Введение
Дебют 8-мегапиксельной камеры от Sony оказался весьма неожиданным по многим причинам. Во-первых, эта компания обычно продаёт свою технологию сенсоров другим OEM-производителям, прежде чем выпускать собственные модели. На этот раз Sony решила выпустить камеру с новейшим сенсором до передачи технологии другим. Во-вторых, кандидатом на установку 8-мегапиксельного сенсора стала high-end камера DSC-F828, которая раньше поставлялась с 3, 4 и 5-мегапиксельными сенсорами.
Вообще, Sony пошла на определённый риск с выпуском F828, так как этот фотоаппарат не относится к доминирующему сегодня классу SLR. Ведь в этом классе сегодня лидируют модели Canon 300D и Nikon D70, которые подогревают (или перегревают) довольно тихий рынок полупрофессиональных камер. Но мы должны признать, что Sony редко ошибается в прогнозах развития рынка, и полупрофессиональные камеры, определённо, ещё не достигли своего идеала. Canon, к примеру, только что выпустила модель PowerShot Pro 1 – цифровую камеру с тем же сенсором, тем же увеличением и с той же целевой аудиторией, что и её “заклятый враг” F828.
Среди других OEM, предлагающих цифровые камеры с 8-мегапиксельными сенсорами, можно отметить Nikon, Minolta и Olympus. Однако модели Nikon и Olympus не имеют столь универсальных функций оптического увеличения, как у Canon, Minolta и Sony. Поскольку недорогие SLR-камеры привели к немалым переменам на цифровом рынке, производители пытаются получить доли на других рынках, надеясь на новые линейки не-SLR полупрофессиональных камер.
Целевая аудитория
Оставим на время возможности каждой камеры. Гонка пикселей на полупрофессиональном рынке позволяет получать фотографии большего размера. Благодаря 8-мегапиксельному сенсору фотографии теперь можно печатать аж на формате A3, особенно с учётом сегодняшних разумных цен на соответствующие принтеры. Также разрешение сенсора в 8 мегапикселей позволяет получать и меньшие фотографии с великолепным качеством. Поэтому даже приверженцы формата 13×18 будут счастливы.
Как показывает наше тестирование, модели Sony DSC-F828 и Canon Pro 1 нельзя назвать идеальным решением для профессионалов из-за их медлительности. Впрочем, довольно любопытно, что эти камеры могут обеспечить картинку формата A4 с разрешением 300 dpi – распространённым стандартом для принтеров. Так для чего же предназначены эти 8-мегапиксельные high-end цифровые камеры? Ответ таков: для опытных любителей (или так называемых “просьюмеров”). Крутым профи новые модели тоже могут вполне пригодиться, если только их род занятий не связан с фотожурналистикой, где позиции SLR остаются самыми прочными.
Конечно, любой может поспорить, что опытные любители тоже могут выбрать себе модели SLR. Этот аргумент весом, но только в том случае, если любители желают снимать фотографии для того, чтобы вешать потом календари формата A3 на стену. То же самое можно сказать и о пользователях, которые уже имеют в запасе обычные объективы и желают использовать их с цифровыми SLR-камерами.
Попросту говоря, новые камеры предназначены для тех, кто желает получить технологию с возможностями “про”, но, в то же время, не хочет отягощать себя тяжёлыми профессиональными объективами. Sony F828 и Canon Pro 1 имеют вполне определённое преимущество: это относительно небольшие модели, которые умеют практически всё (за исключением настоящей макросъёмки) и обеспечивают великолепное оптическое увеличение. Так что перед нами простирается новый рынок, несмотря на то, что цены на новинки оказываются выше, чем на цифровые SLR-камеры. Не стоим ли мы на пороге новой эры?
Сравнительная таблица спецификаций
Canon PowerShot Pro 1 | Sony DSC-F828 | |
Сенсор | 2/3″ ПЗС до 8M рабочих пикселей | 2/3″ ПЗС до 8M рабочих пикселей |
Макс. разрешение | 3264 x 2448 пикселей | 3264 x 2448 пикселей |
Видоискатель | Электронный | Электронный |
Объектив | 28-200 мм эквивалент 24×36 f2.4/3.5 до f8 |
28-200 мм эквивалент 24×36 f2.0/2.8 до f8 |
Фокусировка | Автоматическая (по нескольким и одному участку) и ручная | Автоматическая (по нескольким и одному участку) и ручная |
Экспозиция | P, A, S, M, программы съёмки. Макро и видео (со звуком) |
P, A, S, M, программы съёмки. Макро и видео (со звуком) |
Экспонометр | По нескольким участкам, по центру и выбранному участку | По нескольким участкам, по центру и выбранному участку |
Выдержка | от 15 до 1/4000 с | от 30 до 1/3200 с |
Чувствительность ISO | от 50 до 400 | от 64 до 800 |
Режимы вспышки | Авто, по спуску затвора, заполняющая, с удалением эффекта “красных глаз”, ночная | Авто, по спуску затвора, заполняющая, с удалением эффекта “красных глаз”, ночная |
Баланс белого | Авто, ручной и заранее заданный (5 настроек) | Авто, ручной и заранее заданный (4 настройки) |
Форматы файлов | RAW и JPEG видео MPEG |
RAW, TIFF и JPEG видео MPEG |
Память | CompactFlash (типы I и II) | Memory Stick или CompactFlash (типы I и II) |
Разъёмы | USB 1 | USB 2 |
Питание | Li-Ion аккумулятор Canon | Аккумулятор Sony Info-Lithium |
Габариты | 118 x 72 x 90 мм | 134 x 91 x 156 мм |
Вес | 650g | 900g |
Прочие функции | Разъём для внешней вспышки. Шарнирное крепление ЖК-дисплея | Разъём для внешней вспышки. 2 режима ночной съёмки. Механическое кольцо увеличения на объективе. Дублирование AF. |
Конструкция и работа с камерами
Не углубляясь в детали, мы всё же можем сделать несколько замечаний, хотя обе камеры имеют превосходное качество. Ниже мы приведём наши первые впечатления. Сразу же можно отметить, что обе камеры имеют превосходный дизайн, явно созданный с учётом профессиональных требований.
Работа, надёжность, конструкция
Canon и Sony немало помучались над конструкцией и отделкой Pro 1 и F828. Большая часть корпуса выполнена из металла, эргономика превосходна и, следует отметить, обе камеры очень красивы. С ними легко работать после небольшого периода привыкания. Несмотря на некоторые общие особенности, камеры очень сложно напрямую сравнивать друг с другом, поскольку они базируются на различных принципах.
Pro 1 является такой же компактной и удобной, как и PowerShot G5 (за исключением значительно улучшенного увеличения). По раскладке режимов, меню и прочих функций становится понятно, что Canon старалась разработать камеру, которую можно повсюду брать с собой.
Подход Canon отличается от Sony, которая по громоздким габаритам приблизилась к дизайну SLR, что, впрочем, даёт свои преимущества. Обратите внимание на механическое кольцо увеличения – оно удобно расположено на объективе, точно как у зеркальных камер, и его удивительно легко использовать. То же самое относится и к кольцу ручной фокусировки.
Здесь Canon явно пыталась создать компактную камеру. Хотя Pro 1 и оснащена кольцом увеличения на объективе, оно является электронным, и вы не получите те же удобство и комфорт. То же самое относится и к ручной фокусировке. Поэтому здесь мы снимаем шляпу перед Sony.
Ещё одним важным моментом в пользу Sony является вес – особенно когда вы используете максимальное увеличение. В режиме 200 м/24×36 даже малейший сдвиг камеры приведёт к размыванию изображения. При отсутствии стабилизатора, F828 благодаря большему весу может снимать более стабильно, чем Canon Pro 1. Хотя максимальное увеличение используется и не так часто, данную особенность мы всё же выделили.
К тому же, шарнирное крепление ЖК-экрана у Canon оказывается намного удобнее, чем поворачивающийся объектив у Sony.
Что касается всего остального, то здесь уже дело вашего вкуса. Режимы и меню расположены на Pro 1 компактно, в то время как на F828 они разбросаны. Вам может понравиться тот или иной вариант, но для работы всё равно потребуется инструкция.
Наконец, следует сравнить ЖК-видоискатели, которыми обычно брезгуют фотографы, привыкшие к точности видоискателей SLR-камер. Но вряд ли здесь есть повод для опасений, учитывая прогресс, сделанный компаниями за последние годы. Конечно, полной точности SLR-камеры вы не получите, но ЖК-дисплеи на Pro 1 и F828 действительно дают чёткую, контрастную и детальную картинку, с вполне нормальным временем отклика. Так что, хотя дисплеи и не идеальны, пользоваться ими очень удобно.
Спецификации, режимы и меню
Мы не будем подробно останавливаться на увеличении и сенсорах, поскольку обе камеры в этом отношении идентичны.
Sony использует объектив Zeiss, но, как мы увидим далее, сей факт, сам по себе, значит немного. Но объектив F828 имеет преимущество над Pro 1: он поддерживает минимальную диафрагму f2.0 в широкоугольном режиме (и f2.8 – в телефото), в то время как модель от Canon может похвастаться f2.4 в широкоугольном режиме, и f3.5 – в телефото. При полном увеличении Sony имеет преимущество по диафрагмированию – неплохо, учитывая высокую вероятность смазывания. Добавим к этому большую светочувствительность ISO 64 против 50 у Canon – так что Sony является лучшим вариантом для съёмки в условиях скудного освещения.
Ещё одним плюсом в пользу Sony является сдвоенный слот Memory Stick и CompactFlash. Универсальность всегда неплоха для полупрофессионального рынка. Canon же предлагает только формат CompactFlash.
Что касается остального, то различий между камерами немного. Обе они оснащены режимами P, S, A, M и программным, хотя у Canon число заданных программ больше, чем у Sony. Отметим, что запрограммированные режимы бывают весьма полезны, так что это не просто маркетинговый плюс.
Обе камеры поддерживают и режим съёмки видео, но на Canon он ограничен 3 минутами. Sony показывает себя лучше, позволяя менять качество и частоту кадров (до 30 кадров/с). Видео, полученное камерами, вполне качественно воспроизводится на домашнем ТВ, хотя полностью цифровую видеокамеру вы фотоаппаратами, конечно, не замените.
Что касается макросъёмки, то здесь нас постигло разочарование, несмотря на наличие соответствующего режима и спецификаций, оговаривающих минимальное расстояние 3-5 см. Практически, вы не сможете получить нормальную автоматическую фокусировку на столь малых расстояниях, поэтому единственным выходом будет ручная фокусировка. В результате процесс очень сильно замедляется и усложняется, но даже когда вы достигнете желаемого, вроде бы, фокуса, результат может разочаровать.
Пару слов о форматах файлов: помимо стандартного JPEG, камеры Sony и Canon также поддерживают формат RAW. Неплохое решение, поскольку данный формат позволяет использовать необработанное изображение или, если хотите, своего рода “цифровой негатив”, когда всю последующую работу по доводке вы выполняете на компьютере. Конечно, на каждый кадр вы потратите существенно больше времени, но оно того стоит. Кстати, Sony поддерживает ещё и профессиональный стандарт TIFF.
Скорость, время автономной работы
Что касается времени жизни от аккумулятора, то обе камеры практически идентичны. Литий-ионные аккумуляторы на F828 и Pro 1 просто потрясают, обеспечивая вас несколькими сотнями кадров до обесточивания камеры. Следует отдать должное Sony за систему Info-Lithium, которая даёт минутный обратный отчёт до выключения. Великолепная функция, к которой легко привыкнуть и трудно потом обойтись без неё.
Но хватит хвалить, пора и поругать. Начнём с того, что камеры медлительны. Хотя их можно использовать для быстрой съёмки, вы не получите той же отзывчивости, что на цифровых SLR-камерах, так что о фотожурналистике придётся забыть. Обе модели тратят примерно от 1,5 до 3 секунд на фокусировку. Конечно, здесь всё зависит от увеличения (чем больше увеличение, тем медленнее фокусировка), но время всё равно немалое, и иногда подобные задержки досаждают. Как мы полагаем, в следующих версиях камер производителям следует, в первую очередь, обратить внимание именно на задержки. То же самое относится и к записи файлов – очень медленно. Вряд ли здесь можно оправдать производителей, ведь файл занимает всего несколько мегабайт. В любом случае, камера Sony тратит 1,5 секунды на запись JPEG с высоким разрешением, а Canon – целых 3,5 секунды. Загадочная разница, учитывая, что Canon сохраняет файлы RAW быстрее, чем Sony: 3 против 12 секунд. Sony записывает файл TIFF, примерно, за 10 секунд.
Обе цифровые камеры имеют столь же медлительную загрузку: 1,4 секунды у Sony и 2,5 секунды у Canon.
Качество картинки, цветопередача
Хотя объективно судить о качестве фотографии бывает сложно, мы всё же приведём несколько критериев. По нашему мнению, следует учитывать количество деталей, правильность цветопередачи, контрастность и качество выдержки/экспозиции. Камеры F828 и Pro 1 показали себя во всех тестах очень хорошо, хотя Canon тяготеет к насыщенным цветам, а Sony слишком нейтральна. Но, в конце концов, всё это – дело персонального вкуса.
|
|
|
|
В любом случае, мы можем вполне легально покритиковать камеры за количество “шума” (крапинки на фотографиях), который постоянно засоряет изображения выше ISO 50 на Canon и ISO 64 на Sony. При чувствительности ISO 800 камера Sony практически бесполезна, хотя никто чудес и не ожидал. Как вы можете заметить из приведённых ниже изображений, “шум” можно назвать терпимым при чувствительности от 200 до 400 и приемлемым – при 100. То же самое относится и к камере Canon, которая, впрочем, справляется с этой проблемой чуть лучше. Факт заключается в том, что вы не можете уместить 8 миллионов пикселей в крошечной области, не получив паразитные “шумы”.
ISO 50 и 64
Изображения даются в чистом виде, за исключением иллюстраций для оценки ISO, которые были обрезаны для демонстрации уровня “шума”. Судите сами.
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
100 ISO
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
200 ISO
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
400 ISO
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
800 ISO : (этот режим есть только на Sony)
Sony |
Sony: реальный размер |
Фронтальная часть
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
Строения
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
Колонны
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
Пузырёк
Cannon | Sony |
Canon: реальный размер | Sony: реальный размер |
Широкий угол
Cannon |
Sony |
Максимальное увеличение
Cannon |
Sony |
Заключение
Стильные, удобные, прекрасно проработанные и снимающие фотографии великолепного качества (несмотря на “шум”) – модели Canon Pro 1 и Sony F828 просто великолепны. Универсальные и точные, они прекрасно подойдут для опытных любителей, а также и для новичков, которым нужен фотоаппарат, способный на всё. Но, несмотря на очевидные преимущества (высокое разрешение и впечатляющее увеличение 28-200), цена на новые модели отпугнёт многих – она ближе к high-end рынку, на котором присутствуют цифровые SLR-камеры.
Конечно, возможно, новые модели призваны открыть новый рынок. Мы не переставали восхищаться надёжностью и удобством рассмотренных полупрофессиональных цифровых моделей. Следует отметить высокое качество камер, причём выявленные недостатки не затеняют преимуществ. Камеры являются прекрасной альтернативой цифровым SLR-моделям, но мы рекомендуем попробовать их перед покупкой, чтобы вынести решение самостоятельно.
В любом случае, камеры действительно обладают сенсорами на 8 мегапикселей, что немаловажно для получения больших фотографий. Учитывайте две вещи. Во-первых, сенсоры камер дают ощутимый “шум” на фотографиях, особенно на одноцветных участках и в тени, и этот “шум” будет ещё более заметен при больших распечатках. К тому же, не забывайте, что разрешение влияет больше на размер получающейся фотографии, чем на её качество. Фактически, фотография с цифровой SLR-камеры начального уровня (6 миллионов пикселей) с хорошим объективом будет всегда лучше, чем картинка полупрофессиональной модели.