Обзор HTC Vive | Виртуальная художественная школа
Следующей по списку была демонстрация значительно расширенной версии программы для рисования Tilt Brush VR от Skillman & Hackett, которая уже доступна на Android (для Google Cardboard) и Oculus Rift. Ее скриншот находится ниже, но обратите внимание, что интерфейс для версии HTC Vive существенно отличается.
Сначала я оказался в темном пространстве. Инструментами для рисования стали контроллеры. Моя правая рука была кистью, а левая – палитрой. Я мог коснуться кистью цветного круга на палитре, чтобы сменить цвет краски, также можно использовать трекпад на левом контроллере для прокрутки различных типов кистей. Поскольку времени было немного, а чувства просто переполняли, единственное, что я додумался нарисовать, это мое имя, которое висело в воздухе.
По предложению моего коллеги, который попробовал HTC Vive до меня, я изменил кисть и цвет краски и попытался перерисовать уже нарисованные буквы. Я хотел узнать, насколько точно отслеживаются мои руки и посмотреть, смогу ли я в точности повторить движения в пространстве.
Оказалось, что я смог. Мне удалось точно закрасить нарисованные ранее мною буквы как спереди, так и сзади. В процессе рисования я ходил вокруг рисунка и даже не задумывался об этом, я мог нагнуться поближе и точно нанести второй слой краски.
Во время демонстрации я ни разу сознательно не думал, на сколько мне нужно подойти, или как далеко вытянуть руку, все происходило интуитивно. Я просто делал движения, а система слежения точно передавала их в цифровое виртуальное пространство.
Обзор HTC Vive | Кошмар на кухне
Теперь настало время проверить мои виртуальные кулинарные навыки. Следующей демонстрацией была VR-игра Job Simulator от Owlchemy Labs. Здесь я выступал в роли шеф-повара. Из всех проверенных мной демонстраций HTC Vive возможных действий тут было больше всего.
Я оказался на кухне. Хотя графика в этой демонстрации гораздо проще, чем в предыдущей, впечатлений было не меньше, но по другим причинам. Мне было поручено сделать суп за ограниченный отрезок времени. Передо мной на дисплее появился рецепт. Естественно, я начал “готовить”, полностью игнорируя инструкции.
Симулятор работы – тизер с соусом от Owlchemy Labs
В этой демонстрации в мультяшной графике были показаны мои руки. Первое, что я сделал, взял скалку и бросил ее как можно дальше. Затем я взял бутылку вина, случайно уронил ее, а затем наклонился, чтобы попытаться собрать битое стекло (к сожалению, это я не смог сделать). Потом я положил еще одну бутылку вина в микроволновую печь за своей спиной и включил ее. Она задымилась и в конечном итоге сломалась.
Но время подходило к концу, и я вернулся к приготовлению супа, начав забрасывать ингредиенты в кастрюлю. На столе не хватало грибов, и мне нужно было подойти к холодильнику (который имел автоматическую дверь), чтобы взять еще немного. Часики продолжали тикать, и я начал бояться, что не успею закончить вовремя. В спешке вместо того, чтобы взять острый соус и, предварительно встряхнув, добавить его к другим ингредиентами, я просто бросил бутылку в кастрюлю. Это сработало, и ингредиенты волшебным образом превратились в кастрюлю супа, который я быстро положил на поднос и передал роботизированному официанту.
Несмотря на упрощенную графику, погружение в виртуальный мир был очень глубоким благодаря свободе передвижения и высокому уровню интерактивности. И неважно, что помидор был не очень похож на настоящий, важно, что я мог просто протянуть руку и взять его в виртуальном мире так же, как в реальном, из-за чего я подсознательно чувствовал, что на самом деле находился на этой кухне.
Кроме того, движение на 360 градусов в очках HTC Vive позволяет легко ориентироваться в игровом пространстве и выполнять задачу с помощью рук, ног и тела.
Из всех демонстраций Job Simulator была самой веселой, благодаря высокой степени интерактивности. Как известно, геймплей всегда главенствует над визуальными эффектами, даже в виртуальной реальности.
Обзор HTC Vive | Дайте им съесть торт
Это была последняя демонстрация, которую я попробовал. Как только она запустилась, я сразу понял, где очутился. Я был внутри игры Portal от Valve, в ремонтном помещении Aperture Science.
Графика в этой комнате была невероятно реалистичной, как и голос робота, который начал давать мне указания. Мне было поручено открыть ящик. Естественно, их было несколько, а какой именно следует открыть, мне не сказали. В неверных ящиках было несколько забавных “пасхалок” от Valve: недоеденный заплесневелый торт и миниатюрный мир плоских черных фигурок из рекламных роликов Portal 2.
Затем меня попросили развернуться и потянуть рычаг, чтобы открыть большую дверь, за которой был круглый робот Атлас из Portal 2. Он выглядел выключенным, но вдруг ожил и неуклюжей походкой пошел через дверь в комнату.
В виртуальной реальности этот робот был примерно моего роста и выглядел гораздо больше, чем в обычной Portal 2 на мониторе, и это немного пугало. Когда он вошел в комнату, я отступил назад. Ощущение масштаба в HTC Vive намного отличается от всего, что я когда-либо испытывал. 24-или 32-дюймовый монитор не может передать реальный масштаб объекта, неважно, какого он размера.
Стоящий передо мной Атлас был невероятно детализированным и реалистичным. Мне сказали потянуть еще один рычаг, чтобы начать ремонт робота, и все его внутренние компоненты выскочили наружу, зависнув в пространстве. Уровень детализации каждой анимированной части был просто потрясающим. Позже я узнал, что демо работает на новом движке Valve Source 2. Короткий ролик из демонстрации можно посмотреть здесь.
Затем меня попросили отремонтировать робота за ограниченное количество времени. Не помню точно, но где-то за минуту. Пока я пытался понять, что нужно делать, вращая разные части робота, таймер тикал и инструкции, отдаваемые механическим голосом, становились все сложнее и сложнее. Я был обречен на провал. Представитель HTC, который помогал мне во время демонстраций, успокоил меня, сказав, что за все время с ремонтом справились только четыре человека (хотя он, невареное, соврал)!
Время вышло, и части Атласа рухнули на пол. Внезапно стены вокруг меня начали разваливаться. Я понял, что провалил задание, а электронный инструктор начал меня ругать за плохую работу.
Затем появилась GLaDOS (главный антагонист в Portal). И когда эта огромная роботизированная конструкция переместилась в мою сторону и уставилась на меня своим светящимся электронным глазом, я отпрыгнул назад, аналогично тому, когда столкнулся с китом. Ощущение масштаба было просто непередаваемым. Вы не можете себе представить размеры GLaDOS, пока не встретитесь с ней в “реальности”.
На этой демонстрации я прослезился. Не потому, что она выглядела заметно лучше других или была более интерактивной, а потому, что HTC Vive показал свой потенциал. Я являюсь фанатом вселенной Half-life/Portal уже почти 20 лет, и в этих играх всегда было нечто такое, что отличало их от других. В настоящее время я играю на трех мониторах, с наушниками и табличкой на двери с просьбой не беспокоить. Так я могу добиться максимального погружения в игровой мир. Однако моя текущая система даже рядом не стояла с тем уровнем погружения, который я ощутил во время этой демонстрации.
Я впервые почувствовал, что на самом деле перенесся во вселенную, которую я знаю и люблю. Возможность фактически погулять по залам Aperture Science, а не смотреть на них через монитор, или просто оглядываться (если использовать VR-решения конкурентов), находясь на одном месте, была просто умопомрачительной. Все казалось настоящим, как будто я был там на самом деле. Мое подсознание ни на минуту не сомневалось в этом. Когда передо мной появилась GLaDOS, я полностью забыл, что нахожусь в Барселоне. Я был в комнате с одним из величайших злодеев в играх. Она смотрела на меня, решая, жить мне или умереть.
Пока GLaDOS говорила со мной своим жутким монотонным голосом, мир вокруг меня разваливался, раскрывая реальные масштабы огромного комплекса. Поодаль были и другие платформы, не только на одном уровне, но выше и ниже меня. Я был полностью сбит с толку и попросил представителя HTC заверить, что пол под моими ногами не обвалится и я не упаду. Не думаю, что я бы смог это выдержать. Вполне вероятно, я бы мог потерять контроль над некоторыми функциями организма, если вы понимаете, о чем я.
К счастью, GLaDOS решила пощадить меня. С появлением куба-компаньона мое время знакомства с HTC Vive закончилось.
Обзор HTC Vive | Секретный ингредиент Valve и HTC
Проще говоря, с HTC Vive уровень погружения не имеет себе равных. Это первая система виртуальной реальности, которая обеспечивает “постоянное присутствие”. Чем больше органов чувств задействовано в имитации, тем сильнее ваш мозг на подсознательном уровне воспринимает ее как реальность. Конкурирующие VR-системы могут обеспечить аналогичный уровень присутствия, но ненадолго. Ограничения в диапазоне движения или проблемы с точностью и задержкой отслеживания головы быстро разрушают ощущение погружения в другой мир и напоминают, что в реальности вы просто надели шлем-гарнитуру и смотрите на экран.
За время, проведенное в HTC Vive, со мной такого ни разу не произошло. С того момента, как я надел шлем и получил в руки контроллеры и до самого конца демонстрации, я просто ощущал себя где-то в другом месте. Именно это я имею в виду под понятием “постоянное присутствие”. HTC Vive достигает его с помощью сочетания нескольких факторов.
Во-первых, HTC Vive отслеживает движение головы с помощью базовых станций с лазерными “маяками” и датчиков на шлеме, причем очень качественно. Во время демонстрации не было ни одного глюка. Станции могут отслеживать движения на 360 градусов, поскольку установлены в противоположных углах комнаты. Наряду с превосходным отслеживанием головы (насколько я понимаю, Oculus Crescent Bay тоже на это способен), HTC Vive может максимально точно отслеживать движение рук через датчики на контроллерах, опять же, на 360 градусов. В дополнение ко всему, уровень погружения усиливает расширенная система обратной связи, реализованная в контроллерах.
Но главным преимуществом является свобода перемещения по комнате 4,5 х 4,5 м (в условиях презентации на выставке). Возможность физически передвигаться по игровому пространству, в противовес нажатию кнопок на контроллере или клавиатуре, очень сильно влияет на то, как ваш мозг воспринимает виртуальное пространство.
Наконец, HTC Vive вселяет чувство уверенности в своих действиях благодаря точному отслеживанию и ограничениям внутри виртуального пространства, чтобы вы не врезались в настоящую стену. Светящаяся сетка, которая появляется перед вами в виртуальном мире, показывает, когда нужно остановиться. Благодаря системе, отслеживающей ваше местоположение, вы можете уверенно и свободно исследовать виртуальное пространство без каких-либо опасений.
На данный момент единственным препятствиям для эффекта полного погружения являются кабели, с помощью которых система подключается к ПК. Однако во время моего знакомства с HTC Vive я их практически не ощущал. Окончательная версия системы в варианте для разработчиков будет оснащаться беспроводными контроллерами, а сам шлем станет подключаться с помощью лишь одного кабеля.
Обзор HTC Vive | Не только для игр
Когда впечатления от использования HTC Vive стали стихать, я начал задумываться о возможных сценариях применения VR. Хотя многие компании, вовлеченные в разработку технологий виртуальной реальности, постоянно продвигают идеи, что VR-системы пригодны не только для игр. Представители Facebook заявляли, что именно из таких соображений они купили Oculus. Но до этого момента я думал, что все это чепуха.
Опробовав HTC Vive на себе, мое мнение поменялось. Мне видится множество возможностей применения VR вне игровой индустрии, и благодаря высокому уровню погружения, эффект будет просто потрясающим. Например, виртуальную реальность можно использовать в медицинских целях. Солдаты, страдающие от посттравматического расстройства, могут работать с терапевтом в виртуальной реальности, чтобы пережить те моменты, которые привели к травме и найти способы лечения. Во время написания этой статьи я выяснил, что уже запущен проект под названием Psious. Под его эгидой разрабатываются способы использования виртуальной реальности врачами для помощи пациентам.
HTC RE Vive
Valve и HTC видят и менее жизненно-важные неигровые сценарии использования: виртуальные конференции/встречи, виртуальные туры по объектам недвижимости, создание трехмерного контента, неинтерактивные развлечения и многое другое. Опробовав HTC Vive, я понял потенциал виртуальной реальности в сфере недвижимости. Вместо обзора помещения на 360 градусов, с HTC Vive можно походить по комнате и получить более широкое представление о доступном пространстве. Для создателей контента, дизайнеров и инженеров HTC Vive предлагает возможность продемонстрировать свои работы более захватывающим и понятным способом. Во время демонстрации новых разработок, к примеру, мебели, клиент может походить вокруг и посмотреть на вещь с разных углов.
Что касается неинтерактивной среды, представьте себе возможность поучаствовать в своей любимой телепередаче, побывать на сцене статистом. Очевидно, что Valve и HTC думают в этом направлении, поскольку среди партнеров HTC Vive значатся HBO и Lions Gate Entertainment.
Обзор HTC Vive | Подводим итоги
Перед моим первым знакомством с HTC Vive коллега рассказал мне о своих впечатлениях от системы, так что я примерно знал, чего ожидать, и я боялся, что это испортит мои первые впечатления. Как выяснилось, я напрасно переживал. Ни мои слова, ни чьи-то еще не смогут передать те чувства, которые испытываешь в шлеме HTC Vive. Есть такое выражение: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это как раз тот самый случай.
Хотя до HTC Vive другими системами виртуальной реальности я не пользовался, скептического настроя у меня не было. Из всего, что я читал, видел и слышал, я знал, что VR уже реальность, которая потрясает. Но теперь мой энтузиазм перешел на следующий уровень. Я хочу испытать все возможные вариации виртуальной реальности и объяснять каждому встречному, почему это самая удивительная вещь на свете. Можно сказать, что из христианина, который не ходил в церковь, я превратился в проповедника!
Я помню, когда будучи ребенком, получил свой первый домашний компьютер. Включив его в первый раз, меня переполняли эмоции от осознания того, какой потенциал находится передо мной. После HTC Vive я чувствовал то же самое. Не было ощущения, что это уже давно известная технология. Как поклонник научной фантастики, я никогда не думал, что в своей жизни увижу виртуальную реальность, описанную в таких книгах, как Neuromancer и Snow Crash. Хотя HTC Vive пока далека от того, что представляли себе Уильям Гибсон и Нил Стивенсон, я уверен, что пройдет не так много времени, и технологии виртуальной реальности выйдут на такой уровень. Это одновременно и захватывает, и пугает меня!
Я надеюсь, что эта статья поможет хотя бы минимально передать те ощущения, которые испытываешь при знакомстве с HTC Vive. Я не знаю, планируют ли HTC и Valve организовать демонстрацию системы для всех желающих, но уверен, что рано или поздно у многих людей появиться шанс испытать HTC Vive на себе. Для меня шлем HTC Vive попал в список обязательных к приобретению вещей. Дата релиза назначена на конец 2015 года.