Имидж-сканеры | Типы и эволюция технологий сканирования штрих-кодов
Основное предназначение штрих-кода – однозначная идентификация самого товара, либо какого-либо признака товара, например упаковки или серийного номера. Работа в системе розничной торговли с товарами, которые имеют штрих-коды, увеличивает скорость обработки данных, поступающих в систему учета, и резко снижает вероятность возникновения механических ошибок ввода данных в систему. Основное применение сканеров штрих-кодов в системе оптовой торговли – это прием и отпуск товаров на складе путем автоматизации заполнения документов через чтение штрих-кода товара. На этом этапе легко обрабатываются ситуации отсутствия позиции товара в общем справочнике номенклатуры, так как система, произведя поиск товара по его штрих-коду, не находит его и сообщает об этом пользователю, который определяет причину невозможности найти штрих-код. Далее, сканер штрих-кодов помогает в заполнении реквизитов карточки товаров в справочнике номенклатуры, что так же ускоряет работу и снижает вероятность ошибки.
Сканеры штрих-кодов можно применять при проведении инвентаризации склада, хотя для этой операции лучше использовать специализированные терминалы сбора данных вследствие того, что для того чтобы отсканировать штрих-код товара, этот товар необходимо принести к компьютеру, к которому подключен сканер, а это не всегда возможно. Частично проблему инвентаризации склада решают радиосканеры, но, применяя радиосканер, необходимо помнить, что количество товара, штрих-код которого был прочитан, в документе придется корректировать впоследствии вручную.
В розничной торговле сканеры штрих-кодов используются на складах и в торговом зале. Функции сканеров на складе магазина совершенно аналогичны применению сканеров на складе оптовой организации. Кладовщики формируют корзины образцов товаров для оприходования или для перемещения, а операторы с помощью сканеров штрих-кодов заполняют документы по образцам. Естественно, весь товар в этом случае должен иметь штрих-коды.
В торговом зале сканеры штрих-кодов применяются для идентификации товара на системных кассовых аппаратах, с помощью которых производится формирование данных для количественного учета в складской программе. В крупных магазинах с большой проходимостью рекомендуется применение стационарных многоплоскостных лазерных сканеров. Такие сканеры могут прочитать штрих-код любого качества на расстоянии до 35 см. В небольших магазинах можно применять ручные сканеры вплоть до простых CCD сканеров.
Есть три технологии сканирования.
Лазерная, когда движущийся луч скользит по штрих-коду, определяет ширину светлых и темных элементов, которые декодируются в данные.
Линейный имидж-сканер. Специальный датчик изображения считывает одну строку пикселов, содержащую последовательно светлых и темных полос, которые декодируются в данные.
Матричный 2D имидж-сканер. Здесь датчик изображения (такой же, как в цифровой камере) делает снимок штрихкода, который анализируется компьютером и декодируется в данные.
Имидж-сканеры – это сканер с принципиально новой технологией. Название новой технологии произошло от английского Imаge (рисунок, изображение). Русского эквивалента для этой технологии пока не придумали. Поэтому, по традиции, идет прямое заимствование из другого языка.
Имидж-сканеры появились на рынке относительно недавно. В отличии от популярных лазерных сканеров, они лучше и быстрее считывают штрих-код, а, самое главное, они легко считывают плохо напечатанные, мелкие и поврежденные коды, которые лазерные сканеры считать не могут. Имидж-сканеры гораздо устойчивее к внешним воздействиям, чем лазерные. Дело в том, что внутри имидж сканера нет подвижных частей, таких как механизм разворачивая лазерного луча с помощью системы зеркал, поэтому от возможного удара внутри ничего сдвинуться не может.
С первого момента появления на рынке, имидж-сканеры вызвали большой интерес у пользователей, однако, из-за того, что цена имидж сканера превышала цену лазерного сканера, эти устройства были востребованы только для решения сложных задач, с которыми не справлялись лазерные сканеры. Например, считывание штриховых кодов, напечатанных на матричном принтере, или считывание штрихкода через вакумную упаковку продукта и т.д. и т.п
В сентябре в Москву приехал Дэвид Барнс (David Barnes), старший менеджер Motorola Solutions по маркетингу продукции в регионе ЕМЕА. Г-н Барнс отметил, что цель его приезда в Россию – продвижение новой линейки имидж-сканеров в целом ряде европейских городов. В России планируется посетить Москву и Санкт-Петербург, чтобы показать партнерам компании и клиентам новые возможности имидж-сканеров. По его словам, сканеры штрихкодов Motorola — локомотив перевода предприятия на мобильные рельсы. В дополнение к превосходным характеристикам сбора данных они отлично интегрируются с различными сетями и информационными системами.
За имидж-сканерами будущее, поскольку с их помощью можно записать и передать пользователю гораздо больший объем информации.
Такие сканеры могут применяться в любой отрасли экономики, но наиболее востребованы они в логистике и промышленном производстве. В производстве двумерные штрихкоды наносятся непосредственно на поверхность изделия. Такая технология называется DPM (Direct Part Marking). Прямая маркировка деталей (ПМД) – универсальное средство для автоматизированного сбора данных и защиты от ошибок. Прямая маркировка (идентификация) деталей гарантирует их постоянную прослеживаемость. Эта технология была разработана много лет назад. Она включает в себя два этапа – нанесение маркировки и ее считывание. Среди способов прямого нанесения маркировки можно назвать следующие: каплеструйная маркировка, иглоударная маркировка, маркировка прочерчиванием, лазерная маркировка и химическое и гальваническое травление.
В производстве двумерные штрих коды особенно активно используются в электронике, где надо большое количество деталей собирать в единое устройство. В автомобилестроении и авиастроении широко применяется ПМД. Сегодня автомобили все чаще делаются по запросу клиентов, поэтому собирать их приходится из разных деталей и без имидж-сканеров просто не обойтись.
Очень интересные применения для использования двумерных штрих-кодов появляются в самых неожиданных местах, например, посадочные талоны на самолет теперь можно загрузить себе в смартфон и показать сканеру при посадке.
Двумерные штрихкоды лучше лазерного считывания еще и потому, что в случае частичного повреждения их информацию можно восстановить, чего нельзя сделать для штрихкодов с лазерным считыванием. Еще одно преимущество – имидж-сканеры могут считывать два-три кода одновременно. Это бывает важно, например, при считывании таких кодов с коробки с мобильным телефоном, где их может быть несколько. Кроме того, когда вы считываете линейный штрих код, его надо еще переслать в центральную базу данных, чтобы получить исчерпывающую информацию о том или ином товаре. В случае двумерных штрих кодов этого не требуется: полная информация о товаре содержится в самом коде.
Все имидж-сканеры, о которых идет речь, доступны сегодня. Хотя далеко не все они широко распространены, в ближайшие коды нас ожидает стремительный рост этого сектора рынка, по некоторым оценкам, около 50% в год в Европе.
Если говорить конкретно о России, то здесь четко видна востребованность этих технологий в банковском секторе, на почте и в государственном документообороте. В последнем случае: там перемещается такое количество бумаг, что возникает необходимость в их быстрой идентификации через двумерные штрих-коды.
Пока в российских аэропортах не так широко распространено считывание мобильных штрих кодов с телефонов, но это вопрос времени. Все авиакомпании перешли к работе с электронными билетами, мобильные штрих коды посадочных талонов – просто следующий шаг на этом пути. В большинстве аэропортов развитых стран такая услуга уже действует, причем довольно давно.
Аэропорты первыми стали использовать эту услугу – билеты на мобильных телефонах, но в некоторых европейских странах таким образом уже можно расплатиться за проезд на поезде или в автобусе и даже взять проездной билет на месяц или более долгий срок.
Следующая возможность – билеты в кино также можно купить и закачать на мобильный телефон. В некоторых предприятиях быстрого питания появилась возможность закачать на свой телефон скидочные талоны. Имидж-сканеры начинают появляться в таких отраслях, где они прежде никогда не использовались. Именно эти отрасли (торговля, кино и места развлечений, транспорт) и приводят к взрывном росту отрасли. По данным г-на Барнса, 74% торговцев хотят вложить средства в технологию мобильных штрих кодов в ближайшие два года, и только 2% обладают этой технологией сейчас.
Возможности имидж-сканеров приводят к появлению новых мобильных приложений с их использованием в самых разных отраслях. Таким образом, продавцы магазинов в крупных торговых центрах могут привлекать к себе покупателей акциями распродаж и скидок с посылкой купонов на их телефоны.
Отдельный разговор – считывание двумерных штрих кодов с помощью камер мобильных телефонов. В принципе это можно сделать, но с низким качеством, поскольку камеры телефонов не предназначены для качественного считывания двумерных штрих кодов. Профессиональные имидж-сканеры работают гораздо быстрее и точнее. Считывание двумерного штрих кода или QR-кода мобильным телефоном может быть использовано для получения рекламы или информации о стоимости, но в том широчайшем спектре приложений, о котором шла речь, будут использоваться только профессиональные имидж-сканеры.
Очень широкие перспективы открываются перед новыми технологиями в медицине, где особенно важна подробность и точность информации, поскольку от этого может зависеть человеческая жизнь. Помечать можно не только упаковки лекарств, но и каждую таблетку в отдельности, и проверять ее перед тем, как давать пациенту. Можно “пометить” и каждого пациента, скажем, поместить ему на руку браслет с двумерным штрих кодом, которые будет содержать всю историю болезни. Таким образом, можно будет избежать большого количества ошибок, связанных с неразборчивым почерком врачей и т.п. Так же можно будет пометить и все анализы, оборудование, в общем, все, что есть в любом медицинском учреждении.
Медицинские учреждения в США и Европе начинают активно использовать имидж-сканеры в своей деятельности, и ни у кого не вызывает сомнений, какую пользу могут привнести эти технологии в медицину.
Ручные сканеры уже используются для автоматической идентификации лабораторных проб во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России в Санкт-Петербурге.
Иначе говоря, имидж-сканеры могут принести огромную пользу в любой отрасли, где есть потребность в быстрой и точной инвентаризации товаров и продуктов.
Все популярнее в мире становится технология RFID, но она не заменит имидж-сканеры, а будет дополнять ее. RFID будет использоваться в торговле, где надо постоянно проводить оценку товарных запасов. Это занимает немало времени. Штрих коды еще достаточно долго будут использоваться в местах продаж, поскольку они бесплатны и быстро считываются, но технологии работы с ними будут активно меняться.