РЕКЛАМА
ИНФОРМАЦИЯ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
AMD A10-4600M: тест и обзор мобильного процессора на базе архитектуры Trinity

Настольные APU Trinity: обновлённые тесты с Core i3 и A8-3870K

AMD Trinity: тесты настольных APU A10, A8, и A6

AMD A8-3850: обзор процессора Llano для недорогих настольных компьютеров

AMD A8-3500M: обзор APU Llano

AMD Fusion: с чего все начиналось и чего ждать в будущем

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

ПРОЦЕССОРЫ

AMD Fusion: с чего все начиналось и чего ждать в будущем
Краткое содержание статьи: Все давно хорошо знакомы с APU и, возможно, у некоторых он уже является сердцем их ноутбука или настольного ПК. Путь к созданию APU был полон трудностей и незамеченных достижений. Это история о том, как в AMD были созданы гибридные чипы и о том, какие перспективы у этой технологии сейчас.

AMD Fusion: с чего все начиналось и чего ждать в будущем


Редакция THG,  23 августа 2012
Страница: Назад  1 2 3 Далее


AMD Fusion | С чего началась история

"Нет ничего более сложного, чем искусство маневра. Сложность в том, чтобы сделать обходной путь главным направлением, а неудачи обратить в преимущества".

- Сунь Цзы. Искусство войны.

Когда мы брали интервью у Дэйва Ортона (Dave Orton), президента ATI Technologies, в 2002 году, он сказал нам: "В бизнесе возможности всегда определяют планы". В свете последующего слияния его компании и производителя процессоров AMD эта фраза выглядит пророческой. Но вопрос не в том, что именно возможно, и материализуются ли возможности в реальную жизнь. Вопрос – произойдёт ли это достаточно скоро.

Дейв Ортон

Ортон провёл большую часть 90-х в Silicon Graphics, а в 1999 году, когда в сфере IT всё казалось возможным, покинул SGI и пришёл в небольшой стартап по производству процессоров, который назывался ArtX. Эта начинающая компания выиграла контракт на развитие проекта GameCube от Nintendo, что привело её к успеху. Той осенью ArtX показала на Comdex первый интегрированный чипсет – это моментально сделало её одним из самых желанных целей для поглощения.

Сделку совершила компания ATI, после чего Ортон стал президентом и исполнительным директором объединённой компании. Потом был бум технологий, а на его фоне – многочисленные проблемы с драйверами и другие неурядицы. Первое время казалось, что ATI попросту всё делает неправильно.

Чтобы повернуть обратно на дорогу славы, Ортон объединил две команды разработчиков. Он по-новому организовал рабочий процесс внутри компании: 12 месяцев давалось на разработку конечного продукта, и 6-9 месяцев – на тесты и проверки. Плюс к этому, он увеличил контроль и ответственность участников команды. И вот, после первого цикла разработки, который длился 18 месяцев, ATI смогла нанести удар по конкуренту – несмотря на то, что всё это время казалось, что на каждом шагу побеждают разработчики из Nvidia. ATI придумала, что нужно делать.

"Просто отойти назад, чтобы понять, откуда ты растёшь", – говорил Ортон, – "и оценить то, что уже сделано. Никогда нельзя удовлетвориться тем, что есть сейчас. Нужно увидеть, на что ты способен, и идти к этому".

Находясь в авангарде, Ортон тогда, в 2002 году, понимал – нужно двигаться вперёд. Но куда именно? ATI тогда была лидером на рынке интегрированных графических процессоров. Intel – скорее партнёр, чем конкурент – уже тогда считала, что единственная сфера применения интегрированных графических процессоров – обслуживание бизнес-приложений.

Но уже тогда Ортон предвидел, как будут развиваться события. Он сказал нам: "Думаю, что я бы изменил всего одну вещь в компьютерных вычислениях. Я бы хотел, чтобы эта сфера была более открытой для инноваций. Думаю, что единственная польза от стандартов в том, что они порождают новые возможности".

В том же разговоре Ортон говорил, что ему будет жаль уезжать из Силиконовой долины, а также о том, что если он и хотел бы изобрести что-нибудь, то разве что транспорт в духе Star Trek. Можно поймать его на слове: в 2007 году он покинет пост исполнительного вице-президента AMD, чтобы проводить больше времени со своей семьёй. Но не будем забегать так далеко вперёд. Сначала Ортон совершает другую поездку – в Техас.

AMD Fusion | Взгляд с другой стороны

Примерно в то же время основатель AMD Джерри Сандерс отошёл от дел, заработав достаточно для комфортного уединения. С момента основания компании в 1969 году он провёл её через три периода взлётов и падений и превратил в единственного серьёзного конкурента Intel на мировом компьютерном рынке. В 2000 году Сандерс нанял в качестве президента компании и исполнительного директора Гектора Руиза, который работал тогда в Motorola Semiconductor. Фактически, Сандерс подготовил для Руиза кресло CEO – и через два года Руиз принял управление компанией.

Джерри Сандерс

Тем временем Дирк Мейер, бывший разработчик процессоров из Intel, делает в AMD неплохую карьеру. Мейер стал сотрудником AMD в 1998, а через год компания выпустила Athlon (K7). Этот процессор, созданный с использованием разработок DEC (где Мейер принимал участие в создании микропроцессоров Alpha), был настолько успешным, что фактически уничтожил лидера того момента – Pentium III: кроме того, именно благодаря ему AMD первой взяла значимый барьер в 1 ГГц тактовой частоты.

Гектор Руиз

В 2003 году AMD повторила успех первого Athlon с моделью K8 (Hummer), которая быстро потеснила Intel на рынке серверов. NetBurst от Intel, которая и близко не подошла к запланированным 10 ГГц, оказалась крупной неудачей компании. Intel снова представила конкурентоспособный продукт только в 2006 году, когда был выпущен первый процессор линейки Core.

Мы знаем, что в мире технологий нет ничего постоянного. Все приходит и уходит. Athlon зажёг фитиль, Hummer – запустил компанию AMD на орбиту. В 2005 году Руиз понял, что настало время, чтобы атаковать противника с фланга. В декабре он повысил Дирка Мейера до директора подразделения по разработке микропроцессоров (фактически, сделал его "номером 2" в компании). И спустя короткое время оба понимают – производство графических процессоров, встраиваемых в MCH, это хорошо... но недостаточно хорошо.

Если верить Forbes, AMD в 2006 году была близка к тому, чтобы пойти на слияние с Nvidia. Как бы сложилась судьба компании в этом случае? Ответ – в позиции CEO Nvidia Дженсена Хуана (Jen-Hsun Huang): он полагал, что в случае объединения возглавит новообразованную компанию. Руиз, на тот момент – один из первых людей в мире микропроцессоров, понял это и пошёл искать другие пути.

Дирк Мейер

В июле 2006 года AMD заявила, что купит компанию ATI за невероятные 5,4 млрд. долларов – в то время как сама AMD на тот момент оценивалась в 9 млрд. По словам Джо Макри, ещё одного выходца из Silicon Graphics и тогдашнего директора инженерного подразделения AMD, это было "великое предвидение", рождённое совместно Ортоном и Мейером.

"Мы здорово рисковали с AMD", – говорит Макри, который сейчас является главой отдела технологий в AMD. – "Но у Дирка и Дэйва рождались отличные идеи. Они хотели создать единую модель вычислений для графического и центрального процессора. И на словах это выглядело просто. А после проведённой сделки они возглавили компанию и сказали нам: "Сделайте это!"

Слияние и хаос

Летом 2006 года большая часть людей не могла понять стратегию Fusion – объединение центрального и графического процессоров в одном кристалле. Как и другие, издание Ars Technica рассматривала этот проект не более чем как способ расширить портфолио компании. О том, что данный проект может когда-либо выйти на рынок мобильных устройств и цифрового TV, не думал никто.

AMD и ATI никак не комментировали происходящее. Возможно, причины молчания кроятся в длительном судебном процессе, сопровождавшем слияние двух компаний. Однако, более реалистичным выглядит другое объяснение: таким образом они старались сохранить достигнутый уровень продаж.

"В любой момент времени ты находишься в браке со множеством своих партнёров", – говорит Макри. – "Я использую это слово, так как это очень глубокие отношения, как на деловом, так и на персональном уровне. Бизнес вообще неотделим от личных отношений. Партнёры дают друг другу обязательства. Можно заключать коммерческие сделки, но большая часть того, что мы делаем – это личный вклад. И ты хорош ровно настолько, насколько хороши твои слова. Если у тебя есть видение бизнеса, но ты не можешь передать его партнёрам – ты потеряешь всех своих партнёров. На тот момент самым сильным нашим партнёром в области графических процессоров была компания Nvidia. Такие отношения нельзя просто так менять по щелчку. Но мы не могли объяснить им своё видение того, как всё будет разворачиваться дальше".

В начале 2006 года акция AMD стоила $40. Годом позже, когда рынок замер в ожидании рецессии, цена упала до $15. Ещё два года спустя она преодолела значение в $2. Пятилетнее противостояние AMD и Intel хорошо отражается в графиках рыночной цены акций компаний. Если Intel идёт почти ровно, то AMD переживает волнующие периоды взлётов и падений.

Итак, забудем о кризисе. Что произошло? В конце 2006 года AMD вступает в первый из семи кварталов сплошных убытков, предшествующих отставке Гектора Руиза. У Intel в это же время выходят крайне удачные на рынке процессоры линейки Core. GeForce 7 от Nvidia, запущенная в 2005 году, оказалась достойна самой высокой оценки, открыв в 2006 году дорогу еще более удачному поколению GeForce 8. Что делает AMD? В 2005 году с большой задержкой вышла видеокарта Radeon X1000. В следующем году обновления серии не было. Следующее поколение – Radeon X2000, вышло только в апреле 2007 года; и хотя по характеристикам карты почти догоняли конкурирующие продукты от Nvidia, момент для борьбы на рынке был упущен.

И это – только вершина айсберга. В закрытых комнатах, где две компании обсуждали, как им сосуществовать, вопросы были ещё более запутанными.

AMD Fusion | Латаем дыры

Команда разработчиков AMD обнаружила себя между двух фундаментальных проблем: технической и философской. Причём обе должны были быть решены перед тем, как приступать к новому этапу производства.

"Если говорить о технической стороне на уровне кристалла, то мы должны были решить сложную задачу", – говорит Макри. – "Технологии и решения, что заставляли быстро работать CPU, на стороне GPU заканчивались невероятным излишним потреблением энергии. И то, что ускоряло работу GPU, начинало тормозить CPU. Но первое, что нужно было сделать – это обеспечить стабильную совместную работу CPU и GPU на одном кристалле. Для CPU требуется высокоскоростной транзистор и оболочка с низким сопротивлением; GPU, напротив, требовал среднескоростного транзистора и плотной металлизированной оболочки с высоким сопротивлением. Посмотрите, как выглядит транзисторный модуль в GPU: он напоминает букву "Т". В CPU он выглядит как "Z". Первый – коробка с низким сопротивлением, второй – более плотно металлизированный и с большим сопротивлением. Нам нужно было сделать так, чтобы оба процессора работали в одном кристалле и давали нормальную производительность. Понятно, что нельзя выходить на рынок с недоделанной технологией: никому не нужно чрезмерное энергопотребление процессора или сильно урезанная в возможностях видеокарта. Мы должны были сделать хорошо и то, и другое. Это мы поняли очень быстро".

Представьте себе уровень давления на эту команду. Ставка – миллиарды долларов и само существование компании. К тому же, вскоре стало ясно, что гибридное решение не может быть выполнено на основе распространённого в то время 45-нм технологического процесса. 45-нм процесс был оптимизирован под CPU. Это значило, что нужно было подогнать 32-нм SOI (silicon-on-insulator) под работу сразу двух процессоров. Конечно, на тот момент 32-нм чипов не существовало за пределами лаборатории. Испытания этой технологии в итоге выросли в проект Fusion.

К сожалению, на решение проблемы с переходом на новый стандарт ушёл целый год. Только по его истечении можно было приступать к проектированию.

Как мы помним, параллельно команда разработчиков Fusion решала философскую дилемму. На "транзисторном" фронте были серьёзные проблемы, но, в конце концов, стало ясно, куда двигаться. Однако техническая сторона не давала ответа на вопрос, какова должна была быть архитектура APU.

"С одной стороны, казалось логичным использовать графический процессор для визуализации, а CPU – для вычислений", – говорит Макри. – "С другой стороны, не хотелось терять простаивающую мощность графического ядра. Но в этом случае нужно было разделить устройство надвое. Мы разделились на два лагеря в споре о том, как должен выглядеть процессор с CPU и GPU, интегрированными в одной архитектуре. В итоге продолжительных работ по моделированию мы выяснили, что преимущество, благодаря параллелизму кода, будет у векторного процессора".

Это может показаться очевидным ответом, если вспомнить о другом проекте AMD – Stream. Однако здесь всё было не так просто. Графический процессор оптимизирован для визуализации. Конечно, он может эффективно работать с традиционным кодом, но это сильно влияет на визуализацию. И чем больше загрузка – тем большими оказываются издержки. Проблема решается простым добавлением транзисторов на кристалл. Правда, потребуются сотни миллионов транзисторов.

Макри говорит о том, что все существующие приложения можно представить расположенными между двух полюсов. С одного края – приложения с наименьшим параллелизмом, с другого – с наибольшим. Здесь нужен комментарий: для обработки команд блоки памяти захватываются последовательно. Тут нет речи о параллелизме. Единственный шанс что-то выполнять параллельно – добавить предсказание ветвлений. А на другом полюсе – матрицы умножения – отличный пример параллельного кода. Там нет никакой неоднозначности, а потоки чтения и записи ведутся независимо друг от друга. Этот код можно просто брать как он есть и передавать графическому процессору, причём на это почти не тратятся дополнительные ресурсы. Но для того, чтобы подготовить приложения, расположенные ближе к "непараллельному" полюсу, нужна подсистема памяти с низкими задержками, а это означает, что графическому процессору придётся решать попросту все имеющиеся задачи подряд – здесь не поможет даже очень высокая пропускная способность памяти.

Грубо говоря, философскую дискуссию можно свести к тому, как именно сохранить имеющуюся мощность графического процессора в новой технологии. Ну а пока ведётся эта дискуссия – рынок усиливает давление на компанию.
Страница: Назад  1 2 3 Далее


СОДЕРЖАНИЕ

AMD Fusion. Отзывы в Клубе экспертов THG [ 9 отзывов] AMD Fusion. Отзывы в Клубе экспертов THG [ 9 отзывов]


Свежие статьи
RSS
Logitech G910 Orion Spectrum: обзор и тест игровой клавиатуры Обзор Google Home Mini: первый соперник Amazon Echo Dot 7 альтернатив Apple AirPods: беспроводные наушники-вкладыши Canon EOS 200D: компактная зеркалка с отличным качеством съёмки Fossil Q Marshal: смарт-часы с упором на внешность
Обзор Logitech G910 Orion Spectrum Обзор Google Home Mini 7 альтернатив Apple AirPods Обзор зеркальной фотокамеры Canon EOS 200D Обзор смарт-часов Fossil Q Marshal
РЕКЛАМА
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ!

История мейнфреймов: от Harvard Mark I до System z10 EC
Верите вы или нет, но были времена, когда компьютеры занимали целые комнаты. Сегодня вы работаете за небольшим персональным компьютером, но когда-то о таком можно было только мечтать. Предлагаем окунуться в историю и познакомиться с самыми знаковыми мейнфреймами за последние десятилетия.

Пятнадцать процессоров Intel x86, вошедших в историю
Компания Intel выпустила за годы существования немало процессоров x86, начиная с эпохи расцвета ПК, но не все из них оставили незабываемый след в истории. В нашей первой статье цикла мы рассмотрим пятнадцать наиболее любопытных и памятных процессоров Intel, от 8086 до Core 2 Duo.

ССЫЛКИ
Реклама от YouDo
Смотрите тут - доставка еды на дом сергиев посад, лучшие цены тут.
Смотрите: ремонттелевизороввстрогино: выбирай YouDo!
Услуги специалиста: схема подключения газовой варочной панели bosch, подробности по ссылке.