Введение
После нескольких статей, посвящённых описанию систем и базовому тестированию, мы добрались до весьма любопытной части: разгона. Три наших новых сборки специально подобраны с учётом оптимального разгона на каждый затраченный рубль, что должно принести заметный прирост даже самым медленным процессорам. Да и эффективная система охлаждения даёт повод для надежды хорошего разгона самой дорогой системы.
Перед тем, как мы перейдём к деталям отдельных систем, позвольте привести общие параметры для всех конфигураций, а именно набор тестов.
Тесты и настройки | |
3D-игры | |
Crysis | Version: 1.1 Video Quality 1: High Details No Anti-Aliasing Video Quality 2: Very High Details, 4x Anti-Aliasing Benchmark: Benchmark_CPU.bat |
Prey | Version: 1.3 Video Quality 1: Default (No AA, 8x AF) Video Quality 2: High Quality, 4x AA Benchmark: THG-Demo |
Supreme Commander | Version: 3.220 Video Quality 1: Default Video Quality 2: High Fidelity, High Shadow, 4x AA Benchmark: Real 60 Game |
Unreal Tournament 3 | Version: Retail Texture Detail: 5 World Detail: 5 Field of View: 100 Benchmark: Botmatch (WAR-Torlan, 12 bots, 1 Minute) |
Warhammer Mark of Chaos | Version: 1.6 Video Quality:Default (Highest Settings) Demo: THG Timedemo (1 Minute) |
Аудио | |
iTunes 7.2 | Version: 7.1.1.5 Audio CD “Terminator II SE”, 53 min High Quality (160kb/s) |
Lame MP3 | Version: 3.98 Beta 3 (05-22-2007) Audio CD “Terminator II SE”, 53 min wave to MP3 160kb/s |
Видео | |
TMPEGEnc 4.0 Xpress | Version: 4.2.10.211 Import File: Terminator 2 SE DVD (5 Minutes) Resolution: 720×576 (PAL) 16:9 Audio: Dolby Digital, 48000 Hz, 6-Channel, English Advanced Acoustic Engine MP3 Encoder (160kb/s) |
DivX 6.6 | Version: 6.6.1 Profile: Home Theater Profile (720 x 576) 1-pass, 780 kb/s Encoding mode: Insane Quality Enhanced multithreading |
XviD 1.1.2 | Version: 1.1.2 Target quantizer: 1.00 (maximum quality) |
Приложения | |
Adobe Photoshop CS3 | Version: 10.0×20070321 Filtering 69MB TIF Photo Benchmark: Tom’s Guide-Benchmark VI.0.0.4 |
Autodesk 3D Studio Max | Version: 9.0 Rendering One Video Frame Quality: HTDV 1920×1080 & 1280×720 |
Grisoft AVG Anti-Virus | Version: 7.5.467 Virus Base: 269.6.1/776 Benchmark: Scanning 3.82GB Application Folder |
Maxon Cinema 4D | Version: 10.008 Resolution: 1280 x 1024 Benchmark: Rose Drop, 8-bits (50 Frames) |
Rarlab Winrar | Version 3.70 BETA 8 Compression = Best Dictionary = 4096 kB Uncompressed Folder Size: 642MB |
Синтетические тесты | |
SPECviewperf 9 | Version: 9.0.3 |
PCMark05 Pro | Version: 1.1.0 System, CPU and Memory Tests Windows Media Player 11.0.6000.6324 Windows Media Encoder 9.00.00.2980 |
Future mark 3DMark 2006 | Version 1.10 System Test Only |
SiSoftware Sandra XII | Version 2007.5.11.40 CPU Test = CPU Arithmetic, Multimedia Memory Test = Bandwidth Benchmark |
А теперь перейдём к результатам разгона!
Разгон системы за $4500
Ниже приведён список компонентов нашей high-end системы за $4500 и их цен.
High-end геймерский ПК, июль 2008 | ||
Комплектующее | Модель | Цена ($) |
Процессор | Intel Core 2 Extreme QX9650 | 1250 |
Кулер CPU | Swiftech H20-120 Compact Cooler Kit | 140 |
Swiftech MCR220 2x120mm Radiator | 36 | |
Silverstone RADSUPPORT09 | 13 | |
Swiftech Chrome 3/8-Inch Fittings, 2-pack | 5 | |
Swiftech Plastic Hose Clamps, 4-pack | 6 | |
2x Swiftech 3/8-Inch Neoprene Tubing Packs | 26 | |
2x Scythe S-Flex SFF21E 120mm Fan | 30 | |
Материнская плата | Asus Striker II Extreme | 460 |
Память | Patriot Extreme Performance DDR3-1333 – 4 Гбайт | 315 |
Видеокарта | 2x Gigabyte GeForce 9800 GX2 GV-NX98X1GHI-B | 1300 |
Hard Drive | Samsung Spinpoint F1 HD753LJ (750GB) x2 | 250 |
Звуковая карта | ASUS Xonar DX 7.1 | 90 |
Корпус | Silverstone Temjin TJ09BW | 370 |
Блок питания | Coolermaster RS850-EMBA 850W | 230 |
DVD-RW | Toshiba Samsung Storage Technology SH-203B | 30 |
Дополнительный вентилятор | Antec SpotCool Motherboard Cooling Fan | 15 |
Дисковод | NEC 1,44 Мбайт | 9 |
Суммарная цена | $4 575 |
В прошлый раз нам удалось разогнать тот же самый процессор Intel Core 2 Duo QX9650 до частоты 4,35 ГГц, поэтому мы с немалым интересом подошли к оценке возможностей нового чипсета nForce 790i SLI на материнской плате the Asus Striker II Extreme. Мартовская конфигурация была собрана на материнской плате Striker II Formula с чипсетом 780i SLI, причём, как известно, 780i представляет собой стареющий 680i с подключённым концентратором PCI Express 2.0. Новый чипсет должен дать положительный эффект.
В принципе, только материнская плата может ограничить разгон CPU, поскольку частота памяти может быть снижена намного ниже порога, а другие компоненты работают на шинах с фиксированной частотой. Мы использовали напряжение CPU в 1,45 В, чтобы обеспечить долговечную работу системы, а также напряжения FSB и северного моста 1,50 В. Для изначальных тестов стабильности CPU мы существенно снизили частоту памяти, поднимая её только после нахождения частотного порога CPU. Всё это должно обеспечить нам максимальную производительность.
Производительность ПК за $4500
Что интересно, максимальная стабильная частота процессора на материнской плате Striker II Extreme с чипсетом 790i оказалась на 193 МГц ниже, чем на модели Striker II Formula с чипсетом 780i. Возможно, у последнего чипсета nVidia наблюдаются проблемы? В нашем грядущем сравнении материнских плат на 790i мы планируем получить некоторые ответы.
Меньший потенциал разгона увеличил наше разочарование в конфигурации, которое возникло после тестов пары видеокарт с двумя GPU 9800 GX2 в режиме SLI, которая показала себя не так хорошо, как древняя пара видеокарт 8800 GTX, но, хотя бы, новая материнская выигрывает от большей пропускной способности памяти DDR3.
Последние чипсеты nVidia обеспечивают ограниченное количество связанных частот памяти и весьма много несвязанных частот, что позволяет заставить практически любую стабильную частоту FSB работать с практически любой памятью. Мы уже не раз наблюдали существенное падение производительности памяти на некоторых несвязанных частотах, поэтому мы выбрали FSB и множитель CPU, которые обеспечивали бы самую высокую стабильную частоту памяти при максимальной предельной частоте CPU 4,16 ГГц.
4-Гбайт набор Patriot Memory Extreme Performance PDC34G1333LLK PC3-10666 был выбран за невысокую цену, а не за свои возможности разгона, хотя он был весьма стабилен в режиме DDR3-1400 при задержках 7-7-7-20, заявленных для DDR3-1333.
Наконец, настало время разогнать видеокарты. После нескольких часов регулировок и тестов стабильности мы получили частоты 720 МГц для GPU, 1 750 МГц для шейдеров и 1 080 МГц для памяти. Можно было выжать из видеокарт и чуть больше, если бы мы смогли тестировать их с меньшим приростом 1-2 МГц, но мы удовлетворились и текущим разгоном, который достаточно близок к пределу.
Напомним конфигурацию мартовской сборки high-end игрового ПК для другого проекта, результаты которой мы тоже привели.
High-end игровой компьютер в марте | |
Процессор | Intel Core 2 Extreme QX9650, 3,00 ГГц, FSB 1333, кэш 12 Мбайт |
Материнская плата | ASUS Striker II Formula, BIOS 1101 (02/25/2008) |
Память | Crucial Ballistix PC2-6400, 2x 2048 Мбайт, CAS 4,0-4-4-12 |
Жёсткий диск | 2x Western Digital Caviar WD7500AAKS, RAID 0, 750 Гбайт, 7 200 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA 300 |
Сеть | nVidia nForce Gigabit Ethernet NIC |
Видеокарты | 2x Gigabyte GeForce 8800 GTX, 768 Мбайт памяти (на карту), 575 МГц GPU, 1 800 МГц DDR память |
Блок питания | Coolermaster RS850-EMBA (850 Вт, ATX12V v2.2) |
3D-игры
Crysis положительно отнеслась к разгону 9800 GX2, даже несмотря на меньшую скорость процессора по сравнению с мартовской конфигурацией. Давайте посмотрим, что произойдёт, если мы поднимем уровень детализации.
С настройками детализации “Very High” и 4x сглаживанием разгон приводит к высоким результатам в Crysis вплоть до разрешения 1 680 x 1 050. Проблема заключается в том, что большинство пользователей компьютера за $4 500 будут использовать, как минимум, 24″ дисплей, и даже после разгона текущая конфигурация уступает мартовской сборке в разрешении 1 920 x 1 200 пикселей.
На самом деле, ни одна из конфигураций так и не смогла дать в Crysis плавную игру на разрешении 1 920 x 1 200 пикселей с очень высокими настройками даже после разгона. Впрочем, на таких высоких разрешениях можно вполне обойтись и без сглаживания. Как считаете?
При настройках Prey по умолчанию разгон почти до предельного уровня позволяет достичь тех же результатов, что и мартовская сборка без разгона. Впечатляющие результаты на низких разрешениях вряд ли многое значат для владельцев топовых дисплеев. С другой стороны, частота кадров всегда очень высокая, так что сравнение имеет только академический интерес.
Повышение уровня качества в Prey ещё сильнее подчёркивает мощь графики мартовской сборки, однако высокая частота кадров при всех системах вновь маскирует разницу.
На штатных настройках Supreme Commander отдаёт преимущество обеим разогнанным системам, а разгон возвращает новую конфигурацию обратно в лидеры.
Мы наблюдаем ещё больший отрыв текущей сборки за $4 500 при максимальном качестве и сглаживании в Supreme Commander. Хотя на штатных тактовых частотах новая сборка уступает мартовской. Наши видеокарты Gigabyte 9800 GX2 отличаются хорошим потенциалом разгона.
С очень высокими тактовыми частотами для штатной и разогнанной конфигураций, UT3 явно склоняется в пользу старой конфигурации, новая система выглядит неприглядно с точки зрения реальной игровой производительности.
Результаты разгона демонстрируют, что игра Warhammer более чувствительна к частоте СPU, поскольку у предыдущей сборки процессор разогнался ощутимо сильнее. Без разгона игра тоже предпочла старую систему со SLI-связкой из 8800 GTX, а не более современные 9800 GX2.
Аудио, видео
iTunes предпочитает более скоростной процессор, а предыдущая сборка разгонялась лучше. Подобную ситуацию можно наблюдать и в других тестах приложений.
Кодирование Lame MP3 выполняется быстрее на мартовской сборке.
Однако TMPGEnc выигрывает как от более скоростного процессора, так и подсистемы памяти. Новая сборка использует более быструю память DDR3, которую нам удалось немного разогнать.
CloneDVD вновь переносит нас обратно в реальность, с ещё одной потерей текущей разогнанной конфигурации.
Приложения
Наша текущая сборка немного не дотягивается до мартовской системы в 3D Studio Max, хотя результаты разгона заметно ниже.
Тест Cinema4D выполняется дольше, поэтому и разница по производительности больше.
Adobe Photoshop тоже чувствителен к частоте процессора, разгон которого у текущей сборки оказался не таким хорошим, как у мартовской.
Тест AVG Antivirus более благосклонно отнёсся к текущей сборке, возможно из-за более высоких частот памяти или жёсткого диска.
WinRAR хорошо реагирует на скорость жёсткого диска и процессора, и мы рады видеть, что не ошиблись с накопителями Samsung F1.
Синтетические тесты
Превосходные возможности Gigabyte 9800 GX2 по разгону привели к лидированию текущей конфигурации в 3D Mark при базовых настройках. До разгона новая конфигурация отставала.
Включение анизотропной фильтрации в 3D Mark обеспечило ещё более уверенное лидерство текущей разогнанной конфигурации. Это вновь доказывает существенную мощь четырёх графических процессоров G92, пусть даже она не переходит напрямую в высокую скорость в играх.
Результаты вполне можно рассматривать как ещё одно доказательство того, что 3D Mark имеет мало отношения к реальной игровой производительности.
Тестовый пакет PC Mark тоже благоволит более высокой частоте CPU у мартовской сборки.
Вполне логично было ожидать и более высокой производительности в тесте CPU PC Mark.
Память DDR3 текущей сборки обходит DDR2 в мартовской сборке по производительности, а разгон позволяет новой системе выглядеть ещё лучше.
750-Гбайт жёсткие диски Samsung F1 обходят винчестеры Caviar в мартовской сборке как без разгона, так и с ним. Увеличение производительности от разгона CPU связано, скорее всего, с программной реализацией RAID-контроллера.
Тест CPU Sandra доказывает превосходство мартовской системы с более высокой частотой разгона.
Тест пропускной способности памяти Sandra демонстрирует преимущество модулей Patriot с DDR3-1333 с низкими задержками, как на штатной частоте, так и после разгона.
Разгон системы за $1500
Геймерский ПК среднего уровня, июль 2008 | ||
Комплектующее | Модель | Цена ($) |
Процессор | Intel Core 2 Quad Q6600 | 210 |
Кулер CPU | Swiftech H20-120 Compact Cooler Kit | 140 |
Материнская плата | MSI P7N SLI Platinum | 150 |
Память | A-Data, 2x 2048 Мбайт | 80 |
Видеокарта | 2x ECS GeForce 8800 GTS 512 MB | 450 |
Жёсткий диск | 2x Western Digital Caviar 500 GB | 160 |
Звуковая карта | Встроенная SoundMax High-Definition Audio | 0 |
Корпус | NZXT Tempest | 120 |
Блок питания | FSP Group FX600-GLN | 120 |
DVD-RW | Sony Optiarc DVD-RW | 20 |
Суммарная цена | $1 450 |
Наша система среднего уровня оснащена водяной системой охлаждения Swiftech H20-120, на которую мы возлагаем большие надежды. Мы считали, что сможем приблизиться к 3,7 ГГц, однако судьба распорядилась иначе.
Как вы понимаете, процессор Q6600, который мы использовали для данной сборки, несколько староват, да и он не относится к степпингу G0, дружественному к разгону. Но даже при всём этом наши первые попытки разгона оказались позитивными – с водяным охлаждением процессор успешно загрузился и прошёл тест памяти на 3,6 ГГц – но четвёртое ядро постоянно сбоило в Prime95 после, примерно, 18 минут. Мы пробовали менять напряжение, но проблема оставалась, поэтому пришлось перейти на менее амбициозный разгон.
В итоге мы остановились на полностью стабильной частоте 3,42 ГГц. Хотя она чуть больше, чем на 1 ГГц превышает штатную частоту Q6600 2,4 ГГц, мы всё равно были разочарованы. Насколько хорошо помогла система водяного охлаждения? При воздушном охлаждении из процессора в предыдущей сборке удалось выжать, максимум, 3,12 ГГц, то есть мы получили приличный прирост на 200 МГц вместе с меньшей температурой. Новый Q6600 на степпинге G0 наверняка сможет достичь частот в области 3,7 ГГц и даже чуть больше.
После разгона процессора до 3,42 ГГц новая сборка будет состязаться с предыдущей системой среднего уровня, работающей с процессором Q6700 на частоте до 3,6 ГГц благодаря новому степпингу. Впрочем, несмотря на разницу в частотах в 180 МГц, как нам кажется, результаты будут довольно близкие. Новая система должна обойти предыдущую в играх, поскольку она использует две видеокарты в конфигурации SLI. Разгон видеокарт должен свести на нет отставание из-за меньшей частоты CPU, перенося “узкое место” обратно на видеокарты.
Говоря о двух видеокартах, мы смогли их разогнать. Конечно, при разгоне видеокарт SLI им необходимо работать на одинаковой частоте, поэтому разгон ограничен худшим результатом. Но даже с учётом этого мы смогли разогнать GPU 9800 GTX до частоты 710 МГц. Видеопамять отнеслась к разгону хуже, мы получили 1025 МГц, максимум, но нам ещё предстоит оценить реальные результаты разгона в тестах.
Ниже приведена конфигурация мартовской сборки компьютера для геймера среднего уровня.
Геймерский ПК среднего уровня, март 2008 | ||
Комплектующее | Модель | |
Процессор | Intel Core 2 Quad Q6700 | |
Кулер CPU | Coolermaster HyperTX 2 | |
Материнская плата | Asus P5N-T Deluxe | |
Память | Crusial Ballistix PC2-6400, 4x 1024 MB | |
Видеокарта | EVGA GeForce 8800 GTX | |
Жёсткий диск | Western Digital Raptor 150 GB, Western Digital Caviar RE2 WD5000YS | |
Звуковая карта | Встроенная High-Definition Audio | |
Корпус | Antec 900 | |
Блок питания | PC Power & Cooling Silencer S75Q | |
DVD-RW | Sony Optiarc DVD-RW |
Синтетические тесты
Как обычно, мы начнём тесты с популярного синтетического пакета 3dMark06.
Здесь наглядно видна мощь SLI, поскольку новая система значительно обходит мартовскую сборку с одной видеокартой 8800 GTX. Даже высокое разрешение не составляет каких-либо проблем, что и можно было ожидать.
Как и предполагалось, больший разгон предыдущей системы дал небольшое лидерство в тестах, но ничего серьёзного мы не обнаружили. Весьма загадочно оказалось то, что тест жёсткого диска показал преимущество Raptor над системой RAID 0.
Теперь перейдём к результатам пакета SiSoft’s Sandra XII.
Здесь мы наблюдаем схожий результат, дополнительные 180 МГц у старой (но и более дорогой) сборки позволили ей выйти немного вперёд.
После “синтетики” перейдём к реальным приложениям.
Аудио и видео
Начнём с пакетов кодирования мультимедиа. Первым мы протестировали iTunes, который измеряет время, требующееся программе iTunes на преобразование полугигабайтного WAV-файла в формат AAC.
Здесь мы оцениваем результат двух практически идентичных четырёхъядерных процессоров Intel с весьма близкими тактовыми частотами. Поэтому всё вполне ожидаемо.
Здесь то же самое. Как мы считаем, данные тесты приложений вряд ли интересны, если вы хотите что-то выяснить.
Теперь перейдём к кодированию видео с помощью TMPGEnc.
Здесь мы наблюдаем загадочный результат: новая разогнанная система очень близка к разогнанной мартовской сборке, несмотря на разницу в тактовых частотах. Возможно, это приложение выигрывает от RAID-массива в новой сборке?
Похоже, CloneDVD хорошо реагирует на небольшое преимущество старой сборки по тактовой частоте.
Теперь перейдём к приложениям рендеринга.
2D- и 3D-рендеринг
Ниже приведены результаты тестов рендеринга. 2D-тест Photoshop включает фильтры изображения, а 3D-тесты, такие как 3D Studio Max и Cinebench, создают трёхмерную сцену. В качестве результата мы брали время выполнения прогона, чем меньше, тем лучше.
Будь то 2D- или 3D-рендеринг, мы наблюдаем то же самое, что и в большинстве тестов: близкие результаты, когда более высокая тактовая частота является преимуществом.
Приложения
Результаты теста AVG не следует сравнивать с предыдущей системой, где произошла ошибка с конфигурацией. Можно только сравнивать текущую сборку на штатных и разогнанных частотах. Как видим, разгон приводит к повышению производительности.
WinRAR демонстрирует близкие к предыдущей системе результаты. Опять же, перед нами приложение, активно использующее жёсткий диск, которое может выигрывать от RAID-конфигурации.
Тесты приложений хорошо демонстрируют, что многие программы зависят от тактовой частоты. Теперь перейдём к самому интересному: разнице между системами в играх.
Игры
Даже с учётом небольшой разницы в тактовых частотах CPU, после разгона ограничивающим фактором стали видеокарты, SLI-конфигурация новой системы среднего уровня громко обходит мартовскую сборку с одной видеокартой 8800 GTX.
Раньше мы уже наблюдали, что Unreal Tournament 3 предпочитает более скоростной CPU, а на конфигурацию SLI реагирует не так ощутимо, как некоторые другие игры. Хотя новая система уходит в отрыв на самом высоком разрешении.
В разрешении 1 920 x 1 200 производительность Crysis удваивается по сравнению с мартовской сборкой. В этой игре эффективность SLI вполне ощутима.
При включении 4xAA новая система лидирует до 1 920 x 1 200, где процессор вновь оказывается “узким местом”. В любом случае, новая система оказалась быстрее в тех разрешениях, в которых ещё можно играть: 1 024 x 768 и 1 280 x 1 024.
Игра Supreme Commander упирается в CPU, а также и в графическую производительность, что позволяет новой системе среднего уровня обойти предшествующую модель на всех разрешениях, как со сглаживанием, так и без.
Warhammer – единственная игра, которая игнорирует преимущества SLI, а иногда и проигрывает от двух видеокарт. Поскольку движок игры очень сильно упирается в CPU, то предыдущая сборка оказывается быстрее текущей из-за преимущества в частоте по 180 МГц.
Разгон системы за $1000
Наша сборка за $1000 использует недорогой процессор, однако система способна на существенный разгон без особых трат. Ниже приведена конфигурация.
Геймерский ПК нижнего ценового уровня, июль 2008 | ||
Комплектующее | Модель | Цена ($) |
Процессор | Intel Core 2 Duo E7200 | 140 |
Кулер CPU | Cooler Master HyperTX 2 | 30 |
Материнская плата | MSI P7N SLI Platinum | 150 |
Память | Crucial Ballistix 2x 1 GB PC2-6400 | 55 |
Видеокарта | 2x Gigabyte GeForce 8800 GT GV-NX88T512HPV1 (SLI) | 380 |
Жёсткий диск | Seagate Barracuda 7200.10 500 GB ST3500630AS | 90 |
Звуковая карта | Встроенная SoundMax High-Definition Audio | 0 |
Корпус | Cooler Master Centurion 590 RC-590-KKN1-GP | 70 |
Блок питания | Silverstone ST400 400 Вт | 50 |
DVD-RW | Sony NEC Optiarc 7170 Serial ATA | 25 |
Дополнительный вентилятор | 2x OKGEAR D12SL-12 (120 мм/1 350 об/мин) | 10 |
Суммарная цена | $1 000 |
В системе используется недорогой процессор Intel Core 2 Duo E7200, который выполнен по 45-нм техпроцессу на ядре Wolfdale, однако частота составляет всего 2,53 ГГц, а половина кэша отключена. Будем надеяться, мы получим значительный разгон. Но выявился и неприятный сюрприз: независимо от используемого множителя, материнская плата MSI P7N SLI Platinum не смогла заставить этот процессор с FSB-1066 работать выше FSB-1333. Ничего не оставалось, как удовлетвориться максимальным множителем и частотой 3,16 ГГц.
По крайней мере, для работы на этой частоте нам не потребовалось менять напряжение, система оставалась стабильной при настройке в BIOS 1,23 В.
Поскольку у чипсетов nVidia ограничено число связанных множителей, мы выбрали частоту памяти 1000 МГц (DDR), наши модули Crucial Ballistix DDR2-800 прекрасно работают на такой частоте с задержками 4-4-4-8 (ниже заявленных) и напряжении 2,10 В.
Мы попытались разогнать и видеокарты, однако утилита nVidia nTune сообщила о неправильных частотах, которые оказались даже ниже штатных. Дальнейшие тесты показали, что регулировка частоты GPU и шейдеров в nTune не влияет на производительность. В целом, хотя nTune не смогла эффективно управлять графическим процессором на видеокарте Gigabyte собственного дизайна, мы смогли повысить частоту видеопамяти с 1840 до 2050 МГц (DDR).
Для сравнения мы использовали результаты мартовской сборки недорогого компьютера для геймера.
Геймерский ПК нижнего ценового уровня, март 2008 | ||
Комплектующее | Модель | |
Процессор | AMD Quad Core Phenom 9500 | |
Кулер CPU | Cooler Master HyperTX 2 | |
Материнская плата | Gigabyte GA-MA78GM-S2H | |
Память | Wintec Ampo DDR2 PC2-6400 – 2 Гбайт | |
Видеокарта | HIS Radeon 3870 ICEQ Turbo | |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar 500 GB | |
Звуковая карта | Встроенная High-Definition Audio | |
Корпус | NZXT Apollo | |
Блок питания | NZXT PP600W | |
DVD-RW | Sony NEC Optiarc |
3D-игры
Crysis хорошо отзывается на повышение частоты CPU, играть можно вплоть до полного разрешения 1 920 x 1 200 на средних настройках. Усилия по разгону себя оправдывают, хотя более впечатляет то, что на системе вполне можно играть на штатных частотах, хотя наша мартовская сборка не справлялась с игрой даже после разгона.
На более высоких визуальных настройках в Crysis едва можно играть на разрешении 1 024 x 768 даже после разгона нашей системы за $1000, а на мартовской сборке игра вообще идёт как слайдшоу.
В Prey на настройках по умолчанию играть можно, хотя видно, что производительность упирается в CPU.
Включение в Prey повышенной детализации показало, что текущая сборка на штатных частотах упирается в производительность CPU, поскольку после разгона дефицит производительности CPU исчезает. Обратите внимание, что результаты Prey повторяются неточно, поэтому разницу в три кадра в секунду вполне можно игнорировать.
Игра Supreme Commander, похоже, упирается в CPU независимо от конфигурации, старая и новая сборки ощутимо выигрывают от разгона. Однако новая разогнанная система заметно обгоняет старую.
Даже после повышения уровня визуализации игра Supreme Commander упирается в CPU. Умеренный прирост тактовой частоты CPU после разгона дал последней конфигурации за $1000 заметный отрыв.
Игра UT3 предпочла нашу предыдущую конфигурацию, впрочем, и на текущей, и на старой сборках игра идёт практически идеально вплоть до разрешения 1 920 x 1 200 пикселей.
Если вам нравится Warhammer, то текущая сборка за $1000 вполне удовлетворит игровые амбиции, но только после разгона. У предыдущей сборки наблюдались трудности даже в разрешении 1 024 x 768.
Аудио, видео
Apple iTunes понравился небольшой разгон нашего текущего ПК за $1000, теперь на кодирование альбома уходит меньше полутора минут.
Как и в случае iTunes, Lame MP3 получает крупный прирост от разгона текущей сборки.
TMPGEnc получает крупный прирост от разгона текущей сборки ПК за $1000, как с кодеками DivX, так и Xvid.
Разгон эффективно уменьшает время, которое требуется CloneDVD2 на перекодирование фильма.
3D-рендеринг
3D Studio max получает заметный прирост от разгона новой сборки, хотя четыре ядра CPU мартовской сборки тоже работают весьма эффективно.
Cinema4D тоже выигрывает от разгона, хотя текущей двуядерной сборки всё же не хватает, чтобы догнать мартовский компьютер на четырёхъядерном CPU.
Adobe Photoshop нравится высокая частота процессора, а количество занятых вычислительных ядер влияет мало.
В мартовской сборке мы ошиблись в конфигурации AVG, поэтому следует сравнивать результаты только новой системы (на штатных частотах и после разгона). Снижение времени антивирусного сканирования на 15 секунд приятно радует.
WinRAR показал серьёзный прирост производительности от разгона новой системы, хотя мартовская сборка от разгона выигрывала мало.
Синтетические тесты
3D Mark явно нравится повышенная производительность системы за $1000 после разгона.
После включения сглаживания и анизотропной фильтрации 3D Mark немало выигрывает от двух видеокарт новой сборки в режиме SLI. Разгон даёт существенный прирост к уже впечатляющей производительности.
Системный тест PC Mark по-прежнему ставит на первое место мартовскую сборку с четырёхъядерным процессором.
Тест CPU PC Mark, похоже, отдал предпочтение не дополнительным ядрам мартовской сборки, а более высокой частоте нынешнего геймерского компьютера за $1000.
Разгон памяти дал впечатляющий прирост в тесте памяти PC Mark.
Жёсткий диск Seagate 7200.10 в нашей текущей сборке немного обошёл винчестер Caviar в старой машине. И, в отличие от других систем, разгон дал небольшой эффект. У других систем повышение скорости CPU положительно сказалось на скорости RAID-контроллера, однако один жёсткий диск в данном случае не выигрывает.
Математический тест Sandra демонстрирует преимущество четырёхъядерного процессора по производительности, хотя от разгона обоих систем тоже выигрыш солидный.
С мультимедийными расширениями всё обстоит по-другому, некоторые тесты выигрывают от архитектуры Intel, другие – от дополнительных ядер AMD.
Существенный прирост производительности памяти, который мы наблюдали в PC Mark, проявил себя и в тесте Sandra Memory Bandwidth.
Сравнение разогнанных систем
В заключительной статье цикла мы приведём сравнение соотношения цена/производительность для всех трёх система на штатных частотах и после разгона. А теперь давайте посмотрим, сколько производительности добавляет разгон каждой из систем.
Мы начнём с процессора с частотой 3,0 ГГц, который дал системе за $4 500 ($4 000 на международном рынке) сравнительно небольшой потенциал для разгона Core 2 Extreme QX9650. Этот процессор был выбран за то, что он позволил разогнать систему сильнее, чем на QX9770, обеспечив более высокий процент разгона, а для хорошего охлаждения использовался массивная водяная система.
Средний прирост производительности приложений 34% привёл к 29% общему приросту по сравнению со штатными частотами. Немалую роль сыграл и разгон видеокарт, поскольку текущая сборка стартовала с дефицитом производительности по сравнению с мартовской системой для геймеров.
Компьютеру по цене $1500 (с бюджетом $2000) не так повезло: попался Core 2 Quad QX6600 с не самым лучшим степпингом, но мы надеялись сильнее раскрыть его потенциал с помощью “младшей” версии крупного кулера, отобранного для дорогой системы. Сможет ли компактный водяной кулер обеспечить хороший разгон?
В данной системе лидерами оказались синтетические тесты, обеспечившие 34% прирост производительности по сравнению со штатными частотами. Средний пророст производительности от разгона составил 28% – чуть меньше, чем у high-end сборки.
Компьютер $1000 оснащён процессором с низкой штатной частотой, что позволило надеяться на хороший разгон, хотя ограничения бюджета не позволили установить мощную систему водяного охлаждения. Но достаточно ли будет кулера CPU Cooler Master Hyper TX2 для хорошего разгона?
По сравнению с мартовской системой мы получили солидный прирост производительности в играх 45%, что привело к среднему приросту 37%. Однако на штатных частотах отрыв новой сборки от мартовской составляет всего 14%. Если сравнивать разгон относительно штатных частот новой сборки, то прирост составил 21%.