Введение
Через 18 месяцев после выхода 10D Canon решила предложить обновлённую модель EOS 20D. Сразу скажем, что камера получилось довольно привлекательной. Разрешение было увеличено до 8 мегапикселей, что позволяет с лёгкость печатать фотографии размером 60×80 см. Кроме того, камера претерпела множество других улучшений. Корпус камеры тоже изменился. В целом, 20D – великолепная и функциональная цифровая “зеркалка”, которая прекрасно подойдёт для широкого круга фотографов, от новичков до профессионалов. По сути, в этом и заключается одно из главных преимуществ камеры 20D: съёмка фотографий бескомпромиссного качества простота в управлении и традиционный корпус. Конечно, камера не способна на чудеса моделей EOS 1D или 1Ds, но для цены в $1500 или меньше (без объектива) она работает просто великолепно.
Счастливым владельцам 10D предстоит десять раз подумать, прежде чем переходить на 20D. Одним из ключевых преимуществ 20D по сравнению с 10D можно назвать эффективное устранение “шума”, которое в новой версии впечатляет. Да и разрешение 3504×2536 пикселей даёт фотографии профессионального качества, пригодные для журналистики. EOS 20D нацелена на потребителей всех категорий, продвигая цифровые технологии ещё дальше. Современные модели отличаются возросшей надёжностью, лучшей отделкой, простотой использования и меньшей ценой. Как мы полагаем, цифровые “зеркалки” уже достаточно “заматерели”, открыв в фотографии новую эру. И как раз EOS 20D можно считать лучшим примером этой эволюции.
Что нового?
Различия между EOS 10D и 20D внешне не очень велики: углы пошире, новый управляющий диск, на одну клавишу меньше. Камера имеет ту же чёрную отделку, колёсики расположены на прежних местах, так что пользователь 10D будет чувствовать себя “как дома”. Но реальные изменения скрыты внутри корпуса: камера даёт существенно лучшие фотографии, и её стало ещё легче использовать. Перечислим основные новшества и отличия:
- КМОП-сенсор на 8,2 миллиона пикселей (в предыдущей модели – 6,3 МП);
- автофокус по девяти зонам (вместо семи раньше);
- запись фотографий в режиме RAW+JPEG c огромным выбором настроек JPEG, а также раздельный режим файлов RAW и JPEG;
- упрощённая навигация по фотографиям с помощью управляющего диска (вместо колёсика и клавиши раньше);
- улучшенная реакция;
- почти мгновенное включение (против почти трёх секунд в предыдущей версии);
- режим пакетной съёмки 5 кадров в секунду до 23 фотографий последовательно для JPEG (3,3 в секунду и 9 последовательных кадров у 10D).
Конечно, улучшения 20D, может, и не сильно впечатляют, но они вполне достаточны, чтобы назвать камеру более пригодной для профессиональной съёмки. EOS 20D не имеет существенных недостатков, побеждая практически в любой категории.
Альтернативы
Если сторонники Nikon предпочтут D70, то для приверженцев Canon альтернативой может показаться EOS 300D. Эта камера намного более “пластиковая” и менее надёжная, чем 20D, – типичный продукт любительского уровня. Она обладает меньшими возможностями на любом уровне (программы съёмки, функции, реакция, разрешение). Да и учитывая невысокое ценовое различие ($600), мы всё же рекомендуем профессионалам-любителям сразу же брать 20D: она намного лучше продумана и отличается безупречным дизайном. Как мы думаем, 20D будет стареть медленнее, да и этой камеры будет более чем достаточно для отпечатков от 10×15 см до 60×80 см. Кроме того, не забывайте, что у камеры произошли немалые улучшения и в области оптики. С 20D фотограф-любитель может работать в любых условиях. Впрочем, если бюджет не позволяет, то 300D тоже можно назвать приемлемым выбором – эта камера даёт прекрасные фотографии, хотя и ниже уровня 20D.
Если вы ещё не выбрали любимого производителя, то ситуация усложняется. Выбору между Canon/Nikon “мешают” Pentax *ISTD (и теперь Ds), Konica Minolta Dynax 7D и Olympus E-300. Впрочем, в данном ценовом диапазоне, с учётом разрешения и большого количества доступных объективов, мы вновь повторим: камера Canon EOS 20D – лучшая. Точка.
Выбираем камеру среди моделей Canon
Как только выбор сделан в пользу компании Canon, то профессионалы вряд ли вообще будут принимать во внимание 300D. Поэтому придётся выбирать между EOS 20D, EOS 1D Mark II, и, возможно, EOS 1Ds Mark II. Очевидно, что в линейке EOS 1 (если не вдаваться в детали) присутствуют действительно профессиональные камеры. Здесь можно сказать точно: они оставляют 20D позади. Впрочем, эти камеры очень дорогие и тяжёлые/громоздкие. Но EOS 20D нельзя назвать плохой камерой: она заинтересует профессионалов с ограниченным бюджетом, или тех, кому не нужно слишком уж “крутое” оборудование. Случай EOS 1Ds Mark II – вообще отдельная история, поскольку эта камера оснащена сенсором размером с полный кадр 24×36 мм, что соответствующим образом сказывается и на цене.
Труднее всего выбирать между EOS 1D Mark II и 20D. Первая обладает сенсором на 8 мегапикселей, способным выдавать 8,5 кадров в секунду для пакета больше 40 кадров, а вторая – 5 кадров в секунду для 23 последовательных фотографий. Преимущество неоспоримо, но всё зависит от толщины вашего бумажника. В любом случае, многие профессионалы, использующие 20D, уже сделали свой выбор.
Характеристики Canon EOS 20D
Canon EOS 20D | |
Цена | $1500 |
Сенсор | 22,5×15 мм (0,89×0,59″) КМОП, 8,2 эффективных МП |
Максимальное разрешение | 3504×2336 пикселей |
Видоискатель | SLR |
Объектив | Canon EF |
Оптический переводной коэффициент | 1,6x |
Фокус | Ручной и автоматический (один кадр, несколько, девять зон) |
Режимы съёмки | P, A, S, M, портрет, спорт, ночной, пейзаж, макро, без вспышки |
Режимы экспонометрии | Многозонный, частичный, по центру и участку |
Выдержка | От 30 до 1/8000 с (+ bulb) |
Чувствительность | От 100 до 1600 ISO. Расширяется до 3200 |
Режимы вспышки | Авто, принудительно, выключена, с устранением эффекта красных глаз, slow synch |
Баланс белого | Авто, ручной (по листу и через K°), а также режим (6 вариантов) |
Формат файлов | JPEG, RAW, RAW+JPEG |
Носитель | CompactFlash Type I и II |
Подключение к ПК | USB |
Питание | Литиево-ионный аккумулятор |
Габариты | 144x106x72 мм |
Вес | 770 г |
Прочее | Разъём для синхронизации внешней вспышки. “Подошва” для вспышки |
Сайт | www.canon.com |
Что можно делать с помощью EOS 20D?
Ответ на этот вопрос можно найти в тестировании. Если быть кратким: всё! Всё, поскольку с камерой 20D можно использовать почти все объективы Canon EF (с оптическим переводным коэффициентом 1,6x). Всё, поскольку широкий диапазон чувствительности и выдержки дают вам гибкость, равную плёнке. Всё, так как 20D имеет все преимущества плёночной “зеркалки” (вообще, на практике различие между цифровыми и плёночными “зеркалками” начинает исчезать), включая реакцию и скорость. Всё, так как фотографии можно использовать почти во всех приложениях: web, печать, журналистика, проецирование и т.д. Всё, поскольку компактные размеры и малый вес 20D улучшают мобильность. Ещё раз повторимся: всё!
Эргономика, качество сборки и удобство работы
Конечно, корпус камеры не бронирован, однако EOS 20D может похвастаться прочным и функциональным корпусом. Камера отличается элегантной чёрной отделкой и ручкой, покрытой резиной, благодаря чему удерживать 20D очень легко. Доступ к основным функциям реализуется посредством трёх колёсиков. Одно управляется указательным пальцем (увеличение диафрагмы, выдержка и другие параметры, в зависимости от выбранного режима съёмки), ещё одно – большим пальцем, а третье колёсико отвечает за режимы съёмки (P, A, S, M и т.д.) Кроме того, на камере присутствует маленький управляющий диск, обеспечивающий навигацию по фотографии – вы можете прокручивать её в любую сторону, а увеличение реализуется клавишей справа.
На камере можно найти множество клавиш, но все они чётко подписаны. В целом, доступ к большинству функций интуитивен, так что таскать с собой инструкцию вряд ли потребуется. Клавиши довольно удобны для пальцев. В принципе, вряд ли это удивляет, поскольку такой дизайн уже был отработан на high-end плёночных моделях.
Единственным недостатком 20D (по сравнению с плёночными камерами) можно считать относительно низкую яркость видоискателя и его небольшой размер. Но у конкурентов дела обстоят не лучше. Только SLR-камера с полноразмерным сенсором 24×36 мм даст такой же качественный видоискатель, как у плёночных моделей. Обратите внимание, что рамка видоискателя покрывает около 95% картинки. Но на практике, как нам показалось, это значение близко к 90%.
Режимы и меню
20D поддерживает режимы для профессионалов: Program (авто), Aperture-Priority (приоритет диафрагмы), Shutter-Priority (приоритет выдержки), Manual (ручной) и Automatic Depth of Field (автоматическая глубина резкости). Также можно выбрать режимы Portrait (портрет), Sports (спорт), Macro (макро), Landscape (пейзаж), Night (ночной) или No Flash (без вспышки) под нужную ситуацию, а камера займётся всеми техническими параметрами самостоятельно. Просто, эффективно и практично.
Вообще, полностью перечислить все технические характеристики камеры достаточно проблематично. Одной из ключевых функций является автофокус по девяти участкам, причём все они расположены на границе области с формой ромба. Точку фокусировки выбрать очень легко. Либо можно прибегнуть к автофокусу, и камера сама выберет нужный участок. Ещё одной важной функцией будет переключение режима между одним кадром или пакетом, причём все настройки можно выставить в ручной режим, и тогда 20D можно использовать как старую добрую ручную модель.
Экспонометрия производится в трёх классических режимах (по центру, по участку и взвешенный 35-зонный). Опции баланса белого тоже доказывают профессиональную направленность камеры: автоматический, ручной или предустановка (лампы накаливания, лампы дневного цвета, облачно, день, тень). Также можно напрямую отрегулировать баланс белого, указав температуру в Кельвинах по шкале от 2800 до 10000 °K.
Светочувствительность меняется от ISO 100 до 1600, но вы также можете выставить ISO 3200 вручную. Мы были несколько разочарованы шагом в 1 пункт вместо 1/3 у других профессиональных моделей.
Встроенная вспышка утоплена в корпус и выдвигается наружу. Она работает в режимах “slow synch” и форсированном, причём, её можно дополнить внешней вспышкой, установив её в “подошву” или использовав разъём X-synch (скорость 1/250).
Наконец, изображения можно записывать в форматах RAW, JPEG или RAW+JPEG (подробнее см. чуть ниже) быстро и без ошибок.
Скорость и реакция
Если 10D загружалась почти 3 секунды, то EOS 20D включается практически мгновенно. Реакция автофокуса зависит от объектива, но все мы знаем репутацию Canon с быстрым автофокусом.
Что касается времени записи файлов, то вам действительно нужно снимать не переставая, чтобы заметить какие-либо “тормоза”. То есть на практике вы можете снимать как угодно, с любой скоростью, и 20D вас не подведёт. Максимальная длина пакета составляет 23 кадра (JPEG) или 6 кадров (RAW) со скоростью 5 фотографий в секунду. Большая длина пакета недоступна из-за ограничений буфера.
Время жизни аккумулятора
Раньше камеры очень быстро “съедали” аккумулятор, но за последнее время в этом направлении произошли существенные продвижения. С полностью заряженным литиево-ионным аккумулятором мы смогли сделать более 600 фотографий (без вспышки). Что ещё можно сказать? Только об уменьшении этого числа до 350, если использовать вспышку.
Качество фотографий
Качество фотографий – важный параметр, который не всегда удаётся достичь на высоком уровне всем камерам. Но здесь EOS 20D показывает себя просто превосходно. Конечно, резкость зависит от используемого объектива, но в целом, даже при оптике среднего качества, разрешение фотографий приятно радует глаз. Если оснастить камеру топовым объективом, то детализация станет просто идеальной. Следуя текущей моде, цвета у камеры отличаются чуть тёплыми оттенками. 20D всегда даёт фотографии с идеально подобранной выдержкой (вообще, следует очень постараться, чтобы испортить кадр). Контрастность оказалась хорошей, по качеству фотографии близки к плёнке (особенно если вы будете печатать на фотобумаге). Результат заставит изменить своё мнение даже заядлых скептиков, приверженцев плёнки. Мы распечатали несколько фотографий 50×60 см – и не могли нарадоваться результату! Даже при переходе на 60×80 см мы получили по-прежнему впечатляющий результат. Хотя при таком размере уже будет заметна некоторая зернистость – но только, если внимательно приглядываться. Кроме того, переходы между тёмными и светлыми областями, которые у цифровых камер не всегда получаются хорошо, здесь оказались на уровне качества плёнки.
Наконец, последняя хорошая новость: уровень “шума” очень низок. Снимая при светочувствительности от ISO 100 до 400 его вообще нельзя будет заметить. При ISO 800 некоторый “шум” появляется, но проблем он не вызывает. При 1600 “шум” уже отчётливо заметен, но фотографию всё ещё можно признать пригодной (даже для профессионального использования). При 3200 такого уже не скажешь, но в любом случае, результат впечатляет. На практике вы можете использовать камеру в режимах от ISO 100 до 1600 без малейших проблем. В этом направлении Canon сделала существенный шаг вперёд по сравнению с конкурентами. Заслуживает уважения!
Тесты качества изображения, наклейка: ISO 100, 200, 400
Сильной стороной 20D можно назвать практически нулевой уровень “шума” при светочувствительности от ISO 100 до 400.
100 ISO
200 ISO
ISO 400
ISO 100, 100% масштаб
ISO 200, 100% масштаб
Тесты качества изображения, наклейка: ISO 800, 1600
При ISO 800 “шум” ещё очень низок, однако при ISO 1600 он начинает проявлять себя. Но фотографию всё ещё можно использовать, даже в 100% масштабе.
800 ISO
1600 ISO
ISO 800, 100% масштаб
Тесты качества изображения, наклейка: ISO 3200
При ISO 3200 “шум” уже отчётливо заметен, но результат нельзя назвать плохим – заметное продвижение по сравнению с предыдущими моделями.
ISO 3200
Тесты качества изображения, коридор: ISO 100, 200, 400
Сильной стороной 20D можно назвать практически нулевой уровень “шума” при светочувствительности от ISO 100 до 400.
ISO 100
ISO 200
ISO 100, реальный размер
ISO 200, реальный размер
ISO 400
Тесты качества изображения, коридор: ISO 800, 1600
При ISO 800 “шум” ещё очень низок, однако при ISO 1600 он начинает проявлять себя. Но фотографию всё ещё можно использовать, даже в 100% масштабе.
ISO 800
ISO 1600
ISO 800, реальный размер
Тесты качества изображения, коридор: ISO 3200
При ISO 3200 “шум” уже отчётливо заметен, но результат нельзя назвать плохим – заметное продвижение по сравнению с предыдущими моделями.
ISO 3200
Чистые и обработанные цвета
Изображение, полученное напрямую с сенсора, оказалась близкими к нейтральным, с небольшим тяготением к тёплым тонам. Картинку можно использовать и в таком состоянии, но цветовая коррекция (автоматическая или ручная) может существенно улучшить качество.
На самом деле, цвета не могут быть одновременно нейтральными или тёплыми – либо одно, либо другое.
Чистые цвета
Обработанные цвета
Чистые цвета, реальный размер
Обработанные цвета, реальный размер
Баланс белого: ручной, автоматический и 3200K
Следующие три картинки снимались при освещении лампами накаливания, которые имеют цветовую температуру 3200°K. При автоматическом балансе белого картинка оказывалась слишком жёлтой. Если выставить режим ламп накаливания, то картинка получается хорошей, но слишком уж тёплой. Наконец, мы получили идеальный вариант, когда выставили ручной баланс белого на температуру 3200°.
Автоматический баланс белого
Ручной баланс белого (режим)
Баланс белого – температура 3200K
Тесты качества: различные фотографии
Фотография негатива
Фотография статуи
Фотография негатива, реальный размер
Фотография статуи, реальный размер
Фотография лестницы
Фотография лестницы
Фотография лестницы, реальный размер
Фотография лестницы, реальный размер
JPEG, RAW, RAW+JPEG
Несколько лет назад Canon подала прекрасную идею, быстро подхваченную конкурентами: записи фотографий в режиме RAW+JPEG. Тогда каждый снимок будет записываться в двух раздельных файлах: JPEG (когда картинка теряет некоторое качество) и RAW (изображение, полученное с сенсора без обработки, его затем можно корректировать в соответствующих программах). Практичность подобного режима трудно переоценить. Картинку RAW вы можете хранить в максимальном качестве, а JPEG-версию – отсылать по Интернету или положить в цифровой фотоальбом. Для журналистов экономия времени оказывается просто бесценной: на обработку каждой фотографии RAW требуется время, поэтому для презентации отснятых фотографий редколлегии можно использовать формат JPEG, доступный для просмотра сразу же после съёмки.
Для любителей тоже есть преимущество, когда вы не уверены, следует ли сохранять фотографии. Вы можете снимать всё подряд, а уже затем заниматься выбором, не слишком переживая, что сделали что-то неправильно. Следует упомянуть, что пользователь может без всяких ограничений выбирать разрешение и уровень сжатия JPEG. Если файлы RAW всегда одинаковы (на 8,2 миллиона пикселей), то файлы JPEG можно заметно (или не так заметно) сжимать, а также выбирать меньшее разрешение. Важным улучшением 20D по сравнению с 10D можно считать режим RAW+JPEG: сейчас фотографии RAW и JPEG записываются в отдельные файлы, а не в один.
Заключение
Камера 20D имеет великолепную реакцию, она вполне подойдёт профессионалу, при этом качество изображения просто великолепно (а также уровень “шума” и цветопередача), и при всём при этом цена вполне разумна. Главным недостатком можно считать корпус, не отличающийся стальной прочностью, но не следует это преувеличивать – достаточно просто обращаться с камерой аккуратно. И 20D вас не подведёт. Камеру можно считать одной из лучших цифровых “зеркалок” на рынке. В своей категории (средний уровень) у неё просто нет реальных конкурентов.
Наконец, стоит ли переходить с 10D на 20D?
Наше мнение здесь однозначно: стоит и без доли сомнения. Камера EOS 20D работает быстрее и отличается лучшей реакцией, кроме того, она даёт фотографии с более высоким разрешением и меньшим уровнем “шума”. 10D вряд ли имело смысл использовать за пределами ISO 400, что не всегда было удобно. С камерой 20D вы можете работать и при ISO 800, и даже подняться до ISO 1600 – тогда “шум” уже будет виден, но фотографию всё равно можно будет использовать. Наконец, светочувствительность можно поднять до ISO 3200 в экстремальных ситуациях – и результат будет вполне приличным. Стоит ли покупать 20D? Непременно.