Интервью с главой российского представительства BenQ: мониторы, 3D, перспективы
Редакция THG,  26 октября 2010


BenQ | Введение

В начале октября 2010 года компания BenQ, после некоторого затишья в активности, представила на российском рынке спектр новейших ЖК-мониторов с матрицами VA и LED-подсветкой. По техническим характеристикам мониторы интересны и для домашней обработки фотографий, и для геймеров, и для офисов. После презентации издателю THG.ru Станиславу Васильеву удалось побеседовать с главой российского представительства BenQ Юрием Студеникиным. Интервью получилось, без лишней скромности, интересным – несмотря на высокую и ответственную должность, Юрий Студеникин хорошо разбирается в аппаратной части, внимательно следит за тенденциями на рынке, рассказал немало о перспективах, практически не акцентируясь на "пиаре".

Мы предлагаем читателям ознакомиться с расшифровкой интервью и обсудить сказанное в Клубе Экспертов THG.

BenQ | Интервью с главой представительства BenQ Юрием Студеникиным

Станислав Васильев: Прежде всего, хотел поблагодарить за интересную и достаточно техническую презентацию мониторов. Мы издание, в том числе, техническое, и поэтому особенно отмечаем, что сегодня такой стиль презентации редкость - многие производители рассказывают о своих продуктах так, будто их потребители читают исключительно глянцевую прессу. Прежде всем мы поговорим о перспективных технологиях, хотел задать другой вопрос - что сейчас происходит на рынке – в этом году, в прошлом году? Что меняется? Как кризис повлиял на рынок мониторов?

Юрий Студеникин: Спасибо большое за лестную оценку нашей презентации. Честно говоря, причина достаточно проста – мы в компании практически все "маньяки" и несмотря ни на что продолжаем ими оставаться, поэтому и говорим на презентации о том, что интересно нам самим. Вероятно, поэтому и вам было интересно.

В момент кризиса рынок испытывал невероятные проблемы и потрясения. Но без ложной скромности могу сказать, что в нашей компании потрясения были гораздо меньше, чем мы ожидали. Мы были готовы к гораздо худшему, и то что случилось, показалось нам достаточно лёгким. Свидетельством тому служит рост нашей доли на рынке за время кризиса – с 4.5% до 10%. Честно говоря, в 2010 году BenQ стал практически единственным вендором, на котором дистрибуторы смогли заработать деньги. Как мы этого добились? Мы всегда были быстрыми, у нас никогда не было проблем со старым товаром, мы давали покупателям новую продукцию и новые цены.

Важно, что в наших новых продуктах всегда присутствовали новые технологии. Во время кризиса мы начали выпускать мониторы формата 16:9 с разрешением 1920x1080 пикселей. Казалось бы, как же так, ведь все привыкли к формату 16:10, разрешению 1920x1200 пикселей, а мы, что же получается, "украли кусок изображения"? Это было непривычным и в сегменте 19-дюймовых мониторов, не говоря уже о 24-дюймовых. Но, для нас "подпоркой" сработала имеющаяся в линейке модель с диагональю 21,5 дюйма, которая буквально "легла на сердце" потребителю. С точки зрения покупателей монитор оказался, буквально, феноменальный.

Ещё нужно отметить, что в кризисный период производители ЖК-панелей для мониторов начали увеличивать цены на свою продукцию. Постоянное увеличение цены, в противовес ожиданиям покупателей, и наоборот, согласно ожиданиям производителей мониторов, привело к тому, что рынок восстановился. Есть такой психологический аспект: когда цена непрерывно растёт, покупатель предпочитает покупать сейчас, считая что завтра всё будет ещё дороже. Это приводит к повышению спроса и тому, что бизнес сразу "обновляется", ситуация становится лучше.

Итак, как всё было вкратце: перед кризисом мы запустили дисплеи 16:9, которые сегодня занимают уже больше 60 процентов рынка. Затем, в самый разгар кризиса, мы запустили мониторы с LED-подсветкой, чего до нас не делал никто, а сейчас запустили мониторы на матрице VA со светодиодной подсветкой. Мы старались всегда представлять новинки раньше конкурентов, заботиться о складе, плюс, мы были готовы к тому, что рынок окажется в достаточно плохом состоянии. Если не учитывать последнее, можно многое потерять, переоценив размер рынка. Всё вместе, это привело к тому, что мы, без лишней скромности, вели очень грамотно бизнес, и в кризис всё сложилось хорошо и для нас и для партнёров.

А что современному потребителю нужно от монитора? Вы же наверняка проводите исследования рынка, анализируете интерес. Можете поделиться информацией?

Прежде всего, покупатели обращают внимание на дизайн устройств. Монитор перестал быть просто функциональным продуктом, а перешел в разряд эстетических элементов украшения дома и офиса. Функциональность – это второе, что интересует потребителей. Она касается не просто технических параметров, скажем потребителя меньше интересует увеличилась ли яркость дисплея с 250 нит до двухсот шестидесяти, а контраст с 2000:1 до 3000:1, речь о другом.

Причем, интересуют такие функции, как наличие USB-хабов, возможность вывода звука на внешние колонки, наличие многочисленных входов и т.п. Хотя, честно говоря, кроме HDMI сегодня других входов и не надо, но есть другая крайность - некоторые производители считают, что "давайте сделаем четыре порта HDMI" и на этом успокоимся. Это неправильно.

А как же DisplayPort?

Вы знаете, у нас готовы модели с DisplayPort, но вы же понимаете, что для выпуска на рынок этих моделей, и вообще для установки в монитор дисплей-порта, нужно заплатить за лицензию. Цена пусть и небольшая, но она ложится на плечи покупателя. А ему это нужно? Опять же, реальной необходимости, пока, мы не видим в этом интерфейсе. Если посмотреть на готовые компьютеры с интерфейсом DisplayPort, продающиеся на рынке, то их "раз два и обчёлся", и может быть я немного отстал в этом плане, но популярных ноутбуков с DisplayPort, я вообще не помню. Наверное есть какие-то, но всё равно, на наш взгляд, нет реального рынка для дисплей-порта.

Для USB-монитора тоже есть определенные ограничения: он не может показывать всего того быстродействия, которое нужно потребителю. Тем более для BenQ, который "заварил кашу" со всеми этими миллисекундами отклика матрицы, делать монитор, который имел бы ограниченное применение, даже как-то унизительно и не ложится в стратегию бренда. Мы всегда славились быстродействием, поэтому решили с этими новинками пока повременить.

На презентации вы показали модели с диагональю 24 дюйма. А другие диагонали?

На резентации мы представляли не модели, а серии. У любой из показанных моделей будет и "старший брат", и есть, уже сейчас, "младший брат", с диагональю 21.5 дюйма. Навёрняка расширим вниз линейку 20-дюймовых мониторов.

Сейчас мы обсуждаем внутри компании возможность выпуска, в связи с появлением VA+LED, еще более компактного монитора с диагональю 18,5 дюймов. В принципе, пока это идёт вразрез с позиционированием – нами VA+LED позиционируется пусть и не как премиальный продукт, но как серьёзный. Поэтому, появление в нём такого компактного монитора – дело непростое, но в ближайшее время это возможно.

Всё-таки, все представленные мониторы, несмотря на VA-матрицу и LED-подсветку, не предназначены для серьезной полиграфии. Кто же их покупатели?

Я думаю, эти мониторы предназначены для всех, кто занимается цифровой фотографией. А сегодня цифровая фотография стала реально массовой. Фотографируют все – на мыльницы ли, даже на телефоны, да и с серьёзными камерами очень много любителей. Поэтому, эти наши мониторы, они в буквальном смысле "для всех". Особенно, если учесть, что мы стараемся сделать их цену близкой к цене мониторов на простой TN-матрице.

Мы в редакции чуть драку не устроили, споря, пользуются ли спросом на российском рынке мониторы с ТВ-тюнерами. Я считаю что нет, что они мало кому нужны. Что вообще происходит с этим сегментом дисплеев? Действительно ли они где-то популярны, а в России нет, или их просто нет на российском рынке?

Их на рынке очень много (смеётся), но они не пользуются спросом. На самом деле, это – больная тема. Если, к примеру, взять объем продаж в сети "Медиа Маркт" в Испании, то 75% мониторов продается с ТВ-тюнером. Это феноменальное количество. Такие цифры характерны для всей южной Европы. В России ничего подобного нет ни у одного производителя. И это обидно, поскольку продукт имеет более высокую ценность, чем та разность в цене, которую мы просим. Мы долго пытались найти этому объяснение. Мы продаем "единицы тысяч" таких мониторов в месяц – это очень мало.

Я думаю причина в том, что когда у нас семья покупает телевизор, то он покупается в общую комнату, столовую или гостиную. И это должно быть что-то большое – 37, 42 или еще больше дюймов. Пока они не купили себе такой – настоящий – телевизор, они не думают о телевизоре на кухню или в комнату ребенка.

Монитор, который мы предлагаем, в первую очередь предназначен для кабинета, комнаты студента или взрослого школьника. Почему? Как правило, это небольшая комната, где просто не поместятся несколько экранов. А молодым людям сегодня нужны самые разные возможности – этот продукт именно для них.

Зайдите сегодня в магазин: кто покупает мониторы – родители для детей. Себе они уже купили. Время для второго компьютера в семье, во всяком случае, в Москве и других больших российских городах, уже настало. Поэтому для ТВ-мониторов уже самое время. Им же это нужно.

Но не видим ли мы в России тренд ухода от эфирного телевидения? Я и вовсе давно отрезал антенну эфирного телевидения, мы дома его не смотрим. Интернет полностью заменяет в информационном плане.

Честно говоря, я не сторонник телевизора, смотрю эфирные каналы, что называется, под "расстрелом". Максимум что смотрю – телеканал Дискавери. И я думаю это тренд, потому что я знаю людей, которые используют телевизор для чего угодно, но не для просмотра эфирных каналов.

А насчёт технологий беспроводных дисплеев, в частности, Intel Wireless Display, вы работаете в этом направлении?

Любая технология, которая имеет хоть какое-то отношение к дисплеям, обязательно тщательно изучается и тестируется в нашей компании. Более того, для большинства из них изготавливаются устройства. Но вот запускать их в продажу или нет – это отдельный вопрос.

Честно говоря, внешний мир видит не более 20% тех устройств, которые разрабатываются в наших лабораториях. 80% откладываются до лучших времен по разным причинам. На мой взгляд, это нормальная ситуация. Изготовление устройства занимает несколько месяцев, до полугода, если вы принимаете решение о производстве тогда, когда технология прижилась, то вы уже опоздали. Естественно, все делается заранее. Поэтому и Intel Wireless Display у нас тщательно тестируется, с ней уже работают.

Помните, у Microsoft была технология Mira, которая не пошла в свет, но у нас, тем не менее, чуть ли не готовые образцы были.

Давайте поговорим о 3D. Памятуя историю, эта технология всплывала и до 2000 года, и раньше. В начале двухтысячных опять о технологии вспоминали. Потом 3D-стерео ушло в тень, в том числе, и по техническим причинам, но после выхода фильма "Аватар" Джеймса Кэмерона началась настоящая истерия: 3D-фотокамеры, 3D-видеокамеры, 3D-мониторы, 3D-проекторы, 3D-очки. Как вы считаете – пойдет 3D в этот раз?

Вы не смотрели фильм "Слуги дьявола на чёртовой мельнице" в кинотеатре "Октябрь" с красно-синими очками? А я смотрел. Я был очень молодой тогда. Естественно, эра 3D никуда не денется. Я думаю самый оптимальный способ – технология с пассивными поляризаторами, у неё нет артефактов. Ни затворные очки, ни линзы с параллаксом не смогут дать такого качества. В других технологиях вы всегда чем-то жертвуете, но с двумя источниками и пассивными очками вы не жертвуете ничем. Да и очки стоят недорого и вполне могут стать элементом моды... Так что теперь 3D, это уже навсегда.

Сегодня на презентации шла речь о 24-дюймовом мониторе с поддержкой 3D и активных очков компании nVidia. Как он будет промоутироваться в России: как монитор с поддержкой 3D или просто монитор на 120 герц?

Мы будем позиционировать его, как монитор для геймеров. 3D – это его вторая сущность, всего лишь.

А что есть в портфеле компании, поддерживающее 3D?

У нас очень много проекторов, поддерживающих 3D, но там очки используют другую технологию, так называемую DLP Link. В них не нужен инфракрасный передатчик, они понимают, какой глаз открывать по мерцанию определенной картинки. С точки зрения 3D в проекторах, там уже всё решено хорошо и надолго.

BenQ | Интервью с главой представительства BenQ Юрием Студеникиным. Продолжение

А можно ли забежать в ключе 3D вперёд с мониторами, узнать, что будет?

Если в мониторе сделать поддержку частоты 120 герц, то он готов к работе в 3D автоматически. Никаких технологических проблем для производства таких мониторов нет. Другой вопрос, что 120 герц идёт вразрез с технологией VA, на которую мы сейчас делаем упор, но у нас отличные специалисты, они с этим разберутся.

Пока есть серьезная проблема другого рода – с контентом, причём, с мониторным контентом. Контент, на мой взгляд, ещё требует доработок. С точки зрения видеофильмов, то индустрия кинематографии более продвинута, она даст возможность продвигаться в этом направлении. Поэтому 3D-видео на мониторе не так перспективно, как 3D на проекторе.

И все-таки – вернемся к технологиям. 3D уже, в том или ином виде, есть. Что нас ждет дальше?

4К (сокращение 4К означает разрешение, равное примерно 4000 пикселей по горизонтали). Как только будет сделано 4К, то "два 4К" – это высочайшее разрешение в 3D. Честно говоря, такие решения уже есть, но стоят они так дорого, что продавать их можно очень ограниченному количеству клиентов, установочным конторам, студиям. Время этой технологии пока не пришло.

А насчёт ближайшего будущего – много деталей не скажу, мы планов своих из соображений конфиденциальности перед конкурентами не публикуем. Могу намекнуть только на одну аббревиатуру – FED, Fild Emission Diode. Не знаю сколько это будет стоить, но... это нужно будет покупать. ЭЛТ-телевизоры возвращаются! (улыбается).

30-дюймовые панели с разрешением 2560х1680 вы будете выпускать?

Да. Такие устройства ориентированы на людей, которые занимаются графическим дизайном на бытовом уровне. Открытие многих окон и инструментов на одном мониторе, и чтобы не пожертвовать размером редактируемого изображения, требует именно такой размер. Тема цифровой фотографии и привязывания наших продуктов к этому будет развиваться, она будет выигрышной.

Речь не о профессиональных продуктах?

Нет, конечно о потребительских. Мы говорим о продуктах для широкого применения. В любом случае, разрешения никогда не бывает мало. Можно, конечно, использовать несколько мониторов, но хочется работать на одном мониторе с высоким разрешением, с одной цветовой температурой, яркостью, настройками изображения.

Кроме мониторов вы выпускали ноутбуки, фотоаппараты – что произошло с ними?

После наступления кризиса, в качестве мер антикризисного развития, было выбрано несколько направлений, что и позволило нам пережить этот кризис. Было принято решение отказаться от линеек, не обеспечивающих планов рентабельности. "Под раздачу" попали наши ноутбуки и фотоаппараты, по крайней мере, в России. Сегодня наши ноутбуки успешно продаются в азиатском регионе, фотокамеры продаются в ряде европейских стран. Как будет развиваться ситуация в России пока не ясно.

Сегодня все озабочены темой планшетов. Собираетесь ли вы работать в этом направлении?

В составе BenQ Group есть компания SiPix. Более всего планшеты у нас рассматриваются с точки зрения электронных ридеров. Есть и наработки в области планшетов, но я бы сказал, в планшеты нам идти не стоит. Apple не только хорошо продумала дизайн своих устройств, но и юридическую сторону вопроса.

Каков интерес покупателя к разным аксессуарам, наворотам мониторов? К разворачивающимся подставкам, например? Нужны ли веб-камеры, встроенные в монитор? Есть ли потребность в том, чтобы монитор не только показывал, но и еще что-то делал?

Вы знаете, все покупатели разные, каждому хочется чего-то индивидуального. Не существует среднестатистического покупателя. Компьютерная индустрия в этом плане очень похожа на автомобильную, она проходит те же этапы взлетов и падений, она вообще очень похожа. Автомобильная индустрия предлагает покупателям как узкоспециализированные автомобили – спортивные, например, типа Posche, так и автомобили универсальные – внедорожники, которые могут возить много груза, семью с детьми, по бездорожью ехать. В мониторах развитие будет идти по такому же пути.

Какому-то покупателю могут не понравиться встроенные колонки у наших дисплеев, он скажет, что ведь мы не сделаем их такими же, какими их делает, к примеру, Altec Lansing. Другому не нужна web-камера, он предпочтёт что-нибудь, например, от Creative. Третьему не нужен USB-хаб и т.п. Наверняка будут такие покупатели, которые захотят купить "голый" монитор – рамку и экран, а потом уже докупить к нему все сопутствующие аксессуары по своему выбору.

Другие захотят купить максимально "упакованный" монитор с широким спектром дополнительных функций. Третьи захотят такой внешний вид, который впишется в обстановку их комнаты. Все эти покупательские прихоти мы будем удовлетворять.

Хорош ли монитор в качестве новогоднего подарка, как вы думаете? Кто-нибудь мониторы дарит?

Я лично делаю такие подарки достаточно часто, но я все-таки не среднестатистический человек. Просто потому, что будучи инсайдером я знаю, что стоит реально дороже, чем просят в магазине, что сегодня стоит покупать, а что нет.

Какая диагональ сейчас в России наиболее популярна, по мнению BenQ?

Наша компания не совсем следует в русле российского рынка. У нас есть определенный перекос в сторону больших размеров диагонали. Мы, скажу скромно, чемпионы рынка по 24-дюймовым мониторам. Доля компании Samsung в этом секторе процентов на 30 меньше нашей. Мы являемся очень сильным игроком в сегменте 21.5 дюйма, это вообще наша "родная диагональ", связано это с тем, что наша "родная" компания AU Optronics выпускает эти матрицы, и мы крупнейший их покупатель. У нас хорошая позиция в сегменте мониторов с диагональю 18.5 дюймов. В сегментах 17 и 19 дюймов у нас продукции практически нет, возможно, мы были слишком консервативными.

Сегодня покупателю со средним достатком я бы рекомендовал приобретать монитор 21.5 дюйма. Здесь есть разрешение Full HD, практически все такие мониторы сделаны на матрицах производства BenQ Group, и я совершенно спокоен за их качество. 24 дюйма – это больше, комфортней, но с точки зрения разрешения ничего не дает. 20 дюймов – это только 1600 на 900 пикселей, а это маловато.

Почему BenQ не делает совсем большие диагонали – 40, 50, 60 дюймов? Мы специально проверили перед интервью, задали Google вопрос "телевизоры benq", даже нашли несколько магазинов, которые ваши "ТВ" продают, но речь идёт, прежде всего, о мониторах с тюнером.

Сейчас наша компания реализует второе пришествие в телевизионную технику. Первое было 4-5 лет назад, но потом линейка оказалась нежизнеспособной. Во многом это было связано с дополнительной налоговой нагрузкой в 14% в Европе. По цене наши продукты оказались неконкурентоспособны.

Сейчас мы выходим на этот рынок во второй раз. На этот раз решили выходить с мониторами младших диагоналей, поэтому мы предлагаем "монитор-ТВ". Постепенно будем наращивать размер. На днях у нас выходит монитор с тюнером и диагональю 26 дюймов. Дальше пойдут нормальные "человеческие" телевизоры. Не забывайте, что после диагонали 32 дюйма вы должны использовать панели только с широкими углами обзора. В следующем году эта линейка начнет появляться в Европе.

А вот что будет в России - пока сказать не могу, потому что здесь у нас есть свои препоны для импортных товаров. Некоторые из наших конкурентов смогли построить здесь заводы, поэтому у них есть определенные ценовые преимущества перед нами. Будет ли наша новая линейка рентабельна здесь – покажет недалекое будущее. Товар в нашем ассортименте уже присутствует, тем более, что наша AU Optronics выпускает панели для таких дисплеев, они стоят во многих моделях известных производителей.

А как развивается рынок проекторов в России, и как вы в нем участвуете?

На мой взгляд, домашние проекторы в России сегодня явно недооценены. В наших продажах 90% - это офисные проекторы, которые не применяются в качестве проекторов для домашнего кинотеатра. Скажем, их используют ещё для игр, для приставок, для публичного времяпрепровождения перед экраном. А в Скандинавии, для сравнения, например, порядка 28% всего портфолио составляют именно проекторы для домашнего кинотеатра. Сам я большой любитель домашнего кино, я понимаю, насколько это хорошо и удобно.

Есть, кстати, простейшее объяснение почему проектор лучше телевизора – площадь экрана. Чем больше экран, тем глубже вы погружаетесь в фильм, тем он вас больше захватывает. Поэтому проектор в доме – это здорово. Российские покупатели пока не могут избавиться от "наследия прошлого", им кажется, что для проектора нужны огромные залы. Чисто эмоциональная причина: покупатели считают, что не могут "разрешить" себе такой роскоши. При этом мало кто задумывается, что вполне приличный домашний кинотеатр стоит в два раза меньше телевизора с большой диагональю. А ведь качество просмотра дисков Blu-ray, да и просто фильмов высокого разрешения, с учётом развития torrent-культуры, на четырехметровом экране не сравнишь ни с каким телевизором.

В общем рынок проекторов для домашних кинотеатров в России явно недооценен и он будет безусловно развиваться. При этом, использование светодиодной подсветки в проекторе для создания идеального белого цвета существенно проще и дешевле реализовать, чем в телевизорах и мониторах. В проекторе не нужно "мудрить" с расположение светодиодов – можно поставить его прямо за матрицей, отстроить цвет и получить феноменальную картинку.

Осмелюсь предположить, что буквально со следующего года проекторы со светодиодной подсветкой для домашнего кинотеатра совершат феноменальную революцию. Я видел то качество цветопередачи, которое дает РЖД со светодиодной подсветкой в проекторе – на это не способно ни одно другое устройство в мире. Цветовой охват там 120% NTSC, а это шикарно, просто шикарно. Ставить аналогичную подсветку в мониторах или телевизорах пока сверхдорого. Во-первых, светодиоды дорогие. А во-вторых, трудно правильно рассеять свет от них, здесь возникает масса технических проблем. В проекторе все гораздо проще. Я с большим интересом жду новинок на рынке проекторов 2011 года.

Спасибо за интервью, вы сказали много интересного. С нетерпением будем ждать появления перспективных новинок в нашей московской тестовой лаборатории.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru