Введение Что касается спецификаций производителя по поводу времени отклика ЖК-панелей, то для нас здесь нет ничего нового: заявления о 25 мс после тестирования дают 130 мс, 8 мс – превращаются в 25 мс, 12-мс панели дают не лучше 20 мс и т.д. Поэтому вполне понятно, почему мы не доверяем спецификациям производителей и всегда проверяем время отклика самостоятельно. Если вы желаете более подробно узнать о нашей методике тестирования задержек, обратитесь к статье Когда производители на нынешнем CeBIT анонсировали новую формулу расчёта “от серого к серому” (Gray to Gray, GTG), которая, по их словам, должна удовлетворить требованиям панелей следующего поколения и заменить формулу расчёта от “чёрного к белому”, мы к этому отнеслись скептически. Наши сомнения подтверждались тем, что технические представители так и не удосужились раскрыть новую формулу. Но в нашу лабораторию поступили новые модели, а так как мы измеряем задержки самостоятельно, то GTG это или не GTG – не имеет для нас существенной разницы. Добавьте к новой формуле технологию ViewSonic Overdrive, которая в протестированных панелях, по словам производителя, позволяет достичь время отклика GTG 8 мс. Поэтому нам показалось вполне уместным сравнить панели ViewSonic TN и ViewSonic Overdrive, чтобы оценить преимущества новой технологии и формулы. Почему мы выбрали ЖК-монитор ViewSonic для нашего тестирования? Во-первых, из-за того, что это первый продукт потребительского уровня с формулой GTG. Во-вторых, два протестированных монитора VP192s и VP191b используют одинаковый пластиковый корпус, а единственные отличия кроются в выборе ЖК-панели. Дизайн: близнецы-братья Дизайн, общий для VP191b и VP192s, показался нам довольно привлекательным. Окантовка передней панели тонкая, да и регулируемая высота подставки приходится как нельзя кстати. В целом, отделка хороша, хотя ничего особенного сказать об использованном пластике не получится. Каждая из двух моделей доступна в серебристо-серой или чёрной окраске. Эргономика Два монитора идентичны и в этом отношении. Высоту панели можно регулировать. Кроме того, можно менять наклон панели и поворачивать её – полезная функция. Экранное меню хорошо продумано и практично. Но мы по-прежнему ждём, когда ViewSonic добавит числовые регулировки яркости, контрастности и т.д. А пока вам придётся считать пиксели, которые проходит полоска регулировки. Оснащённость Здесь, опять же, всё одинаково. Обе модели используют три входа: 2 VGA и 1 DVI. Разъём VGA/DVI, конечно же, оправдан, но вот зачем нужен второй вход VGA – для нас так и осталось загадкой. Впрочем, кашу маслом не испортишь? Если в вашем доме завалялось три компьютера, то вы сможете сэкономить на мониторах. В обоих мониторах трансформатор встроен в корпус. Пока что никакой разницы между двумя моделями мы не заметили: они привлекательные, хорошо продуманные и эргономичные. Цветопередача: разница поколений Мы провели обе панели через тест калибровки, и результаты оказались разными. VP192s VP191b Напомним, что на графиках показана разница между требуемым оттенком цвета и тем, который выводится монитором. В данном случае панель VP191b показала существенно лучший результат, видимо, по причине MVA-панели – 97% цветов оказались идеальными. В качестве сравнения вы можете посмотреть на результаты цветопередачи монитора Цветопередача: разница поколений, продолжение VG912s показал неплохие результаты для TN-панели, но 8-мс панель Samsung всё же была лучше, да и выбор 12-мс TN-панели AU Optronics нельзя назвать самым оптимальным. Приведённые значения получены после калибровки, то есть значения яркости, контрастности и цветопередачи были признаны калибратором лучшими. Если вы будете менять яркость и/или контрастность, то кривая калибровки тоже изменится. Здесь, опять же, VP191 выходит победителем. Уровень чёрного оказался хорошим – редкое значение после калибровки. В принципе, яркость чёрного здесь не сильно уступает 0,28 кд/м² у MVA-панели монитора Q19. L90D+ по контрастности ведёт себя чуть лучше, но за это приходится платить чрезмерной яркостью. Конечно, яркость у L90D+ можно снизить до 220 кд/м2, но при этом мы потеряем в качестве цветопередачи. Что касается яркости, то для обоих мониторов результат нельзя назвать удачным. Яркость, определённо, слишком высока – 220 кд/м². Но VP191b показывает себя всё же лучше. Затем мы измерили стабильность контрастности при изменении яркости панели. VP192s VP191b На графике отображается значение контрастности, полученное при указанной яркости (установленной через меню). В теории, яркость и контрастность не зависят друг от друга, и контрастность должна оставаться стабильной независимо от значений яркости. К сожалению, на практике ситуация часто бывает иной. По оси X откладывается значение яркости, а по оси Y – контрастности. Контрастность выражена в виде процентов от максимального значения, причём измерения мы проводили по методике ANSI. Как видим, оба монитора дают прекрасные результаты. Равномерность подсветки Затем мы измерили равномерность подсветки панели. Если вы не знакомы с методикой тестирования Tom’s Hardware Guide, позвольте вам вкратце её напомнить. Мы устанавливаем яркость и контрастность панели в 50%, а затем измеряем равномерность подсветки на белом фоне, при этом экран разделяется на 64 равных участка. Самая большая яркость принимается за 100%, а ранее измеренное значение яркости тёмного участка – за 0%. Все остальные значения яркости участков распределяются по этой шкале. VP192s VP191b Здесь, опять же, разница между двумя мониторами невелика. В обоих случаях результаты оказались средними, и значения яркости разбросаны в промежутке 15%. Более чем приемлемо, но MVA/Overdrive не даёт каких-либо различий. До сих пор технология MVA/Overdrive действительно обеспечивала преимущество. Монитор VP191b показывал себя лучше своего собрата. Да и по сравнению с L90D+ или Q19 модель VP191b тоже достойно себя показала, дав лучшее качество. Время отклика Мы измерили время отклика двух панелей. И вновь позвольте напомнить нашу методику тестирования. На графике отображаются значения задержек для переходов с разного уровня серого. Чёрно-белый переход показан на графике точкой со значением X=255, а все остальные точки X (125, 50 и т.д.) являются уже переходами от чёрного до определённого уровня серого. Значение времени отклика по стандарту ISO измеряется только для чёрно-белого перехода (0/255). Хотя измеренное нами значение и оказалась близким к характеристикам производителя, оно не говорит о реальной отзывчивости панели. Мы наблюдаем классическую картину для TN. 12-мс 19″ панель AU Optronics никогда не отличалась низким временем отклика – и это заметно. Максимальная задержка составила 32 мс. В лучшем случае задержка опустилась до уровня 14 мс. Ничего нового, но многие производители по-прежнему указывают у этой панели время отклика 12 мс. В случае VP191b ситуация оказалась намного интереснее. VP191b Наконец-то мы получили монитор, который даёт то, что мы так долго ждали, – панель со временем отклика всегда меньше 16 мс. Действительно, вряд ли стоит радоваться минимальному времени отклика 8 мс, если в худшем случае оно составит 25 или даже 30 мс. 8-мс панели Samsung, к примеру, нельзя назвать быстрыми, так как они дают 8 мс для экстремального перехода по методике ISO, но максимальное время отклика составляет “всего” 26 мс. VP191b заставляет задуматься остальных производителей ЖК-панелей. Задержка ISO для этой панели MVA/Overdrive составляет всего 15 мс, но эти 15 мс поддерживаются для всех оттенков. Более интересно то, что монитор сможет дать 60 кадров в секунду (16,6 мс на кадр) независимо от оттенков изображения. Именно такие показатели даёт панель В целом, эта панель действительно даёт то, что и должна давать нормальная ЖК-панель: время отклика 16 мс по всему диапазону оттенков. Как рассчитывается задержка GTG? Как производители замеряют задержку “от серого к серому” (GTG)? Если вы посмотрите на задержку ISO (0 -> 255 -> 0), то перед нами будет обычная 15-мс панель. С точки зрения маркетинга это вряд ли допустимо, ведь ряд панелей TN+film дают 8 мс по ISO. Так что для двух панелей требуется другое средство измерения, которое будет превосходить модель ISO и правильно настроит мышление потребителей. Задержка GTG определяется как время, за которое пиксель меняет своё состояние от одного оттенка серого до другого – к примеру, от 128 до 255. Конечно же, такое время говорит о панели больше, чем задержка ISO, но всё равно недостаточно – ведь часть проблемы скрывается. Представьте, что панель даёт 8 мс от 128 до 255. Но как долго у неё отнимет переход от 255 до 128? Он в измерении не учитывается. Как мы думаем, задержку следует измерять на полном цикле, а не на его половинке, так как поведение пикселя (и время отклика) может существенно отличаться при возрастании и уменьшении яркости свечения. Тонкость методики – подумаете вы. Не совсем так: любой инженер-электронщик скажет вам, что время отклика высчитывается как сумма времён нарастания и спада. Именно такую методику мы и применяем в нашем тестировании. Панель даёт среднее время 8 мс при переходе от 128 до 255, но также даёт ещё 8 мс на переходе от 255 до 128. Так что задержка составляет 16 мс. Конечно, с точки зрения маркетинга монитор с 16 мс сегодня будет трудно продавать, поэтому производитель срезал реальное время отклика в два раза и получил 8 мс. Итог таков. Из-за отсутствия взаимодействия между производителями ситуация для потребителей становится всё более запутанной. До сих пор для оценки времени отклика вам приходилось вдаваться в технологию и принимать во внимание тип панели (MVA, TN или IPS). Теперь вам придётся учитывать ещё и разницу в методике измерения, используемой разными производителями. Или читайте Tom’s Hardware Guide Но не переживайте. Что касается наших тестовых лабораторий, то мы не собираемся менять методику. Мы по-прежнему будем давать задержки на всём диапазоне оттенков, включая ISO в точке 255 или GTG в точке 128. Наша методика даёт лучшее представление о тех задержках и послесвечении, которые вы получите в играх и фильмах. И мы не собираемся менять методику из-за попыток производителей изменить ситуацию и “окучивать” потребителей лучшими цифрами. В целом, MVA/Overdrive демонстрирует движение производителей в правильном направлении, и с этой точки зрения монитор VP191b великолепен. Как работает технология Overdrive? Мы внимательно изучили принцип работы технологии Overdrive, и если вам интересно, ниже даны подробности. Принцип работы Если вы посмотрите на время отклика ЖК-панелей, то заметите, что время подъёма (которое требуется для перехода от чёрного к белому) значительно выше времени спада (от белого обратно к чёрному). Судите сами по следующему графику. Поэтому производители прикладывают основные усилия к уменьшению времени подъёма. Ещё один факт – время подъёма всегда лучше для экстремального перехода от 0 к 255 (от полностью чёрного к ярко-белому). Это также заметно по кривой. Так что идея проста. Чтобы, к примеру, перейти от чёрного (0) к серому (128), мы должны пройти через среднее значение: ярко-белый (255). То есть вместо перехода 0->128 мы осуществляем переход 0 -> 255 -> 128. На осциллографе Именно эту картинку мы видим на экране осциллографа. Здесь переход от чёрного (0) к светло-серому (175) осуществляется через ярко-белый цвет (255): Сходное поведение наблюдается и при переходе от чёрного (0) к ещё более светлому серому (200): По сути, технология Overdrive даёт контролируемое превышение яркости пикселя, и эта методика хорошо сказывается на уменьшении времени отклика. С другой стороны, переход от чёрного (0) к ярко-белому (255) не выигрывает от этого перехода, так как он уже и так экстремальный. На самом деле подобная методика уже некоторое время используется в ЖК-телевизорах – мы получили схожую картину на некоторых моделях. Приятно видеть, что она стала доступной и на мониторах для ПК. Недостатки Overdrive Когда мы видим преимущества новой технологии, очень легко проглядеть недостатки. Перенасыщение пикселей весьма значительно по амплитуде и продолжительности по отношению ко времени обновления. То есть возникает проблема появления “шума” и других артефактов видео. Почему? Когда картинка фиксированная, то пиксели не меняются, независимо от их значения. Это преимущество ЖК. Но представьте себе небольшую смену оттенка. Когда, например, камера в фильме плавно движется, то пиксели должны поменять своё значение с одного оттенка на другой, очень близкий. К сожалению, Overdrive временно даёт очень высокое перенасыщение, а так как не все пиксели реагируют одновременно (некоторые быстрее, чем другие), то на видео мы получаем отчётливый “шум”. Мы смогли продемонстрировать этот эффект на некоторых сценах в фильме “Превосходство Борна”. В сцене в туннеле оттенок стены переходил от белого к чёрному, и при движении камеры мы заметили на VP191b отчётливое искрение. Ещё одна проблема заключается в том, что эта технология может быть несовместима с цветовым сглаживанием переходов. Напомним, что подобная техника применяется на панели, если число возможных отображаемых цветов ограничено. Тогда панель быстро переключает пиксель между оттенками, используя особенность человеческого глаза воспринимать “средний” цвет. Если пользователь удалён от монитора, то цветовое сглаживание невооружённому глазу практически незаметно, однако Overdrive может дать ощутимые артефакты из-за яркостных переходов пикселей во время промежутка перенасыщения. Наверное, именно по этой причине производитель решил использовать панель MVA с 16,7 миллиона оттенков. Но следует также понимать, что ряд сжатых форматов видео использует цветовое сглаживание переходов во время кодирования и декодирования. И VP191b способен усилить этот феномен. Практическое тестирование Всё это замечательно. Но как насчёт практического поведения монитора? Офисные приложения Эргономика идентична – обе модели одинаково приятно использовать. Мы легко нашли комфортабельное расположение панели. У 191b есть небольшое преимущество из-за чуть более широких углов обзора, которые позволяют работать в портретном режиме без сильной регулировки высоты и наклона панели. Текст у 191b нам показался чуть менее чётким при использовании входа VGA, но эта проблема решилась переходом на DVI. Углы обзора Здесь нет никаких нареканий. 191b использует технологию MVA и даёт широкие углы обзора. TN до такого уровня не дотягивает. Видеоигры Здесь, опять же, монитор вне конкуренции. 191b показал себя очень хорошо по сравнению с VP912. Но так как VP912s отнюдь не самый скоростной 19″ монитор, который попадал к нам в редакцию, мы сравнили его с L90D+, лидером в наших тестах по скорости. В целом, VP191b показался нам более отзывчивым. У L90D+ остаются небольшие преимущества в экстремальных переходах (чёрный/белый), но они невелики. Все модели, VP191b, L90D+ и VP912, дают хорошие, насыщенные цвета в играх, что соответствующим образом сказывается на погружении. Наконец, добавьте к этому 19″ ЖК-монитор! Ощущения здесь будут намного лучше, чем перед 17″ экранами! Фильмы VP912s нельзя назвать очень уж хорошим монитором для видео – углы обзора узки, да и “шум” тоже отчётливо заметен. VP191b показал себя лучше. Во-первых, как мы уже упоминали, углы обзора у него шире. Во-вторых, уровень чёрного достаточно глубок, а это важное условие для хорошего просмотра DVD в формате 16:9. “Шума” было меньше, но мы всё же заметили искрение во время движения камеры по фону с небольшим переходом оттенков. В общем, идеала мы не получили. Заключение Монитор VP191b великолепен, а у технологии Overdrive, определённо, есть будущее. Чего же не хватает? Немногого. Возможно, чуть более низкой задержки в экстремальных переходах (ISO) – 16 мс далеко не рекордное значение. Кроме того, неплохо было бы получить улучшенное воспроизведение видео на мониторах, использующих эту технологию. Но будем справедливы – монитор показывает направление, в котором производители должны сконцентрировать свои усилия. Что же можно сказать про новый метод измерения задержки, который решили использовать производители? Новое значение времени отклика ещё сильнее запутает потребителей, которые не часто читают эти страницы. Не пытайтесь узнать разницу между временем GTG и ISO в каком-нибудь компьютерном магазине или супермаркете. Продавец посмотрит на вас непонимающим взглядом. А ведь разница между этими значениями принципиальна! Из-за того, что новая методика – хотя она и более реалистична, чем ISO – нас не впечатлила, мы продолжим использовать собственную методику тестирования, которая позволяет более достоверно оценить время отклика пикселя. По крайней мере, у наших читателей по-прежнему остаётся сайт THG.ru, где они могут получить информацию о реальном времени отклика мониторов.
Модель
VP191b
Диагональ
19″
“Родное” разрешение
1280×1024
Контрастность
600:1
Яркость
250 кд/м²
Время отклика
8 мс/GTG
Количество цветов
16,7 млн.
Г/В углы обзора
170/170
Динамики
Нет
Подключение
2 VGA, DVI
Средняя цена (уточняйте по price.ru)
$499
Модель
VP912s
Диагональ
19″
“Родное” разрешение
1280×1024
Контрастность
450:1
Яркость
400 кд/м²
Время отклика
12 мс
Количество цветов
16,2 млн.
Г/В углы обзора
160/160
Динамики
Нет
Подключение
2 VGA, DVI
Средняя цена (уточняйте по price.ru)
$480
Яркость чёрного участка
Яркость белого участка
Контрастность
VG912s
0,49
277
565:1
VP191b
0,34
220
647: 1
L90D+
0,39
259
664:1