|
Введение
Совсем недавно Canon выпустила цифровую камеру EOS 5D по рекомендованной цене $3300, которую можно отнести как к профессиональным, так и полупрофессиональным моделям (всё зависит от точки зрения). Зеркальный (SLR) фотоаппарат оснащён полноразмерным 35-мм КМОП-сенсором на 12,8 мегапикселей. В целом, перед нами весьма любопытная камера. Canon сделала интересное утверждение, что полноразмерные сенсоры больше не являются уделом лишь профессиональных high-end камер и, возможно, даже "зеркалок".
Canon можно по праву назвать пионером в области полноразмерных цифровых сенсоров - сегодня эта компания является единственной, кто производит на их основе цифровые фотоаппараты. Nikon анонсировала несколько очень неплохих цифровых "зеркалок", но ни одна из них не оснащена полноразмерным сенсором. Так что, если какая компания и прокладывает свой путь к полноразмерным сенсорам на рынке ниже high-end камер, так это Canon.
У цифровых "зеркалок" размер имеет значение
Зачем же нужен полноразмерный сенсор?
Во-первых, чем больше сенсор, тем больше там места для пикселей. Разработчики камеры могут использовать доступное пространство для большего числа больших по размеру и менее плотно упакованных пикселей. Чем больше пикселей, тем выше разрешение, а чем дальше пиксели находятся друг от друга, тем меньше будет "шум". В итоге и фотографии можно печатать большего размера.
Во-вторых, объектив даёт круглую картинку. Посмотрите на рисунок ниже. Если камера использует полноразмерный (35 мм, как у кадра плёнки) прямоугольный сенсор, то она может захватывать полную картинку от объективов, предназначенных для 35-мм плёнки. Меньший сенсор с таким же объективом захватывал бы лишь часть всего изображения. Именно поэтому для цифровых фотокамер пришлось выпустить свои объективы, отличающиеся определённой степенью увеличения (её ещё называют кроп-фактором). Большинство действительно профессиональных цифровых "зеркалок" без полноразмерных сенсоров используют степень увеличения объектива 1,5x (Nikon) или 1,6x (Canon). Поэтому, к примеру, фокусное расстояние объектива 50 мм для 35-мм плёнки после увеличения превращается в 75 мм (1,5x) или 80 мм (1,6x). А если цифровая "зеркалка" использует полноразмерный сенсор, то степень увеличения оказывается 1,0x - то есть фокусное расстояние будет таким же, как у 35-мм плёночного фотоаппарата.
Некоторым фотографам нравится кроп-фактор объектива, поскольку он позволяет с меньшим фокусным расстоянием получать, якобы, мощный телеобъектив. Однако это всё равно, по сути, псевдо-объектив, поскольку фокусное расстояние объектива по-прежнему составляет 50 мм, хотя из-за увеличения оно и получается, как у 80-мм объектива. Объективы с фокусным расстоянием 80-100 мм хорошо подходят для портретной съёмки, поскольку они дают хорошую перспективу человеческого лица и отличаются ограниченной глубиной резкости, в результате чего фон очень красиво выходит из фокуса и несколько размывается. Однако перспектива и глубина поля нашего объектива с кроп-фактором всё же 50 мм, а не 80 мм. Поэтому 50-мм объектив с 1,6x увеличением даст совершенно иную перспективу и более резкий фон, что не очень хорошо сказывается на качестве портретной съёмки. С настоящим 80-мм объективом ситуация была бы иной.
Хотя кроп-фактор позволяет объективу с меньшим фокусным расстоянием "прикидываться" телеобъективом, он также уменьшает угол охвата широкоугольного объектива. 12-мм объектив с 1,5x увеличением превращается в 18-мм объектив. Хотя 18 мм могут показаться достаточно хорошими, вы не получите картинку такого же эпического качества, как с 12-мм объективом.
Но у цифровых "зеркалок" с меньшим сенсором есть ещё одно преимущество. Как было отмечено выше, чтобы закрыть сенсор, круглое изображение может быть не таким большим, как в случае с полноразмерным сенсором. Поэтому производители могут создавать более лёгкие, компактные и менее дорогие объективы, которые дают меньший "кружок", чем объективы для "зеркалок" с полноразмерным сенсором. Звучит неплохо, но нам так и не попадались объективы для сенсоров меньшего размера, дающих такое же качество картинки, как объектив для полноразмерного 35-мм сенсора или плёнки. Частично это связано с тем, что приходится иметь дело с меньшим разрешением сенсора меньшего размера. Хотя профессиональные фотографы могут выжать из сенсоров меньшего размера то, что им требуется, всё равно лучшее качество получается у камер с полноразмерным сенсором.
Что будет, если использовать объектив, предназначенный для сенсора малого размера, на камере с полноразмерным сенсором? Смотрите сами.
Довольно забавно, не правда ли? И так себя ведут все объективы для цифровых камер с кроп-фактором, если подключить их к камере с полноразмерным сенсором. Если вы планируете в будущем покупать цифровую камеру с полноразмерным сенсором, то держитесь подальше от объективов с цифровым кроп-фактором. Как их узнать? По обозначениям "Digital", "DI" или чем-то подобным в названии. У Canon объективы с кроп-фактором обозначаются "EF-S".
| |||
|