Введение
Мы решили протестировать две новые цифровые “зеркалки” с объективами, которые входят в комплект поставки вместе с самой камерой. Но мы не ограничились этим, и для оценки качества и возможностей тестировали камеры и с другими объективами. Если вы не знакомы с миром цифровых “зеркалок”, следует отметить, что подобные камеры продаются без карточек памяти, только с базовыми аксессуарами (ремешок, кабели USB и видео), а также с аккумулятором и зарядным устройством. Поэтому в первую очередь докупите карточку памяти.
По-прежнему хорошая эргономика
Соответствуя потребительскому/полупрофессиональному уровню, камеры D50 и istDL обладают минимально возможными для “зеркалки” размерами. Но в обоих случаях работать с камерами по-прежнему удобно, а предпочтения того или иного корпуса зависят от размера ваших кистей или персонального вкуса. Корпус Nikon чуть больше и, без сомнения, лучше подойдёт для больших кистей, а Pentax – для маленьких. Однако к обеим камерам можно привыкнуть.
В целом, общий дизайн обеих моделей идентичен: они используют информационный дисплей на верхней панели, крестовину управления, ЖК-дисплей сзади и колёсико выбора режима слева. Но есть и различия. Верхний дисплей у Pentax используется не в полной мере, поскольку он только информационный и не помогает выполнять регулировки вроде чувствительности ISO, которые осуществляются нажатием клавиши “Fn” и с помощью заднего дисплея. На камере Nikon вы сразу же получаете доступ к регулировкам через верхний дисплей, что нам понравилось больше. С другой стороны, Nikon применила задний дисплей, который по современным стандартам всё же маловат. А Pentax выбрала для istDL 2,5″ (6,35-см) дисплей высокого разрешения, который даёт определённое преимущество.
Сравнимый дизайн
Обе модели используют ПЗС-сенсор от Sony на 6 мегапикселей, так что основа единая. Различия кроются в способе использования сенсора и в программном обеспечении камер. Если вы посмотрите на таблицу ниже, то легко увидите, что у обеих моделей основные характеристики более-менее одинаковые. Поскольку сенсор одинаковый, то и кроп-фактор один и тот же: 1,5x. Именно на такое значение следует умножить заявленное фокусное расстояние объектива, чтобы получить эквивалент 35-мм плёночной камеры. Поэтому, к примеру, 60-мм объектив одной из камер даёт такое же поле зрения, как и 90-мм объектив плёночного фотоаппарата.
Вполне понятно, что Pentax использовала собственное крепление объектива (типа “K”, ещё из 70-х годов), а Nikon – тоже своё (механически не изменилось с 60-х годов). Но мы ещё вернёмся к этому вопросу чуть позже.
Основные характеристики
Производитель/ модель | Nikon D50 | Pentax istDL |
Тип | Зеркальная камера | Зеркальная камера |
Сенсор | ПЗС, 6 мегапикселей | ПЗС, 6 мегапикселей |
Максимальное разрешение | 3008×2000 | 3008×2000 |
Объектив | Крепление Nikon AF/F | Крепление Pentax KAF2/K |
Кроп-фактор | 1,5 | 1,5 |
Видоискатель | 0,75X, 95% | 0,85X, 95% |
Фокусировка | AF, 5 точек | AF, 3 точки |
Режимы замера | M (3 D), P | S, M, P, S |
Режимы экспозиции | M, A, S, P scene | M, A, S, P scene |
Выдержка | 30 с – 1/4000 с | 30 с – 1/4000 с |
Максимальная скорость пакетной съёмки (fps) | 2,5 | 2,8 |
Чувствительность ISO | 200 – 1600 | 200 – 3200 |
Баланс белого | 6 режимов + ручной | 7 режимов + ручной |
Встроенная вспышка (ISO 200 GN) | 15 | 15,6 |
Форматы файлов | JPEG, RAW | JPEG, RAW |
Карточка памяти | SD | SD |
Интерфейс | USB 2.0 High Speed | USB 2.0 High Speed |
Дисплей (диагональ, пиксели) | 2″, 130 000 | 2,5″, 210 000 |
Видео-выход | Композитный | Композитный |
Аккумулятор | Li-ion 7,4 В/1400 мА-ч | LR6/AA x4 |
Габариты | 133 x 102 x 76 мм | 125 x 92.5 x 67 мм |
Вес (без объектива) | 540 г | 470 г |
Видоискатель и фокусировка
Pentax вышла в мир цифровых “зеркалок” с видоискателем, который обеспечивает большее увеличение, чем у сравнимых моделей Canon и Nikon, и получила немало положительных отзывов. Но с выпуском istDL ситуация изменилась: видоискатель теперь лишь чуть лучше, чем у D50. Базис одинаковый, а Nikon даёт чуть лучшую контрастность. В обоих случаях видоискателем пользоваться удобно, если вы сторонник автофокуса, но вот навести ручной фокус в некоторых ситуациях бывает сложно. В принципе, сегодня очень много фотографов опирается на автоматическую фокусировку, но эту проблему следует иметь в виду.
Оба видоискателя защищены резиновой накладкой, которую можно снять для монтажа аксессуаров вроде угловых видоискателей или корректирующего объектива. Что интересно, накладка Pentax у нас стала сама отваливаться после интенсивного использования. Оба видоискателя позволяют регулировать диоптрии под ваше зрение. Не забывайте это сделать!
Nikon использует свою стандартную систему фокусировки, с пятью точками в “кресте”, которые можно выбирать вручную с помощью крестовины. Есть и динамический режим “Dynamic”, когда камера учитывает другие (не выбранные) точки для фокусировки, а также режим ближайшего объекта “Closest Subject Priority”, когда камера фокусируется на объекте, расположенном к ней ближе всего.
Pentax решила упростить систему фокусировки, предложив всего три точки на одной линии, причём они расположены очень близко. В целом, система очень недалека от точечной фокусировки. Во многих случаях фокусировку следует выполнять очень аккуратно. Иначе некоторые кадры могут оказаться не в фокусе. Впрочем, подобное упрощение вряд ли можно назвать плохим для неопытных пользователей, тем более что большинство фотографов всё равно делают фокусировку по центральному объекту.
Достаточно быстрые
Что касается автофокуса, то обе камеры позволяют выбрать режимы AF-S (Single AF) и AF-C (Continuous AF). Последний предназначен для съёмки движущихся объектов. Nikon также добавляет опцию AF-A, когда камера автоматически выбирает нужный режим, но она нас не впечатлила. В принципе, обе камеры в большинстве ситуаций успешно справляются с фокусировкой, но Nikon в этом отношении показалась нам чуть быстрее и более эффективнее при слабом освещении. D50 для фокусировки использует подсветку в условиях слабого освещения, но она весьма неприятна для фотографируемых людей. На практике можно было бы обойтись и без этой подсветки, так что отключить её – не такая уж и плохая идея.
В данной категории лидирует Nikon, но у Pentax есть одно преимущество: после наводки система автофокусировки позволяет менять фокус, “разблокируя” объектив. С другой стороны, Pentax не поддерживает систему, использованную в Nikon AF-S: встроенный в объектив мотор, обеспечивающий более быструю фокусировку. Конечно, вряд ли покупатель “зеркалки” D50 разорится на подобный объектив, слишком уж они дороги. Вполне естественно, обе камеры поддерживают ручную фокусировку с электронной помощью (подсветка фокусного индикатора).
Камера istDL обеспечивает предварительный просмотр глубины резкости, который позволяет оценить картинку до съёмки. Достаточно нажать крестовину вправо, чтобы остановить диафрагму. У Nikon подобная функция исчезла. Она была у D70. И хотя функция не жизненно необходима, она всё же полезна.
Выдержка и съёмка
По недавно заведённой традиции обе модели имеют “зелёную позицию” на колесике выбора режима (слева от объектива), облегчающую съёмку новичкам. В данном режиме всё происходит автоматически, конечно, если вы выбрали некоторые позиции вроде размера картинки и формата файла. В целом, мы рекомендуем отвыкнуть от этого режима и освоить другие. Весьма нелепо использовать камеру со столь богатыми возможностями в ограниченном режиме!
Новичкам же будут полезны и режимы сцены, соответствующие стандартным условиям съёмки вроде портрета, пейзажа, макро и т.д. Конечно же, требовательные фотографы наверняка будут использовать традиционные режимы: запрограммированный, ручной, приоритет диафрагмы и, возможно, приоритет затвора. В ручном режиме, как и у всех камер с одним колёсиком управления, регулируемый параметр меняется с помощью клавиш. Данный способ менее удобен, чем использование двух колёсиков, но на практике и к нему можно привыкнуть. Особенно с учётом того, что ручной режим не часто используется владельцами “зеркалок” данной ценовой категории.
Никаких сюрпризов по экспонометрии мы не обнаружили. Обе модели предлагают три режима, уже ставших классическими: матрица, по центру и по участку. Вполне очевидно, что, за исключением специфических нужд, можно рекомендовать режим матрицы, который хорошо подходит для разных типов съёмки и почти всегда даёт великолепный результат. В целом, выдержка у D50 определялась более правильно, чем у istDL, хотя и к последней привыкнуть можно. Вообще, у Nikon предшествующие модели часто критиковались за недодержку, и этот недостаток исправили. Но в некоторых ситуациях на кадре заметна передержка.
Что касается доступных уровней чувствительности ISO, то они начинаются с ISO 200 и заканчиваются на ISO 3200 для Pentax и 1600 для Nikon. Сенсор Sony даёт весьма удовлетворительную картинку вплоть до ISO 800, но затем “шум” становится слишком уж заметным. Так что будьте осторожны, когда снимаете с высокой чувствительностью. В принципе, ISO 1600 использовать можно, но ISO 3200 – весьма ограниченно. Pentax поддерживает возможность автоматической регулировки чувствительности (указание возможного диапазона). Она будет весьма полезна, если не забывать о ней.
Баланс белого
Конечно же, Nikon и Pentax поддерживают автоматический баланс белого, который неплохо работает по умолчанию. Предлагаются и предварительно заданные настройки для различных типов освещения, а также ручной режим, в котором следует использовать белую поверхность. Баланс белого на большинстве современных камер не вызывает нареканий. В принципе, только кадры, требующие высокую точность, вроде студийной съёмки, а также кадры с низкой цветовой температурой требуют ручного выставления баланса. Автоматическая регулировка хороша только до уровня 4000 K. Nikon также поддерживает регулировку цвета, но мы не сторонники подобных функций у камеры. Если вам нужны очень точные цвета, то гораздо эффективнее работать в режиме RAW, а затем обрабатывать фотографии на компьютере.
Можно выбирать цветовое пространство sRGB или Adobe RGB. Nikon для sRGB даёт две опции, одна из которых обеспечивает более яркие цвета. В качестве напоминания: sRGB является режимом по умолчанию, которое использует цифровое оборудование потребительского уровня. Adobe RGB обеспечивает более широкую гамму, но вне специализированных программ, которые поддерживают разное цветовое пространство, оно не будет правильно отображаться. Если вы не работаете с разными цветовыми пространствами, то просто придерживайтесь sRGB и не столкнётесь ни с какими проблемами (при любительской съёмке).
Подобно всем цифровым камерам, обе модели позволяют регулировать контрастность, резкость и насыщенность изображений. Вполне понятно, что в случае сомнений лучше всего снимать в режиме RAW, а потом дорабатывать фотографию на экране компьютера. Помните, что некоторые регулировки не работают, если перевести камеру в “зелёный” режим, дабы не допускать пользовательских ошибок.
Меню Nikon D50
Меню камеры организованы с боковыми закладками – традиционно для Nikon.
Нового режима автофокуса AF-A, по нашему мнению, следует избегать.
В меню возможны различные регулировки. Часть из них, вроде уровня вспышки, также доступны через клавиши управления на корпусе камеры.
Меню оптимизации изображения является одним из наиболее важных для контроля за полученными результатами в режиме JPEG. В RAW всё можно исправить позднее.
Можно настроить параметры изображения, но тщательно читайте инструкцию.
Здесь можно настроить работу камеры под ваши нужды и предпочтения.
Выбор цветового пространства осуществляется очень легко. Используйте sRGB, если не разбираетесь в цветовых пространствах.
Чувствительность можно выставлять напрямую, не прибегая к помощи меню.
D50 может воспроизводить фотографии в режиме слайд-шоу. Полезная функция для просмотра на телевизоре.
Меню Pentax istDL
Закладки меню Pentax istDL расположены сверху. На данном экране можно выбрать формат, а также параметры преобразования.
Экспонометр лучше выставлять в режим матрицы.
Меню вывода фотографий.
Некоторым понравится вывод картинки вместе с гистограммой.
Информацию о выборе режимов можно выводить на задний дисплей. Рекомендуется для новичков.
Не забывайте правильно указывать режим передачи, если подключаете istDL к ПК.
Доступна автоматическая регулировка чувствительности ISO с многочисленными опциями.
Можно ограничить диапазон автоматической регулировки чувствительности, что весьма полезно.
Данные настройки будут полезны опытным пользователям.
Для особых случаев, в частности, для старых объективов с K-креплением, в меню есть свои функции.
istDL может выдавать картинку в цветовом пространстве sRGB или Adobe RGB.
Важное меню: выбор форматов и качества JPEG в виде звёздочек.
Линейное преобразование будет полезно, если вы планируете затем обрабатывать фотографии.
Регулировки “Fn” на istDL
Если нажать клавишу “Fn”, то задний дисплей выведет четыре параметра, которые можно выбрать с помощью крестовины.
Выбор чувствительности.
В большинстве случаев можно оставить автоматический баланс белого.
Съёмка одного кадра, нескольких, таймер, пульт ДУ и брэкетинг.
Выбор режимов вспышки.
Вспышка
Как и все “зеркалки” потребительского уровня, D50 и istDL используют встроенную вспышку с замером TTL. Вспышка расположена над объективом и выдвигается после нажатия небольшой клавиши (или автоматически, если включён “зелёный” режим). Вполне понятно, что сила вспышки весьма скромная, по ISO 200 где-то 15. Для объектива f/4 вы получите расстояние около 3,5 м. Вполне понятно, что расстояние можно увеличить, использовав другой уровень чувствительности. Но если вам нужна более мощная вспышка, то придётся докупить внешний вариант и установить его на подошву камеры, которая здесь стандартная. Предупреждение: старые вспышки не всегда полностью совместимы с современными цифровыми “зеркалками”.
Несмотря на сходства, между моделями есть и очевидные различия. У Pentax максимальная скорость синхронизации составляет 1/180 с, а у Nikon она повышается до 1/500 с. В результате вспышку можно более эффективно использовать для заполняющего света днём. Кроме того, Nikon поддерживает режим вспышки по закрытию затвора, который даёт более хорошие кадры при большой выдержке. В целом, качество вспышки является сильной стороной Nikon по сравнению с конкурентами.
Пакетная съёмка: преимущество буфера
В повседневной съёмке обе модели работают одинаково. Цифровые камеры часто критикуют за медлительность, но здесь вы её не ощутите. Хотя D50 нам показалась чуть быстрее по реакции. Впрочем, это больше впечатление, чем объективная оценка. С другой стороны, когда мы перешли к пакетной съёмке, то обнаружили существенные отличия. Следует отметить, что наши тесты осуществлялись с помощью одинаковой карточки памяти (512-Мбайт Kingston SD). Более скоростная карта памяти сможет увеличить скорость, но различия между камерами всё равно останутся. Всё дело в буферной памяти, в её ёмкости и эффективности работы.
Максимальная скорость пакетной съёмки для обеих моделей заявлена почти одинаковая – чуть меньше 3 кадров в секунду (fps). В режиме JPEG D50 даёт 6 кадров в 2 секунды (3 fps) и 10 кадров в 4 секунды (2,5 fps). После переполнения буфера камера снимает примерно один кадр в 2 секунды. istDL успешно выдала 4 кадра за 2 секунды (2 fps), но всего 6 кадров за 4 секунды (1,5 fps). После 6 кадров, которые камера сняла примерно за 3 секунды, буфер переполнился, и мы смогли получать только примерно один кадр за 2 секунды, как и у Nikon. Понятно, что скорость съёмки в данном случае ограничивается скорость записи на карточку памяти.
В режиме RAW камера Nikon смогла сохранить четыре кадра за промежуток чуть больше секунды, так что базовая скорость осталось прежней. Затем мы смогли снимать по кадру примерно каждые 3 секунды. У Pentax буферная память смогла сохранить только три кадра примерно за 1 секунду, после чего приходилось тратить на каждый кадр по 6 секунд! Частично причиной этой проблемы является размер файлов RAW у Pentax, но мы ещё вернёмся к этому вопросу чуть позже.
Nikon D50 в режиме JPEG.
Nikon D50 в режиме RAW.
Pentax istDL в режиме JPEG.
Pentax istDL в режиме RAW.
Как обычно, во время тестов мы снимали реальные фотографии. Скорость пакетной съёмки упирается в размер буфера. После этого всё зависит от скорости записи на карточку. Помните, что данные модели не призваны конкурировать с профессиональными камерами. Во время съёмки обычных одиночных кадров вы не заметите какой-либо задержки, но не надейтесь на скоростную пакетную съёмку.
Запись и просмотр фотографий
Nikon и Pentax выбрали формат карт Secure Digital (SD), стандартный для потребительского рынка. За исключением камер, которые используют собственные стандарты компаний, карты SD сегодня встречаются практически у любого потребительского и полупрофессионального оборудования. Они отличаются небольшим размером, разумной ценой и хорошей ёмкостью (1-Гбайт продаются повсеместно, но появляются версии и на 2 Гбайт). Подобно большинству карт памяти, SD выпускаются с разными скоростями, вплоть до 133x. По нашему мнению, “обычной” карты будет вполне достаточно для большинства случаев. Но смотрите на цену: некоторые скоростные карты стоят чуть дороже базовых версий.
У D50 можно выбирать три размера фотографии и три уровня качества JPEG. Добавьте к этому формат RAW, сам по себе или в паре с JPEG в базовом качестве. Последний вариант весьма неплохой: он позволяет получать кадр JPEG, сразу же доступный для просмотра, а также “цифровой негатив” с оптимальным качеством и богатыми возможностями для дальнейшей обработки. Pentax предлагает схожие функции, но без режима RAW + JPEG, что не очень-то хорошо. У RAW-файлов обеих камер есть большие отличия. Nikon использует сжатие без потери качества, что снижает размер файлов до 6 Мбайт, в то время как Pentax не использует сжатия вообще, и поэтому кадры могут превысить 10 Мбайт. Очевидный недостаток, приводящий к тому, что на 1-Гбайт карточку влезет меньше сотни фотографий.
Примерный размер файлов (полный формат) | ||
Nikon D50 | Pentax istDL | |
JPEG, макс. качество | Примерно 2,5 – 3 Мбайт | Примерно 2,5 – 3 Мбайт |
RAW | 5,5 – 6 Мбайт | 10 – 10,5 Мбайт |
Большой экран
Что касается просмотра фотографий, то большой экран istDL, конечно, лучше. Обе модели позволяют вывести на экран гистограмму, детальную информацию, а также мигающие передержанные области – полезная возможность, если нужно быстро оценить выдержку. С другой стороны, между Nikon и Pentax есть различия. У первой камеры используется датчик ориентации, определяющий портретный или альбомный режим, позволяющий сразу же правильно выводить фотографии (функцию можно отключить). У Pentax фотографии приходится поворачивать вручную.
Отображение с наложением гистограммы. Полезный режим.
Нажав клавишу “Info”, можно получить всю необходимую информацию о фотографии.
Фотографии можно легко поворачивать. Хорошая функция, поскольку istDL не оснащена датчиком ориентации.
Дисплей отображает области, которые могут быть передержаны.
С помощью крестовины можно вывести нужную информацию.
Но не всегда информацию легко интерпретировать.
Действительно, передержка.
Можно выводить фотографию и с минимумом информации.
Изобилие объективов
Две камеры поставляются вместе с очень схожими объективами: 18-55 мм, f/3,5 в широкоугольном режиме и f/5,6 в телефото, что менее привлекательно, но распространено у объективов данного типа. Фокусный эквивалент составляет 27-82,5 мм, что покрывает основные нужды, хотя некоторым может не хватить максимального расстояния в “телефото”.
Вполне понятно, что конструкция объективов максимальна упрощённая, с характерным “пластиковым” ощущением. Здесь хотелось бы на первое место вывести Pentax, поскольку на объектив нанесена чёткая шкала (отсутствует у Nikon), а передняя часть при фокусировке не вращается: этот недостаток станет заметен, если использовать поляризационный фильтр, который требует определённой ориентации.
Но что касается практической работы, то мы бы хотели выделить Nikon, поскольку фотографии имеют лучшую чёткость и более однородны (за исключением широкой диафрагмы, когда на краях и углах заметны потери). У Pentax потеря качества всегда была заметной. Но всё это будет проявляться на больших отпечатках. При обычном размере никаких проблем не возникнет.
Оба объектива поддерживают очень близкую фокусировку – порядка 25 см от плоскости сенсора или около 10 см от передней части объектива. Так что макро-съёмка цветов, насекомых и других небольших объектов вполне даже реальна. Минимальная площадь покрытия при максимальном фокусном расстоянии 55 мм составляет примерно 6,5 x 4,4 см у Nikon и 7 x 4,7 см у Pentax. В целом, характеристики очень близки и хорошо подходят нуждам любителей.
Объектив Nikon D50 18-55 вряд ли удовлетворит профессионалов, но большинству пользователей он хорошо подойдёт. 55 мм, приоритет диафрагмы, 1/100 с, f/11, ISO 800.
Pentax istDL, приоритет диафрагмы, ISO 200, 18-55 на 55 мм, 1/125 с, f/8.
Вполне понятно, что возможности недорогих объективов ограничены, тем более что они очень медлительны. Максимальная диафрагма невелика, что не позволяет использовать очень малую выдержку. Можно оснастить камеры более светлыми объективами, но тогда и цена заметно вырастет. Кроме того, другой объектив, конечно, может дать большее фокусное расстояние. Нашим любимым является Sigma 3.5-6.3/18-200, покрывающий в эквиваленте фокусное расстояние 27-300 мм, цена которого весьма разумна, а качество очень даже высоко.
Совместимость
Важным плюсом Nikon и Pentax является то, что их крепления для объективов не менялись десятилетиями. Таким образом, можно найти недорогие старые объективы и подсоединить их к цифровой “зеркалке”. Но при этом придётся смириться со значительными недостатками. За исключением относительно современных объективов, вы потеряете возможность автоматической фокусировки, и придётся использовать индикатор фокуса (электронный телеметр). А в случае с Nikon вы вообще теряете возможность телеметрии. Придётся выполнять замер с помощью другого объектива или просто “на глаз”, делать тестовый снимок, а затем проверять его качество с помощью заднего дисплея. В данном отношении Pentax имеет определённое преимущество, поскольку istDL может выполнять телеметрию с любым объективом. Вполне понятно, что при этом диафрагма останавливается с помощью переключателя, поскольку старые объективы не могут передавать значение максимальной диафрагмы.
Данная функция (если включить её в меню) вполне логично сочетается с предварительным просмотром глубины резкости. Фактически, вы можете использовать объективы с практически любым креплением, даже самым экзотическим. Скажем, с помощью переходника можно установить очень старый объектив с винтовым 42-мм креплением, старый стандарт, использовавшийся Pentax и многими другими производителями. Поскольку расширение окажется идентичным, вы не потеряете возможность фокусировки на бесконечность. С другой стороны, автоматическая диафрагма работать не будет. Придётся работать только с реальной диафрагмой, что усложняет фотографирование и делает невозможным быструю съёмку. Впрочем, возможности открываются всё же интересные, конечно, если у вас есть качественный старый объектив. А любители с ограниченным бюджетом могут легко найти недорогие объективы с 42-мм или, что лучше, креплением K.
Pentax istDL, оснащённый угловым видоискателем (примерно 1960-70) и SMC Pentax Macro 4/100 с креплением K.
Объектив Pentax Spotmatic II (1970) с 42-мм креплением легко подключается к istDL с помощью переходника. На иллюстрации показан Spotmatic II с Pentax 2/35, переходник и Pentax 4/200 c istDL.
Если поискать, для istDL можно найти быстрый объектив. Здесь на фотоаппарат установлен старый телеобъектив Vivitar 2.3/135 с креплением K.
Фотография, снятая с помощью Pentax-M 4,5/80-200, 1/1250 с, f/5,6, 200 мм, ISO 200.
Питание
Nikon придерживается проверенной формулы: D50 с литиево-ионным аккумулятором EN-EL3 идентичен другим цифровым “зеркалкам”. В комплект поставки входит универсальное зарядное устройство (100-240 В). В принципе, подобная конфигурация уже давно известна длительным временем работы и стабильной работой. Вполне понятно, что к фотоаппарату рекомендуется докупить второй аккумулятор. У Pentax решение совершенно иное. istDL поставляется с батарейками. В фотоаппарате четыре гнезда для батареек AA, как стандартных, так и перезаряжаемых. Опять же, если вы планируете интенсивно использовать фотоаппарат, то лучше купить пару наборов NiMH-аккумуляторов и качественное зарядное устройство (автоматическое, с определителем уровня заряда). Хорошее зарядное устройство совершенно необходимо, иначе время жизни аккумуляторов окажется меньше. NiMH-батареи не переносят зарядки сверх нормы, которой не избежать с обычным зарядным устройством.
Решение Pentax не использовать нормальный аккумулятор может как нравиться, так и нет, всё зависит от способа использования камеры. Литиево-ионные батареи обладают намного лучшим соотношением веса, размера и питания, но в Pentax всегда можно установить обычные щелочные батарейки AA, которые есть в любом Богом забытом месте. В общем, путешественники оценят. Кроме того, можно использовать дорогие, но очень эффективные литиевые элементы AA (не литиево-ионные), которых хватает дольше, и которые очень лёгкие. Вполне нормальное решение для некоторых видов деятельности.
Следует отметить, что в нормальных рабочих условиях время жизни цифровых “зеркалок” составляет несколько сотен снимков, в отличие от обычных компактных “мыльниц”. Кроме того, энергопотребление в режиме ожидания очень невелико, так что вряд ли у вас возникнут проблемы, за исключением специфических ситуаций.
Подключение и программное обеспечение
Как и все современные модели, две наши камеры можно подключать к компьютеру через быстрый интерфейс USB 2.0 и передавать с его помощью фотографии, хотя некоторым по нраву придётся считыватель флэш-карт. USB-интерфейс может также использоваться для прямой печати фотографий. Для этого принтер должен поддерживать стандарт PictBridge. Обратите внимание, что камеры Nikon и Pentax отличаются очень высоким энергопотреблением во время прямой печати, поэтому мы рекомендуем делать это с блоком питания. На практике прямая печать удобна лишь в ограниченных ситуациях. Всё-таки фотографии иногда следует более тщательно обрабатывать, а уже потом печатать. Кроме того, фотографии в формате RAW нельзя печатать напрямую, без преобразования на компьютере.
Обе модели оснащены композитным видео-выходом. Он позволяет удобно просмотреть фотографии на телевизоре, но многого ожидать не следует: слишком уж низкое качество вы получите.
Что касается программного обеспечения, то в комплекте с D50 Nikon поставляет Picture Project 1.5, программу для работы с фотографиями потребительского уровня. Нам она не особо понравилась, поскольку считает себя слишком уж “умной”: часто выполняет совсем не то, что требовалось. С этой точки зрения Nikon View намного лучше. Для работы с RAW-файлами D50 необходима версия 6.2.6, так что не забудьте скачать её с сайта поддержки.
На поставляемом CD также присутствует пробная версия Nikon Capture 4. Это очень мощная программа для обработки файлов RAW, но за неё придётся доплатить. Кроме того, для использования программы следует обладать определёнными знаниями в области цифровой фотографии, не говоря уже о мощном компьютере. Вряд ли всем покупателям D50 она придётся по вкусу.
PictureProject – это простая программа для работы фотографиями. Но она часто делает по-своему вместо того, чтобы делать по-вашему.
PictureProject предоставляет базовые функции по обработке изображений и позволяет преобразовать RAW-файлы в JPEG.
Nikon View можно скачать с сайта компании, при этом программа предоставляет много интересных возможностей!
Pentax поставляет ещё и Pentax Photo Browser, небольшую утилиту с весьма ограниченными возможностями, а для обработки RAW-файлов программу Pentax Photo Laboratory, простую, но, опять же, с ограниченным потенциалом. Nikon в области программного обеспечения имеет явное преимущество, хотя большинство покупателей вряд ли вообще станут использовать ту или иную утилиту. По крайней мере, для JPEG-фотографий можно вполне обойтись без поставляемого комплекта ПО, перейдя сразу же к какой-либо профессиональной обработке фотографий.
Pentax Photo Browser – простая программа просмотра фотографий, но слишком уж мало функций по сравнению с конкурентами.
Photo Laboratory позволяет преобразовать фотографии RAW в JPEG с хорошим качеством, но, опять же, её возможности не безграничны.
Если вы пожелаете работать в RAW-формате, следует напомнить, что многие существующие приложения (и тем более старые) не могут работать с RAW-файлами, которые дают обе камеры. Это относится к одной из самых любимых программ RawShooter Essentials, текущая версия которой бесплатна! У RAW-файлов D50 теряется баланс белого (правда, его можно скорректировать), а у istDL мы не смогли получить картинку вообще. Так что ждём обновления. То же самое вы получите и с другими существующими приложениями.
Практическое тестирование
Эргономика и общий дизайн двух моделей вполне сравнимы, поэтому здесь выбор будет зависеть от ваших персональных предпочтений. С другой стороны, если вы чувствительны к шуму затвора, имейте в виду, что у Nikon он не такой громкий и “металлический”, как у Pentax. Конечно, это не проблема, но многие фотографы очень уж серьёзно к этому относятся. Практические возможности вполне сравнимы и достаточны для большинства пользователей, которые получат решение для самых разных условий съёмки.
С другой стороны, Nikon получает по нашим тестам вполне определённое преимущество, связанное со стабильностью экспозиции и эффективностью баланса белого. Продукция Nikon славится этими характеристиками, так что вряд ли здесь нас ждёт что-то новое. Но мы ни в коей мере не хотим сказать, что istDL не способна дать качественные фотографии. Просто вам придётся быть более внимательным и в некоторых ситуациях выполнять ряд регулировок.
Как можно ожидать от “зеркалки”, время загрузки обеих камер можно, в той или иной степени, назвать очень малым и почти мгновенным.
Качество фотографий
Вполне понятно, что качество фотографий является комбинацией качества самой камеры и её объектива. Как мы уже отмечали выше, качество Nikon при большом зуме выше, чем у модели Pentax, то же самое относится и к чёткости фотографий Nikon. Конечно, Pentax тоже сможет дать такие же результаты, если вы установите лучший объектив. Но, как нам показалось, Nikon даёт более качественные JPEG-файлы, чем Pentax. У istDL вы получите лучший результат, если будете снимать в RAW.
Pentax istDL, объектив Pentax-M 2/35, 1/160 с, f/4, ISO 800, RAW-файл, преобразованный в JPEG с помощью Pentax Laboratory.
Качество фотографий Nikon
Кадр в режиме приоритета диафрагмы, диафрагма f/8, фокусное расстояние 18 мм.
Кадр в режиме приоритета диафрагмы, диафрагма f/8, фокусное расстояние 55 мм.
Кадр в режиме приоритета диафрагмы, диафрагма f/8, фокусное расстояние 18 мм.
100% размер, кадр 18 мм f/3,5, центр фотографии.
100% размер, кадр 18 мм f/3,5, верхняя часть фотографии.
100% размер, кадр 18 мм f/11, центр фотографии.
100% размер, кадр 18 мм f/11, верхняя часть фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/5,6, центр фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/5,6, угол фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/11, центр фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/11, угол фотографии.
Качество фотографий Pentax
Кадр в режиме приоритета диафрагмы, диафрагма f/8, фокусное расстояние 18 мм.
Кадр в режиме приоритета диафрагмы, диафрагма f/8, фокусное расстояние 55 мм.
100% размер, кадр 18 мм f/3,5, центр фотографии.
100% размер, кадр 18 мм f/3,5, верхняя часть фотографии.
100% размер, кадр 18 мм f/11, центр фотографии.
100% размер, кадр 18 мм f/11, верхняя часть фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/5,6, центр фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/5,6, угол фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/11, центр фотографии.
100% размер, кадр 55 мм f/11, угол фотографии.
Цифровой “шум”, как и у многих современных цифровых “зеркалок”, оказался очень низким при нормальных настройках чувствительности (ISO 200 или ISO 400). Вполне логично, что при увеличении чувствительности уровень “шума” повышается, но он остаётся вполне приемлемым с ISO 1600. Использовать ISO 3200 на Pentax istDL можно рекомендовать только для получения каких-либо “невозможных” кадров или для получения специальных эффектов. Обратите внимание, что зернистость фотографии сильно зависит от типа снимаемого объекта и выдержки. На передержанных фотографиях вы получите более высокий уровень “шума”, поскольку для нормального вида придётся сделать ряд корректировок. На самом деле эта ситуация близка к использованию чувствительности, в два или три раза более высокой, чем вы указали. Так что не удивляйтесь зернистости.
В условиях слабого освещения легко ошибиться. Дело в том, что картинка на заднем дисплее камеры кажется яркой и с хорошей выдержкой, но когда вы получите результат на компьютере, то можете разочароваться. Так что уменьшайте яркость дисплея во время работы в условиях низкого освещения.
Pentax istDL, 1/25 с, f/11, ISO 1600, Pentax Macro 4/100 (старый объектив). Зернистость при ISO 1600 остаётся приемлемой!
При съёмке шоу вы можете получить очень хороший результат на ISO 1600 у Nikon D50 (ручная выдержка 1/160 с, f/2,8, ISO 1600, Sigma 2.8/70-200 на 165 мм, RAW + Nikon Capture 4).
Заключение
Модель Nikon D50 обеспечивает, в целом, лучшее качество. Кроме того, этот фотоаппарат легче в использовании, поскольку в автоматическом режиме (без корректировок) фотографии сразу же можно использовать. К Pentax это относится в меньшей степени, но istDL всё же обладает рядом привлекательных функций вроде предварительного просмотра глубины резкости, возможности использования любых объективов, включая старые, которые можно купить довольно дёшево. Эта возможность может быть решающей для многих фотографов-любителей, не желающих тратить много денег.