Когда мы говорим о персональных компьютерах, то что подразумевается под “средним уровнем”? К сожалению, у всех на этот счёт разные мнения. Без общепринятого стандарта насчёт того, что подразумевать под средним уровнем, мы решили задать его самостоятельно. Поскольку многие читатели просят порекомендовать “бюджетную” игровую систему за $500, мы решили, что для среднего уровня потолок $1500 будет вполне адекватным.
На этот раз мы решили добавить тесты разгона помимо штатных тестов. Поэтому оверклокеры сразу же могут оценить, какую производительность будут давать компоненты друг с другом.
Как обычно, мы начнём со списка комплектующих, после которого мы приведём свои доводы в пользу выбора. Цена в долларах приведена для США на момент публикации, в рублях – для России, если устройство присутствует в продаже на российском рынке.
Да мы вновь, хотя, по всей видимости, уже в последний раз, выбрали самый популярный четырёхъядерный процессор Q6600.
Данное решение должно удивить фанатов двуядерных процессоров, которые считают, что E8400 стал бы более эффективным выбором из-за его возможностей разгона. Да, мы согласимся, но мы хотели дать Q6600 последнюю возможность, чтобы оценить, на то способна новая версия ядра G0. Q6600, который мы тестировали раньше, являлся старым образцом, поэтому мы взяли новый степпинг, чтобы сравнить его возможности разгона.
Конечно, Q6600 находится на рынке довольно долго, но штатная тактовая частота 2,4 ГГц и четыре вычислительных ядра – это отнюдь не слабая комбинация. Кроме того, известно, что процессоры можно разогнать, как минимум, на 1 ГГц больше тактовой частоты без потери стабильности. С новым степпингом мы надеялись приблизиться к планке 3,7 ГГц. Предыдущий образец ненадёжно работал на частотах больше 3,4 ГГц, поэтому нам было интересно, сможем ли мы выжать дополнительные мегагерцы из новой модели, в немалой степени благодаря замечательной системе водяного охлаждения Swiftech H20-220.
Материнская плата: DFI LANPARTY DK X38-T2RB
У DFI давно сформировалась репутация производителя плат, дружественных к оверклокерам, и чипсет Intel X38 тоже славится репутацией солидной платформы для высокопроизводительных ПК с разумным бюджетом.
Одна из основных функций X38 – два полноскоростных слота PCI Express x16, которые позволяют запустить систему с двумя видеокартами. Возможность работы шины FSB на высоких частотах тоже будет полезна для тех, кто регулярно выполняет апгрейд. Наконец, цена платы тоже привлекательная за такой уровень производительности и качества по сравнению с другими решениями.
Кулер: Swiftech H20-220 APEX-GT
В предыдущей сборке системы среднего уровня мы использовали кулер Swiftech H20-120, но теперь мы хотели получить более сильный разгон, поэтому взяли более мощную модель Swiftech H20-220. По сравнению с H20-120, теплообменник H20-220 в два раза больше, насос мощнее, да и он отделён от головки охлаждения CPU. Есть и удобный прозрачный резервуар. За $140 (в США) система водяного охлаждения H20-220 станет прекрасным выбором.
К сожалению, из-за спешки мы заказали более дорогой комплект Swiftech H20-220 APEX-GT. Он является апгрейдом над базовой моделью H20-220, поскольку использует более эффективный водоблок и насос, а также содержит резервуар. Апгрейд обойдётся в доплату $60 (в США) по сравнению с базовой моделью H20-220, при этом APEX-GT ещё более эффективно справляется с охлаждением.
Но поскольку базовая модель H20-220 обеспечивает очень хорошую производительность охлаждения, мы рекомендуем и её, если вы хотите сэкономить. APEX-GT – вариант более привлекательный, если вы хотите выжать из CPU чуть больше.
Память: 4 Гбайт Patriot Viper DDR2-800 Model PVS24G6400LLK
Память Patriot имеет достаточно хорошее соотношение цена/производительность, двухканальный 4-Гбайт набор Viper DDR2-800 на международном рынке продаётся по весьма привлекательной цене. Но никто не мешает взять другую пару модулей по цене дешевле 2500 руб.
Как и в летней сборке, мы выбрали два 500-Гбайт жёстких диска и установили их в массив RAID 0 с чередованием. Это дало нам более скоростное хранилище, которое использовало ёмкость двух 500-Гбайт винчестеров полностью, то есть дало нам 1 Тбайт.
Конечно, если на первом месте для вас стоит надёжность хранения данных, то можно выбрать массив RAID 1. Этот способ даёт гарантию сохранности данных в случае поломки одного винчестера, но вы получите ёмкость массива всего 500 Гбайт.
Корпус: Cooler Master Cosmos 1000
Cooler Master Cosmos 1000 очень близок по характеристикам к корпусу Cosmos-S, который мы использовали в летней сборке. По нашему мнению, 1000 является улучшенной версией по сравнению с S из-за оптимизированных отсеков жёстких дисков, у которых теперь не нужно возиться с вентилятором. Внешний вид серебристого Cosmos 1000 красивый и симпатичный, хотя нам больше нравится более серьёзный Cosmos-S.
Наконец, Cooler Master Cosmos 1000 стоит дешевле S, что даёт ещё один аргумент в его пользу.
Блок питания: Corsair CMPSU-750TX 750W
Corsair CMPSU-750TX заявлен с эффективностью больше 80%, да и функция Active PFC позволила избавиться от переключателя 110/220 В на задней панели, к которому мы так привыкли.
CMPSU-750TX с лёгкостью справляется с питанием нашего четырёхъядерного CPU и двух видеокарт. Блок питания стоит разумных денег, поэтому он хорошо подходит для нашей сборки.
Оптический привод: Lite-On 20X DVD+R SATA Model iHAS120-04
По цене меньше 800 рублей привод Lite-On iHAS120-04 обеспечивает возможность записи “AllWrite” на все носители. Вы сможете записывать на любые диски DVD+/- R(W), DVD- RAM и двухслойные “болванки” за исключением Blu-ray и HD-DVD.
Видеокарты: 2x ASUS Radeon 4850 TOP в CrossFire
Выбор видеокарты для данной сборки оказался довольно простым: новые видеокарты AMD Radeon 4850 сделали впечатляющий шаг вперёд на рынке 3D-графики. Мы выбрали две видеокарты в конфигурации CrossFire.
Из производителей мы решили выбрать Asus: видеокарты Radeon 4850 TOP с заводским разгоном GPU до 680 МГц (на 55 МГц выше штатных спецификаций Radeon 4850). Видеокарты Asus оснащены массивным радиатором и вентилятором для охлаждения графического процессора, что неплохо, поскольку мы получаем улучшение эффективности охлаждения и более тихую работу.
Сборка и разгон
На этот раз нам повезло: сборка прошла без единой заминки. Мы потратили относительно много времени на установку Swiftech H20-220 – это было не сложно, но приготовьтесь уделить время на установку и тестирование системы жидкостного охлаждения.
Никаких утечек жидкости мы не обнаружили, система загрузилась без проблем. Установка RAID 0 оказалась тоже очень простой через BIOS, после чего последовала установка Vista. После первых тестов стало понятно, что перед нами система с солидной производительность за свою цену, поэтому мы провели полный тестовый набор и приступили к разгону.
Разгон
Как мы уже упоминали выше, наш старый образец Q6600 давал приличную производительность в прошлой сборке, но впечатляющей её не назовёшь. Мы хотели попробовать в работе образец Q6600 на новом степпинге G0.
С водяной системой охлаждения H20-220, обеспечивающей низкую температуру, мы приступили к разгону, увеличив напряжение CPU до 1,5 В и повысив частоту шины FSB со штатных 266 МГц до 400 МГц. Это изменение привело к повышению частоты CPU с 2,4 до 3,6 ГГц.
К нашему счастью, система загрузилась без проблем, запустив Windows. Всё казалось безупречным, пока мы не начали стрессовое тестирование Prime95, которое дало сбой примерно через 18 минут. Мы попробовали изменять напряжения в BIOS, задержки и частоты памяти, а также другие настройки, но бесполезно. Когда дело доходило до работы в Windows, CPU был не стабилен на частоте 3,6 ГГц. Поэтому наши мечты достижения 3,7 ГГц рассеялись.
В конечном итоге нам пришлось откатиться до частоты 3,456 ГГц при FSB 384 МГц, что дало полную стабильность CPU. Но процессор всё равно разогнался на впечатляющий уровень 1 ГГц по сравнению со штатной частотой Q6600, и это обеспечило существенный прирост производительности. Конечно, на рынке можно поискать другие процессоры, которые надёжно будут поддерживать разгон. E8400 не обладает четырьмя ядрами Q6600, но мы знаем о многих примерах разгона этого процессора до уровня 4 ГГц. Более высокие тактовые частоты часто компенсируют меньшее число ядер, и на данный момент два вычислительных ядра оптимальны для большинства приложений.
Что касается видеокарт Radeon 4850, то разгон нас разочаровал. Что интересно, функция Catalyst Overdrive, которая обычно весьма консервативна, валидировала видеокарты на впечатляющей скорости работы GPU 785 МГц. Но на этой скорости система “вылетала”, стоило только запустить тест Crysis.
Мы решили ограничиться стабильной частотой ядра 700 МГц и памяти 1070 МГц. Это отнюдь не плохо, учитывая штатную частоту GPU Radeon 4850 625 МГц, но и не так хорошо, поскольку видеокарты обладают заводским разгоном до 685 МГц.
Тестовая конфигурация
Теперь, обсудив выбранную нами конфигурацию, позвольте ещё раз её привести, прежде чем перейти к тестам.
Тестовая конфигурация системы для массового рынка за $1500
Version 11.2 Compression = Best Benchmark: THG-Workload (139 MB)
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Version: 1.02 GPU and CPU scores
PCMark Vantage
Version: 1.00 System, Memory, Hard Disk Drive benchmarks Windows Media Player 10.00.00.3646
SiSoftware Sandra XII SP2
Version 2008.5.14.24 CPU Test = CPU Arithmetic / MultiMedia Memory Test = Bandwidth Benchmark Benchmark Results: 3D Games
Результаты тестов
Синтетические тесты
Начнём с довольно популярного синтетического теста графики 3DMark Vantage. Чтобы получить представление о работе систем под разной нагрузкой, мы провели несколько прогонов в режимах Performance, High и Extreme.
Общие результаты 3DMark Vantage показывают, что система относительно мало выигрывает от разгона CPU на 1 ГГц. Вероятно это связано с тем, что тест больше завязан на графику.
Давайте посмотрим на пакет теста приложений PCMark Vantage, где влияние разгона CPU должно быть более ощутимо.
PCMark Vantage демонстрирует весьма достойный прирост производительности около 20% по общей системной производительности, производительности памяти и продуктивных приложений. Исключением стал тест производительности жёсткого диска, который не выигрывает от более скоростного процессора.
А теперь давайте посмотрим на результаты тестового пакета SiSoft Sandra XII.
Sandra демонстрирует результаты, которые больше зависят от производительности CPU, поскольку после разгона прирост иногда составляет до 44%. Пропускная способность памяти тоже повышается примерно на 25% после разгона из-за увеличения тактовой частоты.
После синтетических тестов давайте посмотрим, как система будет работать в реальных приложениях и в тестах кодирования аудио/видео.
Аудио/видео
Мы начнём с теста iTunes, где измеряется время, затраченное iTunes на конвертацию полгигабайтного файла WAV в AAC.
Разгон дал нам прирост производительности, близкий к тестам Sandra CPU: примерно 44% увеличение скорости.
Lame даёт схожий прирост производительности. Конечно, экстремального разгона мы не получили, но наше 1-ГГц увеличение частоты положительно сказалось на скорости работы реальных приложений.
Теперь перейдём к кодированию в форматы DivX и Xvid через TMPEG.
Наш разгон дал приличный прирост производительности около 40%. Становится очевидным, что приложения кодирования аудио и видео зависят, в первую очередь, от производительности CPU.
Mainconcept демонстрирует такой же прирост скорости 40% при конвертировании видео MPEG2 в формат H.264.
2D- и 3D-рендеринг
Переход с кодирования аудио и видео на обработку фотографий показал, что Adobe Photoshop демонстрирует такую же зависимости от скорости CPU, что и приложения кодировании. Мы вновь наблюдаем 40% увеличение скорости.
3D Studio Max 9 даёт ещё более странную картину, поскольку разгон увеличивает производительность на 52%.
Приложения
Перейдём к последнему набору тестовых приложений. AVG – антивирусный сканер, WinRAR и WinZIP – утилиты сжатия файлов; все эти приложения отнимают немало ресурсов у системы среднего уровня.
Данный тест сканирует 334 Мбайт сжатых файлов, при этом вся работа выполняется меньше, чем за две минуты. Разгон вновь даёт знакомый прирост производительности 40%.
WinRAR оказался наименее зависимым от частоты в нашем тестовом пакете, демонстрируя относительно низкий прирост 20% после разгона.
Результаты WinZIP близки к приросту 40%, который мы видели у многих предыдущих тестов.
Боимся повториться, но 40% прирост, в среднем, в тестах приложений и кодирования видео/аудио наглядно говорит об эффективности разгона. Пусть даже мы не достигли желанного уровня 3,7 ГГц, Q6600 обладает весьма солидной вычислительной мощностью и запасом по разгону.
Давайте посмотрим, как наша конфигурация покажет себя в игровых тестах.
3D-игры
Для тестирования осенних конфигураций мы обновили набор тестовых приложений. Начнём с шутера от первого лица Crysis.
Учитывая, что тест проводился на максимальном уровне детализации, система показала себя просто замечательно. Вы сможете комфортно играть с максимальной детализацией в разрешении 1280×1024 на штатных частотах и на 1680×1050 после разгона. Ещё не так давно компьютеры дешевле $2000 и помыслить не могли об игре в Crysis при максимальных настройках в любых разрешениях.
После активации 4x сглаживания частота кадров падает ниже уровня комфортной игры, за исключением разогнанной системы в разрешении 1280×1024.
Далеко не все компьютеры способны справиться с Crysis на максимальных настройках, особенно после включения сглаживания. Небольшое снижение деталей позволит насладиться плавной игрой в Crysis на нашей системе.
Позвольте перейти к другому шутеру от первого лица Unreal Tournament 3.
Unreal Tournament 3 использует очень красивый и хорошо оптимизированный 3D-движок, и карты Radeon 4850 в конфигурации Crossfire прекрасно с ним справились. Даже без разгона система без проблем достигла более 70 кадров в секунду (средние fps) в разрешении 1920×1200.
Давайте посмотрим, что произойдёт после включения сглаживания и анизотропной фильтрации.
По частоте кадров можно с трудом догадаться, что мы включили AA и AF в драйверах. Даже без разгона нашей системы средняя частота кадров превышает 70 fps в разрешении 1920×1200.
World in Conflict – довольно требовательная стратегия реального времени. Она очень красивая, и система среднего уровня хорошо справляется с работой. Разрешение, как видим, мало влияет на уровень производительности, что указывает на ограничение по производительности CPU. Разгон CPU дал прирост производительности вплоть до 30%.
Разница между средним уровнем fps 30 и 40 в игре может быть достаточно существенной, поскольку в первом случае частота кадров может падать до уровня, при котором становятся заметны рывки. Если же частота кадров достигает уровня 60, например, то там сложнее на практике оценить разницу в производительности двух систем. В данном случае разгон даёт существенное преимущество.
Теперь давайте посмотрим, как система справится с 4x сглаживанием и 16x анизотропной фильтрацией.
Что интересно, частота кадров почти не изменилась. Это вновь доказывает, что “узким местом” для игры является производительность CPU, поскольку нагрузка на видеокарты увеличилась, а частота кадров осталась почти на прежнем уровне.
Supreme Commander: Forged Alliance – новое расширение известной стратегии Supreme Commander, с новыми юнитами, улучшенной визуальной составляющей, а также с прежней “тяжёлой” нагрузкой на систему. Обратите внимание, что при увеличении разрешения производительность падает, а разгон системы не даёт серьёзного прироста – это как раз говорит о том, что производительности игры упирается не в CPU, а, скорее всего, в графическую подсистему.
После включения сглаживания система вновь замедляется при увеличении разрешения, а разгон практически ничего не даёт.
Заключение
Сборка и тесты нашей конфигурации среднего уровня позволяют сделать несколько выводов.
Начнём с того, что для более серьёзного разгона можно было взять другой, более свежий процессор. Конечно, Q6600 продолжает оставаться хорошим выбором для тех пользователей, кто запускает приложения, оптимизированные под четыре ядра. Но оверклокерам лучше порекомендовать новые четырёхъядерные CPU или даже новые двуядерные процессоры, такие как E8400. Некоторые пользователи получали с Q6600 более серьёзный разгон, этот процессор хорошо послужил нам, но для следующей сборки мы уже перейдём на что-то более современное.
Результаты разгона могли быть и лучше, но прирост в приложениях составил около 30-40%, что вполне достойно. Такой прирост заметить можно. В играх прирост производительности после разгона оказался меньше, что связано с сильной зависимостью от видеокарт, но заметить его тоже можно.
Второй вывод – две видеокарты Radeon 4850 в конфигурации CrossFire – замечательный и эффективный по цене выбор для высокопроизводительной системы среднего уровня. Эти видеокарты “проглатывали” все наши тесты с разрешениями до 1920×1200. Мы не будем сравнивать текущую сборку системы среднего уровня с летней сборкой (что связано с изменением набора игр в тестовом пакете), но производительность новых видеокарт в Crysis затмила предыдущую сборку с двумя видеокартами 8800 GTS 512MB в конфигурации SLI. И разрыв только увеличивается при возрастании разрешения, особенно при достижении 1920×1200.
Теперь осталось сравнить систему среднего уровня и её разгон с low-end и high-end конфигурациями, что мы сделаем в ближайшие дни.