Imagination Technologies пытается создать третью массовую мобильную платформу
Редакция THG,  15 августа 2014


Знакомство с Imagination Technologies

Компания Imagination Technologies была основана в 1985 году под названием VideoLogic. Её штаб-квартира находится в Великобритании. Первые шаги компания сделала в таких областях, как графика, обработка звука, домашние аудиосистемы, системы видеосъёмки и видеоприсутствия. В 1995 году VideoLogic начала официально лицензировать графические процессоры PowerVR для NEC, и к 1997 году NEC имела 3,5% акций компании.

Поняв, какие возможности открываются перед VideoLogic, компания отказалась от лицензирования продуктов интеллектуальной собственности в 1999 году и была переименована в Imagination Technologies.

За несколько последующих лет компания расширилась. Под её управление попали бренды Ensigma и Cross Products Limited, работающие с технологиями цифровой обработки сигнала. В 2006 году Imagination заполучила большого заказчика – компанию Intel, которая в последствии начала использовать IP PowerVR в процессорах Atom.

Двумя годами позже Imagination переманила ещё одного крупного игрока рынка - Apple. Партнёрство с Apple оказалось самым выгодным для компании, так как её доходы росли вместе с ростом популярности iPhone и iPad. Эти устройства с самого начала использовали GPU на базе PowerVR.

За последние несколько лет Imagination приобрела ещё несколько компаний, самыми значимыми из которых являются Caustic Graphics – разработчик технологии трассировки лучей в реальном времени, позволившая Imagination выпустить гибридный GPU "Wizard", а также компания MIPS Technologies, которая помогла Imagination стать одним из важных игроков на рынке CPU.

Категории продуктов интеллектуальной собственности

На текущий момент Imagination предлагает несколько IP-продуктов, включающие всё необходимое, чтобы разработчики могли создавать собственные SoC: ядра CPU, ядра GPU, процессор обработки сигнала изображения, звуковое ядро, RPU (блок обработки радио), VPU (ускоритель кодирования и декодирования видео) и NPU (для сети и безопасности).

Все перечисленные выше технологии предназначены для SoC. Кроме того, компания продаёт интеллектуальные продукты для внешних устройств: 2G/3G/4G-модемы, микроконтроллеры управления питанием, микроконтроллеры GLONASS, а также микроконтроллеры смарт-карт.

Похоже, Imagination хочет стать своего рода "универсальным магазином" для разработчиков платформ, возможно, даже в большей степени, чем ARM, которая концентрирует свои усилия на ядрах CPU и GPU, модулях безопасности и проектах в сфере видеоускорителей, которые начали продаваться совсем недавно вместе с появлением Mali-V500.

Рынки

Хотя корпорация Imagination известна своими интеллектуальными продуктами на рынке графических решений, она также продвигается в сфере автомобильных систем, носимых устройств, домашних медиасистем (smart TV, консоли и т.д.), сетевых продуктов и систем машинного распознавания образов.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
У различных рынков различные приоритеты

Imagination Technologies оптимизирует свои решения для особенностей каждого рынка. Например, сегмент мобильных решений high-end-класса подразумевает исключительную производительность и функциональность, в то время как рынок носимых гаджетов требует миниатюрные процессоры с ограниченной функциональностью.

Компания предлагает своим заказчикам именно то, что им нужно, без излишеств, стараясь поставить более разумные цены, чем у конкурентов. Одновременно такой подход позволяет работать с более широким спектром специфических сред и с различными ограничениями в питании.

Линейка мобильных продуктов

Рынок мобильных устройств – это золотая жила для успешных производителей чипов, и особенно высокую прибыль он приносит разработчикам, продающим свою интеллектуальную собственность, таким как Imagination Technologies и ARM, которые не обременены свойственными производству продукции проблемами, но в конечном итоге предлагают свои решения и разработки для использования в сотнях миллионов (если не миллиардов) устройств.

Мобильные решения

На рынке, на котором основные позиции занимает ARM, Imagination начала предлагать решения для большинства компонентов SoC - от CPU MIPS до GPU PowerVR и модулей связи, которые применяются как в бюджетных решениях, так и во флагманских продуктах.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
Мобильные вычисления

Для сегмента начального уровня с ARM Cortex-A7 конкурируют ядра CPU MIPS класса I. В сегменте high-end у Imagination есть ядра MIPS класса P, которые можно сравнить с ARM Cortex-A15. Для среднего уровня заказчики могут выбирать меду ядрами класса I и P, в зависимости от поставленных задач.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
SoC для смартфонов и планшетов

Хотя Imagination приобрела MIPS всего полтора года назад, на рынке GPU она присутствует гораздо дольше. Естественно, компания предлагает широкое разнообразие вариантов на всех уровнях - от полукластерного G6050 начального уровня (для самых дешёвых устройств) до флагманского GX6650 (конкурент мобильного чипа Kepler) и гибридного GPU с трассировкой лучей под названием GR6500. Обратите внимание, что GPU G6430 high-end-класса, который появился в прошлом году в Apple iPad Air, теперь предлагается в среднем классе.

Imagination также продаёт обширный ассортимент видеоускорителей. Но, с точки зрения внутрисхемного программирования и модулей связи, для всех сегментов рынка предлагается только одно решение.

Конкуренты в мобильном сегменте

Ни для кого не секрет, что на рынке мобильных чипов доминируют процессоры производства ARM, а Imagination только пробирается в сферу хост-процессоров, благодаря приобретению MIPS Technologies. Intel пока не смогла занять сильные позиции.

На рынке мобильной графики ситуация несколько иная, здесь лидирует Imagination. Тем не менее, благодаря Samsung, а также более мелким китайским лицензиарам ARM GPU Mali IP делает успехи. Интегрированная графическая технология Qualcomm также забирает часть доли рынка Imagination, хотя и не является прямым конкурентом по интеллектуальной собственности. В 2013 году доля Imagination на рынке мобильных GPU сократилась с 52% до 37%.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
Изменения доли присутствия на рынке портативных устройств с первой четверти 2012 по первую четверть 2013 года

Как видно из таблицы, в прошлом году Nvidia потеряла большую часть своей доли рынка мобильной графики. Однако с переходом на архитектуру Kepler, а вскоре и на Maxwell, компания сможет восстановить хотя бы некоторую её часть. Tegra K1 уже доказала, что новый дизайн гораздо сильнее, чем SoC предыдущего поколения.

Также Nvidia имеет одно преимущество, которое заключается в поддержке API OpenGL 4.4, на внедрение которой конкурентам ещё придётся потратить время и средства. Прежде чем это произойдёт, велик шанс, что увеличится количество игр, портированных с ПК на мобильные платформы, которые будут хорошо работать на процессорах Nvidia Tegra. Но пока это преимущество чисто теоретическое. Без явных побед Tegra в презентационных играх говорить пока особо не о чем. Тем не менее, это простимулирует другие компании на инновации.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
GPU PowerVR лидируют по эффективности и производительности

В 30 повторах теста на базе GFXBench 3.0, который провели специалисты Imagination, хорошо видно, какой GPU сохраняет неизменный уровень производительности с течением времени, а какой активизирует троттлинг. Если верить этой информации, PowerVR Rogue GPU вообще не включает троттлинг, в отличие от конкурентов. Конечно, необходимо учитывать некоторые переменные. В какие корпуса были заключены сравниваемые устройства? Какая использовалась частота? Какие настройки в SoC вносил производитель конечного устройства? Все эти факторы имеют огромное влияние на поведение чипов в реальной среде.

Тем не менее, мы можем отметить схожие тенденции при тестировании в нашей лаборатории. Устройства Apple с iOS демонстрируют хороший старт и достойно финишируют в тесте GFXBench, в то время как соперники на Android без графики PowerVR оказались менее устойчивыми. Посмотрите, с какими проблемами столкнулись нашим американские коллеги при тестировании Samsung Galaxy S4 (англ.).

Пока Imagination остаётся лидером в сегменте мобильной графики с большой долей рынка и сильными GPU IP. Однако с каждым годом конкуренция становится всё жёстче, и нам очень интересно, как изменится ситуация к концу этого года.

Носимые устройства, домашние и автомобильные развлекательные системы

Практически все участники технической индустрии пробовали свои силы на трёх самых актуальных и быстрорастущих ранках: носимые устройства, системы развлечения для дома и автомобильные системы.

Носимые устройства

Рынок смартфонов и планшетов уже перенасыщен. Как результат, множество компаний ищут новую многомиллиардную индустрию для развития. Imagination, как и Qualcomm, Nvidia, Intel и другие, также заинтересована отхватить большой кусок на новых рынках смарт-продуктов, чтобы закрепить за собой лидерство среди других поставщиков технологий.

Мобильная платформа от Imagination Technologies

MIPS, которая теперь принадлежит Imagination, является участником альянса разработки Android Wear от Google. Последние два года ведётся множество разговоров о смарт-часах, но никто, похоже, ничего стоящего так и не предложил. Платформа Android Wear для смарт-часов пытается оправдать их существование при помощи голосового управления и уведомлений Google Now.

Если Android Wear окажется столь же популярным, как Android стал для смартфонов, то все участники получат существенную прибыль, начиная с конструкторов чипов и заканчивая их производителями.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
SoC для носимых устройств

Imagination снова обещает предоставлять практически всё, что нужно производителю - от чипа SoC, от отдельных контроллеров для слежения за здоровьем до high-end-процессоров с компонентами, применяемыми в смартфонах. Это неудивительно, учитывая наличие у часов собственной операционной системы и приложений.

Примером такого дизайна можно считать модульную платформу Ingenic Newton. Она включает CPU MIPS 1 ГГц с малым энегопотреблением, ядро для 2D-графики, 3 Гбайт памяти RAM, модуль 802.11a/b/g/n на частоте 2,4 ГГц, Bluetooth 4.0, NFC, FM, датчики и даже поддержку USB.

Домашние развлекательные системы

Ещё одним перспективным рынком, который может "выстрелить" в течение ближайших нескольких лет, считаются Smart TV, наряду с микроконсолями и медиацентрами. Все три типа продуктов находятся в пределах одного сегмента, поскольку в большей или меньшей степени служат одной цели (например, покупатель Xbox хочет играть в игры и смотреть фильмы на экране телевизора одновременно). Разница лишь в том, какой уровень производительности нужен каждому устройству.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
SoC для смарт-TV и STB

Если, например, вам нужен Smart TV, то игры отойдут на второй план, и основной упор будет сделан на предоставлении необходимого уровня производительности для пользовательского интерфейса и воспроизведения видео в HD (или 4K) качестве. Пользователям, заинтересованным в играх, естественно, потребуется более быстрый SoC. Покупатели, которым нужна высококлассная консоль, могут даже оценить гибридную логику трассировки лучей от Imagination, которая обещает более высокое качество графики при меньшей стоимости, по сравнению с более мощными графическими процессорами.

Автомобильные системы

Рынок автомобильных систем, конечно, не новый, но только сейчас он подаёт признаки взрывного роста для таких компаний, как Imagination и ARM, поскольку автомобили тоже становятся "умными", как и всё остальное, что окружает нас в жизни.

С одной стороны, данный тренд связан с тем, что в новых автомобилях всё чаще устанавливают цифровые информационно-развлекательные панели, напоминающие планшеты. С другой стороны, автомобили с самостоятельным управлением становятся всё большей реальностью, и им необходимо осуществлять связь с другими автомобилями и инфраструктурой. Таким образом, требуются более продвинутые вычислительные решения, включающие все типы сложных задач.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
SoC для автомобильных систем

У Imagination пока нет гибких и настраиваемых решений – скорее всего, это связано с высокой чувствительностью данного сегмента к индивидуальным проектам производителей и его склонность к универсальным подходам. Сами чипы составляют крайне малую часть стоимости автомобиля, поэтому за разницей в $10 между ценой на различные SoC гнаться никто не будет. Однако это живой рынок, и здесь производительность и надёжность также в почёте, именно эти качества и должна обеспечить Imagination.

Главными соперниками Imagination, похоже, являются Nvidia (это единственный производитель чипов в альянсе Google Open Automotive Alliance), Qualcomm и Intel. Ещё пока рано обсуждать данную тему, и за несколько лет всё может кардинально измениться.

Imagination против ARM и Intel

Всего несколько лет назад большинство из нас интересовалось рынком чипов x86 и его участниками: AMD и Intel. Но недавно началась битва между Intel и целой экосистемой партнёров ARM.

Intel пытается силой войти на огромной (и растущий) мобильный рынок, на котором доминирует ARM и её лицензиары, в то время как ARM через своих партнёров пытается проникнуть в более прибыльные рынки ПК и серверов, в которых ведущие позиции занимает Intel. Хотя сильные стороны у продуктов разные, каждая компания пытается посягнуть на позиции другой. Для нас, как для потребителей, выгода заключается в появлении более эффективных и производительных процессоров по привлекательной цене.

Высокая конкуренция, как правило, идёт на руку конечному пользователю. И теперь, когда Imagination получила архитектуру CPU MIPS, она сможет почти на равных конкурировать с ARM (особенно) и Intel на рынке встраиваемых технологий.

Пока позиция платформы MIPS на потребительском рынке неясна, да и компания особо не пыталась работать с потребительскими устройствами. При более высокой эффективности процессоры MIPS, как правило, строились на функциональных узлах, которые на одно поколение старше, чем те, которые используют партнёры ARM, что сводит к нулю многие преимущества MIPS по сравнению с процессорами ARM. Поскольку чипы MIPS не характеризуются высоким спросом (или хотя бы поддержкой на популярных операционных системах), у OEM-производителей нет особых причин выбирать MIPS вместо ARM.

Но теперь архитектура оказалась в более компетентных руках. Мы надеемся, что компания переведёт её на новые функциональные узлы, показав неотъемлемые преимущества архитектуры MIPS в новом свете.

Мобильная платформа от Imagination Technologies
Преимущество CPU MIPS по производительности на МГц


Мобильная платформа от Imagination Technologies
Преимущество CPU MIPS по производительности на мВт


Мобильная платформа от Imagination Technologies
Преимущество CPU MIPS по производительности на мм2

В сравнении с high-end-процессорами ARM, представленными выше (данные предоставлены Imagination, так что решайте сами, как к ним относиться), мы видим, как процессор MIPS P5600 "Warrior" обгоняет конкурента от ARM (скорее всего, Cortex-A15) по производительности на МГц, производительности на мВт и также по производительности на занимаемую площадь. Обратите внимание, что остальные факторы, скорее всего, были нормализованы для данного сравнения, но нас всё равно впечатляет, что CPU MIPS уже готов конкурировать с ARM на рынке мобильных устройств.

Однако иметь хороший продукт недостаточно. Учитывая, что даже Intel приходится пробиваться на этот рынок, компании Imagination продвигать MIPS будет ничуть не легче, учитывая не столь высокую известность бренда. Но если Imagination правильно подберёт ядро процессора, который будет выполнять задачу "магнита внимания" в парочке популярных мобильных устройств, компания сможет заполучить своего покупателя, и, соответственно, долю на рынке мобильных CPU.

Естественно, не только ARM является соперником Imagination. Несмотря на то, что корпорация Intel является инвестором (держит примерно 5% акций компании) и заказчиком Imagination, используя технологию PowerVR для некоторых процессоров Atom, она также может вступить в оппозицию. В битве Intel и Imagination с ARM за доминирование на рынке мобильных процессоров они неизбежно станут соперниками, и в скором времени наши устройства буду создаваться на базе трёх сильных архитектур.

В прошлом провернуть такое было бы гораздо сложнее, поскольку операционные системы выпускались под одну архитектуру, с которой работали десятилетиями. На благодаря Android Dalvik VM, появилась возможность возникновения настоящей конкуренции, и не только между двумя компаниями, как сейчас происходит в сфере ПК, а между различными архитектурами, являющимися основами различных классов решений с разным предназначением.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru