Введение: 300D или “Повстанец” – два названия одной камеры Отдел маркетинга по какой-то причине решил изменить название продукта в разных регионах. Последняя цифровая камера Canon – это модель EOS 300D с одной стороны Атлантики и “Digital Rebel/Цифровой повстанец” – с другой. Кстати, в Японии она называется “Kiss Digital/Цифровой поцелуй”. Название “Повстанец” в Штатах связано с тем, как камера может индицировать цвет, что бросает вызов текущему положению вещей на рынке цифровых камер. Строение обзора Попав к нам руки, EOS 300D сразу же завоевала наши сердца. Поскольку она в корне меняет устоявшееся положение дела на рынке, камеру трудно описать на нескольких страницах. Поэтому мы несколько “растеклись мыслью по древу”. Первые несколько страниц представляют сегодняшнее положение дел. На что похожи конкуренты, какие существуют ограничения, в чём заключаются отличия между “Повстанцем”, профессиональными цифровыми зеркальными моделями и компактными камерами? После обзора эргономики настанет время тестирования. Мы проверим скорость, время автономной работы, качество изображения, наличие виньетирования и т.д. Мы рассмотрим всё, начиная от оптики и заканчивая чувствительностью, а также выявим ограничения камеры. Как мы считаем, затем будет необходимо пересмотреть некоторые технические аспекты, касающиеся КМОП- и ПЗС-сенсоров, оптического коэффициента преобразования, физического размера сенсоров и т.д. Наконец, мы обсудим сами фотографии. Они будут использоваться для иллюстрирования статьи, и на протяжении чтения вы встретите более 20 из них. Снимки были получены в разнообразных условиях, чтобы в полной мере исследовать возможности камеры. Среди них будут макросъёмка, виды с борта вертолёта, съёмка внутри помещения без вспышки, тесты на 100, 200, 400 и 1600 ISO, ночная съёмка и т.д. Так что информации для размышления – масса. Действительно “Цифровой повстанец”? Действительно да, и на то есть свои причины. Первое – цена: $899 в Штатах и 1100 евро в Европе. Что касается плёночных фотоаппаратов, то флагманские модели стоят около $2000 (3000 евро). Поэтому позиционирование “Цифрового повстанца” очень агрессивно. Камера не принадлежит к топовому диапазону плёночных фотоаппаратов, однако она идеально подходит для регулярного использования профессионалами и является реализуемой мечтой любителей. В этом контексте EOS 300D “Повстанец” несколько не соответствует стремлениям других производителей, которые хотели бы, чтобы цифровые SLR-камеры считали эквивалентом топовых плёночных камер, к тому же, отделка и “базис” камеры больше понравятся любителям, нежели профессиональным фотографам. Потенциальный покупатель не желает выложить $2000 (3000 евро), чтобы получить модель, которая хотя и является цифровой, но выглядит несколько дёшево. С EOS 300D Canon заняла правильную позицию, поскольку технология и разрешение вполне сравнимы с высокими критериями, представленными EOS 10D, но камера не имеет такой превосходной отделки корпуса и внешнего вида, да и цена заметно ниже. Неотразимо! Особенно когда вы поймёте, что качество изображения идентично. Подобный снимок вряд ли можно получить на дешёвом фотоаппарате. Белый цвет неба будет перекрываться красным цветом цветка, да и сам снимок часто имеет проблемы недо- или передержки, общее впечатление о фотографии будет таким, что вы сравните её с кадром из плохо снятого видео. EOS 300D избегает всех этих неприятностей, и хотя фотографию нельзя назвать безупречной (граница между цветком и небом в некоторых местах проблематична), она впечатляет! 300D беспокоит конкурентов Логическими последствиями хода Canon являются паника среди конкурентов и снижение цен на цифровые SLR-камеры (типа Nikon D100 и Fuji S2), которые уже присутствуют на рынке – ведь теперь им придётся конкурировать с весьма опасным продуктом. Ситуация ещё более серьёзна в случае с Olympus, который в тот же самый момент выпустил новую 5-мегапиксельную цифровую SLR-камеру за $1900 (2500 евро). Что касается Nikon, то профессиональная модель D2H гордо отображает 4 миллиона пикселей за “пустяковую” цену – $3500 (4000 евро). Вероятно, подобная разница в ценах доставляет головную боль не одному производителю. Конечно, основными “отмазками” будут следующие: эти камеры ничего общего между собой не имеют, поскольку они нацелены на “специфических” потребителей, их дизайн имеет больше общего с профессиональными стандартами, число пикселей не является показателем качества и т.д. Но помимо очевидной битвы между цифровыми SLR-моделями, 300D приятно щекочет те секторы рынка, которые раньше не могли даже подумать о подобных типах фотоаппаратов. Компромиссные решения типа Minolta A1, которую многие люди считают “эрзацем” SLR и которая стоит около $1000 (1000 евро), тоже будут бороться с продуктом Canon. Это также относится и к некоторым плёночным камерам, оснащённым объективами Canon, чьи производители боятся подобных цен на цифровые SLR-модели. Используя ту же логику, компактным моделям верхнего ценового уровня тоже не следует расслабляться. Многие любители и даже профессионалы приобрели себе 5-мегапиксельные компактные модели в качестве резервного оборудования. Несмотря на их качество, они не могут конкурировать с простотой использования и реакцией SLR-моделей. Да и если вы сравните их с ценой EOS 300D, то никакой почвы для дискуссий нет. В общем, EOS 300D доставила немало беспокойств миру цифровых камер. Это первая, якобы, любительская цифровая SLR-камера, даже если дизайн, включая функциональность и разрешение, соответствует профессиональному стандарту. Камера знаменует новую эру в цифровой фотографии, поднимая её уровень до плёночной фотографии – именно это нас так и заинтриговало. EOS 300D в деталях Параллели между 300D и 300V Мы не могли устоять от того, чтобы не сделать краткое сравнение между EOS 300D и 300V, поскольку обе модели разработаны на базе одинаковых принципов. 300V – это плёночная камера, эквивалентная 300D. Хотя по внешнему виду сходство не так очевидно, она в значительной мере была вдохновлена цифровой моделью. Пластиковый корпус прекрасно соответствует камере, что даёт вес 350 г. 300V нацелена на фотографов-любителей, поскольку камера имеет привлекательную цену и те же технические спецификации, что и 300D: Базовые принципы идентичны. Единственное существенное отличие касается цены, которая составляет около US $250 (280 евро) для 300V и около $1000 (1000 евро) для 300D. Цифровая версия по-прежнему обходится дороже, и до полного паритета пока далеко. EOS 300D против компактных и компромиссных решений Поскольку главным козырем Canon EOS 300D является цена, не стоит пренебрегать сравнением с топовыми компактными камерами. В конце концов, многие любители, полупрофессионалы и даже профессионалы иногда выбирают high-end компактные модели в поисках чего-то лучшего. Очевидно, при цене $500-$800 (600-800 евро) за лучшие компактные камеры с разрешением 5 мегапикселей, истинный энтузиаст легко сможет потратить чуть больше и приобрести Canon. Таким образом, EOS 300D вторгается и на эту территорию. Отметим, что сегодня компактная камера может стоить столько же, сколько хорошая плёночная SLR-модель. Всё меняется, и у рынка компактных камер есть перспективы. Сегодня, когда компактные модели становятся всё более доступными, традиционный разрыв между ценами на компактные плёночные модели и на плёночные SLR-фотоаппараты переносится на цифровую область. Некоторым профессионалам нравится принцип компактности по различным причинам, начиная от малого размера (что вполне очевидно) до лёгкого веса, то есть мобильности оборудования. Вполне понятно, что подобные камеры выступают в роли, своего рода, резерва для многих фотографических применений. В целом, и любителям, и профессионалам-фотографам есть, чем аргументировать покупку компактной модели. Компромиссная камера имеет более сложное позиционирование. Если между компактной и зеркальной моделями различие очевидно, при этом у каждого вида существуют и преимущества, и недостатки (список которых можно продолжать вечно), то граница между компромиссной камерой и зеркальным вариантам размыта. Традиционные компромиссные камеры были разработаны в роли альтернативы тяжёлых громоздких SLR-фотоаппаратов для любителей. С развитием цифровой фотографии, компромиссные камеры получили новые перспективы, предоставляя практически аналогичные технические возможности по меньшей цене. Если некоторым любителям этот диапазон моделей пришёлся по душе, то многих профессионалов и фотографов-любителей оттолкнуло слово “практически”. Некоторые рискнули, поскольку рынок цифровых зеркальных камер в то время был очень скуден. Пока что компромиссные камеры никоим образом не испустили дух на поле “профессиональной” фотографии. При своей компактности и универсальном объективе (часто с эквивалентом 28-200 мм), они определённо имеют преимущества. Цена на них, конечно, пока что высока, особенно по сравнению с EOS 300D (в качестве примера можно взять CF Dimage A1, которая продаётся за $1200 или 1400 евро). Единственным серьёзным конкурентом пока что остаётся Sony DSC-F828, что связано с рекордно высоким разрешением 8 миллионов пикселей и схожим с SLR-дизайном (ручные кольца регулировки увеличения и прямая фокусировка через объектив). Будет интересно сравнить F828 и 300D. EOS 300D в качестве цифровой зеркальной камеры Рынок SLR-камер некоторое время был весьма скуден, но прогресс не стоит на месте. EOS 300D можно сравнить с ближайшими конкурентами – Fuji S2 Pro, Nikon D100 и (в братоубийственной дуэли) с Canon EOS 10D. К этому трио мы добавим Pentax *is и Olympus E1. Перечисленные камеры демонстрируют удивительную однородность цены, поскольку они продаются примерно за $1900 (2000 евро). Что касается остального, то Olympus довольствуется разрешением 5 мегапикселей, а остальные гордо рекламируют 6-мегапиксельный сенсор. В любом случае, Olympus следует исключить из сравнения, поскольку формат кадра у него не соответствует священным 24×36 мм, и фотоаппарат использует новую уникальную систему. По крайней мере, уникальную на данный момент. Остальные камеры базируются на традиционном принципе SLR, как по дизайну, так и по целям. Среди указанных моделей только Canon EOS 10D может заявлять о профессиональном дизайне. Fuji S2 и Nikon D100 базируются на той же архитектуре, что и любительские модели (в данном случае Nikon F80). Наконец, качество корпуса Pentax *ist аналогично D100. Хотя Canon EOS 300D является прямым конкурентом с S2 и D100, фотоаппарат не так привлекателен с технической точки зрения (среди прочего учитывая и экспонометр). Все конкуренты предлагают функции (за исключением завершённости) плёночных SLR-камер. Наконец, довольно приятно то, что качество изображения EOS 300D ПРАКТИЧЕСКИ ИДЕНТИЧНО (то есть отчётливо сравнимо, по колориметрии, “шуму”, передаче деталей и разрешению) с Canon EOS 10D, Nikon D100 и Fuji S2, при использовании в одинаковых условиях, конечно. Как мы полагаем, Nikon и Fuji следует обеспокоиться, а нам – ждать их реакции. Эргономика, конструкция, удобство использования Мы уже много об этом говорили раньше, но повторим и вновь: EOS 300D имеет пластиковый корпус. Это минус для фотографов-любителей, которые желают снимать фотографии при любой погоде, а также и для профессионалов и для любых фотографов, использующих камеру ежедневно. Впрочем, с другой стороны, камера лёгкая, и её удобно держать в руках. Canon удачно добавила слой резины к рукоятке, в результате чего использовать 300D – одно удовольствие. Колёсико управления меню расположено идеально и поворачивается большим пальцем, в то время как колёсико настроек поворачивается (при необходимости) указательным пальцем, который отвечает также и за клавишу спуска. Хотя SLR-видоискатель вполне яркий и чистый, он не даёт широкого угла обзора. Так что для носителей очков возможны проблемы. На задней части корпуса расположены привычные клавиши направления и два (легко читаемых) ЖК-экрана. Один призван напоминать о настройках режима съёмки (скорость затвора, диафрагма и прочее), а второй управляет внутренними функциями (качество изображения, баланс белого и многое другое) и быстро отображает фотографию после нажатия клавиши спуска. Напомним, что EOS 300D – однообъективная зеркальная камера, то есть она использует зеркало, отражающее свет в видоискатель через пентапризму. Этот принцип не позволяет просматривать кадр через экран, поскольку сенсор освещается только в момент съёмки. Другими словами, вы не сможете использовать экран в роли видоискателя. Во всём остальном меню удобны и очевидны. Большинство функций интуитивны, так что вы не будете тратить часы на пролистывание руководства пользователя. Великолепно! При изучении EOS 300D в деталях, обнаружились несколько сюрпризов, что связано с позиционированием камеры на рынок “любителей”. Возьмём, к примеру, режим M. Поскольку доступно только одно колёсико регулировки, то фотографу придётся его использовать для выбора скорости затвора. Но поскольку диафрагма выбирается тоже с помощью этого же колёсика, большому пальцу придётся нажимать на клавишу Av (расположенную справа от видоискателя). Следовательно, вы не сможете одновременно изменять диафрагму и выдержку, в результате чего фотограф будет терять ценные секунды, а режим ручной съёмки нельзя признать эффективным. Досадно. Проблемы с видоискателем Пользователи цифровых компактных камер часто отмечают, что зеркальный видоискатель не всегда покрывает площадь фотографии (95% по данным Canon, 86% по данным наших тестов!). Это объясняет некоторые сюрпризы, которые можно обнаружить на финальных фотографиях. И вновь, вам не следует ожидать профессионального поведения от любительской камеры. Изображение, отображающееся в видоискателе, показано белым, а голубая область – дополнительная площадь, появляющаяся на финальной фотографии. Вам придётся самостоятельно искать способы обхода этого недостатка. Мы обнаружили ещё одну аномалию, на этот раз связанную с конструкцией корпуса, а именно: дисбаланс веса между камерой и объективом. При использовании стандартного 18-55 мм объектива, специально предназначенного для цифровой камеры, никаких проблем не возникает. Но при установке профессионального металлического объектива с фиксированной диафрагмой 24-70 мм, f:2,8, объектив существенно перевешивает корпус камеры. Эта особенность негативно сказывает на снимке и вносит дополнительную нагрузку на кольцо объектива. Выдержит ли оно или не выдержит? Лучше об этом не думать. Режимы и меню, ограничения 300D 300D обладает впечатляющим диапазоном опций. Нажав большим пальцем на клавишу, вы можете установить различные программы съёмки: портрет, спорт, пейзаж и многие другие. Вы можете указать приоритет выдержки или затвора, или даже перейти в ручной режим. Кроме того, дополнительный режим A-DEP позволяет сохранить настройки для конкретного кадра, чтобы адаптировать для него глубину резкости. Так что вы сможете достичь прекрасной резкости всех элементов снимка. Режим не слишком лёгок в использовании, но, в любом случае, полезен. Люди, привыкшие выбирать количество света на основе традиционных настроек “мультизонная, центр или участок” будут удивлены. Canon легко и просто убрала возможность выбора. На самом деле производитель подкорректировал экспонометр под выбранный режим съёмки, то есть для всех режимов, кроме ручного, выставляется мультизонный экспонометр, “квази-участок” для всех режимов, если клавиша AE отжата и центр в режиме M. Автофокус тоже нельзя выбрать. Вместо вас решает камера: постоянный автофокус в спортивном режиме, простой автофокус при использовании результирующих программ, интеллектуальный автофокус (Ai) в других режимах. Здесь Canon вновь подтверждает то, что EOS 300D нацелена на рынок любителей. Баланс белого можно регулировать вручную или автоматически. Предлагается шесть предварительно заданных настроек, включая полезную опцию “тень/shade”, которая более аккуратна, чем “облачно/cloudy”. Камера знает, что затенённые участки кажутся синеватыми (то же самое происходит и с плёночными фотоаппаратами), но эта тенденция более сильна именно в тени, а не при облачной погоде. Поэтому две указанные опции – это не пустые “фишки”, они позволяют улучшить указанные проблемные ситуации. Что касается чувствительности, то пользователь может выбирать от 100 до 1600 ISO. Диапазон довольно широк, что повышает универсальность камеры. Единственное огорчение касается отсутствия средних положений между 100 и 200, а также 400, 800 и 1600 ISO. Наконец, у фотоаппарата есть вспышка, которую можно использовать и в результирующей программе “Ночь”. Если камера считает, что необходимо осветить портрет вспышкой, она её включает. Это вполне логично, поскольку при выборе результирующей программы пользователь “доверяет камере”. Но следует отметить, что Canon позаботилась и о возможности запрещении вспышки через колёсико меню, что соответствует полностью автоматическому режиму с выключенной вспышкой. Камера может компенсировать отсутствие света увеличением диафрагмы и высокой выдержкой. Так что все будут счастливы. Если вы любите использовать “заполняющую” вспышку, то сможете осуществить это нажатием соответствующей клавиши. К тому же вы можете установить внешнюю вспышку. Чтобы закончить обзор возможностей вспышки, отметим, что возможности компенсировать яркость нет. Скорость и реакция EOS 300D имеет те же характеристики, что и качественная SLR-камера. Она довольно долго загружается (3 секунды), но это не страшно. Скорость автофокуса, вполне естественно, зависит от типа используемого объектива (ультразвуковой или нет), но в большинстве случаев фокусировка происходит практически мгновенно. Встроенная память камеры довольно хорошо справляется с последовательными кадрами. Вы можете получать 3 кадра в секунду для последовательности из 5-6 фотографий. Затем несколько секунд камера будет вести запись (чаще всего 10 секунд, но иногда период ожидания доходит до 30). Съёмка в подобном режиме с борта вертолёта не привела к возникновению каких-либо проблем. Время отклика после нажатия клавиши спуска практически нулевое, поскольку автофокус (в зависимости от типа объектива) почти мгновенен, поэтому EOS 300D отработала очень хорошо. Автофокус настолько точный, что иногда путал нас, как видно на иллюстрации выше. Снимок вне фокуса? Нет, на самом деле камера просто сфокусировалась на окне вертолёта, охватив взором труп неудачливого комара… Другими словами, автофокус Canon является отличительной особенностью этой марки, и приведённая фотография это доказывает. Высокая скорость приводит к тому, что сфотографированное изображение идентично той картинке, которую наблюдает фотограф. Съёмка часов показала, что задержки практически нет. Canon заслуживает похвалы за это достижение. Если EOS 300D и работает быстро, то ситуация ухудшается медленной скоростью скачивания фотографий на жёсткий диск. Камера стандартно подключается через порт USB, и на передачу 33 фотографий с максимальным качеством уходит 5-10 минут. Слишком долго. То же самое относится и к ситуации, если вы пожелаете преобразовать файл RAW в JPEG (или любой другой формат). Камера будет весьма медлительна. Так что несколько негативных моментов всё же есть, но, по крайней мере, они не влияют на съёмку. Если вы цените своё время, то докупите считыватель флэш-карт к компьютеру. Время автономной работы Литий-ионная батарея в комплекте поставки даёт превосходные показатели. Как показали наши эксперименты, вы можете снять более 800 фотографий, прежде чем она кончится, даже при использовании вспышки, ЖК-дисплея, автофокуса и других полезных опций, обычно жадных до энергии. В любом случае, скачивание изображений на жёсткий диск съедает большое количество энергии. Так что мы вновь рекомендуем приобрести считыватель флэш-карт. По нашим тестам мы смогли записать 852 фотографий JPEG в высоком качестве и сделать 6 форматирований за то же время, что скачали 300 изображений через интерфейс USB. В любом случае следует признать, что EOS 300D имеет довольно неплохое время работы от батарей (эквивалентное 23 рулонам плёнки по 36 кадров). Если вам нужно больше, вы всегда можете докупить батарею. Качество изображения 100, 400, 1600 ISO. Фотографии были сделаны с помощью стандартного объектива 18-55 мм. По сравнению с макро-объективом и вариантом 24-70, который мы использовали потом (см. сравнительные фотографии в конце статьи), фотографии не такие резкие, особенно в углах. Несмотря на это качество фотографий можно признать прекрасным. Фотографии, полученные при ISO 1600, имеют некоторый “шум” (сравнимый с зерном в самых чувствительных плёночных камерах), однако картинка вполне приемлемая. Что касается 100 и 200 ISO, то добавить нам нечего. Цвета правдивы, контрастность безупречна, и экспозиция оставляет желать лучшего только при съёмке внутри помещения без вспышки, когда вам придётся изменять уровни в Photoshop. Во всём остальном повышение чувствительности несколько нарушает колориметрию, но любителям-фотографам беспокоиться не о чем. Лишь самые требовательные профессионалы будут жаловаться на такие детали, как серый цвет, который иногда начинает отдавать пурпурным (но помните, что фотоаппарат не предназначен для профессионального использования). Шестимегапиксельное разрешение позволяет вам увеличивать фотографии на формат A4, да и точки на формате A3+ можно признать приемлемыми (оригинальное разрешение позволяет распечатывать фотографии 17×26 см при 300 dpi без интерполяции, или 35×52 см при 150 dpi). Вы заметите, что Canon сохраняет невозмутимость при цветопередаче, когда другие модели воспроизводят слишком тёплые цвета. Конечно, оттенки в чём-то можно назвать тёплыми, но в целом они вполне нейтральны. Что касается резкости, то всё зависит от используемого объектива. Стандартный 18-55 мм даёт детализованные, чистые фотографии. Но уровень детализации нельзя назвать превосходным. С другой стороны, 60 мм макро-объектив даёт результат, в который трудно поверить. Так что пока общих заключений мы делать не будем, несмотря на то, что фотографии получаются очень высокого качества. Объектив С EOS 300D совместимы все объективы Canon, но, конечно, некоторые из них подходят лучше, другие – хуже. Следует придерживаться следующего правила: чем дороже объектив, тем он лучше (в принципе)… Любители макро-объективов сразу же попробуют превосходный 50 мм f:2,5. Он даёт картинку с невероятной резкостью. Другие предпочтут вполне стандартный объектив 24-70 мм-f:2,8, который уже упоминался выше. В любом случае, большинство покупателей будет удовлетворено объективом в комплекте поставки: 18-55 мм – f3,5-5,6. Это средний объектив, дающий хороший результат, если сферу использования ограничить любительской фотографией. Если принять это во внимание, то не следует ожидать от объектива тех функций, которые присутствуют у лучших объективов Canon. Как вы можете увидеть на иллюстрациях, виньетирование довольно сильно, хотя оно не будет часто напоминать о себе, если снимать в обычных условиях. Фотографирование белой стены с равномерным освещением выявило множество дефектов, но они вряд ли сильно влияют на фотографии. Они не проявятся при съёмке портрета или пейзажа. Обратите внимание, что фотографии были взяты при широком угле и при максимальной диафрагме, что сочетается довольно плохо. Что касается дисторсии, то на фотографии листа бумаги она не слишком заметна. Видоискатель сильно подвержен дисторсии, но это не влияет на конечные снимки. Сенсор Между 100 и 1600 ISO вы заметите прогрессирующее увеличение “шума”, что вполне закономерно. На колориметрию это не влияет, однако резкость изображения понижается и начинает проявляться некоторая зернистость. Но, опять же, это вполне естественно. В случае EOS 300D замечательно то, что картинка вполне приемлема даже при ISO 1600. Конечно, снимок при этом будет сопровождать большое количество “шума” (особенно в тёмных областях, как видно на примере), но вы сможете сделать высококачественное увеличение. В общем, снимок идеален при ISO 100 и 200, очень хорош при 400, приемлем при 800 и удовлетворителен при 1600. Данные результаты позволят использовать камеру для всех типов фотографий. Примеры с телескопом были сняты на 100 ISO практически при нулевом освещении, с диафрагмой f:2,8 и выдержкой порядка 30 секунд. В целом, снимок хорош. Вряд ли на нём можно заметить “шум”. Длительная выдержка подойдёт тем, кого, в первую очередь, интересует качество. В целом, “тёмные” фотографии дают ужасный результат, на них заметны “шум” и линии. Ну, а при 100 ISO и 30 секундах выдержки ситуация прекрасна. КМОП против ПЗС: форматы сенсоров Сенсоры отличаются по размеру и дизайну, хотя суть остаётся неизменной. Сенсор представляет собой матрицу фоточувствительных ячеек, чьей задачей является захват света и преобразование его в электрический заряд. Различие между ПЗС- и КМОП-сенсором следующее. У КМОП-сенсора каждая ячейка имеет свой усилитель, дающий сигнал по определённым координатам. А в ПЗС-сенсоре (ПЗС – прибор с зарядовой связью) заряды последовательно сдвигаются на приёмник, где они усиливаются. ПЗС-сенсор стоит дороже, его труднее изготавливать, и он потребляет больше энергии, однако даёт лучшее качество. КМОП-сенсоры используются в моделях начального уровня, типа web-камер и дешёвых компактных фотоаппаратов. “К сожалению”, некоторые производители типа Cannon решили оснастить high-end зеркальные камеры (EOS 1D и теперь 300D) КМОП-сенсором. Шокирует? Неужели КМОП-сенсор работает лучше ПЗС, а весь мир заблуждается? На самом деле ситуация банальна: КМОП-сенсор менее чувствителен к расплыванию изображения, менее дорог, а его чуть меньшая эффективность, по сравнению с ПЗС-сенсором, может быть скомпенсирована цифровой обработкой. То есть превосходный ПЗС-сенсор при неудачной обработке приведёт к ужасным изображениям, а прекрасный КМОП-сенсор с хорошей обработкой даст великолепный результат – QED. Использование этой технологии позволило Canon снизить цену. Ещё одной интересной деталью является размер сенсоров. Дизайн современных цифровых камер базируется на дизайне плёночных моделей, в которых формат кадра составляет 24×36 мм. Этот формат даёт удлинённые изображения, которые приводят к формату фотографий 10×15, 13×18 и т.д. На практике машины фотопечати используют формат бумаги, адаптированный к формату кадра 24×36. Увеличение без границ привело бы к тому, что часть фотографии вышла бы с двух сторон за поля. То же самое относится к печати с одинаковыми полями со всех сторон. Дело усложняется при использовании ПЗС- или КМОП-сенсоров, поскольку их формат меньше, чем 24×36, и формат иной. Следовательно, изображение не только меньше, но и более “квадратное”. В результате возникают упомянутые проблемы при печати, которые видны на иллюстрации. Наиболее распространённые сенсоры имеют размер 1/1,8” (7,18 x 5,32 мм), 2/3” (8,80 x 6,60 мм) и 1/2,7 (5,27 x 3,96 мм). В этом крошечном устройстве размещены 2, 3, 4, 5 и даже 6 миллионов пикселей, что часто приводит к возникновению проблем с чувствительностью. Сенсор в 300D имеет формат APS 3:2 (22,7 мм x 15,1 мм). Переводной коэффициент объектива (эквивалент) Ещё один важный момент, который мы до этого не обсуждали – переводной коэффициент объектива, основная концепция цифровой SLR-камеры. Фокус объектива (35 мм, 50 мм и другие) определяется по отношению к формату финального изображения, то есть “стандарт” базируется на 24×36 мм. При использовании сенсора, имеющего меньший размер, чем 24×36 (сенсор EOS 300D имеет размер 15,1×22,7 мм), соответствие фокуса больше не обеспечивается. При снижении площади изображения угол тоже снижается соответствующим образом. На практике 35 мм объектив, используемый с форматом 24×36, при сенсоре 15,2×22,7 мм даст изображение с намного меньшим углом, чем если бы площадь сенсора была бы 24×36. Разница может быть высчитана с помощью переводного коэффициента объектива на основе размера сенсора. Так что у сенсора EOS 300D коэффициент составляет 36/22,7 = 24/15,1 = 1,6X. Если быть более конкретным, то 35 мм объектив следует “умножить” на 1.6, превратив его в 56 мм объектив “эквивалентный 24×36 мм”. Поэтому фокусное расстояние объектива, предназначенного для цифровых камер, даётся с учётом размера сенсора, но для обычного человека это значение не слишком понятно. Многие любители поймут, что такое “объектив с увеличением 35-105 мм”, но не слишком разберутся в объективе 17,4-34,33 мм. Поэтому выпуск EOS 300D сопровождается поставкой объектива 18-55 мм, хотя его точный эквивалент 24×36 будет 28,8-88 мм. В общем, если оснастить плёночную камеру с форматом 24×36 объективом 28,8-88 мм, то он даст абсолютно идентичное увеличение по сравнению с объективом EOS 300D 18-55 мм. На практике это приводит к последствиям. Любители телеобъективов будут обрадованы, поскольку новый объектив позволяет “видеть дальше”. 300 мм становится 480 мм! С другой стороны, если вы придерживаетесь широкоугольных объективов, то будете разочарованы. Если вы придерживаетесь 24 мм объектива, то вам понадобится 15 мм, чтобы получить то же самый угол обзора. Если вы знаете, какова цена качественным 15 мм, то вы можете дважды подумать. Магическое решение Nikon и Canon заключается в производстве объективов, специально предназначенных для цифровых камер. Объектив Canon 18-55 мм, к примеру, даёт “стандартный” эквивалент 28-90 мм. Эти объективы стоят существенно дешевле и, конечно, их нельзя использовать с камерой формата 24×36, поскольку освещённая поверхность недостаточно велика для покрытия 24×36 мм. Форматы JPEG, TIFF, RAW Цифровые камеры обычно работают с изображениями JPEG, но люди с большими требованиями желают получить более широкий выбор. К счастью, многие камеры поддерживают форматы TIFF и RAW в дополнение к JPEG. JPEG работает по следующему принципу. Формат разбивает фотографию на квадраты с определённым числом пикселей, где они группируются вместе. При этом часть информации теряется, а изображение становится меньше по объёму. Сильно сжатая фотография теряет множество деталей и её практически невозможно увеличить. Отсюда следующее правило: чем сильнее сжатие, тем хуже картинка и наоборот. В камере EOS 300D предлагаются три уровня сжатия (в добавление к выбору разрешения), что даёт фотографу возможность для манёвра. TIFF – это наиболее популярный выбор тех людей, которым не нужно малейшее ухудшение качества, поскольку при этом потери информации не происходит. То есть фотография TIFF сохраняет все свои данные без повреждения – её можно называть “максимальным качеством”. К сожалению, при этом мы получаем крайне высокие объёмы. Более того, запись фотографии TIFF происходит довольно медленно. Скажем, на это может уйти 50 секунд, в зависимости от модели камеры. Естественно, что камеру в эти 50 секунд использовать нельзя. По этой причине некоторые производители разработали формат RAW. Как намекает название, формат RAW – “чистый” формат сенсора. Изображение не обрабатывается, то есть не преобразуется в формат TIFF или JPEG. Отсутствие обработки позволяет быстро записывать информацию на карту памяти (быстрее TIFF, по скорости сравнимо с JPEG). К тому же, изображение не теряет информацию, что обеспечивает максимальное качество. Формат RAW некоторые производители называют “негативом”, поскольку он содержит информацию, которую затем необходимо обрабатывать программно. А теперь перечислим недостатки формата RAW. С ним нельзя работать напрямую в стандартных программах (с этим форматом только начинает работать Photoshop). То есть формат RAW требует наличия собственных приложений, которые его понимают и способны преобразовать в фотографию. Преобразование формата RAW в TIFF, JPEG или любой другой формат осуществляется на компьютере, но требует определённого времени. То есть вы будете снимать быстро, но затем тратить определённое время на преобразование формата на компьютере. Canon была первой, кто включил формат RAW в свои цифровые камеры. RAW (названный .CRW Canon) присутствует в топовых компактных камерах типа PowerShot G5, а также в SLR-камерах, начиная с D30. Конечно, Canon сделал доступным формат RAW и на EOS 300D, помимо JPEG. А как насчёт TIFF? Что интересно, Canon решила расстаться с этим форматом, легко и просто. Компания посчитала, что этот формат требует слишком большого объёма памяти для обработки. Довольно сомнительное решение, поскольку многие пользователи привыкли к трём форматом. С другой стороны, японский производитель решил предоставить возможность записи кадра одновременно в двух форматах JPEG+RAW. То есть внутри файла RAW содержится фотография JPEG, а утилита преобразования способна выделить JPEG и дать два одинаковых изображения в разных форматах. Так почему бы эту опцию не интегрировать в интерфейс камеры? Одно нажатие привело бы к получению двух версий: RAW и JPEG. После этого неплохо было бы спросить назначение фотографии: web или печать. На самом деле Canon поддерживает эту опцию, но не EOS 300D. Для этого вам придётся выбрать более дорогую модель. Напомним, что EOS 300D не должна (с точки зрения Canon) конкурировать с 10D. Преимущества и недостатки В целом, EOS 300D – сегодня лучшая цифровая камера на рынке (учитывая все категории) по соотношению цена/качество. Фотографии имеют прекрасное качество (колориметрия, контрастность, экспозиция, разрешение, “шум”), а быстрая реакция камеры делает её вполне рабочей SLR-моделью. Ограничения камеры связаны с тем, что она предназначена для фотографов-любителей. Пластиковый корпус некоторым покажется дешёвым, точная настройка (автофокус или экспонометр) зависит от выбранного режима, да и между весом профессиональных объективов и камеры существует некоторый дисбаланс. Также на камере отсутствует разъём для синхронизации, видоискатель показывает только 95% финальной фотографии и т.д. Но вряд ли всё это будет актуально для любительской фотографии. В общем, камеру можно смело рекомендовать – многим людям она придётся по вкусу. На рынке цифровых камер эта модель имеет определённые перспективы. Что же революционного? Название “Цифровой повстанец” EOS намекает на революцию, но она, главным образом, связана с ценой. Хотя камера прекрасна, с технической точки зрения она не привносит чего-то нового, чего мы ещё не видели в фотографии. Всё, что отличает камеру от остальных моделей, – это цена. Вообще, Canon тестирует почву. Станет ли EOS 300D хитом рождественских продаж? Стоит ли цифровые SLR-камеры предлагать для широкой массы пользователей? Каковая должна быть ценовая политика? Множество вопросов, на которые только предстоит дать ответы. В любом случае, EOS 300D является попыткой производителя привлечь массовый рынок к цифровым SLR-камерам вместо компактных моделей. Число схожих моделей от других производителей должно увеличиться, что, в конечном итоге, играет на руку тем, кто желает видеть на рынке появление всё лучших камер. Подводим итог Если не вдаваться во внутреннее строение камеры, следует признать, что Canon EOS 300D знаменует начало новой эры. Благодаря революционной цене, камера должна изменить расстановку сил в цифровом мире. Сейчас положение вещей можно разделять на “до” и “после” Canon EOS 300D. Хотя мы и можем говорить о новой эре, даже о поворотном моменте в цифровом мире, дальнейшее развитие событий можно предсказать. После завоевания рынка компактных моделей, производителям придётся бороться за рынок SLR-камер. К радости покупателей, камеры SLR будут наполнять прилавки магазинов по всё более доступным ценам. Остаётся отметить, что EOS 300D, как показано выше, на данный момент является камерой с лучшим соотношением цена/качество на рынке. Она даёт прекрасное качество фотографий, хотя её функциональность немного ограничена по сравнению с профессиональными моделями. Использовать камеру очень легко. В целом, камера даёт прекрасную предпосылку для развития рынка в 2004 году. На следующих страницах мы привели фотографии, полученные в различных условиях с помощью 300D. Макросъёмка телефона Ткань Экран Дерево Куб Кресла Строение Сыр пармезан Место для парковки Красный остаётся красным, также заметен доминирующий зелёный оттенок неоновых ламп. EOS 300D прекрасно себя показывает в тесте колориметрии. Актёр Один из недостатков встроенной вспышки очевиден на этом примере. Изображение было получено с помощью (большого) 24-70 мм f:2,8 объектива, при этом заметна его тень. Заключение таково: в данном случае необходимо использовать внешнюю вспышку. Город Поле Фотографии EF 50; 100, 400, 1600 ISO Здесь вполне заметно возрастание шума, но фотографии можно использовать и на 1600 ISO. (Canon EF 50 мм f:2.5) Фотографии EF 24-70; 100, 400, 1600 ISO Хотя объектив не был специально разработан для EOS 300D, EF 24-70 USM f:2,8 даёт впечатляющий результат (хотя дешёвым его не назовёшь). Фанни, новорождённая Хотя тестирование было проведено Патриком Имбертом, я, Винцент Алзю, также попробовал камеру в работе на протяжении нескольких недель. По случайности, камера попала ко мне в руки за день до рождения моей дочери, Фанни. Днём 27 сентября я вооружился тремя камерами: Canon G2, который, при 400 ISO, даёт очень “шумное” изображение, разочаровывающее после печати; Nikon Coolpix 5400, который даёт слишком смазанные фотографии при 1/30 с и слишком тёмные при 1/60 с; и 300D/”Цифровой повстанец”. Мне пришлось сделать несколько фотографий дочери как можно быстрее. Мать + дитя = без вспышки. Только 300D/”Цифровой повстанец” позволила мне сделать фотографии без вспышки на 400 ISO, с низким уровнем “шума” и хорошей детализацией на 1/40 с. Я смог сделать фотографии дочери во время первых пяти минут её жизни. Каждую фотографию пришлось немного доработать, чтобы подкорректировать уровни и насыщенность, но результат получился вполне удовлетворительным.
Нажмите для получения оригинальной версии. (2 Мбайт)
CANON EOS-300D / Digital Rebel
Видоискатель
Зеркальный (95% финального изображения)
Объектив
Canon EF и EF-S
Оптический коэффициент преобразования
1,6x
Фокусировка
7-зонная (выбор) авто и ручная
Управление экспозицией
P, Av (приоритет затвора),Tv (приоритет выдержки), M, Глубина резкости (A-DEP), Результат (портрет, пейзаж, макро, спорт и ночь)
Экспонометр
Многозонный (за исключением M), центральный (только M) и зональный
Затвор
От 30 до 1/4000 с
Чувствительность
100, 200, 400, 800, 1600 ISO
Вспышка
Авто, принудительно, отсутствие, снятие эффекта красных глаз и синхронная медленная
Баланс белого
Авто, ручной и заданный (6 вариантов)
Формат файла
JPEG, RAW и RAW+JPEG
Память
Compact Flash тип I и II
Разъёмы
USB 1.1
Питание
Аккумулятор Canon литий-ионный с зарядным устройством
Габариты
142x99x72 мм
Вес
650 г с батареей
Прочее
Опциональное дистанционное управление. Крепление для внешней вспышки.
Спецификации в Интернете
web.canon.jp/Imaging/eosdigital/53_specs.html
Нажмите для получения оригинальной версии. (3,5 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (3,1 Мбайт)
Широкий угол с максимальной диафрагмой (18 мм при f:3,5)
Максимальное увеличение при максимальной диафрагме (55 мм при f:5,6)
Нажмите для получения оригинальной версии. (3,4 Мбайт)
Марс, около 2:00 ночи
Нажмите для получения оригинальной версии. (2,1 Мбайт)
Варианты таковы: 1/1,8” (7,18 x 5,32 мм), 1/2,7″ (5,27 x 3,96 мм), 2/3” (8,80 x 6,60 мм), APS (22,7 мм x 15,1 мм), 24 x 36 мм
Нажмите для получения оригинальной версии. (5,2 Мбайт)
Обработка фотографии в Photoshop
Нажмите для получения оригинальной версии. (3 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (4,1 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (3,5 Мбайт)
Слегка недодержана.
Нажмите для получения оригинальной версии. (3,2 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (2,5 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (2,8 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (2,3 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (2,6 Мбайт)
Сфотографировано с помощью 50 мм макро-объектива.
Нажмите для получения оригинальной версии. (2,7 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (4,4 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (4,4 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (4,1 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (4,9 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (1,2 Мбайт)
Нажмите для получения оригинальной версии. (1,2 Мбайт)