Мы уверены, что некоторые читатели спросят: зачем вообще мы установили бюджет для подобной дорогой системы? Если покупатель готов потратить $4500 на компьютер, то он может потратить и больше. Однако “больше” отнюдь не значит, что мы получим какой-либо прирост производительности, а ценовой потолок позволил нам подобрать комплектующие, которые немало дают за свои деньги.
Нажмите на картинку для увеличения.
Данный компьютер задаёт верхнюю планку производительности и цены для нынешней осенней сборки, но его можно вполне сравнивать с игровыми машинами по цене $6000-$8000, которые мы недавно протестировали. Конечно, мы собирали наше решение с нуля, и ниже приведены цены на комплектующие. Цена в долларах приведена для США на момент публикации, в рублях – для России, если устройство присутствует в продаже на российском рынке.
Не так давно мы тестировали систему Falcon Northwest, которая обладает схожей конфигурацией. Однако внимательное изучение покажет несколько преимуществ нашей сборки.
Falcon, конечно, пришлось добавить к цене OEM-лицензию операционной системы ($140) и гарантию, в то время как мы использовали купленную раньше “коробку” с ОС, а гарантия полностью легла на нас. Покупатели, у которых есть время и умение собирать собственные компьютеры, всегда предпочитают самостоятельно и более оптимально распоряжаться деньгами, да и необходимое программное обеспечение, как правило, уже под рукой. Кроме того, вы можете выбирать любую операционную систему по своему желанию и набор ПО.
Осенняя сборка проводилась в сотрудничестве с компанией NewEgg, которая предоставила все необходимые комплектующие.
Материнская плата и процессор
Asus P5E3-Premium WiFi-AP@N Edition
Нажмите на картинку для увеличения.
Выбор правильной материнской платы не всегда сложен, но это всё же достаточно важный шаг в процессе сборки. Поскольку компьютер за $4500 будет использовать high-end видеокарты AMD в конфигурации CrossFireX, выбор чипсета Intel X48 был очевиден. Два слота PCI Express 2.0 x16 обеспечат наилучшую пропускную способность для high-end видеокарт.
Следующий критерий – поддержка памяти. Хотя стандарт DDR3 поддерживает модули до 16 Гбайт, на рынке сложно найти модули больше 2 Гбайт. Мы посчитали нужным установить в систему 8 Гбайт памяти, для чего потребовалось четыре модуля. С подобной конфигурацией прекрасно справилась материнская плата Asus P5E3-Premium, которую мы протестировали в статье “Тест материнских плат на Intel X48: шесть моделей от ASRock, Asus, DFI, ECS, Gigabyte и Intel“.
Asus P5E3 Premium WiFi-AP@N Edition обеспечивает набор функций, вполне достойный компьютера за $4500, включая встроенный беспроводной интерфейс 802.11 Draft-N, два порта Ethernet 1 Гбит/с и поддержку eSATA. Даже перед лицом платформы Intel X58 данная плата является неплохим выбором.
Intel Core 2 Quad Q9650
Наверное, многие читатели спросят, насколько разумно выбирать процессор за $550 (17 тыс. рублей) для компьютера за $4500? Core 2 Quad Q9650 работает на такой же штатной тактовой частоте 3,00 ГГц, что и предыдущий наш фаворит QX9650, а стоит в два раза дешевле топового процессора Intel QX9770. При этом процессор имеет свежий степпинг E0, который обеспечивает прекрасные возможности разгона. Зачем нужно тратить деньги на QX9770, который стоит в два раза дороже, да и есть вероятность получить старый степпинг C0?
Как мы считаем, Q9650 является лучшим выбором для разогнанной системы, по крайней мере, до появления на прилавках магазинов платформы Intel нового поколения. Q9650 позволяет сэкономить немало денег по сравнению с топовым процессором Intel, в результате чего у нас появился более весомый бюджет для других комплектующих.
Видеокарты и память
MSI R4870X2-T2D2G-OC
Топовым решением для геймеров на данный момент являются видеокарты с несколькими GPU от nVidia и AMD. У нас был выбор между 3-way SLI на видеокартах GTX 280 или решением CrossFireX на двух графических процессорах Radeon HD 4870 X2. Мы рассмотрели большое количество тестов, после чего выбрали пару HD 4870 X2, которая станет лучшим вариантом для многих игр. Однако мы рекомендуем перед покупкой сравнить производительность в ваших любимых играх.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Многие производители предлагают свои решения на топовых графических процессорах AMD Radeon HD 4870 X2, но немногие предоставляют разогнанные версии. Мы не хотели платить кому-то за разгон, который можно сделать самостоятельно, но цена на видеокарты MSI R4870X2-T2D2G-OC находится практически на уровне моделей со штатной тактовой частотой. Поэтому мы выбрали видеокарты MSI с заводским разгоном. MSI разогнала графические процессоры до частоты 780 МГц по сравнению со штатной частотой 750 МГц, других изменений мы не обнаружили. MSI гарантирует стабильную работу видеокарт на более высокой тактовой частоте.
OCZ Technology OCZ3P16004GK
Нажмите на картинку для увеличения.
Сегодня 4 Гбайт памяти становятся стандартом для конфигурации Vista, но мы хотели обеспечить некоторый запас на будущее, поэтому решили оснастить систему 8 Гбайт памяти. Поначалу это казалось простым, поскольку стандарт DDR3 поддерживает до 16 Гбайт на модуль, но на рынке мы не нашли доступных модулей DDR3 с ёмкостью больше 2 Гбайт. Поэтому нам пришлось брать четыре модуля по 2 Гбайт, на сей раз в виде двух комплектов от OCZ.
OCZ PC3-12800 Platinum Edition – выбор не самый лучший. Набор Kingston HyperX получил более высокие оценки за меньшие задержки на высоких тактовых частотах в статье “Тест наборов 2x 2 Гбайт DDR3-1600“, да и цена набора на NewEgg оказалась ниже. К сожалению, на момент заказа комплектующих модули Kingston отсутствовали на складе.
Увы, существенной проблемой, исходящей из заводского разгона низкоскоростных модулей, стал нагрев. На самом деле, работа модулей на заявленном напряжении становилась нестабильной на любых частотах. Конечно, производительная память нагревается, но не настолько же. Особенно с учётом нашего корпуса со 220-мм вентилятором, обдувающим модули памяти.
Чтобы совладать с тепловыделением, нам пришлось существенно снизить напряжение, что заставило потратить затем несколько часов на тесты стабильности задержек. Модули заявлены с задержками 7-7-7-24 при напряжении 1,90 В, однако так называемые модули DDR3-1600 смогли заработать только с задержками CAS 8 (8-8-8-24) в режиме DDR3-1333 при напряжении 1,76 В. Разгон показал, что частоты можно поднимать ещё выше, однако мы не получили меньшие задержки при данном уровне напряжения, а увеличение напряжения приводил к перегреву. И эта проблема не уникальная. Каждый производитель из трёх, представленных в статье “Тест трёх суперскоростных игровых ПК“, установил память на штатных задержках и напряжении (обычно DDR3-1333, CAS 9, 1,50 В), вместо того, чтобы заставить память работать на частотах, заявленных производителем DIMM. Как нам кажется, проблема именно в перегреве.
Накопители и звуковая карта
Четыре 1-Тбайт винчестера Samsung Spinpoint F1
Нажмите на картинку для увеличения.
Наша дорогая система должна хорошо справляться со всеми задачами. Обычно игровым системам нужно несколько сотен гигабайт для хранения данных, хотя некоторые пользователи хранят на жёстких дисках и HD-фильмы. Поэтому мы могли с лёгкостью выбрать пару 300-Гбайт винчестеров на 10 000 об/мин, однако вместо них мы взяли массив на 4 Тбайт.
Samsung недавно расширила линейку Spinpoint F1 моделями, нацеливающимися на стандартные настольные ПК, массивы RAID и экономичные системы. К сожалению, на момент сборки у NewEgg были только стандартные версии винчестера. Однако проблемы в этом нет, поскольку предыдущие тесты показали, что хотя разница и есть, но она невелика.
Когда мы собираем массив на 4 Тбайт, очень важен вопрос – какой тип массива выбрать? Если мы установим все четыре винчестера в массив нулевого уровня (RAID 0), мы получим максимальную ёмкость, хотя и с риском потерять все данные. Если мы будем зеркалировать пару винчестеров с массивом нулевого уровня, то конфигурация RAID 0+1 даст 100% избыточность с минимальной нагрузкой на CPU (поскольку мы используем интегрированный программный RAID-контроллер), но ёмкость будет в два раза меньшей, да и теоретическая пропускная способность тоже. Массив RAID 5 стал бы наилучшим компромиссом по производительности, ёмкости и избыточности, однако он серьёзно бы нагрузил CPU расчётом информации избыточности. Поскольку мы оцениваем производительность, мы решили выбрать массив нулевого уровня.
Если бы это был компьютер за $5000, мы бы с лёгкостью добавили аппаратный RAID-контроллер. Собственно, только в этом отношении нам пришлось пойти на компромиссы в данной сборке. Следует отметить, что встроенный контроллер Intel обеспечивает великолепную производительность RAID 5 – пусть даже при высокой нагрузке на CPU, наш Core 2 Quad обладает достаточной запасной мощностью, поскольку далеко не все приложения умеют использовать все четыре ядра.
Пишущий привод LG Electronics GGW-H20L HD DVD-ROM/Blu-ray
Нажмите на картинку для увеличения.
Функциональный геймерский ПК должен уметь читать самые последние форматы дисков, и если выбрать между дисками Blu-ray и уходящими со сцены HD-DVD, то решение очевидно. Впрочем, Lucky Goldstar дала нам вариант, который умеет читать оба формата HD.
GGW-H20L, кроме всего прочего, самый дешёвый накопитель BD-RE на рынке, поэтому за поддержку чтения HD-DVD вы ничего не платите. А фильмы этого формата можно найти на распродажах по весьма привлекательным ценам.
Низкая цена не означает плохую производительность, отнюдь. GGW-H20L поддерживает хорошие скорости записи 6x для дисков BD-R и 16x для DVD-R. Если вам нужна более высокая скорость записи DVD-R, то имеет смысл добавить второй накопитель, поскольку пишущие приводы DVD без поддержки Blu-Ray уже достигли скоростей записи порядка 22x.
Звуковая карта Asus Xonar DX
Нажмите на картинку для увеличения.
Мы были настолько довольны звуковой картой Asus Xonar DX, что использовали её уже не для одной сборки игрового ПК. Мы выбрали эту звуковую карту после того, как плохо расположенное гнездо питания чуть лучшей карты Xonar D2X не позволило установить её в предыдущую high-end конфигурацию.
С другой стороны, мы пропустили тот момент, что Asus разработала материнскую плату X48 с верхним гнездом PCI, а не PCI Express. Карта работала так, как ей и полагалось, но в нижнем слоте. Установка была не такой простой, как и прокладка кабеля питания.
Версия PCI звуковой карты Xonar D2X под названием Xonar D2 не использует дополнительных разъёмов питания. Поскольку отсутствующий разъём питания Xonar D2 не будет мешать модулям DIMM, эту звуковую карту можно легко установить в верхний слот PCI. Чуть более качественные спецификации Xonar D2 делают эту звуковую карту прекрасным вариантом для верхнего слота PCI.
Если даже ограничения бюджета не позволяют использовать нам Xonar D2 PCI, PCI-версия менее дорогой Xonar DX тоже присутствует на рынке. Xonar D1 обладает таким же преимуществом по расположению в верхнем слоте, как и более дорогая Xonar D2.
Корпус, охлаждение и питание
Корпус с водяным охлаждением Zalman LQ1000
Наша самая дорогая конфигурация для геймера уже давно использует систему водяного охлаждения, но на этот раз мы сделали несколько иной выбор. Поскольку все комплектующие были взяты из NewEgg, нам пришлось ограничить выбор тем, что имелось в наличии. Мы уже тестировали Zalman LQ1000 и нашли его довольно эффективным.
Улучшения по сравнению с предыдущей сборкой high-end ПК заключаются в корпусе с толстыми стенками, который лучше изолирует шум, в большом встроенном радиаторе, который легче продувать, а также в большом боковом вентиляторе, который помогает охлаждать карты расширения и компоненты материнской платы. Есть и автоматическое управление вентилятором и насосом, которое обеспечивает тихую работу под любыми нагрузками кроме самых требовательных, а довольно компактный размер LQ1000 позволяет удобно установить корпус на большинство столов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Корпус LQ1000 отличается многими положительными аспектами, хотя идеальным этот выбор не назовёшь. В нижний слот не помещаются полноразмерные карты расширения, поскольку они частично блокируются трубкой и насосом, это ограничение относится и к некоторым комбинациям материнской платы и видеокарты, когда массивный кулер видеокарты занимает всё пространство в нижнем слоте. Кроме того, проверив несколько корпусов из различных источников, мы обнаружили у LQ1000 неприятный дефект. Крепления монтажа материнской платы сдвинуты от стандартного положения на несколько миллиметров. Сборка функционального ПК возможна, но этот дефект всё же не позволителен для системы, которая должна быть идеальна во всём.
Ещё одно замечание касается того, что NewEgg убрала Z-Machine LQ1000 из списка товаров после того, как мы получили корпус. Альтернативными вариантами будут чуть менее мощный Titan TWC-A88, существенно более громоздкий Thermaltake SwordM VD500LBNA, а также комбинация корпуса Cooler Master Cosmos S с дополнительными комплектующими.
Блок питания Corsair CMPSU-1000HX
Нажмите на картинку для увеличения.
Когда мы ещё выбирали между тремя видеокартами GTX 280 и двумя HD 4870 X2, то обнаружили блок питания с хорошей ценой, который обладал всеми необходимыми разъёмами для обеих конфигураций. Corsair HX1000W (Model CMPSU-1000HX) оснащён шестью вилками для видеокарт PCI Express, каждая из которых подходит для шести- и для восьмиконтактных гнёзд.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Большинство кабелей питания HX1000W модульные, что упрощает прокладку кабелей, поскольку ненужные кабели можно не подключать. Не отсоединяются основной кабель питания материнской платы ATX/EPS на 20/24 контакта, один из двух кабелей питания ATX12V/EPS12V (с разделяющейся вилкой), а также два кабеля питания PCI Express (на 6/8 контактов с разделяющейся вилкой).
Мы знаем, что многие читатели выбирают блоки питания на 1200-1600 Вт для схожих систем, но мы уверены в том, что блок питания на 1000 Вт справится с нагрузкой. Единственное, что нас беспокоило при выборе этого блока питания – одна линия питания из двух 12-В линий может быть перегружена, если мы подключим много устройств “на одну сторону”.
Чтобы сбалансировать нагрузку, мы подключили одну видеокарту и CPU на первую линию 12 В, а вторую видеокарту и все другие устройства на вторую линию 12 В. Если бы мы использовали три видеокарты, то запитали бы третью от обеих линий 12 В.
Аппаратная конфигурация и разгон
Установка “железа” прошла почти так же легко, как в обычную систему, хотя мы хотим сделать несколько замечаний.
Нажмите на картинку для увеличения.
1. Нижний слот материнской платы частично заблокирован насосом и трубкой. Звуковая карта Asus Xonar DX с половинной высотой и длиной подошла идеально, хотя мы бы предпочли использовать звуковую карту PCI и установить её в верхний слот.
2. Блок питания Corsair CMPSU-1000HX оснащён ферритовыми кольцами на плоских съёмных кабелях питания PCI Express, что не позволяет проложить их между картами. Для верхней видеокарты нам пришлось использовать несъёмный круглый кабель.
3. На фотографии выше показан “неправильный” установленный оптический привод. Наш привод BD-RE запоздал, поэтому мы начали тесты стабильности и разгона с другим приводом.
5. Боковой вентилятор корпуса Zalman LQ1000 имеет недостаточную мощность, чтобы эффективно охлаждать нашу память на штатной частоте и напряжении. Нам пришлось понизить напряжение и частоту, а также повысить задержки, о чём мы уже говорили выше.
Version 11.2 Compression = Best Benchmark: THG-Workload (139 MB)
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Version: 1.02 GPU and CPU scores
PCMark Vantage
Version: 1.00 System, Memory, Hard Disk Drive benchmarks Windows Media Player 10.00.00.3646
SiSoftware Sandra XII SP2
Version 2008.5.14.24 CPU Test = CPU Arithmetic / MultiMedia Memory Test = Bandwidth Benchmark Benchmark Results: 3D Games
Результаты тестов
Crysis
Crysis не очень плавно шла с “родным” разрешением нашего дисплея 2560×1600, но разгон позволил устранить этот недостаток. Включение сглаживания вновь привело к рывкам даже на разогнанной конфигурации, но, честно говоря, “лесенки” на разрешении 2560×1600 заметны слабо. Мы бы предпочли использовать разогнанную конфигурацию в разрешении 1920×1200 пикселей со включенным сглаживанием.
Supreme Commander
Без сглаживания Supreme Commander, похоже, упирается в производительность CPU, поскольку между разогнанной конфигурацией и штатной разница невелика. Возможно, виновата пропускная способность памяти? Включение сглаживания выявило ограничения наших видеокарт, но играть вполне можно на любых настройках.
Unreal Tournament 3
Unreal Tournament 3 демонстрирует более реалистичную производительность, ограниченную CPU при высоких обычных настройках. Для данной игры сглаживание и анизотропную фильтрацию нужно включать через драйверы, после чего заметны ограничения наших видеокарт. Форсированное включение анизотропной фильтрации улучшает визуальное впечатление от игры, при этом мы получили впечатляющую частоту кадров 115 fps при “родном” разрешении нашего 30″ дисплея.
World in Conflict
World in Conflict тоже, по всей видимости, упирается в CPU, но минимальная частота кадров 43 fps при штатной тактовой частоте не так и мала. Игра поддерживает регулировки AA и AF, хотя режим 8x AF отсутствует, поэтому мы выбирали 16x.
Кодирование и другие приложения
Четыре из пяти выбранных тестов были написаны для 32-битных операционных систем, а установка в нашу машину 8 Гбайт памяти заставляет использовать 64-битную Windows Vista. Конечно, обычные приложения нормально работают в 32-битном режиме под 64-битной ОС, однако написанные нами тестовые утилиты не смогли совладать с некоторыми тестами, поэтому набор тестов пришлось сократить.
Apple iTunes может закодировать всю звуковую дорожку фильма за одну минуту, от разгона видна очевидная польза.
Кодирование той же самой звуковой дорожки в MP3 заняло у Lame почти две минуты, хотя процесс ускоряется после разгона.
TMPGEnc показывает серьёзный прирост от разгона, используя кодеки DivX и XviD.
Mainconcept тоже доказывает ценность разгона.
3D Studio Max требуется немного времени на рендеринг одного кадра HD-мультфильма, но от разгона польза тоже есть. Если вы хотите сравнить нашу конфигурацию с розничными версиями high-end систем, то в нашей статье “Тест трёх суперскоростных игровых ПК” есть компьютер с такой же материнской платой и процессором.
Синтетические тесты
3D Mark Vantage содержит несколько настроек/presets, позволяющих сравнивать наши результаты с другими. По умолчанию используется настройка “Performance”, другие настройки повышают разрешение и детализацию.
Мы встречали слух о том, что Futuremark пытается обновить пакет 3D Mark каждый раз, если кто-то преодолевает отметку в 10 000 баллов, но наша разогнанная конфигурация уже даёт в два раза большую производительность.
Результаты PC Mark выглядят впечатляюще, за исключением теста жёсткого диска. Наш массив RAID 0 с высокой пропускной способностью всё же добавляет задержек по сравнению с жёсткими дисками на 10 000 об/мин.
Тесты Sandra CPU демонстрируют серьёзный прирост производительности после разгона, и даже результаты на штатных частотах обходят многие обычные компьютеры.
Sandra получает серьёзный прирост и в тесте пропускной способности памяти.
Анализ производительности
После серьёзного 38% разгона процессора, а также небольшого разгона видеокарты (которая уже и так обладает заводским разгоном), мы с нетерпением хотели узнать прирост в играх.
Supreme Commander получает очень малое преимущество от разгона CPU, а тот же World in Conflict серьёзно выигрывает.
Мы не знаем, как можно получить 40% прирост производительности от 38% разгона процессора, но мы не будем спорить с впечатляющими результатами кодирования. Даже самый маленький прирост в Mainconcept H.264 составляет впечатляющие 34%.
Не все тестовые утилиты у нас заработали, поэтому мы не смогли оценить производительность нескольких 32-битных программ под 64-битной ОС, хотя сами программы работают нормально. Поскольку причина кроется в недостатке наших утилит, а не в программах, мы не будем использовать отсутствующие результаты при сравнении производительности в целом.
Общий прирост производительности 31% весьма неплох для разгона процессора на 38%, но подождём четвёртой статьи в очередном цикле, где мы сравним производительность трёх систем и стоимость.
Заключение
Мы были удовлетворены общим качеством и производительностью нашего нового ПК с экстремальной производительностью, хотя напомним некоторые недостатки.
Нажмите на картинку для увеличения.
Жаль, что мы использовали звуковую карту PCI Express, а не PCI, учитывая смену материнской платы. Результат оказался приятным, но не идеальным.
Более серьёзный недостаток – мы не смогли заставить работать память OCZ PC3-12800 Platinum Edition на штатных частотах и задержках. Проблема заключалась в перегреве, частично связанном ещё и с тем, что четыре модуля располагались тесно друг к другу. Не мы одни встречаемся с такой проблемой, поскольку high-end игровые системы с профессиональной сборкой тоже выставляют медленные режимы работы с памятью. Возможно, помогло бы дополнительное охлаждение памяти, но дополнительный вентилятор, который мы выбрали, Antec Spotcool, был недоступен на NewEgg на момент сборки.
Если бы бюджет был безграничным, то первое, что мы бы сделали – установили бы аппаратный RAID-контроллер. Хотя тогда возникла бы проблема поиска для него слота, поскольку единственный открытый слот PCI Express частично блокируется системой охлаждения корпуса Zalman LQ1000.
Последний недостаток: мы хотим отметить дефект корпуса Zalman LQ1000, который производитель должен устранить. Отверстия крепления материнской платы немного смещены, и данная проблема подчёркивается качественными материалами корпуса, которые недостаточно гибкие, чтобы подогнать части друг к другу.
Собранная система в работе оказалась очень приятной. Большую часть времени она работает очень тихо, но вместе с тем очень быстро. И на рабочем столе компьютер выглядит замечательно. Честно говоря, мы бы не хотели прятать такой корпус-красавец под столом. И относительно малые габариты корпуса позволили оставить его на столе.