Современно, удобно, необходимо, но не всем
Один день работы без подзарядки считается стандартом для смартфонов уже более десяти лет. Сегодня большинство достижений в области энергоэффективности немедленно парируются прожорливыми функциями и батареями скромного объёма, которые можно установить в более тонкий корпус, поэтому время автономной работы практически не улучшается. Есть два популярных варианта, способные решить проблему: схемы быстрой зарядки, обеспечивающие быструю подзарядку от внешнего источника питания, и портативные внешние аккумуляторы для зарядки на ходу.
SilverStone PB06 PB06 SilverStone поддерживает сразу две функции: мобильной зарядки и быстрой зарядки Qualcomm Quick Charge 2.0 для ускоренной зарядку на ходу.
Коробка
На лицевой стороне картонной коробки есть краткий обзор особенностей устройства:
- Ёмкость аккумулятора – 10 000 мА*ч
- Возможность быстрого перехода в режим питания 12 В
- Поддержка Quick Charge 2.0 на входе и выходе
- Двухцветный светодиодный фонарик
- Компактный дизайн для удобного хранения в автомобиле
- Комплексный механизм безопасности
Особенности интересные, но мы бы не рекомендовали оставлять в жару литиевые батареи в автомобиле – они могут перегреться. Также учитывайте, что аккумуляторы этого типа теряют большую часть своей ёмкости при низких отрицательных температурах, так что зимой её лучше держать в тепле, иначе в -20 ° C она может вас внезапно подвести.
Технические характеристики
На обратной стороне коробки указаны более подробные технические характеристики, а также описание продукта на 10 разных языках.
Вы заметили несоответствие между показателями capacity (ёмкость) и rated capacity (номинальная ёмкость)? Почему так? 10 А*ч – это общая суммарная ёмкость всех ячеек с напряжением 3,7 В, а 6500 мА*ч – эффективная ёмкость после преобразования внутреннего напряжения батареи в 5 В.
Показатель пускового тока 200 А от коробочки весом 300 г может показаться неправдоподобным, однако некоторые батареи для радиоуправляемых устройств уже много лет достигают высоких токов разряда, поэтому у нас нет оснований сомневаться в честности изготовителя.
Документация
Из документов в комплекте с PB106 SilverStone идёт только руководство пользователя. К каждой функции есть описание на 10 языках. Такое решение позволяет не дублировать изображения и экономит бумагу, но владельцу придётся часто перелистывать страницы, чтобы найти описание на нужном языке.
Есть чемодан, можно путешествовать
В картонной коробке лежит футляр для переноски с тканым нейлоновым наружным покрытием. Рядом с PB06 находятся дополнительные принадлежности: кабель A-to-Micro-B и пусковые кабели (“крокодилы”).
Глядя на “крокодилы” рядом с батареей, становится понятно, насколько сильно литиевые технологии производства аккумуляторов повлияли на размеры батарей – зажимы теперь являются самым крупным элементом в цепи.
Футляр выглядит довольно прочным, но внутренние ремни недостаточно тугие, чтобы удерживать все элементы, если вы откроете футляр лицом вниз.
Только USB
В комплекте с аккумулятором идёт довольно короткий кабель (полная длина 33 см) с разъёмом micro-B для подключения устройства к источнику питания, и если у вас нет настольного зарядного устройства USB, концентратора USB или близкорасположенной розетки электропитания, то могут возникнуть некоторые трудности.
SilverStone часто комплектует свои устройства “реверсивными” кабелями с одинаковыми разъёмами с обоих концов и мы надеялись увидеть такой в коробке с pb06, но, к сожалению, обнаружили обычный провод с односторонними разъёмами. Хотя учитывая длину кабеля, это не так уж и важно, ведь вам наверняка захочется заменить его метровым кабелем SilverProone CPU01.
Ужасно короткий
Большинство из тех, кого я знаю, заряжают свои мобильные устройств от розетки на кухне, поэтому мы попробовали зарядить PB06 аналогичным образом. В целом, 33-см кабеля для этого хватает, хотя есть и некоторые сомнения.
При подключении в блок питания от Nexus 7 кабель USB едва дотягивался до разъёма Micro-B в аккумуляторе PB06, причём разъём изгибался под сомнительным углом. С кабелем длиной хотя бы 45 см было бы гораздо удобнее, и не создавалось лишнего давления на разъёмы.
При дальнейшем осмотре мы выяснили, что кабель подключается под таким углом углом, потому что разъём Micro-B не очень надёжно зафиксирован в корпусе PB06. В процессе разборки мы выясним, является ли это производственным дефектом или случайным повреждением.
Пусковые кабели
В комплект поставки входят пусковые кабели, так называемые “крокодилы” из медной проволоки #10 с изоляцией, рассчитанной на температуру 200 °C. Длина от разъёма до плюсовой клеммы составляет 35 см, до минусовой – 45 см. Зажимы прижимаются довольно сильно.
Провода #10 могут показаться слишком тонкими для тока 200 A, но нужно принять во внимание, что автомобиль в хорошем рабочем состоянии должен заводиться в течение трёх секунд после включения стартера. Если использовать провода по назначению, то удельной теплоёмкости меди должно быть достаточно, чтобы электропроводка не перегревалась.
Тем не менее, при токе 200 А и сопротивлении проводки около 0,0035 Ом напряжение электропроводки всё равно на 0,7 Вольта меньше, чем способна выдать литиевая батарея под нагрузкой, необходимой для проворачивания вала.
Разъём 200A
Как пропустить 200 A через разъём? Достаточно использовать круглое гнездо из латуни с обжатыми, либо припаянными к нему проводами, и соответствующий штекер. Тот же принцип “круглого штифта в круглых отверстиях” используется в старом разъёме питания жёстких дисков AMP, только в уменьшенном варианте.
Одностороннее соединение
Электрический провод соединён только с одной из двух частей зажима пускового кабеля, и соединение представляет собой обжатый лужёный провод. В целом, олово нежелательно использовать в обжимке, поскольку это мягкий металл, который со временем вытечет из зажима и ослабит соединение. Мы бы предпочли хорошее сухое обжимное соединение или точечную сварку, а для надёжности можно добавить обжимную втулку.
Когда 200А протекают через один, два или три зубца зажима, контактирующих с клеммой батареи, может возникать значительное сопротивление и падение напряжения. Чтобы распределить нагрузку и увеличить зону контакта в будущих версиях продукта, в SilverStone могли бы запросто добавить мостик между двумя частями зажима.
Индикаторы и элементы управления
В верхней части устройства находится переключатель режимов. Одно нажатие включает режим 5 В, двойное нажатие включает фонарик, имеющий три режима: включён, мигает и выключен. Через четыре прорези рядом с оранжевой кнопкой просматриваются индикаторы: зелёный индикатор QC (быстрая зарядка) и голубые индикаторы уровня заряда 70 +%, 30-70% и 0-30%. На торце внизу слева находится линза фонарика, а на другом видимом торце – зарядный порт устройства типа А и фирменный зарядный порт Micro-B для PB06.
Разъём для пусковых кабелей
На противоположном от фонарика торце под оранжевой крышкой находится разъём для пускового кабеля. Для лучшего контакта штыри разъёма разделены на шесть сегментов, таким образом, они контактируют с разъёмом провода минимум по шести точкам.
Чтобы включить выходное напряжение 12 В, в некоторых более дорогих моделях аккумуляторов нужно нажать кнопку, но в BPV6 режим 12 В включён всегда (скоро вы узнаете, почему). По соображениям безопасности, разъём должен быть закрыт, когда не используется, так как короткое замыкание током силой 200 A, например, через брелок или что-то похожее, может серьёзно испортить ваш день.
Посадка крышки
У первого образца аккумулятора PB06, который мы получили на обзор, крышка держалась очень свободно и частично выходила из разъёма под своим собственным весом. Достаточно было постучать по корпусу, потрясти блок или подуть на крышку, и она полностью вываливались. Мы сравнили размеры крышки и гнезда и оказалось, что крышка на 0,3 мм меньше, чем ответные отверстия.
На втором образце PB06 колпачки очень плотно прилегают к корпусу. Возможно, даже слишком плотно, так как надеваются они с трудом. Может быть, у SilverStone есть проблемы с усадкой при использовании силиконовых/резиновых деталей?
Старая и новая крышка
В чём разница между старой и новой крышкой разъёма 12 В? На фото выше крышка справа имеет более толстые стенки и более широкие швы, чем первая крышка слева. Изменение толщины можно объяснить различиями в усадке материала, а более широкие швы и более толстый D-образный нарост второй крышки могут быть вызваны тем, что отливочная форма закрывается не полностью.
Вывод такой, что всего 0,3 мм достаточно, чтобы крышка самопроизвольно вывалилась, и чтобы резко возрос риск короткого замыкания с током 200 А прямо в кармане, сумке или рюкзаке. В целях безопасности, стоит хранить PB06 в футляре.
Фонарик
Судя по большой линзе фонарика PB06, мы ожидали увидеть сильный луч света с хорошей равномерностью. Но когда мы посветили фонариком в комнате, оказалось, что луч тонкий и узкий с неравномерным распределением света (есть жёлтый ореол). Сравните луч фонарика PB06 (слева) с лучом карманного фонарика 7 ? 5 мм (справа). Как видите, у карманного фонарика луч ярче, однороднее и в два раза шире.
Через несколько минут работы область вокруг светодиода заметно нагрелась. Может быть, в SilverStone использует неэффективные светодиоды или ограничивающие резисторы, питающиеся от батареи 12 В?
В целом, сам факт наличия фонарика радует, хотя светить он мог бы и получше.
Алюминиевая крышка
Мы сначала пропустили упоминание об алюминиевой крышке в спецификациях устройства. Её грубая текстура по ощущениям напоминает пластик, а шов между алюминием и пластиком по периметру нашего первого блока был настолько тонким, что мы не сразу смогли отличить две отдельные части.
Проверяя функцию фонарика, мы заметили тусклый просвет в углу позади светодиода (в центре фотографии) и посчитали это за дефект отливки. Не найдя другого места, чтобы подковырнуть крышку, мы решили пробиться через пластик – вот тогда мы и обнаружили алюминиевую пластину.
Вскрытие корпуса
Чтобы поднять крышку, пришлось использовать рычаг и содрать клей. Под ней обнаружились три утопленных винта и большое отверстие в пластмассовом корпусе над зоной печатной платы. Это отверстие не закрыто наклейкой, отсюда и просвет сверху корпуса.
Первый взгляд
После того как мы разобрались со скобками, нам открылись внутренности устройства. Как и следовало ожидать, основную часть внутреннего пространства занимает аккумулятор. 12-вольтовый разъём напрямую соединён с аккумулятором короткими проводами 10-го сечения. Четыре провода соединяют литиевую батарею с печатной платой, и это говорит о том, что электрическая схема как минимум контролирует напряжение аккумулятора. Ещё два тонких синих провода соединены с термистором, установленным сбоку для контроля температуры. Наконец, в правом нижнем углу верхней крышки находится светодиодный модуль фонарика.
Светодиодный модуль спереди
Модуль фонарика состоит из трёх частей: печатной платы со светодиодом 3025, металлизированного пластикового отражателя и немного мутной пластиковой линзы с тонкой шестигранной светорассеивающей сеткой.
Светодиодный модуль сзади
Почему область светодиодного модуля так нагрелась после нескольких минут непрерывного использования? Как мы и предполагали, светодиод питается непосредственно от батареи (12 В) через четыре резистора с сопротивлением 240 Ом, которые выделяют тепло. Учитывая, что белые и синие светодиоды имеют прямое напряжение примерно 3 В, получается, что 1,35 Вт тепла рассеивается в резисторах, чтобы обеспечить 0,45 Вт для светодиода. То есть три четверти подаваемой на светодиоды мощности превращают PB06 в грелку для рук.
В данном случае оптимальнее использовать светодиодный кристалл с тремя излучателями – яркость такая же, а тока расходуется в три раза меньше.
Аккумулятор
На батарее нет видимых отметок с информацией о её характеристиках. Но судя по плавающему выходному напряжению 12,6 В и четырёхжильному балансу, батарея состоит из трёх ячеек с последовательным подключением. Прямоугольная форма говорит о том, что перед нами батарея литиево-полимерного типа. Исходя из общего показатели ёмкости 10000 мАч, можно также сделать вывод, что каждая ячейка рассчитана приблизительно на 3333 мАч.
Есть и менее очевидные моменты: соединение 12 В предназначено для запуска автомобилей, и автомобили после запуска в течение первых нескольких секунд часто поднимают напряжение до 15 В, чтобы обеспечить АКБ быстрый дозаряд. Отсюда возникает вопрос, предусмотрена ли защита от перезарядки? Она должны быть довольно мощная, чтобы выдержать свыше 200 A.
Истощение батареи
Прежде чем вскрывать аккумуляторный блок и искать встроенную защиту, необходимо разрядить батарею. Для этого мы подключили полностью заряженную батарею к 12-вольтовой галогенной лампе мощностью 20 Вт, которая в течение двух часов работала при напряжении более 10 В. Ещё через пять минут напряжение батареи упало до 4,75 В, а лампа всё ещё горела, а это значит, что батарея не имеет встроенной защиты от переразряда.
Два часа при среднем значении тока 1,5 А – это 3 А*ч полезной ёмкости. Так как батареи номинально рассчитаны на 20-часовую разрядку, при которой они обычно демонстрируют приблизительно на 10% более высокие показатели, чем при 2-часовом разряде, полученный результат вполне соответствует номинальной ёмкости 10 000 мА*ч (3333 мА*ч на ячейку).
Батарея изнутри
Что скрывается под несколькими слоями жёсткой плёнки и мягких защитных прокладок? Небольшая печатная плата, покрытая полиимидной лентой, которая выполняет функцию прослойки для паяльных площадок литиевых элементов, силовых кабелей и точек пайки основной платы. Хорошо это или плохо, но клеммы 12 В предоставляют свободный доступ к располженной под ними литий-полимерной батарее.
Заряжаем снова
После разрядки и осмотра внутренностей батареи, настало время узнать, сколько энергии нужно для её полной зарядки. После пяти с половиной часов зарядки при 1,45 А и 4,95 В, PB06 всё ещё заряжалась, хотя напряжение достигло 12,3 В. Внешнему аккумулятору понадобился ещё час и 1,45 А*ч, чтобы полностью зарядиться при напряжении батареи 12,63 В. Таким образом, для зарядки батареи с номинальной ёмкостью 37 Вт*ч требуется 47,7 Вт*ч. При таких значениях эффективность заряда составляет 77,5%, включая потери на конвертере постоянного тока, потери батареи, расходы на светодиодные индикаторы батареи и на остальных потребителей.
Печатная плата сверху
Следуя по часовой стрелке от разъёма Micro-B, обнаруживаем на плате сильноточный индуктор 4,7 мкГн, N-канальный полевой транзистор AP9T18 и диод Z3PK2045, повышающий входное напряжение от входящих 5-9 В до 12 В аккумулятора, двойной P-канальный полевой транзистор AP4957AGM FET между повышающим преобразователем и батареей, при необходимости изолирующий батарею. Чтобы поддерживать батарею в нормальном рабочем диапазоне, предусмотрена схема защиты SII S8254, в задачи которой входит контроль напряжения в ячейке и тока батареи. Далее по силовой цепочке находится N-канальный полевой транзистор AP9410GM, пропускающий выходное напряжение, а также стабилизатор напряжения G5791 для выходного порта типа A. Функциями блока питания управляет неизвестный чип с маркировкой IN6088P11A.
Печатная плата снизу
На нижней части платы мы обнаружили ещё две интегральные схемы. В зоне порта Micro-B установлен контроллер усиления G5322A GMT, обеспечивающий функцию повышения напряжения зарядного устройства. Под разъёмом типа А находится микрочип CHY100D, выполняющий функцию выбора напряжения для технологии QuickCharge 2.0.
Качество пайки на обеих сторонах платы выглядит достаточно неплохим, хотя несколько деталей (в том числе оба разъёма USB) слегка кривые и положение точек припоя разъёма Micro-B с двух сторон не соответствует друг другу.
Пайка разъёма Micro-B сверху
Заводская пайка разъёма первого образца устройства имеет видимую пустоту по краям механических вкладок рамки, это говорит о том, что припой может не прилипать должным образом к металлу рамки разъёма. Либо это паянное соединение при холодной пайке, либо покрытие разъёма плохо поддаётся пайке. Со временем могут возникнуть проблемы, поскольку разъём держится “на соплях”.
Пайка разъёма Micro-B снизу
На верхней левой площадке с обратной стороны платы много сгоревшего флюса и паяльной маски с пропусками. Вокруг верхней правой площадки почти то же самое, только здесь нет целого куска маски припоя между площадкой и краем платы. Тот, кто паял это соединение вручную, долго с ним мучился, и в конечном итоге всё равно не смог спаять его как надо. Всё это совсем непохоже на новую заводскую пайку.
Пришло время вскрыть второй образец PB06 и взглянуть на болтающийся разъём Micro-B. Может быть, здесь отсутствует припой или его недостаточно? Или пайка выполнялась “на холодную”?
Пайка разъёма Micro-B, второй образец
Оказалось, что проблема заключалась в неподходящем для пайки покрытии штырьков разъёма. Они просто не прилипли к точкам припоя. Мы попробовали залудить штырьки корпуса собственным паяльником при температуре 300 °C, но ничего не вышло даже после добавления флюса RMA и очистки поверхности, хотя мы использовали свинцовый и бессвинцовый припой. Возможно, производитель использовал сталь неподходящего типа.
Это объясняет слишком высокую температуру пайки и чрезмерное применения припоя в первом образце, из-за чего соединение получилось далеко не самым надёжным.
Перепайка
На фотографии выше показан перепаянный разъём. В данном случае мы использовали канифольный слабоактивированный флюс (RMA) и свинцовый припой. Если присмотреться к нижнему штырьку, можно заметить, что вокруг него образовался “пончик” из неприлипшего припоя, как будто металл его отталкивает. Хотя соединение похоже на типичное холодное паянное соединение, ничего холодного в нём нет. Мы использовали пайку методом оплавления припоя разогретым до 350 °C воздухом.
Хотя разъём работает, у нас возникают большие сомнения относительно его долговечности. Складывается ощущение, что на штырьках корпуса разъёма отсутствует лужение или какое-либо другое покрытие, улучшающее паяемость металла.
Повторная перепайка
Что делать, если очистка и канифольный флюс не помогли? Придётся прибегнуть к кислотному флюсу. На следующий день после неудачной попытки перепайки разъёма мы вспомнили, что у нас осталось немного органического кислотного (OA) флюса и решила дать ему шанс.
Чтобы не испортить наконечник паяльника кислотным флюсом, мы оплавил уже существующий припой с обратной стороны платы, а затем нанесли кислотный флюс на штырьки корпуса с верхней стороны. В результаты мы получили превосходное паяное соединение, соответствующее заводским стандартам.
Почему кислотный флюс не используется повсеместно? Дело в том, что он более едкий, электропроводящий и будет выедать металл до полного удаления, поэтому он требует более тщательной очистки.
Старая и новая пайка, под разъёмом Micro-B
Мы забыли сделать снимок того, на что был похож припой второго образца под разъёмом Micro-B до перепайки, но по фото можно заметить, что после перепайки первая плата выглядит намного лучше, чем в состоянии “новая с завода”. Учитывая, что нам удалось несколько раз перепаять разъём, используя различные припои, флюсы, воздух и железо без видимых повреждений печатной платы, остаётся только догадываться о квалификации работника, который паял плату нашего первого образца и оставил столько повреждений предположительно за один подход. Может быть он очень торопился?
Перепайка разъёма Micro-B на первом образце
Сначала мы не собирались перепаивать первый образец PB06 и хотели посмотреть, как долго продержится его разъём Micro-B. Но посчитав, что нам вряд ли захочется снова возиться с устройством, всё же было решено зафиксировать этот разъём и избавить себя от лишних хлопот в будущем. Теперь пайка разъёма Micro-B выглядит хотя бы не так ужасно, а адгезия к паяльной маске не хуже, чем у второй перепаянной платы.
Хотя с точки зрения статистики два устройства не являются значимыми, характер проблемы с пайкой разъёма Micro-B вызывает беспокойство, и на данном этапе нам трудно рекомендовать PB06 к покупке.
В поисках разряженного аккумулятора
Чтобы проверить возможность запуска двигателя с помощью PB06, нам нужно было найти автомобиль с разряженной батареей, и мы его нашли. Ещё в декабре у машины нашего редактора вышел из строя стартер. И пока он был в ремонте, автомобиль несколько дней стоял на улице при -20 °C. После установки отремонтированного стартера выяснилось, что АКБ полностью разрядилась и не удерживала заряд выше 8 В. Это означало, что две из шести ячеек “коротят” или имеют высокую скорость саморазряда, в связи с треснувшими сепараторами или внутренними стенками.
Примерно через месяц мы решили в последний раз “прикурить” машину перед заменой аккумулятора. На фотографии показан заряд батареи всего через несколько дней на стоянке – он снова упал до 7 В.
Убиваем насмерть
Просто чтобы убедиться, что батарея действительно разрядилась, мы ещё раз попробовали провернуть стартер, но, как и ожидалось, ничего не произошло. Плохой угол камеры и блики от неба плохо сказались на качестве съёмки, но мы видели, что напряжение падало до 4 В. После подключения PB06 мы случайно подтолкнули мультиметр и увидели, что напряжение аккумулятора скакало в диапазоне 5,3-6,5 В, когда автомобильная электроника вышла из режима блокировки и снова отключилась из-за низкого напряжения, поскольку батарея не могла обеспечить достаточный ток для поддержки её работоспособности.
Более мёртвой батареи чем эта, быть не может.
Подключаемся
Сразу же после подключения “крокодилов” внешнего аккумулятора PB06, напряжение на клемме повысилось до 12,2 В, при этом выходящий ток составил всего 0,7 А, то есть разряженная батарея принимала очень мало заряда. Это ещё один признак неисправности АКБ. Исправная свинцово-кислотная батарея, разряженная до 9 В, будет тянуть более 10 А, по крайней мере, первые несколько секунд, пока не восстановит поверхностный заряд.
Мы уже запускали двигатель с помощью PB06, но это было при температуре около 0 °C. В этот раз запуск производился при -12 °C, а в ночь до этого было -20 ° C. Вы, наверное, заметили ещё один соединительный кабель PB06 в правом нижнем углу – мы приготовили его на случай, если одного PB06 окажется недостаточно.
Крутим
Мы подозревали, что одного PB06 может быть недостаточно для запуска автомобиля, и были почти правы: самый низкий показатель напряжения, который мы зафиксировали на видео, составил 5,8 В при первом такте сжатия, он едва превышает напряжение отсечки электроники (для работы датчикам двигателя обычно требуется 5 В). После первого тяжёлого проворота вращение коленвала возобновилось, и напряжение батареи поднялось до 7,3 В.
Неудивительно, что наш маленький зажим на 100 A сразу же показал перегрузку, сообщая, что PB06 обеспечивает как минимум 100 А.
Она жива!
Спустя три секунды после запуска произошёл довольно грубый старт, но всё пришло в норму после того как заработал генератор на 15,35 В. Удивительно, но 12,6-вольтовая литий-полимерная батарея тянет только 1,6 А – впрочем, может быть, что токовые клещи показали лишний ноль из-за перегрузки.
Поскольку 15 В выше максимального напряжения литиевой батареи, мы ожидали, что ток будет намного выше – должно быть, мы что-то пропустили. К счастью, мы знали, где искать …
Тайна загадочной коробочки
Что находится внутри блока предохранителей на пусковых кабелях? Помимо микросхемы Vicfuse 150 A 32 В на отрицательном проводе мы нашли два диода Шоттки PFC 60L45CTB, обеспечивающих протекание тока из PB06 на плюсовую клемму аккумулятора и два диода PFC 20L45D, которые палят предохранитель, если перепутать полярность зажимов. На обратной стороне платы зеркально располагаются ещё четыре пары диодов 20L45D. Все передние диоды объединены, таким образом общая расчётная сила тока составляет всего 160 А при том, что рассеивать приходится 100 Вт мощности при условии прямого напряжения 0,6 В. Определённо, не стоит крутить стартер больше нескольких секунд за раз.
Система потери напряжения
Нас заинтересовала причина падений напряжения между литиевой батареей и клеммами автомобильной АКБ. Чтобы это выяснить, мы отсоединили новый аккумулятор и начали экспериментировать. На крыле автомобиля лежит голая литиевая батарея PB06 (на фото внизу), а слева её пусковой кабель. Напряжение литиевой батареи отслеживается чёрным мультиметром через разъём основной платы внешнего аккумулятора. Белый мультиметр подсоединён к пусковым кабелям для измерения напряжения на “крокодилах”. Наконец, красный мультиметр подключён к клеммам аккумуляторной батареи для измерения напряжения, которое “видит” автомобиль.
Внутри картонной коробки находятся пять конденсаторов ёмкостью 2700 мкФ, которые изолируют электрическую систему автомобиля, чтобы она не поджарилась, пока отключён основной аккумулятор.
Показатели падения напряжения
Мы усреднили показания в течение двух секунд прокрутки вала, чтобы компенсировать медленную частоту обновления мультиметров, и получили 8,55 В на литиевой батарее, 7,26 В на зажимах и 6,9 В на клеммах автомобиля. Падение напряжения на 1,3 В по кабелям точно соответствует падению напряжения на 0,6 В и сопротивлению проводки 200А x 0,0035 Ом (один метр из 10). Потеря между зубцами и автомобильными клеммами составляет 0,175 В на каждый зажим, общая потеря здесь составила 0,35 В – это примерно половина от того, что мы ожидали.
В итоге, самую большую потерю напряжения даёт внутреннее сопротивление и химические особенности литиевых элементов, она вдвое выше потерь на остальных элементах. Тем не менее, уменьшение потерь на 0,5 В с помощью проводов 8-го сечения и с двухконтактных зажимов может обеспечить примерно на 50 А больше тока для прокрутки стартера.
Проверка функции быстрой зарядки
Работает ли в действительности функция Quick Charge? Поскольку в нашем распоряжении было очень мало зарядных устройств с поддержкой QC 2.0, мы решили проверить её, подключив один PB06 к другому через измеритель питания на USB. На заряжаемом аккумуляторе загорается зелёный светодиод, указывающий, что QC активна и измеритель мощности показывает ток 1,2A и напряжение 9,05 В. На заряжающем аккумуляторе светодиод QC мигает зелёным, указывая, что функция QC сейчас используется.
Из любопытства мы попробовали подключить по цепочке PB06 к зарядному устройству SilverStone UC01 и планшету. К сожалению, зарядка PB06 отключает выход питания, несмотря на то, что вход и выход имеют независимые импульсные регуляторы.
Стабильность выходного постоянного тока
Насколько высока стабильность выходного тока? При токе 1,7 А и напряжении 9,05 В пульсации между нижней и верхней точками достигают почти 1,5 В с частотой переключения всего 65 кГц вместо 300 кГц, которую мы ожидали от индуктора на 4,7 мкГн. Помимо этого, большой размер индуктора (высокий куб, расположенный между разъёмами Micro-B и аккумуляторами) как бы намекает, что он способен работать с гораздо более высоким потоком магнитной индукции (более высоким пиковым током), чем требуется для цепи с частотой 300 кГц. Более высокая частота могла бы значительно сократить пульсации.
И снова про крышку
Когда мы сообщили в SilverStone, что вскрыли PB06, нам посоветовали уже не собирать его, мотивировав это тем, что платы очень чувствительны к пыли. Нам это показалось не совсем логичным, но позже выяснись, что алюминиевая крышка после разборки не может достаточно хорошо изолировать открытую область печатной платы. Мы с этим согласны. Деформированные алюминиевые листы неплотно прилегают к клейкой плёнке, и чтобы выправить их, требуются значительные усилия.
Почему бы не сделать корпус полностью из пластика? На это нам дали довольно простой ответ: здесь используются переделанные формы от какого-то другого продукта. Но учитывая, что обычный пользователь вряд ли будет снимать алюминиевую крышку, мы не видим тут особых проблем.
Требуется доработка
Достоинства PB06:
- Емкость соответствует заявленной, судя по нашим грубым тестам
- QC 2.0
- Несмотря на ёмкость ячейки 3300 мА*ч и небольшой размер устройства, оно может запустить двигатель автомобиля при -12°C,
- Удобный фонарик (но неэффективный)
Недостатки (на основании двух образцов):
- Ненадёжная пайка разъёма micro-B
- Крышка активного разъёма 12 В держится слабо
PB06 SilverStone может стать отличным внешним аккумулятором, если производитель внесёт ряд небольших улучшений в конструкцию и производственный цикл, которые обеспечат более высокую надёжность и гарантию качества. Мы уже заказали третий аккумулятор этой модели, и если после его вскрытия обнаружатся какие-то изменения, мы постараемся рассказать о них в комментариях к статье, либо отдельной публикацией.