэтому для правильной оценки производительности в Battlefield 2 следует удалять все лишние записи в файле .csv.
Battlefield 2 умеет использовать предоставленную память. Особенно ярким является сравнение между 512 Мбайт и 1 Гбайт. А вот между 1 Гбайт и 2 Гбайт отличия невелики.
Посмотрев на результаты, можно сказать, что прирост производительности на 15% не является таким уж существенным. Действительно, 75,9 FPS вместо 89,3 FPS вряд ли можно заметить на экране. Но не будем забывать, что перед нами – среднее значение fps. Следующий график всё объясняет.
В нашем демо было выведено чуть меньше 1500 кадров. На приведённом выше графике выведено значение fps для каждого кадра. Этот график наглядно показывает негативный эффект малого объёма памяти на игру с большим количеством крупных текстур. Как можно ясно видеть, зелёная линия соответствует 2 Гбайт системной памяти, а синяя – 512 Мбайт.
Как видно по графику, если оперативной памяти мало, то компьютеру приходится часто обращаться к жёсткому диску, что негативно сказывается на игровом процессе. Самое плохое здесь – резкие падения fps, поскольку они вредят как прицеливанию, так и времени реакции.
Чтобы наш пример был ещё более наглядным, мы отсортировали все кадры из приведённого выше графика (по значению fps) в порядке возрастания. Можно заметить, что в правой части графика линии для 512 Мбайт и 2 Гбайт ведут себя примерно одинаково. Но левая часть более интересна. С 2-Гбайт системой памяти частота кадров редко опускается ниже 60 fps. Только 2,3% из всех 1500 кадров выводятся с меньшей частотой. Конечно, это вредит наслаждению игровым процессом. Но если установить в систему 512 Мбайт, то уже 25,8% кадров дают производительность ниже 60 fps, что совсем далеко от идеала.
Рендеринг видео: Pinnacle Studio 9
Кодирование видео: AutoGordianKnot (DivX и Xvid)
Ощутимого различия в двух приложениях нет.
Кодирование Lame MP3
Никаких интересных новостей.
Результаты тестирования приложений
Распаковка файлов: WinRAR 3.41
При распаковке 2,65-Гбайт файла ISO мы обнаружили отличие: система с 512 Мбайт оказалась чуть быстрее. Несмотря на те же частоты и задержки, 256-Мбайт модули GeiL обгоняют 512-Мбайт модули Corsair, что подтверждается чувствительным к скорости памяти WinRAR. Различие связано вовсе не с производителем модулей, а с их числом. Вполне очевидно, что WinRAR получает преимущество от компактных конфигураций памяти. Дополнительную информацию об этой особенности можно найти в результатах синтетических тестов. Объём памяти на производительность не влияет.
3D Rendering: 3DS Max 7
Дополнительная память не даёт каких-либо преимуществ.
Результаты синтетических тестов
PCMark05
Различие в производительности незначительно.
SiSoft Sandra 2005 Pro
Данный тест проливает свет на результаты WinRAR. Модули GeiL оказались быстрее, но всё дело в том, что четыре модуля работают медленнее, чем два. Конфигурация 2x 512 Мбайт оказалась столь же быстрой, что и 2x 256 Мбайт (модули GeiL).
Обратите внимание, что в обычном сценарии два модуля DIMM позволяют использовать более скоростной режим 1T. При заполнении всех четырёх слотов DIMM на материнской плате nForce4 этот режим уже не возможен: приходится переходить на 2T, что снижает производительность на 1-4%. Но для наших тестов мы везде включали 2T, чтобы оценить влияние именно объёма памяти, а не числа модулей.
Хотя 512-Мбайт конфигурация памяти GeiL показывает себя хуже при обработке 256 Мбайт данных в тесте Combined Index, она обходит память Corsair в тесте Speed Factor.
Многозадачность: здесь недостаток памяти сказывается сильнее
Мы решили провести простой тест многозадачности, чтобы ещё точнее исследовать влияние объёма оперативной памяти на производительность. До сего момента вполне очевидно, что при запуске одного приложения 512 Мбайт чаще всего хватает. Особенно это верно для приложений, которым не нужен большой объём памяти. Хотя, как можно видеть выше, ресурсоёмкие приложения, работающие с большим количеством данных (скажем, с текстурами высокого качества), при малом объёме памяти могут дать меньшую производительность.
Quake 4 пока сильнее всего показывает прирост производительности от большого объёма памяти (либо падение производительности от недостаточного объёма памяти). 512 Мбайт для этой игры явно недостаточно (в режиме Ultra Quality). Что ж, давайте посмотрим, сколько нам потребуется памяти, если требуется использовать другое ресурсоёмкое приложение в паре с игрой.
Если вы любите сетевые игры, то вам наверняка знакома паника во время очень важной игры, когда несколько человек вдруг решили скачать несжатый видеоролик с последней вечеринки. При этом игра резко начинает терять всю плавность. Как мы уже упоминали выше, главным врагом здесь является частый доступ к жёсткому диску. Поэтому мы решили провести схожую симуляцию, передавая большой файл по FTP (8,11 Гбайт по гигабитной сети) во время игры в Quake 4.
Quake 4 при интенсивной передаче по FTP
“Зелёные” результаты отражают первый запуск демо, когда данные не берутся из кэша.
Как видим, результаты оказались весьма интересны. Здесь сразу же можно выделить две причины падения производительности во время передачи файла: из-за недостаточного количества системной памяти, а также из-за слишком высокой нагрузки на CPU. Что касается передачи файла самого по себе, то примерно 40% мощности процессора отбирает передача по гигабитной сети Ethernet, так как аппаратного ускорителя обработки пакетов TCP здесь нет. Собственно, подобного ускорителя нет на большинстве современных материнских плат. Конечно, сеть работает быстро, но немало нагружает процессор (да, переход на два ядра помогает с этим справиться).
Неудивительно, что 512 Мбайт привели к самым плохим результатам по времени передачи файла. Время передачи в данном случае могло быть и выше, если бы не краткие спасительные промежутки между отдельными прогонами демо. Кстати, по графикам также видно, что 1 Гбайт в данном случае тоже мало.
С объёмом 1,5 Гбайт (2x 256 Мбайт + 2x 512 Мбайт) и 2 Гбайт оперативной памяти падение fps связано с чрезмерно высокой нагрузкой на CPU. Но игра идёт так же плавно во время передачи файла, как и до неё. В то же время, скорость передачи быстро достигает своего максимума и практически не увеличивается. Те же самые комментарии верны и по отношению к системе с 512 Мбайт, когда используется режим Low Quality.
Заключение
Как видим, ответить на вопрос, сколько памяти вам нужно, не так уж и тривиально. Но мы постараемся разложить всё “по полочкам”.
512 Мбайт
Существует несколько случаев, когда 512 Мбайт памяти в вашем компьютере будет достаточно.
- Если вы запускаете игры в режиме низкого качества (с текстурами небольшого размера) из-за устаревших CPU или видеокарты, или если вы предпочитаете высокие fps, а не визуальное качество.
- Если вы запускаете только одно приложение в один момент времени.
- Если это компьютер вашей бабушки.
Если же вы покупаете новый компьютер, пусть даже ноутбук, то выбирайте больше 512 Мбайт памяти. Хуже от этого не будет.
1 Гбайт
Действительно, 1 Гбайт оперативной памяти будет достаточно для среднего пользователя.
- Вы сможете играть в новые игры на максимальных настройках качества, конечно, если вы используете мощный процессор и современную видеокарту.
- Вам не придётся выходить из нескольких приложений, чтобы поиграть.
- Вы можете (случайно) нажать клавишу Windows во время игры, и вам не придётся ждать многие секунды, прежде чем появится рабочий стол Windows.
- Если вы перейдёте с 512 Мбайт на 1 Гбайт, то различие будет видно практически во всех ситуациях. Запустите Photoshop во время работы в Word, интернет-браузер, почтовый клиент и Acrobat Reader. Система от этого ничуть не замедлится, а переключение между приложениями будет выполняться мгновенно.
2 Гбайт
Да, уже есть ситуации, когда и 1 гигабайта памяти уже мало.
- Если вы профессиональный пользователь, то “тяжёлым” приложениям может потребоваться более 1 Гбайт памяти.
- Если вы работаете в многозадачном окружении, особенно если в системе используется более одного процессора (или процессорного ядра). Одновременный запуск ресурсоёмких игр вроде World of Warcraft, скачивание файлов по скоростному FTP-соединению с использованием шифрования, распаковка больших архивов и воспроизведение объёмных видеофайлов в окне или на втором мониторе могут очень быстро “съесть” всю оперативную память. Конечно, если процессор справится.
Редакция THG.ru выражает благодарность российскому представительству компании AMD за предоставленный процессор.