Краткое содержание статьи: 5-го января, как раз в канун российских новогодних каникул, была официально представлена микроархитектура Sandy Bridge. Интересно отметить, что выпуск Sandy Bridge идёт в обход привычных канонов - в прошлый раз, представляя новый дизайн процессоров, Intel запустила вначале топовые чипы Core i7, а затем уже, на основе этой архитектуры, появились более дешёвые модели для массового и бюджетного сегментов. В отличие от тех чипов, Sandy Bridge пришёл на рынок снизу-вверх, и в результате, мы увидим флагманские решения для LGA 2011, ориентированные на сегмент настоящих рабочих станций, только во второй половине 2011 года. В сегодняшней статье на THG.ru мы подробно рассмотрим новые процессоры.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы Intel застала AMD и nVidia врасплох на рынке графики? И всё же, движок Quick Sync оставался тайной, сокрытой в стенах Intel, вплоть до IDF 2010. Можете ли вы поверить, что впервые эта концепция появилась пять лет назад? В то время, первые Blu-ray приводы только начинали продаваться, знаменуя переход от видео низкого разрешения к контенту высокой чёткости (HD), а рынок мобильных систем рос быстрее сегмента настольных компьютеров.
В Intel поняли, что ПК был и остаётся единственной платформой для создания контента, и что неприемлемо, если редактирование видео отнимает все выходные. Именно тогда инженеры в Intel решили повысить производительность кодирования и декодирования в Sandy Bridge – решив, тем самым, проблемы создателей контента. Они создали конвейер обработки видео в формате выделенной логики с фиксированными функциями, которая служит двум целям - во-первых, обеспечивает достойную производительность, во-вторых, сохраняет энергопотребление на минимальном уровне.
Название Quick Sync логика с фиксированными функциями получила позднее. Это чисто маркетинговое название для функции ускорения кодирования и декодирования видео.
Наши постоянные читатели могут возразить, указав что AMD и nVidia уже ускоряют эти вещи при помощи CUDA и Stream (нынче именуемой APP). Это действительно так. Но обе компании используют общецелевое, в каком-то смысле стандартное, железо для увеличения производительности за пределы того, что может быть достигнуто чисто программным путём. И пока нам прививали привычку думать, что вычисления на общецелевом GPU и есть будущее, по крайней мере, альтернативное ограниченному параллелизму, реализуемому на центральном процессоре, мы забывали о том, что задачи о которых мы говорим здесь не могут исполняться также быстро или также эффективно (с точки зрения энергопотребления) в общецелевых блоках, если сравнивать их со специализированными.
Итак, в чём же суть? Мы знаем что видео – не важно, идёт ли речь о воспроизведении или о кодировании, по сути обыденная вещь. Выделение ядер процессора для этих целей их нагружает и требует большого количества энергии. Мы долгие годы наблюдали как много нужно для этого ресурсов в многочисленных обзорах процессоров, опубликованных на THG (достаточно вспомнить результаты замеров в MainConcept и HandBrake). Разработчикам программ приходилось колдовать над параллелизмом своих приложений, чтобы обработка видео в них происходила быстрее. А это означало больше загрузки, больше расходуемой энергии, больше выделяемого тепла, и так далее. Мы имеем ввиду, что обработка видео – один из самых ресурсоёмких сценариев тестирования, которым мы систематически нагружали новые процессоры.
Ответом Intel стало создание специального вычислительного блока в Sandy Bridge, который не занимается ничем другим, кроме видео. По словам доктора Хун Цзян, старшего инженера и главного медиа-архитектора Sandy Bridge, это решение было основано на концепции распространённости видео и связанных с его обработкой задач. Intel буквально поставила на то, что решить вопрос с обработкой видео важнее для большей части её клиентов, нежели потратить транзисторы на увеличение производительности в играх. Конечно, помогло и то, что работа с видео всегда была одним из козырей Intel. Инвестиции в Quick Sync идут гораздо дальше скромного выигрыша в 3D.
Sandy Bridge | Что делает Quick Sync?
QuickSync предназначен для двух основных задач: ускорения кодирования и декодирования видео.
Intel уже имеет достаточный опыт в области реализации ускорения декодирования видео. Существующие процессоры с интегрированной графикой могут справиться с воспроизведением MPEG-2, VC-1 и AVC. Однако, компенсация движения (наиболее сложная часть в конвейере декодирования) и фильтрация артефактов (loop filtering в VC-1 и AVC) происходит у них в блоках общего назначения, что "съедает" больше мощности, чем необходимо. В Sandy Bridge эта проблема решена перемещением всего конвейера декодирования в эффективный многоформатный кодек с фиксированными функциями. Добавлена и поддержка MVC для воспроизведения 3D Blu-ray. Масштабирование видео, подавление шумов, деинтерлейсинг (процесс создания одного кадра из двух полукадров чересстрочного формата для дальнейшего вывода на монитор), улучшение цвета оттенков кожи, управление цветопередачей, улучшение контрастности – за все эти функции отвечают специализированные блоки логики в графическом процессоре.
Для ускорения кодирования предусмотрена логика с фиксированными функциями, которая работает совместно с программируемыми исполнительными блоками. К исполнительным блокам (EU) прикреплён блок медиа-сэмплирования (Intel называет его сопроцессором), обеспечивающий работу алгоритма предсказания движения, дополняя программируемую логику. Задачи декодирования, решаемые в процессе перекодирования, проходят через тот же конвейер с фиксированными функциями, о котором уже шла речь, что приводит к росту производительности. Вы можете подавать на вход поток MPEG-2, VC-1 или AVC, и получать MPEG-2 или AVC на выходе.
Разработчики могут использовать Quick Sync по-разному, в зависимости от поставленных перед приложением задач. Возьмём в качестве примера CyberLink – их продукт PowerDVD 10 опирается только на ускорение конвейером декодирования видео. В отличие от него, приложение MediaEspresso использует больше возможностей – движок будет считывать файл, декодировать его, кодировать и превращать в выходной поток. Наконец, в приложении PowerDirector, предназначенном для видеомонтажа, новый конвейер будет полезен при пост-обработке, то есть при наложении эффектов и компоновке ещё до передачи потока на этап кодирования.
История мейнфреймов: от Harvard Mark I до System z10 EC Верите вы или нет, но были времена, когда компьютеры занимали целые комнаты. Сегодня вы работаете за небольшим персональным компьютером, но когда-то о таком можно было только мечтать. Предлагаем окунуться в историю и познакомиться с самыми знаковыми мейнфреймами за последние десятилетия.
Пятнадцать процессоров Intel x86, вошедших в историю Компания Intel выпустила за годы существования немало процессоров x86, начиная с эпохи расцвета ПК, но не все из них оставили незабываемый след в истории. В нашей первой статье цикла мы рассмотрим пятнадцать наиболее любопытных и памятных процессоров Intel, от 8086 до Core 2 Duo.