Введение
Во время недавнего анонса чипсетов Intel Grantsdale и Alderwood, среди всего прочего, Intel осуществила значительное продвижение в мире встроенного звука. В частности, у новой платформы Intel в южный мост ICH6 интегрирован новый звуковой контроллер Intel HDA (High Definition Audio), ранее известный как Azalia.
Новый аудио контроллер обеспечивает многопоточность (передачу нескольких независимых звуковых потоков), что позволило расширить диапазон функций. К примеру, контроллер может работать с несколькими кодеками одновременно.
Среди прочего, у геймеров теперь появилась возможность разговаривать с соперниками во время игры.
Пойдём дальше. Одно из приложений новой звуковой системы – это “домашний кинотеатр” Intel PC-HT (Home Theater), под которым следует понимать возможность оснастить вашу гостиную звуковой системой 5.1. В принципе, ничего нового здесь нет, просто сейчас звук 5.1 перешёл на более глубокий уровень интеграции в систему.
Помимо всего остального, гарантируется совместимость с предыдущей звуковой платформой AC97. ICH6 имеет встроенный контроллер AC97, поэтому использование HD Audio опционально. Вполне возможно, что часть материнских плат будет ограничена устаревшим звуком.
Среди базовых возможностей HD Audio отметим поддержку 32-битной точности дискретизации с частотами до 192 кГц по восьми выходным каналам – в то время как AC97 ограничен шестью каналами, 20 битами и 96 кГц. В результате встроенному контроллеру будут по силам все существующие звуковые форматы, включая DVD Audio в максимальном качестве. Конечно, реальные возможности системы будут в немалой степени зависеть от кодеков, которые установят производители плат.
Первая встреча
Для первого знакомства с HD Audio мы выбрали материнскую плату Intel D925XCV. Она оснащена кодеком Realtek ALC880 с поддержкой формата 7.1, 24-битногого разрешения на частоте до 192 кГц. С другой стороны, у кодека сразу же возникает отличие от дорогих продуктов – цифро-аналоговые преобразователи работают только с разрешением 20 бит. По сути, ALC880 и не создавался для топового звука, поскольку кодек поддерживает обработку звука от нескольких микрофонов, что будет полезно на тех же конференциях.
Кодеку не хватает ряда привычных функций (типа подавления шума), поэтому его, определённо, можно приписать к сегменту бизнес-пользователей и рядовых потребителей, а не музыкантов или энтузиастов. В то же время, Realtek объявила о внедрении какого-то собственного решения по защите цифровых потоков от пиратства. Для некоторых эта новость окажется приятной.
Ну, а теперь действительно о хорошем. ALC880 поддерживает цифровой вход/выход S/PDIF с разрешением 32 бита и частотой 96 кГц – неплохо для продукта подобного класса. Среди относительно новых функций отметим поддержку автоматического определения подключённого оборудования. Чип анализирует изменение в импедансе нагрузки входов и выходов, а затем автоматически себя подстраивает. Функция поддерживается драйвером Realtek, который позволяет выбрать тип подключённого оборудования. В принципе, всё можно настроить, как угодно. Скажем, превратить выход для наушников во вход микрофона – хотя качество работы этой функции в текущей версии драйвера нам не очень понравилось.
Драйверы Realtek показывают, какие порты активны.
Когда вы подключаете устройство, вы указываете его тип.
В принципе, можно изменить конфигурацию портов, однако в текущем драйвере эта функция работает нестабильно.
В нашей конфигурации плата была оснащена пятью 3,5-мм разъёмами, которые дают шесть выходов (7.1) и один вход. Переход на 5.1 даёт два входа (микрофон и линейный). Впрочем, один из входов можно превратить в выход для наушников.
Intel | HD Audio |
Интерфейс | Встроенный звук |
Чипсет | ICH6 и Realtek ALC880 |
Частота дискретизации | 192 кГц |
Точность | 24 бита |
ASIO | Н/Д |
MIDI/игровые порты | Нет |
Входы | |
На плате | 1 или 2 3,5-мм порта, в зависимости от конфигурации |
Внутренние | 1 линейный (CD-in, 1 S/PDIF) |
Выходы | |
На плате | 4 3,5-мм порта (7.1), 1 цифровой S/PDIF оптический и коаксиальный |
DVD и фильмы | |
Стандарты | Dolby Digital EX, DTS ES, выход S/PDIF |
Конфигурация | До 7.1 |
DVD Audio | Да, до 192 кГц |
3D-звук в играх | |
Стандарты | DS3D, A3D, EAX 1 и 2 |
Конфигурация | 2x 7.1 |
MIDI | |
Аппаратный синтезатор | Нет |
Программный синтезатор | Microsoft |
Программное обеспечение: хорошего понемножку
Наш тестовый ПК поставлялся с двумя программами управления звуком, причём, они во многом дублируют функции, и обе прописываются значками в панели задач. Подобная двойственность нам не понравилась – будем надеяться, что в будущем мы получим, всё же, один инструмент управления.
Программное обеспечение от Intel названо “Intel Audio Studio”. К счастью, оно предлагает ряд полезных утилит. С другой стороны, нам не хватило утилиты для регулировки уровней каналов, так что пришлось воспользоваться Windows. Встроенный центр управления звуком оказался полезен.
Intel Audio Studio имеет хороший интерфейс, содержащий анализатор спектра, управление громкостью и балансом по каналам. В состав ПО входят утилиты конфигурации и тестирования.
Что касается обработки звука, то Audio Studio позволяет добавлять некоторые эффекты, симулирующие акустику различных окружений. Помимо настроек по умолчанию, вы сами можете менять различные параметры, чтобы настроить систему под себя.
Утилита Realtek предлагает сходные функции, но с менее удобным интерфейсом. Самой яркой функцией оказалась уже упомянутая выше возможность определения подключённых устройств, но её можно деактивировать.
На странице “General” предоставляется основная информация о звуковой системе.
Конфигурация колонок тоже задаётся просто и понятно.
Realtek позволяет протестировать подключение колонок, выдавая звуковой сигнал. Подобно Intel, утилита Realtek обеспечивает некоторые эффекты окружения.
Отметим наличие 10-полосного графического эквалайзера, настройки которого можно сохранить. Функция караоке позволяет, теоретически, устранить в песне голос – но работает она не всегда удачно. Всё зависит от музыки и голоса.
Также следует отметить, что программное обеспечение Realtek позволяет настроить выход S/PDIF – редкая функция для недорогого звука.
Наконец, в добавление к этим двум программам, Intel также поставляет на CD с материнской платой WinDVD Creator и Intervideo Home Theater Silver, с помощью которых вы сможете создать свой собственный DVD и проиграть практически любой носитель, включая тот же DVD, конечно. К сожалению, проверить всё это мы не смогли – возникла странная проблема с совместимостью. И это, несмотря на довольно обыденную конфигурацию и наши попытки как-то её изменить.
Установка другой, раздельной версии WinDVD всё же помогла нам воспроизвести DVD – и результат оказался очень убедительным.
Нравится ли вам Dolby Digital?
Конечно, самой интересной особенностью новой звуковой системы является режим Dolby Digital Live, чей логотип украшает Intel Audio Studio. Режим подразумевает кодирование Dolby Digital 5.1 в реальном времени, при этом цифровой выход S/PDIF выдаёт сигнал AC-3. Intel и Dolby очень неохотно делятся информацией, поэтому получить представление о реальных возможностях Dolby Digital Live очень трудно. Как показывают наши исследования, включение выхода Dolby Digital Live отключает аналоговые выходы и отсылает сигнал AC-3 (Dolby Digital) на выход S/PDIF. Затем сигнал может распознаваться и обрабатываться внешним декодером.
Функция работает с любым источником звука. Однако мы так и не смогли обнаружить, какую обработку получает моно или стерео сигнал перед преобразованием в AC-3 (5.1). Похоже, что с технологией Dolby Digital Live обозначилось направление на централизацию всех звуковых потоков в Dolby Digital и дальнейшую передачу на систему домашнего кинотеатра (внешний декодер). С этой точки зрения, интерфейс S/PDIF имеет отчётливое преимущество – он требует только один кабель. Однако возникают и некоторые вопросы – скажем, как данная технология будет работать с DVD Audio, при проигрывании которых отключается цифровой выход?
Если вы посмотрите на обычный ПК во время воспроизведения стерео музыки, то обнаружите, что звук будет выдаваться на все активные колонки (до 7.1). Поэтому оригинал подвергается обработке, однако пользователь не может ею управлять. Кто знает, что произойдёт при воспроизведении звука 7.1, поскольку Dolby Digital Live поддерживает только 5.1! Вероятно, можно будет регулировать уровни различных каналов под Windows, однако про кодирование или декодирование пока ничего не понятно.
Панель управления громкостью может регулировать все каналы системы 7.1.
Как видим, до предоставления пользователю полного управления и информации о кодировании Dolby Digital пока ещё далеко. Вообще, Dolby подчёркивает преимущества универсальной обработки звука (ведь все домашние кинотеатры поддерживают Dolby Digital), поэтому в играх пользователь всегда получит максимальный реализм. В то же время, нам ещё предстоит посмотреть, в какой степени пользователь сможет управлять системой кодирования. Будем надеяться, что мы не получим очередную “чёрную коробку”. В этом отношении, будет интересно посмотреть на реакцию других фирм, производящих звуковое оборудование (Creative, Hercules и Terratec).
Тестовая конфигурация и измерения звука
Аппаратное обеспечение | |
Процессор | Pentium EE, 3,4 ГГц |
Память | 1 Гбайт DDR2 |
Графическая карта | nVidia GeForce 6800 GT |
Жёсткий диск | 250 Гбайт SATA, 7200 об/мин |
Оптический привод | DVD BenQ 16/48X |
ОС | Windows XP Pro + SP1 |
Версия Direct X | 9.0b |
Звуковая система | |
Колонки | Creative GigaWorks S750, Logitech Z2200 |
Тесты | |
Right Audio Mark Analyser 5. |
|
Right Mark 3DSound 1.0, DAAS audio measurement system, Neutrick 3337 audio measurement system |
Во время тестирования новой технологии всегда появляется множество сюрпризов. И Intel HD в этом отношении нас тоже не разочаровала. После первоначального отказа принимать какой-либо входящий сигнал система, наконец, сдалась – помогло обновление драйвера. Но даже тогда работа системы была далеко не безошибочной. Линейный вход оказался слишком чувствительным, поэтому мы не смогли получить цифровой уровень 0 дБ без значительного искажения.
Как только мы приблизились к уровню -3 дБ, искажения стали очень большими.
Вполне очевидно, что драйверы необходимо доработать. И это ещё не всё. Мы тестировали первую реализацию технологии, так что нам, всё же, следует дождаться её коммерческих версий. Только тогда мы сможем получить окончательное представление о возможностях технологии. На данном этапе слишком рано давать какие-либо заключения.
В любом случае, мы прогнали систему через весь привычный набор тестов, но без уверенности в корректности результатов. Причём, они показались нам не слишком убедительными – где-то на среднем уровне. Неудивительно, ведь тесты проводились в режиме записи/воспроизведения (петля вход/выход), при этом кодек использовал только 20-битные аналого-цифровые преобразователи. Realtek указывает минимальное соотношение сигнал/шум на уровне 85 дБ – это мы и получили. Подобный уровень будет достаточен для большинства потребительских применений, однако он является весьма скромным по отношению к лучшим звуковым картам, присутствующим на рынке.
Мы ограничим нашу статью результатами 16 бит/44,1 кГц. Дело в том, что переход к более высоким параметрам (24 бита, 48 и 96 кГц) не показал каких-либо улучшений.
Работа на 44,1 кГц
Неравномерность АЧХ. Частотная характеристика оказалась вполне хорошей, хотя на ней заметны небольшие волны.
Уровень шума. Он оказался вполне приемлемым. Кстати, один канал оказался с большим уровнем шума, чем другой в конце спектра.
Динамический диапазон. Вполне очевидно, что разница в уровне шума между каналами сказалась и на динамике.
Нелинейные искажения. Они оказались низкими, несмотря на разницу в каналах.
Интермодуляционные искажения. Здесь никаких особых проблем мы не видим.
Взаимопроникновение каналов. Разделение каналов вполне адекватно для оборудования подобного класса.
Что же думает Intel?
Поскольку ПК является очень популярной игровой платформой, то, как мы полагаем, будет интересно, как звуковая система Intel справится со звуком в играх. Напомним, что система совместима с основными стандартами типа DS3D, A3D, а также EAX 1 и 2 (версии EAX выше остаются в собственности Creative). Чтобы лучше оценить возможности Intel HD Audio, мы сравнили эту систему с картой Creative Audigy 2 ZS, установленной в тот же компьютер (встроенный звук при этом отключался). Все тесты проводились при максимальной конфигурации 7.1.
Что касается тестов загрузки процессора (которые, всё же, теоретические), преимущество находится на стороне карты Creative.
При переходе к практическим тестам на основе популярных игр мы видим, что Creative по-прежнему лидирует, хотя отрыв здесь уже не такой большой, как в теоретических тестах. В двух играх мы смогли отключить звук вообще, чтобы показать, какую максимальную производительность можно достичь без звука вообще.
Вполне очевидно, что Intel HD Audio хорошо себя показывает, хотя до уровня Creative Audigy 2 ZS встроенная звуковая система всё же не доходит. Следует подчеркнуть, что Creative Audigy 2 ZS поддерживает EAX 4, поэтому обеспечивает лучшие звуковые эффекты по сравнению с другими картами, по крайней мере, в играх, поддерживающих этот стандарт. В то же время, Intel HD Audio будет вполне достаточно для большинства геймеров.
Заключение
С помощью HD Audio Intel смогла встряхнуть сонный мир встроенного звука, где уже достаточно долгое время правит стандарт AC97. Без всяких сомнений, Intel HD Audio имеет богатый потенциал по мультимедийным возможностям и отражает дальнейший путь развития встроенного звука.
В то же время, нам ещё предстоит увидеть дальнейшее развитие ситуации и узнать ответ от Creative и других игроков. Похоже, грядёт звуковая война, которая, по сути, превратится в войну полупроводниковых компонентов. И начала эту войну Intel с выпуском HD Audio.