Мы внимательно прислушиваемся к отзывам наших читателей. И многие из них пожелали увидеть сборку компактного “игрового кубика” для разных бюджетов. Поэтому нынешние сборки будут посвящены производительным компьютерам в относительно компактных корпусах.
Мы будем собирать системы форм-фактора Micro-ATX, при этом данный стандарт относится к внутренним комплектующим. То есть не следует путать Micro-ATX и некоторые очень компактные системы малого форм-фактора (small form-factor, SFF), такие как продукция barebone от компании Shuttle.
Нацелившись на портативные ПК, мы вместе с тем хотели установить внутрь high-end комплектующие в рамках выбранных бюджетов. Ниже представлена наша сборка за $2500. Цены в долларах приведены для международного рынка, в рублях – для российского рынка на момент публикации. Уточняйте цены по price.ru и другим источникам.
Конфигурация компьютера для геймера за $2500
Компонент
Модель
Цена (межд. рынок)
Цена (Россия)
Материнская плата
DFI LANParty Jr X58-T3H6 Micro-ATX, Intel X58/ICH10R, LGA1366
(*) Приведена цена аналогичных комплектующих, поскольку данная модель отсутствует на российском рынке.
Мы придерживались данного списка при подборе комплектующих, однако в магазинах явно ощущалась нехватка видеокарт GeForce GTX 295, которые нам пришлось покупать по одной. В итоге визуально видеокарты отличаются от штатных, хотя “начинка” у них одинаковая. В любом случае, на результат это не повлияло.
Корпус: Silverstone SG03
Процесс выбора комплектующих для компактной системы практически обратный тому, что мы использовали для сборки крупных компьютеров. Дело в том, что корпус меньшего размера заставил нас подбирать комплектующие под него, чтобы они нормально умещались и работали. Поэтому начнём с корпуса.
Корпуса-“кубики” часто выбирают за портативность, но “кубики” с поддержкой материнских плат Micro-ATX становятся слишком уж широкими. Мы нашли “кубик” для нашей “бюджетной” сборки шириной 26,4 см (10,4″), но для системы за $2500 мы хотели подобрать что-то поуже. Маленькие габариты основания 20,1 см x 31,2 см (7,9″ x 12,3″) позволяют корпусу занимать меньше места на столе, пусть площадь всё равно оказывается в два раза больше, чем у типичного мини-ПК Shuttle.
Высота вызывает не так много проблем, как ширина, поэтому мы с лёгкостью выбрали корпус Silverstone SG04B-H. Увы, но они как раз закончились незадолго до того момента, когда мы делали заказ. Пришлось взять функционально идентичную замену SG03-B.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Когда корпус лежит на боку, SG03 очень напоминает “кубики” Silverstone, разве что предоставляет дополнительное пространства по бокам, то есть вверху и внизу корпуса, если поставить его вертикально. Дополнительное пространство и позволило установить внутрь все наши high-end комплектующие, а большинство “кубиков” просто не дадут это сделать. Перенос оптического привода наверх позволил ему не конфликтовать с очень длинными блоками питания, а перенос жёстких дисков вниз решил потенциальные конфликты с двумя огромными видеокартами.
Нажмите на картинку для увеличения.
Две узкие дверцы окружают решётку для нагнетательных вентиляторов; два вентилятора, показанные ниже, уже установлены. За левой дверцей скрываются передние порты, а за правой – светодиоды активности и кнопка сброса.
Нагнетательные вентиляторы: два Scythe S-Flex SFF21F
Нажмите на картинку для увеличения.
Мы выбрали два вентилятора Scythe S-Flex SFF21F, которые заменили один вентилятор, штатно работающий в корпусе Silverstone. Каждый из вентиляторов способен продувать 63,7 кубических футов в минуту (CFM) при уровне шума 28,0 децибел (максимальная скорость). Технология Sony Fluid Dynamic Bearing обеспечивает низкий уровень шума, и при этом время наработки на отказ составляет 150 000 часов (MTBF), что действительно впечатляет.
Вытяжной вентилятор: Silverstone FX121
Нажмите на картинку для увеличения.
Поскольку у нас не было места для полноразмерного вентилятора, мы взяли Silverstone FX121 Cross Flow Blower. Он облегчал охлаждение стабилизаторов напряжения CPU и выбрасывал наружу тёплый воздух, накапливающееся в районе сокета CPU. Производительность составляет 14 кубических футов в минуту, а уровень шума – 26 децибел. Как видим, вентилятор не очень эффективный, но другие варианты просто не умещались.
Материнская плата: DFI LANParty Jr X58-T3H6
После выбора небольшого корпуса, в который можно уместить две крупные видеокарты и немаленький блок питания, следующей задачей стал поиск материнской платы, которая бы смогла поддерживать эти видеокарты, и при этом тоже вошла бы в корпус. Добавление в наш список процессоров Intel Core i7 облегчило выбор, поскольку в используемом нами магазине Newegg было все две материнские платы на чипсете X58 в форм-факторе Micro-ATX.
Нажмите на картинку для увеличения.
DFI может похвастаться солидной историей выпуска материнских плат Micro-ATX для геймеров, и модель LANParty Jr X58-T3H6 во многом идентична полноразмерной X58-T3eH6. Два слота PCI Express (PCIe) 2.0 x16 дают примерно в два раза больше пропускной способности, чем нужно большинству современных high-end графических процессоров, да и LANParty Jr выгодно выделяется полным набором функций разгона.
Однако у LANParty Jr отсутствует контроллер IEEE-1394 FireWire. Конечно, большинству пользователей он вообще не нужен, но нам показалось не идеальным оставлять “мёртвым” соответствующий разъём передней панели. Мы нашли решение, о котором расскажем чуть позже.
Видеокарты: 2 x EVGA GeForce GTX 295 в SLI
Мы изначально нацеливались на две стандартные (чёрные) видеокарты GeForce GTX 295, однако они кончились на складе. Поэтому мы взяли две модели Red Edition.
Нажмите на картинку для увеличения.
Спецификации видеокарт EVGA Red Edition соответствуют эталонным, даже система охлаждения стандартная, однако видеокарты индивидуально раскрашены, включая даже слотовую заглушку. Все эти визуальные прелести никак не влияют на производительность, но цена оказалась выше примерно на $50 за каждую карту. Поскольку обычные видеокарты продаются и вполне доступны, а наши модели работают на штатных тактовых частотах, мы будем их рассматривать как обычные GeForce GTX 295.
Блок питания: Corsair CMPSU-1000HX
Блок питания Corsair HX1000W стоит разумных денег и даёт достаточную мощность для надёжного питания пары видеокарт GeForce GTX 295.
Нажмите на картинку для увеличения.
Corsair даже прилагает шесть отдельных кабелей питания PCIe – два подсоединены жёстко, а четыре съёмные. Это позволяет запитать до трёх видеокарт.
Нажмите на картинку для увеличения.
Выбор правильных разъёмов позволяет сборщику сбалансировать нагрузку по двум линиям 12 В. Мы сделали так, чтобы две шестиконтактных вилки PCIe разделяли нагрузку вместе с CPU, а две восьмиконтактных вилки PCIe – с оставшимися компонентами системы.
Процессор: Intel Core i7-920
Три доступных процессора для LGA-1366 довольно сильно отличаются по цене, поэтому для сборки за $2500 мы решили сэкономить и взять самый дешёвый Core i7 920. От перехода на Core i7 940 выигрыш незначительный, хотя медный кулер более дорогого Core i7 Extreme Edition 965 пришёлся бы на руку.
Мы надеялись получить степпинг D0, но из магазина нам выслали розничный образец C0. К сожалению, магазин Newegg не позволяет указывать при выборе версию степпинга.
Нажмите на картинку для увеличения.
Ограниченное пространство между материнской платой и блоком питания нашего корпуса серьёзно сузило выбор систем охлаждения. Silverstone продаёт кулер Nitrogon, который умещается без вентилятора, однако многие пользователи даже относительно холодных процессоров Core 2 высказывали опасения насчёт недостаточного охлаждения при использовании нагнетательного вентилятора блока питания для продувания воздуха через радиатор Silverstone. Мы решили остаться со штатным алюминиевым кулером Intel Core i7 920, хотя мы с завистью поглядывали на его медный аналог у более дорогого Intel Core i7 EE-965.
Память: Mushkin Enhanced 998679 6.0 GB DDR3-1600
Трёхканальный набор Mushkin 998679 6.0 GB привлёк наше внимание своей невысокой ценой, а также довольно приятными задержками DDR3-1600 CAS 7-8-7-20 в нашем обзоре high-end модулей памяти. Цена затем ещё снизилась, что тоже хорошо. В России данный набор купить сложно, поэтому вы можете выбрать любую другую память. Желательно с низкими задержками.
Нажмите на картинку для увеличения.
Модули из предыдущей партии смогли дать впечатляющие тактовые частоты, но в данном случае более свежая версия обеспечила уровень 1800 МГц. Впрочем, нас больше интересовали не высокие частоты, а низкие задержки.
Жёсткие диски: 2 x Western Digital RE3 500 GB в RAID 0
Мы решили установить внутрь два жёстких диска в массиве RAID 0, обеспечивающем максимальную производительность. Напомним, что RAID-контроллер в данном случае будет распределять информацию по обоим жёстким дискам (и считывать аналогичным образом), эффективно увеличивая пропускную способность чтения и записи. Но следует помнить, что если один винчестер выйдет из строя, то вы потеряете все данные. Поэтому регулярно выполняйте резервирование.
Нажмите на картинку для увеличения.
Если бы мы ориентировались только на игры, то наверняка выбрали бы твёрдотельный накопитель (SSD). Однако мы решили собрать сбалансированную и более универсальную систему, готовую для мультимедийных функций. Поэтому без ёмкого хранилища не обойтись, чтобы хватило места не только на игры, но ещё и на фильмы высокого разрешения и на фотографии.
Два жёстких диска Western Digital WD50002ABYS поддерживают несколько функций RAID, которые вряд ли будут интересны в простом массиве RAID 0 с двумя HDD. Однако линейка RAID Edition 3 обеспечивает такой же уровень производительности, что и современные настольные винчестеры Black Edition, и при этом они сертифицированы для работы в режиме 24/7, а гарантия составляет пять лет.
Оптический привод: LC GGC-H20LK Blu-ray Disk/HD-DVD ROM с DVD+/-R/RW
Формат дисков Blu-ray должен рано или поздно стать популярным, поэтому вряд ли владельцы системы за $2500 должны лишать себя его поддержки. Комбо-привод LG добавляет поддержку чтения HD-DVD, что будет полезным, если вы найдёте фильмы на распродаже.
Нажмите на картинку для увеличения.
Почти каждому нужна поддержка записи на CD или DVD, и привод LG справляется с этой задачей “на ура”. Конечно, GGC-H20LK не бьёт рекордов по скорости, которая составляет 16x DVD+/-R, но выполняет свою работу, так что вам не потребуется устанавливать второй привод, тем более что компактный корпус его не поддерживает.
Магазин Newegg вложил в комплект поставки аркадный авиасимулятор Tom Clancy H.A.W.X от Ubisoft.
Сборка
Из-за компактного размера устанавливать комплектующие в корпус Silverstone SG03 нужно в определённом порядке. Мы начали с установки CPU, кулера и памяти на материнскую плату DFI LANParty Jr X58-T3H6.
Нажмите на картинку для увеличения.
Чтобы избежать мешанины, кабели передней панели лучше прокладывать под материнской платой, а уже потом крепить плату винтами.
Нажмите на картинку для увеличения.
Жёсткие диски устанавливаются на специальные салазки, а оптический привод крепится в верхнем отсеке винтами. Теперь можно переходить к подключению кабелей, поскольку блок питания и видеокарты помешают это сделать в будущем.
Нагнетательные вентиляторы крепятся к передней панели, а кабели питания от них подключаются к материнской плате.
Нажмите на картинку для увеличения.
Затем мы установили вытяжной вентилятор, видеокарты и блок питания (в таком порядке). Перед установкой блока питания нужно подключить вилку EPS12V к материнской плате, после чего кабель питания следует обернуть так, чтобы он не задевал кулер CPU. Осталось подключить оставшиеся кабели питания.
Мы использовали внутреннюю решётку для вентиляторов, которая входит в комплект поставки корпуса, чтобы в верхний нагнетательный вентилятор не попадали кабели.
Нажмите на картинку для увеличения.
Со стойкой для внешнего 3,5″ привода возникли проблемы, поскольку кабелей питания для видеокарт и жёстких дисков было просто слишком много. Мы бы сняли стойку из корпуса совсем, однако она необходима, чтобы заглушка для 3,5″ отсека удерживалась на месте.
Нажмите на картинку для увеличения.
На материнской плате LANParty Jr X58-T3H6 нет контроллера FireWire, поэтому мы сняли соответствующий кабель передней панели, чтобы он не мешался. А наклейка видеокарты EVGA прекрасно подошла для маскировки “мёртвого порта”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Корпус SG03 с установленным “железом” выглядит довольно привлекательно.
BIOS и разгон
Мы сразу же обратили внимание, что “коробочный” кулер Intel слишком слабый для столь стеснённого пространства – наш процессор во время стрессового тестирования стал включать троттлинг даже на штатных настройках. Снижение напряжения процессора до 1,025 В позволило решить проблему с тепловыделением, повысив вместе с тем эффективность.
Функции энергосбережения CPU и Intel Turbo были активными, а память мы выставили в режим DDR3-1600 CAS 7-8-7-20 на 1,65 В.
Система стабильно работала на своих штатных частотах, но можем ли мы её разогнать? К счастью, у нашего Core i7 920 был некоторый потенциал по разгону даже при сниженном напряжении.
Функции энергосбережения и режим Turbo позволяют системе гибко реагировать на изменения нагрузки, автоматически регулируя тактовые частоты и напряжения.
Проблемы с перегревом заставили остановиться на максимальной стабильной частоте 3,25 ГГц при напряжении CPU 1,0375 В, а небольшое снижение частоты памяти позволило выставить более жёсткие задержки 7-7-6-14.
Схожие проблемы с перегревом не позволили получить приличного разгона видеокарты, но настройки всё равно оказались весьма производительными, а что ещё лучше, система работала абсолютно стабильно при температуре окружающей среды 24,5 градуса Цельсия.
Тестовая конфигурация
Конфигурация за $2500 для геймера
Комплектующие
Штатный режим
Разгон
Материнская плата
DFI LANParty Jr X58-T3H6 Micro-ATX, Intel X58/ICH10R, LGA1366
Version 12.0, Compression = Best, Benchmark: THG-Workload (139 MB)
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Version: 1.02, GPU and CPU scores
PCMark Vantage
Version: 1.00, System, Memory, Hard Disk Drive benchmarks, Windows Media Player 10.00.00.3646
SiSoftware Sandra 2009 SP3
Version 2009.4.15.92, CPU Test = CPU Arithmetic / Multimedia, Memory Test = Bandwidth Benchmark
Результаты тестов
3D-игры
Для обеих менее дорогих систем в нынешнем сравнении мы провели тесты в разрешении до 1920 x 1200, но для компьютера за $2500 вполне ожидать хорошей поддержки игр в “родном” разрешении для 30″ дисплея. Поскольку мы не тестировали другие системы в разрешении 2560 x 1600, дополнительные результаты ниже не повлияют на наше финальное сравнение по соотношению производительность/цена.
Система Quad SLI (через две двухчиповые видеокарты GeForce GTX 295) легко справляется с игрой Crysis даже в разрешении 2560×1600, по крайней мере, при отключённом сглаживании (AA).
Производительность Far Cry 2 в данной конфигурации Quad SLI, похоже, упирается в CPU.
Игра S.T.A.L.K.E.R. помешала высокому разгону наших видеокарт, и разрешение 2560 x 1600 в этой игре полностью ответственно за “консервативные” частоты разгона. Поскольку другие сборки мы в столь высоком разрешении не тестировали, мы не можем ничего сказать о стабильности игры на них.
Игра S.T.A.L.K.E.R. заставляет видеокарты выделять большое количество тепла, но конфигурация Quad SLI обеспечивает вполне нормальную частоту кадров, за исключением режима сглаживания в разрешении 2560 x 1600. Проблема с производительностью в разрешении 2560 x 1600 со сглаживанием на системе Quad SLI идентична тому, что всегда проявлялось в Crysis (возможно, проблема кроется в использовании 896 Мбайт памяти на GPU, а не 1 Гбайт).
World in Conflict на многих системах идёт медленно, но две видеокарты GeForce GTX 295 и процессор Core i7 дают впечатляющую мощь.
Кодирование аудио/видео
Обновление набора тестов не позволило нам сравнивать нынешние сборки с результатами предыдущих ПК для геймера, но из-за одинакового процессора будет весьма интересно сравнить результаты сборки за $2500 с конфигурацией за $1300, которую мы представим в ближайшее время. Но оценить эффект от разгона мы можем.
Разгон на 16% дал ожидаемый прирост производительности 16% в тесте кодирования Lame MP3, но тест iTunes удивил нас разницей в 22%. Возможно, за дополнительный прирост можно благодарить более строгие задержки памяти в разогнанной конфигурации.
Средний прирост производительности 16% в TMPGEnc вполне соответствует разгону, да и 15% отрыва в Mainconcept не удивляет.
Приложения
17% прирост в 3ds Max 2009 немного превышает разгон CPU, причина вновь может заключаться в сниженных задержках разогнанной конфигурации.
Производительность AVG ограничивается многими факторами, доказывая, что разгон бывает полезен далеко не для всех задач.
Разгон улучшает производительность WinRAR и WinZip на 11% и 15%, соответственно.
Синтетические тесты
Синтетические тесты не всегда соответствуют результатам реальных приложений, но они позволяют оценить производительность тех или иных компонент системы.
3DMark выигрывает от улучшенной производительности CPU, GPU и памяти после разгона, но, как правило, данные приложения дают масштабирование напрямую от частоты CPU.
Результаты PCMark сильно зависят от времени запуска приложений, но жёсткие диски разогнать не получится. В итоге мы получаем прирост 7%, что тоже неплохо.
Тест производительности Sandra CPU масштабируется почти идеально в зависимости от тактовой частоты.
Частота памяти в разогнанной конфигурации чуть меньше штатной, однако улучшения по задержкам дали 2% прирост в тесте памяти Sandra Memory Bandwidth.
Энергопотребление и тепловыделение
Для оценки энергопотребления мы продолжаем стрессового нагружать CPU с помощью нескольких потоков Prime95, но на этот раз мы добавили FurMark для максимальной нагрузки и тепловыделения видеокарт. Поскольку FurMark требуются процессорные ресурсы для полной нагрузки GPU, мы отключили потоки 1 и 2 Prime95 в тесте комбинированной нагрузки на GPU и CPU.
Если вас хоть немного беспокоит вопрос энергопотребления, то вас наверняка шокирует тот факт, что high-end игровая система каждый час будет потреблять целый киловатт-час энергии. А если добавить к этому затраты на кондиционирование помещения, то расходы на электричество вырастут ещё сильнее.
На графике показана температура компонентов относительно комнатной (24,5 градуса).
Здесь мы явно наблюдаем проблемы с температурой после разгона видеокарт с двумя GPU. Эксперименты показали, что принудительное нагнетание холодного воздуха в корпус позволяет на 10% увеличить стабильные частоты работы GPU, но мы на такие трюки не пошли.
Нагрев CPU был не таким существенным, поскольку мы использовали процессор с низким напряжением ядра. Более эффективный штатный кулер от Core i7 Extreme Edition 965 позволил бы на этом более дорогом процессоре получить более высокие частоты, и в нашем случае производительности кулера явно не хватало. Мы не знаем, почему Intel решила ограничить максимальную скорость вентилятора 2100 об/мин, когда системы автоматической регулировки скорости позволяют вентилятору на 3000 об/мин давать схожий уровень шума при типичной нагрузке. И очень обидно, что наш тесный корпус не позволил установить более эффективные системы охлаждения CPU.
Заключение
Наш компьютер за $2500 определённо даёт ощущение производительности, но нужно дождаться результатов следующей сборки, чтобы посмотреть, сможет ли он выдержать конкуренцию со стороны менее дорогих ПК. Ну а пока что позвольте привести влияние разгона на производительность и эффективность.
Если видеокарты лучше всего разогнались в процентном отношении к базовой частоте, самый большой прирост наблюдается в тестах кодирования аудио/видео, которые зависят от производительности CPU.
Но разгон увеличил тепловыделение, а горячая система обычно не такая эффективная по энергопотреблению, как холодная. Не повредил ли разгон эффективности?
Приятно видеть, что эффективность увеличилась на 1% (на самом деле на 0,6%, мы сделали округление) после разгона. Всё это благодаря тому, что процессор согласился работать на более высоких тактовых частотах от напряжения даже меньше штатного.
Проблемы с поставками заставили нас использовать другие видеокарты, но они работают со штатными спецификациями, поэтому на результат это не повлияло. И хотя сборка получилось немного не такой, какой мы её планировали изначально, система всё равно оказалась довольно приятной.