Во время продумывания нашей сентябрьской сборки мы поставили перед собой цель – собрать наиболее мощную “бюджетную” игровую машину, чем когда-либо в данном цикле статей, причём как на штатных частотах, так и после разгона. Игровой компьютер за $650 с лёгкостью удовлетворил этой цели благодаря сочетанию процессора AMD Phenom II X2 550 Black Edition и двух видеокарт Radeon HD 4850.
Мы уделили основное внимание игровой производительности, поэтому данная система иногда несколько уступала предыдущим “бюджетным” сборкам по кодированию мультимедийной информации и в других приложениях. После завершения сентябрьских сборок остался вопрос: смог бы другой недорогой процессор и кулер стороннего производителя обеспечить не меньший уровень игровой производительности, увеличив при этом и производительность приложений?
Поэтому в данной сборке мы решили вернуться к линейке Intel Pentium E5x00 в последний раз, оснастив этот старый добрый процессор с прекрасным потенциалом разгона мощным графическим решением, которое он заслуживает.
В сентябре 2009 мы бы легко построили данную конфигурацию за $650, однако проблемы с доступностью и повышение цен заставили усомниться в наших планах. Для начала, цены на память DDR2 просто взлетели, поскольку производство перенацелилось на память DDR3. Самый дешёвый комплект 4 Гбайт памяти CL5 DDR2-1066, который стоил в сентябре $50 на международном рынке, сегодня стоит $90 (от 4 тыс. рублей в России), поэтому он уже не даёт экономию по сравнению с DDR3. На самом деле, даже недорогие 4-Гбайт комплекты обычной памяти DDR2-800 сегодня стоят от $74 (от 2,5 тыс. рублей в России).
Как вы наверняка знаете, цены на видеокарты к Новому году тоже подросли (впрочем, в России они практически и не опускались). Видеокарты линейки Radeon HD 4800 начали быстро исчезать, а оставшиеся модели стали продаваться по завышенной цене. В прошлой сборке мы смогли взять видеокарты Sapphire за $95 каждая на международном рынке, но сегодня самая дешёвая пара Radeon HD 4850 обойдётся в $240 (от 8 тыс. рублей в России). Мы уже присмотрели весьма приятную материнскую плату на основе Intel P45 с поддержкой CrossFireX и солидными возможностями разгона, но оперативная память и видеокарты поставили нас перед трудным выбором.
Конечно, можно было бы взять одну видеокарту Radeon HD 4890 за $180 (от 6,3 тыс. рублей в России), но это похоронило бы под собой надежды достичь такой же производительности, что и у нашей предыдущей пары Radeon HD 4850. Пара видеокарт XFX Radeon HD 4870 512MB по цене $125 каждая (от 5 тыс. рублей в России) с мостиками CrossFire обеспечила оптимальное соотношение цена/производительность. К сожалению, сразу же после заказа цены на эти видеокарты увеличились до $175.
Если вы давно знакомы с нашими сборками, то наверняка помните, что изначальный бюджет недорогого игрового ПК $500 был затем увеличен до более интересного значения $625, чтобы получить новый уровень производительности. Но цены на комплектующие в последнее время увеличились, поэтому для достижения “золотой середины” нам пришлось в данном случае увеличить бюджет до $700. Впрочем, это всё равно дешевле, чем если бы решили пересобрать сегодня сентябрьскую сборку за $650.
Самая большая жертва в нынешней сборке за $700 касается памяти – нам пришлось брать самый дешёвый 4-Гбайт комплект DDR2-800.
Ниже представлена наша сборка за $700. Цены в долларах приведены для международного рынка, в рублях – для российского рынка на момент публикации. Уточняйте цены по price.ru и другим источникам.
Двуядерный 45-нм процессор на основе Wolfdale работает на частоте 2,6 ГГц и оснащён кэшем L2 объёмом 2 Мбайт, частота шины FSB составляет 800 МГц.
Конечно, процессор E5300 не очень впечатляет на штатных тактовых частотах, однако его главными преимуществами являются цена (от 2000 руб.) и прекрасный потенциал разгона.
Кулер CPU: Xigmatek HDT-SD964
Нажмите на картинку для увеличения.
Кулер Xigmatek HDT-SD964 стоит не очень дорого – $22 (от 800 руб.), при этом он выдаёт относительно низкий уровень шума и обеспечивает прекрасное охлаждение для нашего двуядерного Pentium E5300. Тепло рассеивается четырьмя тепловыми трубками, алюминиевыми рёбрами и 92-мм вентилятором с изменяемой скоростью вращения.
Материнская плата: DFI BI P45-T2RS
DFI Blood Iron P45-T2RS – “бюджетная” материнская плата на основе чипсета Intel P45, которая обеспечивает стабильную работу и длительный срок эксплуатации системы. Она полностью оснащена твёрдотельными конденсаторами, но система питания скромная – четыре фазы. К сожалению, в России продукция DFI представлена скудно, поэтому мы рекомендуем брать любую приличную материнскую плату на Intel P45 с хорошими возможностями разгона.
Нажмите на картинку для увеличения.
Пару слотов x16 PCI Express (PCIe) 2.0 можно конфигурировать с помощью массива перемычек как один слот x16 или два слота x8. Обычные алюминиевые радиаторы указывают на то, что материнская плата явно не предназначена для экстремального разгона, но в полнофункциональном Genie BIOS можно найти приличный набор настроек и напряжений, что прекрасно подойдёт энтузиастам с небольшим бюджетом.
Память: Corsair VS4GBKIT800D2 G
Нажмите на картинку для увеличения.
Рост цен на память DDR2 заставил нас потрудиться, чтобы найти недорогой 4-Гбайт комплект PC2-6400. Модули DDR2-800 Corsair Value Select с задержками 5-5-5-18 не имеют больших радиаторов и не отличаются низкими таймингами, но производитель даёт пожизненную гарантию.
Опять же, в России эти модули отсутствуют, поэтому мы рекомендуем брать любую приличную память DDR2-800 от известного производителя.
Видеокарты: две XFX HD-487A-YWFC Radeon HD 4870 512MB в CrossFire
По цене $125 за штуку (от 5000 руб. в России), эти видеокарты Radeon HD 4870 с эталонными тактовыми частотами можно назвать прекрасным выбором для геймеров.
Нажмите на картинку для увеличения.
В комплект поставки входят мостики CrossFire, то есть для работы в режиме CrossFire вам не придётся нести дополнительных издержек. Данные видеокарты стоят ненамного дороже пары Radeon HD 4770 или Radeon HD 4850. XFX также включила в комплект поставки пару переходников питания Molex-to-PCIe, переходник DVI-to-VGA, а на видеокарты даётся пожизненная гарантия.
Жёсткий диск: Samsung Spinpoint F3 HD502HJ 500GB
Нажмите на картинку для увеличения.
По цене, производительности и ёмкости модель Samsung Spinpoint F3 HD502HJ является “золотой серединой” для нашего недорогого игрового ПК. Этот жёсткий диск на 500 Гбайт с одной пластиной имеет скорость вращения шпинделя 7200 об/мин и оснащён кэшем 16 Мбайт. Добавим к этому трёхлетнюю гарантию производителя.
Корпус: Antec Two Hundred
Корпус Antec Three Hundred прекрасно бы подошёл для приличного игрового компьютера, но он выходил за рамки нашего бюджета. К счастью, Antec недавно представила менее дорогую модель Two Hundred.
Оба корпуса имеют много общего: 3 x 5,25” внешних отсека, 7 x 3,5” внутренних отсеков, монтаж блока питания снизу, сетчатую переднюю панель, 140-мм вытяжной вентилятор сверху, задний 120-мм вытяжной вентилятор, а также доступное пространство для добавления трёх передних 120-мм нагнетательных вентиляторов. Однако предустановленными вентиляторами в нашем корпусе Two Hundred оказались две модели TwoCool с переключателями высокой/низкой скорости работы вместо вентиляторов TriCool с тремя позициями скоростей в корпусе Three Hundred.
Габариты у корпусов близкие, но Two Hundred весит примерно на полкило меньше. Среди других уникальных функций отметим 3,5” оснастку SATA с внешним доступом и “горячей заменой”, а также вырез под CPU в лотке для материнской платы, который облегчает монтаж пластины крепления процессора.
Блок питания: Antec EarthWatts EA650 650W
Нажмите на картинку для увеличения.
Мы вновь выбрали весьма доступный блок питания Antec EarthWatts EA650, который уже неплохо послужил нам в сентябрьской сборке игрового ПК за $650. Он предоставляет ток 45 А по линиям +12 В, обеспечивает эффективность 80 PLUS, тихую работу, а также подкрепляется трёхлетней гарантией.
Поскольку у блока питания есть только 1x 6-контактная и 1x 6+2-контактная вилки PCIe, то нам пришлось воспользоваться двумя переходниками питания с Molex для подключения наших видеокарт. Учитывая мизерное энергопотребление нашего двуядерного CPU, мы посчитали, что EA650 обеспечит достаточно питания для нашей игровой системы.
Оптический привод: Samsung Black 22X DVD Burner SATA (SH-S223C)
Нажмите на картинку для увеличения.
Привод SH-S223B, который мы использовали в предыдущей сборке, закончился на складе, поэтому мы взяли немного другую модель, чтобы остаться в пределах бюджета $700. Мы встречали в Интернете негативные отклики по поводу этой модели, но у нас этот привод работал довольно тихо, мы не испытывали каких-либо проблем при его использовании для установки приложений или при записи дисков на скорости выше заявленной 16x для наших “болванок”.
Сборка
Собирать систему было очень просто. Нам не потребовалось менять перемычки PCIe, поскольку материнская плата DFI BI P45-T2RS уже была предварительно настроена на работу в режиме x8/x8 CrossFire, а не в режиме одного слота x16.
Корпус Antec Two Hundred обеспечил достаточно места для всех наших компонентов, и в отличие от Rosewill Wind Ryder, который мы использовали в сентябрьской сборке, нам не пришлось жертвовать отсеками HDD, чтобы уместить две видеокарты Radeon.
Единственная наша жалоба касается выбора блока питания со всего двумя вилками PCIe. Обычно мы избегаем использования переходников питания, но в наш бюджет не вписалась бы модель с четырьмя вилками PCIe, такая как Corsair CMPSU-750TX. Каждый переходник питания использует две вилки Molex, то есть нам потребовалось четыре вилки в передней части корпуса, а ещё одну пришлось протянуть к задней части корпуса, чтобы запитать два вытяжных вентилятора. Конечно, серьёзной проблему не назовёшь, но нам пришлось устранять всё это безобразие, используя большее количество затяжек.
Разгон
Как и можно было ожидать, процессоры Pentium E5200 и E5300 “выдыхаются” при намного меньшей частоте FSB, чем другие процессоры на основе дизайна Wolfdale, такие как Core 2 Duo E7300 или E8400. К счастью, 800-МГц FSB приводит к высокому множителю, а также и к тому, что при FSB-1333 мы легко превосходим частоту ядра 4,0 ГГц. В нашем случае мы упёрлись в ограничение 340 МГц (FSB-1360) на нашей системе, что устранило необходимость в последующем повышении напряжений, обычно связанных с серьёзным разгоном FSB.
Как мы неоднократно упоминали, разгон – дело удачи, результаты разгона могут меняться от одного экземпляра процессора к другому. Высокое штатное напряжение VID нашего E5300 стало первым намёком на то, что процессор не будет масштабироваться так же хорошо, как модель E5200 со штатным напряжением 1,125 В, которую мы получили во время сборки компьютера за $600 в мае 2009.
Мы начали с частоты FSB-1333 и множителя 9, после чего проверяли стабильность после каждого увеличения множителя. Как мы обнаружили, частота 3,33 ГГц оказалась полностью стабильной на штатном напряжении, но переход на 3,5 ГГц привёл к краху во время загрузки Windows. Для стабильной работы нам пришлось увеличить напряжение на 50 мВ, ещё один прирост 50 мВ потребовался для достижения частоты 3,66 ГГц. Таким образом, масштабирование частоты данной модели Pentium оказалось примерно на 200 МГц хуже, чем у экземпляра, который мы тестировали в мае 2009.
Мы продолжили увеличение множителя с шагом в 0,5, а также повышение напряжения CPU до уровня стабильной работы. В итоге наш E5300 успешно выполнил 20-минутное стрессовое тестирование на частоте 4,0 ГГц, но нам пришлось повысить напряжение до уровня 1,488 В в режиме бездействия (1,456 В под нагрузкой), чтобы сохранить стабильность. Это напряжение превышает уровень всех других E5200, которые мы тестировали до этого на данной частоте. И оно явно превышает разумный уровень для продолжительной работы системы, поэтому мы решили не проводить расширенное тестирование стабильности на данной частоте.
После многочисленных сбоев во время нашего тестирования на вроде бы стабильных частотах, мы остановились на 3,83 ГГц с напряжением 1,424 В в режиме бездействия (1,392 В под нагрузкой). После проведения всех тестов производительности мы обнаружили ещё один стабильный уровень – 3,9 ГГц с напряжением 1,456 В в режиме бездействия (1,424 В под нагрузкой).
Разгон на материнской плате DFI BI P45-T2RS оказался весьма любопытным. С положительной стороны отметим, что материнская плата редко отказывалась проходить POST, а также успешно восстанавливала параметры каждый раз после сбоя, что избавляло от очистки CMOS с помощью перемычки. Проблема же заключается в существенном потраченном времени, которое ушло у нас на поиск полностью стабильного разгона. Масштабирование напряжения с нашим процессором E5300 было непредсказуемым, мы тратили немало времени на поиск разогнанных частот, которые потом всё равно оказывались нестабильными. К сожалению, у нас осталось мало времени на поиск предельных значений частоты и задержек памяти, да и мы даже не смогли загрузиться в режиме DDR2-1066, не говоря уже о прохождении теста стабильности Memtest 86+.
Полнофункциональный Genie BIOS наполнен разными настройками и значениями напряжений, а если нажать на F9, то появятся дополнительные регулировки, которые обычно встречаются только у материнских плат класса энтузиастов. Мы не сомневаемся, что если потратить ещё больше времени на тонкую настройку, то из системы можно выжать ещё больше. Полученный нами разгон пусть и не будет идеальным, но он обеспечивает полностью стабильное рабочее окружение.
А если вам не нравится идея ковыряться в BIOS, то DFI даже предлагает заранее сконфигурированные профили и систему автоматического разгона (auto-boost system, ABS), которая позволяет сохранять, загружать и обмениваться настройками BIOS. Профиль для процессоров FSB-800 без проблем заработал с нашим процессором E5300 на частоте 3,46 ГГц (266 x 13), хотя при этом к процессору было приложено большее напряжение, чем необходимо для работы на подобной частоте.
Разгон двух XFX Radeon HD 4870 оказался простым и успешным. Мы постепенно увеличивали частоту GPU, а затем взялись и за память GDDR5, после чего мы получили нормальную работу видеокарт в режиме 790 МГц/1100 МГц, который был доступен в Catalyst Control Center. Вентиляторы видеокарт мы вручную выставили на уровень 100% с самого начала, но затем мы снизили скорость до 85% для проведения финальных тестов стабильности и производительности.
Тестовая конфигурация
Аппаратное обеспечение системы для геймера за $700 (декабрь 2009/январь 2010)
Version x64 3.90, Dictionary = 4,096KB, Benchmark: THG-Workload (334MB)
WinZip 12
Version 12.1, WinZip Command Line Version 3.0 Compression = Best, Benchmark: THG-Workload (334MB)
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Version: 1.01, GPU and CPU scores
PCMark Vantage
Version: 1.00, System, Memory, Hard Disk Drive benchmarks, Windows Media Player 10.00.00.3646
SiSoftware Sandra 2009 SP4a
Version 2009.9.15.130, CPU Test = CPU Arithmetic / MultiMedia, Memory Test = Bandwidth Benchmark
Результаты тестов
3D-игры
Несмотря на мощное графическое решение, нас не удивило, что система на штатных тактовых частотах не очень хорошо показала себя в Crysis. Если предыдущая сборка на основе Phenom II справилась с режимом высокой детализации вплоть до разрешения 1920×1200, то нынешняя сборка едва даёт 40 fps в самом низком разрешении.
После разгона обе системы обеспечивают схожий уровень игры, хотя сентябрьская сборка смогла всё же выдать более высокую частоту кадров в низком разрешении.
Производительность на штатных частотах в режиме детализации “Very High” оставляет желать лучшего, но разгон позволяет уже худо-бедно играть. По мере увеличения разрешения дополнительная графическая производительность пары Radeon HD 4870 позволяет нынешней сборке оторваться от предыдущего ПК за $650.
Очевидно, что Far Cry 2 упирается в производительность CPU на штатных тактовых частотах и после разгона. Если бы мы включили в диаграмму разогнанную сентябрьскую сборку, то она победила бы во всех разрешениях.
Картина изменяется после того, как мы повышаем детализацию до уровня Ultra и включаем 4x AA. Здесь пара Radeon HD 4870 даёт существенно более плавную игру – по крайней мере до планки, когда нам требуется больше 512 Мбайт памяти в разрешении 2560×1600. На штатных частотах нынешняя сборка вновь не впечатляет.
Разгон обеспечивает впечатляющее 42% увеличение в производительности World In Conflict, хотя вполне понятно, что в данных настройках мы упираемся в производительность CPU.
Включение сглаживания (AA) и 16x анизотропной фильтрации (AF) не влияет на производительность нашей сборки за $700 на штатных тактовых частотах вплоть до разрешения 1920×1200. Фактически, даже разогнанная система получает падение на два кадра в секунду (fps) после активации улучшенных опций качества в разрешении 1920×1200. В разрешении 2560×1600 пара Radeon HD 4870 показывает себя намного лучше, чем пара Radeon HD 4850 в сентябрьской сборке, хотя из-за памяти 512 Мбайт могут наблюдаться рывки.
Средняя частота кадров превышает 60 fps, а минимальная находится в области 35 fps, так что даже на штатных тактовых частотах наша сборка за $700 обеспечивает вполне приличную производительность в Fallout 3. На данных настройках разогнанный ПК за $700 пытается догнать сентябрьскую систему на штатных тактовых частотах.
И вновь наш компьютер на штатных тактовых частотах обеспечивает вполне приличную производительность, хотя минимальная частота кадров теперь падает до того же уровня 26 fps, что и у разогнанной сентябрьской сборки. Истинная мощь пары HD 4870 не видна до разрешения 2560×1600, когда разогнанная система за $700 обходит сентябрьскую сборку по средней и минимальной частоте кадров.
Данный тест сильно ориентирован на графическую подсистему, поскольку разогнанная сентябрьская сборка может конкурировать с нынешней сборкой только до разрешения 1680×1050. Разгон CPU, FSB и Radeon HD 4870 даёт у нынешней сборки прирост производительности 25%.
Вне всякого сомнения, нынешняя сборка побеждает сентябрьскую в этой игре благодаря более мощному графическому решению. Средняя частота кадров в разрешении 2560×1600 уже вполне достойная, она почти в два раза превышает уровень сентябрьской сборки. Впрочем, из-за ограничения 512 Мбайт видеопамяти рывки иногда наблюдаются.
Кодирование аудио/видео
Тесты кодирования аудио iTunes и Lame отдают преимущество тактовой частоте, а не числу вычислительных ядер, а разгон обеспечивает почти 50% прирост производительности.
Мы обновили версии обеих утилит, поэтому не можем напрямую сравнивать с предыдущими сборками, но в данных тестах мы и раньше наблюдали, что Pentium E5300 при равных тактовых частотах легко обгоняет AMD Phenom II.
Мы используем обновлённую версию TMPGEnc, но это ничего кардинальным образом не меняет. Разгон уменьшает время кодирования DivX и Xvid, в среднем, на 43%.
Тест кодирования MainConcept после разгона выполняется на 45% быстрее. Нынешняя сборка на штатных тактовых частотах выполняет кодирование на 45 секунд дольше, чем сентябрьская, но обеспечивает преимущество в 14 секунд при сравнении разогнанных систем.
Приложения
Нынешний “бюджетный” компьютер выполняет кодирование одного кадра 1080p на четыре секунды дольше по сравнению с сентябрьской сборкой, но оказывается на девять секунд быстрее после разгона обеих систем.
При равных тактовых частотах наши три предыдущие двуядерные сборки давали одинаковую производительность в AVG. Чтобы ускорить время сканирования, нам нужно выбрать процессор с большим числом ядер.
Мы наблюдаем более существенное снижение времени архивации нашего разогнанного ПК в WinZip, чем в WinRAR. Переход на новые версии обоих приложений не позволяет однозначно говорить о победе по сравнению с сентябрьской сборкой.
Тест Photoshop мог бы использовать дополнительные ядра, но разгон всё равно даёт существенное 47% снижение времени выполнения четырёх фильтров на фотографии TIF 15,7 Мбайт.
Синтетические тесты
Разгон даёт определённые преимущества, особенно в прогонах, где на производительность серьёзно влияет CPU. Увеличение же в прогоне Extreme больше связано с разгоном Radeon HD 4870.
В нынешней сборке за $700 используется более сильная пара видеокарт, поэтому она оставляет сентябрьскую сборку за $650 далеко позади в 3DMark Vantage, хотя Phenom II X2 550 побеждает на штатных тактовых частотах по результату CPU.
Разгон обеспечивает существенный прирост в нынешней “бюджетной” сборке по сравнению с тем, что мы видели в сентябре. Нынешняя сборка одерживает небольшую победу на штатных и разогнанных тактовых частотах в тесте HDD, но теряет в тесте продуктивности. По общим системным результатам нынешняя сборка сильно проигрывает на штатных тактовых частотах, но значительно выходит вперёд после разгона.
Разгон дал нам ощутимый прирост производительности во всех тестах Sandra 2009. Помните, что мы не меняли частоту памяти и задержки, поэтому прирост пропускной способности памяти является следствием увеличения частоты FSB и CPU. Конечно, мы обновили версию теста, но пропускная способность памяти всё равно меркнет по сравнению с интегрированным контроллером памяти сентябрьской сборки на Phenom II.
Энергопотребление
Во всех тестах нашей сборки за $700 мы отключали функции энергосбережения, а план электропитания Windows 7 был выбран с максимальной производительностью. Давайте посмотрим на энергопотребление системы, которое мы измеряли от розетки.
Обычно мы отмечаем приятно низкое энергопотребление двуядерных процессоров Wolfdale, но пара видеокарт Radeon HD 4870 существенно повлияла на энергопотребление в режиме бездействия и под нагрузкой. Пиковое энергопотребление менее 500 Вт от розетки должно снять любые сомнения насчёт того, достаточно ли мощности блока питания EarthWatts EA650 для нашей системы.
Показана разница от комнатной температуры.
Хотя наша система стабильно работала под разгоном и без дополнительных предосторожностей, мы всё же выставили оба вытяжных вентилятора корпуса Antec Two на максимальную скорость и повысили скорость вращения вентиляторов видеокарт до 85%. В результате температура обоих GPU после разгона оказалась ниже, чем на штатных частотах (когда скорость вращения была выставлена в Auto). Тепловыделение в данном случае явно не вызвало каких-либо проблем, и если температура окружающего воздуха будет меньше, мы наверняка сможем выставить частоту Pentium E5300 на 3,9 или 4,0 ГГц, пусть даже для этого придётся поднять напряжение.
Заключение
Если вы читали наше руководство по сборке сбалансированного игрового ПК, то вас вряд ли удивит, что процессор E5300 на штатных тактовых частотах ограничивает производительность нынешней сборки в играх. Честно говоря, мы бы не стали рекомендовать эту конфигурацию тем пользователям, кто не планирует разгонять систему, поскольку платформе явно не хватает баланса на штатных тактовых частотах, ей требуется более мощный CPU.
Если вы не планируете разгонять систему, то лучше сэкономить деньги на кулере стороннего производителя и взять более мощные процессоры Pentium E6500, AMD Athlon II или AMD Phenom II.
Конечно, мы специально собирали нынешнюю систему для разгона, который обеспечил приличный 33% прирост по производительности при всего 17% увеличении среднего энергопотребления.
Остаётся вопрос: смогла ли разогнанная система достичь целей, которые мы поставили? Победы, которые следовали одна за другой в тестах кодирования аудио/видео и приложениях продуктивности явно говорят, что цель достигнута, но переход на Windows 7 и обновление тестовых приложений не позволяют говорить о чистой победе. И если уж нам нужна максимальная производительность в приложениях, то процессор, способный одновременно выполнять большее число потоков, явно превзойдёт двуядерный CPU, пусть даже и разогнанный.
Как насчёт игр? В конце концов, мы собираем игровой компьютер. Благодаря мощной паре видеокарт Radeon HD 4870, разогнанный процессор в нынешней сборке обеспечивает очень плавную игру в высоких разрешениях для компьютера дешевле $1000. Пара видеокарт обойдётся в $250 (10 000 руб. в России), поэтому она обеспечит прекрасное соотношение цена/производительность. Впрочем, переход на пару HD 4870 всё же является не очень честным преимуществом, если мы хотим сравнить нынешнюю сборку с сентябрьской, где работала пара Radeon HD 4850 в CrossFire. Конечно, комфортно играть можно на обеих системах, но предыдущая сборка на AMD обеспечила более высокую производительность при меньших настройках и в меньших разрешениях, где на первый план обычно выходит CPU.
Мы провели дополнительные тесты, чтобы расширить выборку результатов. Мы обнаружили, что переход на более производительную память DDR2-1066 даёт существенный прирост производительности от 6% до 14% в каждой игре. С учётом этого, похоже, ограничение системы по производительности, более ощутимое при низких настройках, больше связано с памятью, чем с CPU. Преимущество от перехода на более скоростную память обеспечило производительность, по крайней мере, на том же уровне, что и у нашей сентябрьской сборки при низких настройках. При этом преимущество по производительности нынешней сборки на высоких настройках оказалось ещё более серьёзным. Если бы у нас было достаточно времени на оптимизацию частоты памяти и задержек, мы могли бы привести нашу разогнанную систему ещё ближе к идеалу.
Но факты остаются фактами: наша сентябрьская сборка с процессором Phenom II X2 550 Black Edition и штатным кулером чётко победила нынешнюю сборку на штатных тактовых частотах и при этом обеспечила более высокую производительность в низком разрешении в четырёх играх из пяти после разгона. Если играм требовалась большая пропускная способность памяти, чем могла обеспечить наша подсистема DDR2-800, то интегрированный контроллер памяти AMD начинал демонстрировать своё преимущество. Конечно, не стоит пренебрегать превосходным потенциалом разгона, которым отличаются процессоры Pentium E5200 и E5300, но, как нам кажется, следующая “бюджетная” сборка будет использовать доступный трёхъ- или четырёхъядерный процессор на Socket AM3.