Введение
В истории цифровой фотографии отчётливо прослеживается “гонка пикселей”. Она построена на знакомом принципе “кашу маслом не испортишь”, поэтому число пикселей на сенсорах компактных камер всего за несколько лет увеличилось с одного до шести миллионов. Вряд ли стоит ещё раз напоминать, что качество изображения зависит не столько от числа мегапикселей, сколько от размера фотографии на бумаге. К тому же, на него влияют и такие факторы, как оптическое качество, достоверность цветопередачи и цифровая обработка информации сенсора. Чтобы получить качественный продукт, в камере сегодня используется весь спектр современных технологий.
Производители цифровых камер не устояли от искушения и вынесли на массовый рынок продукты с шестью мегапикселями. Причин две. Во-первых, подобное число пикселей имеют наиболее популярные цифровые “зеркалки” типа Canon 300D и Nikon D70, а во-вторых, рынок любит большие цифры. Даже если потенциальный покупатель знает, что хорошая 3-мегапиксельная модель лучше неудачной 6-мегапиксельной, его сложно убедить, что переход с пяти на шесть мегапикселей не всегда улучшает изображение. В любом случае, для опытных фотографов, желающих перейти с плёнки на “цифру”, сегодня появилась возможность взять модель на 6 мегапикселей.
Мы решили протестировать четыре модели: Kodak DX7630, Fuji FinePix F710, F610 и Olympus C-60. Как вы узнаете позже, все камеры нацелены на определённую аудиторию – от опытных любителей до начинающих, да и просто на тех, кто любит красивые цифровые игрушки. Мы не будем детально останавливаться на спецификациях каждой камеры – всё это вы можете найти на сайтах производителей. Мы просто сравним камеры по нескольким критериям и выделим их слабые и сильные места.
Помимо сравнения, мы постараемся ответить на вопрос: зачем нужны шесть миллионов?
Технические спецификации
Kodak DX 7630 | |
Сенсор | ПЗС 1/1,8″ на 6 миллионов пикселей |
Максимальное разрешение | 2872 x 2160 пикселей |
Видоискатель | Оптический |
Объектив | 39-117 мм на 24×36 |
Фокусировка | Автоматическая |
Режимы съёмки | P, A, S и специальные (16 программ: портрет, спорт, пейзаж, макро, ночной портрет, ночной пейзаж, снег, пляж, текст, фейерверк, цветы, музей, автопортрет, вечеринка, дети, фоновая подсветка). Макро и видео со звуком |
Экспонометрия | По всему кадру, по центру и по участку |
Выдержка | От 64 до 1/1400 секунды |
Чувствительность | 100, 200, 400 (800 ISO при низком разрешении) |
Режимы вспышки | Авто, принудительная, slave, с устранением эффекта красных глаз |
Баланс белого | Авто, ручной и специальный (3 вида) |
Формат фотографий | JPEG |
Тип памяти | 32 MB встроенной, SD |
Подключение к ПК | USB |
Питание | Литий-ионный аккумулятор |
Габариты | 100 x 69 x 40 мм |
Вес | 270 г |
Время записи изображения высокого качества | 7″ |
Время загрузки камеры | 4″ |
Fuji F710 | |
Сенсор | SuperCCD 1/1,7” на 3 миллиона пикселей |
Максимальное разрешение | 2048 x 1536, “растянутое” до 2832 x 2128 пикселей |
Видоискатель | Оптический |
Объектив | 35-130 мм на 24×36 |
Фокусировка | Автоматическая и ручная |
Режимы съёмки | P, A, S и специальные (4 программы: портрет, пейзаж, спорт и ночь). Макро и видео со звуком |
Экспонометрия | По всему кадру, по центру и по участку |
Выдержка | От 3 до 1/2000 секунды |
Чувствительность | 160, 200, 400 ISO (800 и 1600 на разрешении 1280×960) |
Режимы вспышки | Авто, принудительная, slave, slow synch, с устранением эффекта красных глаз |
Баланс белого | Авто, ручной и специальный (6 видов) |
Формат фотографий | JPEG и RAW |
Тип памяти | xD |
Подключение к ПК | USB |
Питание | Литий-ионный аккумулятор |
Габариты | 110 x 54 x 29 мм |
Вес | 225 г |
Время записи изображения высокого качества | 2,3″ Jpeg HD |
Время загрузки камеры | 2″ |
Fuji F610 | |
Сенсор | SuperCCD 1/1,7” на 6 миллионов пикселей |
Максимальное разрешение | 2848 x 2136, “растянутое” до 4048×3040 пикселей |
Видоискатель | Оптический |
Объектив | 35-105 мм на 24×36 |
Фокусировка | Автоматическая и ручная |
Режимы съёмки | P, A, S и специальный (4 программы: портрет, пейзаж, спорт и ночь). Макро и видео со звуком |
Экспонометрия | По всему кадру, по центру и по участку |
Выдержка | От 3 до 1/2000 секунды |
Чувствительность | От 200 до 400 ISO. 125 ISO в режиме “авто”. 800 ISO на 2016×1512 |
Режимы вспышки | Авто, принудительная, slow synch, с устранением эффекта красных глаз |
Баланс белого | Авто, ручной и специальный (6 видов) |
Формат фотографий | JPEG |
Тип памяти | xD |
Подключение к ПК | USB |
Питание | Литий-ионный аккумулятор |
Габариты | 72 x 93 x 31 мм |
Вес | 205 г |
Время записи изображения высокого качества | 2,3″ Jpeg HD |
Время загрузки камеры | 3″ |
Olympus C-60 | |
Сенсор | CCD 1/1,8” на 6 миллионов пикселей |
Максимальное разрешение | 2816×2112 пикселей |
Видоискатель | Оптический |
Объектив | 38-114 мм на 24×36 |
Фокусировка | Автоматическая и ручная |
Режимы съёмки | P, A, S и специальный (5 программ: портрет, автопортрет, пейзаж+портрет, ночь, пейзаж). Макро и видео без звука |
Экспонометрия | По всему кадру и по участку |
Выдержка | От 8 до 1/1000 секунды |
Чувствительность | 64, 100, 200 и 400 ISO |
Режимы вспышки | Авто, принудительная, slow synch (1 и 2), с устранением эффекта красных глаз |
Баланс белого | Авто, ручной и специальный (4 вида) |
Формат фотографий | JPEG и TIFF |
Тип памяти | xD |
Подключение к ПК | USB |
Питание | Литий-ионный аккумулятор |
Габариты | 99 x 56 x 41 мм |
Вес | 230 г |
Время записи изображения высокого качества | 4″ TIFF, 3,5″ JPEG HD |
Время загрузки камеры | 3″ |
Сравнение камер
Читатель ещё не забыл, что все четыре камеры заявляют о поддержке “профессионального” разрешения? При этом следует помнить, что качество получаемых фотографий буде ощутимо ниже, чем у профессиональных “зеркалок” на шесть мегапикселей. В общем, даже бессмысленно сравнивать компактные модели с SLR. В нашем обзоре мы рассматриваем именно компактные модели, а малые размеры приводят к определённым ограничениям. В то же время, пользователи всегда требуют максимально высокое качество, о чём Kodak, Fuji и Olympus прекрасно осведомлены. Так что четыре рассмотренные модели – вполне хорошие компактные камеры, иногда с любопытными техническими решениями. Что касается фотографий, то их можно печатать в формате A3, хотя в некоторых областях детали окажутся хуже или лучше, в зависимости от производителя.
Удобство использования, надёжность и качество конструкции
Если вам нужна самая прочная камера, то берите Olympus C-60. Её элегантный корпус очень надёжен, а сдвигающаяся передняя дверца (которая также закрывает объектив) улучшает защиту. Кстати, камера отличается от конкурентов именно металлическим корпусом, поскольку остальные используют пластик. В то же время, следует отметить, что Fuji и Kodak имеют не такой прочный корпус, но и легко сломать их тоже не получится. FinePix F710 удачно сочетает металл и пластик, то же самое можно сказать и про Kodak DX70. Только F610 чуть отстаёт, хотя эта камера “дёшево” не выглядит.
Все камеры имеют прекрасную отделку. Видно, что дизайнеры и инженеры потратили немало усилий. Но, опять же, победителем по компактности и конструкции мы признаём Olympus C-60.
Со стороны недостатков отметим, что ни одна из четырёх камер не может похвастаться удобной регулировкой оптического увеличения объектива. У Olympus используется качающаяся кнопка, которой управляет указательный палец. Обе модели Fuji оснащены не слишком практичным валиком, а кольцо около спуска затвора Kodak тоже не особо удобно. В то же время, в этом отношении DX7630 нам понравилась чуть больше. У нас создалось чёткое впечатление, что все производители решили максимально уменьшить органы управления, поэтому вам придётся обучить свои пальцы некоторым акробатическим этюдам, если вы желаете быстро и легко снимать. Впрочем, дело мастера боится: чуть больше практики, и всё получится.
Работать со всеми четырьмя камерами довольно удобно, так что пусть здесь всё решает ваш субъективный вкус. У всех камер меню практичны и продуманы, колёсики и клавиши хорошо расположены, а найти изъян в дизайне корпуса очень сложно.
С камерой Olympus C-60 нужно обращаться чуть аккуратнее, чем с остальными, в немалой степени из-за гладкого корпуса. То же самое относится и к F610, чья “вертикальная философия” поначалу вводит в замешательство. Нам бы хотелось выделить Kodak, поскольку эта камера оснащена небольшой пластиковой нашлёпкой, и в руках она будет держаться более уверенно. Впрочем, всё это мелочи.
Мы рискнём повториться, но никакие обзоры и мнения друзей не смогут заменить личного впечатления от работы с камерой. Перед покупкой обязательно подержите камеру в руках! Попросите показать вам все четыре модели – и вы сразу же поймёте, какая вам ближе к сердцу.
Функции, меню и возможности
В таблице выше перечислены основные спецификации каждой камеры. Здесь же мы постараемся пробежаться по ним чуть подробнее.
Начнём с того, что напомним принцип работы ПЗС-сенсора. ПЗС расшифровывается как “прибор с зарядовой связью”. Под ним подразумевается полупроводниковый кристалл кремния, состоящий из фотосайтов – светочувствительных элементов. Свет попадает на фотосайт и формирует электрический заряд, в зависимости от своей интенсивности. Чем ярче свет, тем больше заряд. Фотосайты оснащены цветными фильтрами, позволяющими камере различать цвета. Матрица расположения фильтров у производителей бывает разной. Затем ПЗС-сенсор построчно считывается процессором камеры сверху вниз, строка за строкой – отсюда и такое название.
Многие камеры используют одинаковые сенсоры. В нашем случае Olympus C-60 и Kodak DX7630 оснащены сенсорами с диагональю 1/1,8″, причём на крошечном кристалле расположено больше шести миллионов фотосайтов! Как вы понимаете, в результате сенсор создаёт изображение, состоящее примерно из шести миллионов пикселей. Соответственно, максимальное разрешение Kodak составляет 2872×2160, а Olympus – 2816×2112.
У двух камер Fuji принцип работы сенсора такой же, однако матрица расположения фильтров здесь иная – Fuji называет её SuperCCD. Мы бы не упоминали об этом сенсоре, если бы не особенность: он позволяет камере использовать два разрешения. В результате FinePix F710 с 3 миллионами пикселей даёт фотографию 2832×2128 пикселей (то есть шесть миллионов), а F610, с 6 миллионами пикселей, способна выводить картинку 4048×3040 (то есть 12 мегапикселей!). Вы верите в чудеса?
В камерах Fuji каждый фотосайт состоит из двух фотодиодов, один сверхчувствительный, другой – нет. Подобный принцип, как оказывается, даёт некоторые преимущества. Если не вдаваться в детали, сенсор SuperCCD с тремя миллионами фотосайтов (каждый из двух фотодиодов) даёт изображение с большими деталями, чем обычный ПЗС-сенсор на три миллиона фотосайтов. При этом разрешение можно фактически удвоить. Возникает вопрос: получает ли пользователь такое же качество, как на сенсоре с шестью мегапикселями? И да, и нет. Да, поскольку технология реализована просто великолепно. Нет, так как не всё зависит от сенсора. Это будет видно чуть ниже, когда мы будем обсуждать качество фотографий.
Не считая разных сенсоров, наши четыре камеры обладают сравнимыми характеристиками, но каждая модель выделяется чем-то своим. К примеру, объективы камер можно считать очень похожими: 39-117 мм для Kodak DX7630, 35-130 мм для Fuji F710, 35-105 для F610 и 38-114 мм – для Olympus C-60 (значения эквивалентны формату кадра 24×36). Самое больше оптическое увеличение, как видим, даёт FinePix F710, но на самом деле эта разница едва заметна. Все объективы вполне стандартны по современным меркам, не более того. Однако мы бы хотели выделить Fuji за попытки инженеров добавить к камере поддержку широкоугольной съёмки (35 мм).
Опытным фотографам понравится изобилие ручных настроек на всех камерах. Хотя производители явно рассчитывали на использование режима “P”, всегда можно выбрать выдержку или диафрагму вручную (в режимах “A” и “S”). Впрочем, не следует забывать, что камеры относятся к компактным моделям, – чудес не ожидайте.
Не следует забывать и про специальные режимы съёмки. Они позволяют выбрать параметры, наиболее удобные для каких-либо условий. Kodak не постеснялась добавить в камеру DX7630 целых 16 режимов, начиная от портретной фотографии и заканчивая съёмкой фейерверков. Так что вы сможете выбрать режим практически для любой ситуации, только не запутайтесь в них. Камера Fuji менее амбициозна, предлагая четыре привычных режима: портретный, пейзаж, спорт и ночь. Olympus предлагает примерно такой же ассортимент, добавив лишь автопортрет. Режимы действительно бывают полезны, поскольку они позволяют гарантировать максимально эффективную настройку параметров для каждой ситуации и дают качественную картинку. Поэтому пренебрегать ими не следует. Ряд ручных настроек, типа баланса белого, светочувствительности и режима экспонометрии, тоже заинтересуют некоторых пользователей.
Что касается общих технических возможностей, то здесь стоит выделить Fuji F710, которая подойдёт практически для любых ситуаций. Ещё одним преимуществом F710 является съёмка в формате RAW, помимо традиционного JPEG. Этот формат гарантирует максимальное качество, при этом он требует меньше памяти на флэш-карте, чем файл TIFF. Однако у RAW есть и недостаток: этот формат следует обработать на компьютере, прежде чем пользователь получит привычную цифровую фотографию. Таким образом, вы экономите время во время съёмки, но зато теряете его при обработке снимка на ПК. Всё же Fuji следует отдать должное за добавление такого режима. Впрочем, Olympus позволила камере C-60 записывать в формате TIFF, который тоже имеет высокое качество. Однако с этим форматом не так-то легко работать, несмотря на то, что C-60 записывает в него с рекордной скоростью (меньше, чем за четыре секунды). Впрочем, кашу маслом не испортишь: приятно, что у пользователей есть выбор форматов, поскольку всё это расширяет возможности камеры.
Меньше всего по данному критерию нам понравилась камера Kodak DX7630, но всё объясняет принцип “EasyShare”, который был положен в основу этой модели. То есть “всё максимально просто и эффективно”.
Скорость и время автономной работы
При ежедневном использовании между камерами начинают вырисовываться значимые отличия. Fuji вновь выходит в лидеры, поскольку время загрузки камеры составляет всего две секунды, у C-60 на это уходит три секунды, а у камеры Kodak – четыре. Время съёмки одного кадра в обычном режиме у камер примерно одинаковое (около одной секунды), хотя всё зависит от режима и фокуса. Fuji вновь выгодно показывает себя по записи фотографий в память: у камеры уходит две секунды на запись JPEG (в максимальном качестве) или RAW (только у F710). У Olympus на то же самое уходит около трёх секунд, а у Kodak DX7630 – целых семь. Так что Kodak здесь вновь в проигравших. Как мы уже упоминали выше, C-60 записывает в формате TIFF всего за четыре секунды. Прикиньте объём файла TIFF в шесть мегапикселей: 17 Мбайт.
Что касается времени жизни от аккумулятора, то дни, когда в кармане приходилось таскать переносную ядерную электростанцию, закончились. Все четыре камеры используют литий-ионные аккумуляторы, которые позволяют автономно снимать около 200 кадров (учитывая вспышку и просмотр на ЖК-дисплее). Так что если вы собрались с камерой на выходные, то зарядное устройство или резервный аккумулятор брать не потребуется. В этом отношении мы признательны всем производителям.
Качество фотографий
Под качеством изображения мы понимаем наличие деталей, резкость, целостность контрастности и цветопередачи, правильное освещение и возможность увеличения кадра. Конечно, эту оценку следует считать субъективной, но здесь камеры отчётливо различаются.
Две модели Fuji и камера Olympus оказались намного лучше Kodak практически по любому параметру, а особенно по резкости. C-60 даёт великолепный результат, однако иногда камера ошибается с выдержкой.
Самые надёжные камеры в этом отношении, которые дают стабильно хорошие фотографии, – это Fuji F610 и F710. Нам понравились тёплые оттенки цветов и оптимальная цветопередача (впрочем, некоторым фотографии покажутся чересчур насыщенными – дело вкуса).
Все четыре камеры позволяют распечатывать фотографии в формате A3 без проблем. Это уже само по себе хорошо. Кстати, мы обнаружили, что F710 даёт изображения такого же качества (а, может, даже лучше), чем Olympus C-60, что говорит в пользу технологии SuperCCD. Впрочем, опять же, повторимся, что не всё зависит от сенсора. Уровень “шума”, к примеру, по-прежнему является проблемой компактных моделей, хотя и не такой весомой.
Сравнение ISO/цветопередачи
Как видно по фотографиям, C-60 даёт меньше всего “шума”. Остальные камеры тоже не подкачали: уровень “шума” у них приемлем для всех режимов чувствительности и только чуть-чуть влияет на качество получающегося отпечатка.
Что касается цветопередачи, то объективным здесь быть сложно. Однако нам больше всего понравилась Fuji – она обеспечивает наиболее целостную картинку и наиболее приятную глазу после печати.
Fuji F610 – 400 ISO | Fuji F710 – 400 ISO |
Fuji F610 реальный размер | Fuji F710 реальный размер |
Kodak DX7630 – 400 ISO | Olympus C60 – 400 ISO |
Kodak DX7630 реальный размер | Olympus C60 реальный размер |
Три фотографии: сравниваем качество
На приведённых фотографиях отчётливо видны проблемы C-60. Все фотографии были сняты в одно и то же время, при одном режиме экспонометрии – и C-60 показал себя не с лучшей стороны. В то же время, проблемы этой камеры нельзя считать серьёзными.
Fuji F610 | Fuji F710 |
Fuji F610 реальный размер | Fuji F710 реальный размер |
Kodak DX7630 | Olympus C60 |
Kodak DX7630 реальный размер | Olympus C60 реальный размер |
Макросъёмка
Паниковать не надо – макросъёмка у Fuji работает вполне нормально. Просто мы играли роль новичка, фотографируя клубок в полностью автоматическом режиме. В общем, у камер C-60 и DX7630 нет необходимости переходить на макросъёмку – просто используйте режим “P”. У камер Fuji макросъёмка нужна, но упрекнуть их не в чем.
Fuji F610 | Fuji F710 |
Fuji F610 реальный размер | Fuji F710 реальный размер |
Kodak DX7630 | Olympus C60 |
Kodak DX7630 реальный размер | Olympus C60 реальный размер |
Фотография здания
При идеальных условиях, с обычной контрастностью и в стандартном освещении, четыре камеры дают практически идентичную картинку. Заметны отличия в цветопередаче, но это – дело вкуса.
Fuji F610 | Fuji F710 |
Fuji F610 реальный размер | Fuji F710 реальный размер |
Kodak DX7630 | Olympus C60 |
Kodak DX7630 реальный размер | Olympus C60 реальный размер |
Заключение
Если уж выбирать, то лучшей камерой из четырёх нам показалась Fuji FinePix F710. Хотя у неё есть свои недостатки, камера работает эффективно и даёт очень хорошее качество снимков. В то же время, вам придётся смириться с пластиковым корпусом. В этом отношении мы бы хотели выделить Olympus C-60, который, в целом, также весьма неплох. Мы бы поставили эту камеру на второе место. Но если главное для вас – компактность, то можете смело её брать.