Как выбрать монитор | Введение
С появлением персонального компьютера монитор является одним из основных связующих звений между машиной и пользователем. Качество дисплея самым непосредственным образом влияет на то, насколько легко вы сможете выполнить ваши задачи, будь то работа или игры.
В первых моделях мониторов для вывода изображения использовалась электронно-лучевая трубка. И до появления графических операционных систем изображение на экране представляло собой простой текст. Благодаря расширенной таблице ASCII, базовые символы без проблем выводились на экран, но такие понятия, как пиксели и глубина цвета пока еще являлись сущностями отдаленного будущего.
Технология создания изображения не сильно отличалась от телевизионной, используемой в то время. Внутри трубки размещалось от одной до трех электронных пушек, которые излучали частицы на ее поверхность с люминофорным покрытием. Люминофоры начинали светиться, формируя изображение, состоящее из горизонтальных линий. Линии подсвечивались не целиком, а только в требуемых местах. Самые ранние образцы мониторов были монохромные, обычно зеленые. Позже, когда цены на дисплеи пошли вниз, появились первые полноцветные модели, где использовались три пушки, по одной для каждого основного цвета.
К концу своей «эпохи» ЭЛТ-мониторы достигли вертикального разрешения более 1000 строк и могли отображать полноценную графику. Вместе с ростом размеров экрана, также росли их глубина и вес. Несмотря на все усилия как-то контролировать их внешние габариты, мониторы, в конце концов, достигли своих пределов. После чего на рынок стали выходить жидкокристаллические дисплеи.
По сегодняшним меркам этот старый 15-дюймовый монитор с соотношением сторон 4:3 выглядит не более современным, чем ЭЛТ – монитор, чье фото мы видели чуть выше. Но у него есть один очень важный атрибут, он намного тоньше, чем любой монитор с электронно-лучевой трубкой. Потребность контролировать пространство на рабочем столе и делать больше с меньшими затратами – это одна из основных причин, по которой ЖК- дисплеи быстро превратились из игрушки руководителя компании в обычный инструмент. Небольшая толщина мониторов сделала возможным появление моделей больших размеров. А благодаря графическим многозадачным операционным системам появилась потребность в расширении виртуального рабочего пространства.
Сегодня большинство компьютерных мониторов имеют соотношение сторон 16:9. Так же на рынке вы можете найти модели с соотношением сторон 16:10. Однако основной характеристикой, которая отличает одну модель монитора от другой, является разрешение.
Изображение на мониторе состоит из миллионов крошечных точек – пикселей. Каждый пиксель состоит из трех суб-пикселей, по одному на каждый основной цвет: красный, зеленый и синий. Большее количество пикселей, расположенное на каждом квадратном дюйме, создают более реалистичное изображение. Пользователь должен учитывать два основных фактора при выборе монитора с высокой плотностью пикселей. Первым фактором является производительность графической видеокарты. Попросту говоря, большее количество пикселей требует большей производительности от видеокарты. Ультра HD и 5К мониторы способны выдавать потрясающее изображение при условии, что операционная система и видеокарта смогут управиться с 14,7 млн. пикселей. Иначе пользовательский опыт приобретет негативный оттенок, и большое разрешение станет недостатком.
Второй фактор касается возможности масштабирования шрифтов операционной системой, которую вы планируете использовать. На данный момент достигнуты определенные улучшения в этой области, но при плотности пикселей 90-100 ppi все же лучше использовать операционную систему Windows. При более высоких значениях плотности, текст и объекты становятся очень маленькими и их просто невозможно читать. В нашей недавней рецензии о 27-дюймовых 5К мониторах мы были вынуждены использовать dpi-масштабирование, чтобы можно было прочитать текст. Масштабирование варьируется по качеству и не всегда выручает, особенно когда текст на экране становится слишком мелким.
Прежде чем мы углубимся в рассуждения о выборе монитора, есть один вопрос, на который мы не можем не обратить внимание. Подобно тому, как мы приобретаем дом или другую недвижимость в определенной местности с определенными условиями, мы выбираем компьютерный монитор, учитывая используемые приложения. Прежде чем приступить к выбору, определите цель, с которой вы планируете использовать монитор. Не существует идеального монитора на все случаи жизни. На следующих страницах мы расскажем о различных категориях мониторов, которые включают в себя игровую, профессиональную и общую направленность использования. В каждом разделе мы расскажем о различных аспектах, на которые вы должны обратить внимание до принятия решения о приобретении нового монитора. Но сначала давайте взглянем на основные технологии изготовления ЖК-панелей, и как они влияют на качество изображения.
Как выбрать монитор | Типы панелей
На сегодняшний день существуют три основных типа панелей, используемые во всех ЖК-мониторах: TN, IPS и VA. Каждая имеет ряд отличий, преимуществ и недостатков, среди которых: лучшие углы обзора, быстрый отклик, низкое энергопотребление и т.д. В Интернете опубликованы десятки статей об особенностях каждой из технологий, поэтому мы не будем сейчас углубляться в эти тонкости. А лучше поговорим о том, как каждая технология влияет на качество изображения, и что можно от нее.
Twisted Nematic (TN)
Первые ЖК-мониторы имели тип матрицы, работающей по технологии ТN. Их устройство было достаточно простое. Слой жидких кристаллов располагался между двумя подложками. Кристаллы поворачивались или закручивались таким образом, что либо блокировали, либо пропускали свет. Каждый суб-пиксель управляется одним транзистором, напряжение которого определяло количество света, которое проникало сквозь кристалл. В теории все просто и гладко, но каковы недостатки?
Самым большим недостатком TN-панелей является их плохое внеосевое качество изображения. Объясняется это поляризованностью света, исходящего от любого ЖК-монитора, максимальная яркость которого достигается только если экран находится прямо перед пользователем перпендикулярно линии визирования. Кроме того, кристаллы располагаются перпендикулярно подложке, что увеличивает расстояние от задней подсветки до лицевой поверхности экрана, что приводит к возникновению эффекта с углами обзора.
При этом TN-технология имеет одно большое преимущество по сравнению с другими технологиями (матрицами) – высокую скорость отклика. Имея только один транзистор на суб-пиксель и шести- или восьмибитную глубину цвета, современные панели по TN-технологии имеют скорость переключения от серого к серому менее одной миллисекунды. Это делает ее применение идеальным для игр, где скорость отклика является более важной характеристикой, чем другие параметры изображения.
Многие считают, что статическое изображение, которое воспроизводит TN -технология, выглядит иначе, чем на матрицах, выполненных по другим технологиям. Да, мы можем ясно увидеть разницу между TN и IPS- технологиями (матрицами) в тестовых шаблонах при просмотре под разными углами. Но в реальных условиях эксплуатации, будь то игры или офисная работа, TN-технология не дает больших потерь в качестве изображения. Мы протестировали большое количество мониторов, чтобы с уверенностью сказать, что нет большой разницы в контрастности и цветопередаче. Хорошие IPS или TN-панели имеют естественный динамический диапазон около 1000:1. Мы протестировали большое количество мониторов с TN-матрицами, которые управляют цветом не хуже более дорогих мониторов с IPS и VA.
IPS–технология
После определения одного из основных недостатков TN-технологии, заключающегося в небольших углах обзора, мы переходим к IPS и тому, как в ней подходят к решению вопроса, связанного с углами обзора. IPS-технология сделала заметный прорыв в области качества внеосевого просмотра. Но не думайте, что это произошло только потому, что пользователи хотели смотреть на свой монитор сбоку. Основными целями разработки IPS было более низкое энергопотребление, возможность создания больших экранов и лучшей цветопередачи.
Благодаря расположению слоя кристаллов ближе к внешней поверхности экрана и более тонкой поляризационной пленке, изображение на панели IPS не так сильно ухудшается по мере того, как пользователь удаляется от центра. Повышается равномерность восприятия изображения от края до края экрана. Этому также способствует и то, что кристаллы расположены параллельно подложкам, а не перпендикулярно, как в панелях TN. Как следствие, расстояние между подсветкой и лицевым слоем экрана стало короче. Поскольку свет меньше поляризован, он не так сильно меняется при перемещении пользователя от оси экрана. Это же способствует снижению энергопотребления, так как подсветке не нужно много энергии, чтобы достичь заданного уровня яркости.
Результатом улучшения общего качества изображения является то, что экран выглядит гораздо более однородным, особенно при размере более 27 дюймов. Теперь у вас есть возможность организовать свое рабочее место, расположив на столе монитор, который позволит вам увидеть качественное изображение. И для тех, кто работает с многоэкранными системами, вариантов расположения мониторов на рабочем месте становятся больше.
VA–технология
Кроме вопроса об углах обзора, ЖК-дисплеи также имеют ограниченную контрастность. Самоизлучающие технологии, такие как CRT, плазма и OLED, имеют огромное преимущество в этом аспекте перед остальными. С появлением технологии светового затвора, уровень черного цвета определяется тем, настолько хорошо эти затворы могут блокировать подсветку, которая всегда включена. VA-технология стремится исправить недостатки, связанные со светоотдачей мониторов. Она уже достигла определенного прогресса в этой области по сравнению с другими технологиями.
Качественные панели TN или IPS имеют контрастность около 1000:1. Это означает, что максимальный уровень свечения белого в 1000 раз больше, чем самый низкий уровень черного. При 200 кд/м2 уровень черного будет равен 0,2 кд/м2. Как это будет восприниматься визуально? В тускло освещенной комнате он будет видится как темно-темно-серый, но не полностью черный. Вся область экрана будет иметь мягкое свечение. Для сравнения, плазменный телевизор Pioneer PRO-111FD имеет уровень черного цвета 0,007 кд/м2, а у современного OLED-дисплея он будет еще ниже. Так что же VA-технология предлагает на сегодняшний день? В нашей базе данных есть результаты уровня черного 0,0417 кд/м2 для 40-дюймового дисплея по VA-технологии Philips BDM4065UC. И есть только один способ увидеть мягкое свечение на этом мониторе – находиться в совершенно темной комнате.
VA-технология имеет огромные перспективы в этом направлении. Мы уверены, что контрастность является наиболее важным фактором качества и точности изображения. Поэтому, чем выше контрастность монитора, тем лучше. 5000:1– это лучше, чем 1000:1. К сожалению, матрицы по VA-технологии не часто встречались в мониторах, которые побывали в наших руках. IPS-технология является сейчас лидером на рынке, а многие игровые мониторы до сих пор используют TN-панели из-за их низкой стоимости и высокой скорости отклика. Мы считаем, что VA-технология предлагает лучшее качество изображения из всех трех основных технологий.
А какие недостатки есть у VA? Одним из основных являются ужасные углы обзора. Внеосевое качество изображения у VA-технологии находится где-то между TN и IPS, и для больших экранов это вполне приемлемо.
Так какая из технологий лучше? Ответ – все три. Если вам нужен быстрый монитор с минимальной размытостью изображения, малой задержкой и низкой ценой – выбирайте монитор с матрицей TN. Если вы хотите единообразного изображения с хорошими углами обзора и точную цветопередачу – выбирайте монитор с технологией IPS. Если требуется максимальная контрастность и глубина изображения, реальный 3D-вид – ваш выбор VA.
Как выбрать монитор | Игровые модели. Часть1
Никто так не увлечен компьютерной техникой, как геймеры. Выбрать лучшее, особенно когда средства ограничены, является, мягко говоря, непростой задачей. В этой главе мы выскажем свое мнение относительно того, что игроку-энтузиасту следует учитывать при выборе игрового монитора. Это не значит, что наше мнение является абсолютным, а некоторые факторы во многом зависят от уровня квалификации игроков. Проводя тесты разных мониторов, мы отметили несколько аспектов, которые действительно влияют на качество изображения. А так же мы выявили некоторые вещи, горячо обсуждаемые на форуме, но которые не дают никакого визуального эффекта.
Разрешение
Когда дело доходит до игр, большинство игроков считают, что чем больше пикселей, тем лучше. Мы согласны с этим. Да, важно иметь достаточную плотность пикселей, чтобы изображение выглядело реалистичным. Но очевидно, что большая плотность пикселей требует большей графической мощности.
В последних статьях мы уже рассматривали возможности игровых Ultra HD мониторов. Дело в том, что если вы хотите, чтобы ваш монитор имел наивысшее доступное разрешение, то вам придется принять некоторые ограничения, связанные с этим. Самым большим ограничением является частота обновления. В настоящее время видеоинтерфейсы не поддерживают частоту выше 60 Гц для UHD сигнала. И если этот аспект удалось обойти, вам понадобится фантастически дорогая видеокарта, чтобы управлять 8,2 миллионами пикселей с частотой 60 кадров в секунду. Ведь даже при пониженном уровне детализации наш GTX Titan X едва справлялся.
QHD (2160×1440) разрешение выглядит достаточно привлекательным в настоящее время. При размерах до 32 дюймов вы получите хорошую пиксельную плотность и детализированное изображение, которое не слишком сложно поддерживать среднеценовой видеокарте. Конечно, если вы захотите получить максимальную скорость, FHD-монитор (1920×1080) будет приоритетным выбором. Так же, как мы рассматривали другие факторы, учитывайте возможности вашего оборудования при выборе разрешения вашего нового игрового монитора.
Типы панелей
Тут все довольно просто. Наиболее приемлемые по цене модели поставляются с матрицами TN. Такие мониторы имеют высокую скорость отклика и, в большинстве случаев, предлагают хорошую цветопередачу и контрастность. 24-дюймовые модели с разрешением HD и технологией FreeSync можно приобрести менее чем за 250 долларов США. Но учитывая все то, что мы рассказали выше о качестве изображения, вы, вероятнее всего, отдадите предпочтение экранам с матрицами IPS или VA. Их недостатком является высокая стоимость. Игровые мониторы с матрицей IPS располагаются на вершине ценовой шкалы. А игровые дисплеи с матрицей VA являются лучшими мониторами в своем классе по контрастности, но их трудно найти на рынке, даже имея материальные средства для приобретения.
Технологии переменной частоты обновления
Появление технологии G-Sync, которая впервые была представлена два года назад, стало настоящей революцией в области обработки видеосигнала. Так как игры генерирую видеопоток с постоянно меняющейся частотой кадров, возникла необходимость создать монитор, который может изменять свой цикл обновления изображения с учетом поступающих данных от видеокарты. G-Sync работает только на видеокартах Nvidia и прибавляет к стоимости монитора около $200 долларов США. Эта сумма покрывает лицензионные сборы и дополнительные аппаратные компоненты.
Для достижения аналогичной цели технология AMD FreeSync использует другой подход. Она лишь функционально расширяет существующие спецификации DisplayPort, потому для ее реализации не требуется отдельных финансовых затрат. Конечно, на практике существует надбавка к цене. Но она не так велика, как у Nvidia.
Обе технологии синхронизируют частоту кадров видеокарты и частоту обновления экрана монитора, чтобы предотвратить разрывы кадров. Артефакт имеет место, когда частоты не соответствуют друг другу. Компьютер посылает новый кадр до того, как монитор закончил отрисовку предыдущего. Предоставив управление скоростью обновления графической плате, этот артефакт устраняется.
Конечно же, продолжаются споры между пользователями AMD и Nvidia. Мы попытались ответить на этот вопрос самостоятельно, устроив слепой тест, на который мы пригласили читателей, которые должны были поиграть в игры и высказать нам свое мнение о том, какая технология, по их мнению, лучше.
При выборе между этими двумя технологиями, очевидно, главное заключается в том, на какое оборудование вы уже потратили деньги. Если вы потратили $1000 долларов США на новый GTX Titan X, то выбор очевиден. Если вы еще не определились, какой технологии отдать предпочтение, вот несколько деталей, которые могут помочь вам в этом.
Обе технологии имеют ограниченный рабочий диапазон. Мониторы G-Sync всегда работают в диапазоне от 30 Гц до максимальных значений, поддерживаемых монитором. FreeSync-дисплеи не являются столь последовательными. Они, как правило, поддерживают адаптивное обновление до максимальной частоты монитора, но нужно обращать внимание на их нижний предел. В нашей лаборатории побывало несколько мониторов, нижней планкой которых были частоты от 40 до 55 Гц. Это может стать проблемой, если ваша видеокарта не в состоянии поддерживать частоту обновления кадров выше этого уровня. И если вы думаете, что «Система компенсации низкой частоты кадров» вам поможет, то надо помнить, что работать она будет только тогда, когда максимальное значение частоты больше минимума, по меньшей мере, в два с половиной раза. Например, если максимальное значение 100 Гц, минимальное должно быть 40Гц. Если разница между минимумом и максимумом слишком мала, то компенсация низкой частоты кадров не будет активироваться.
Так что, если ваш бюджет позволяет вам приобрести видеокарту лишь начального или среднего уровня, выбирайте G-Sync или FreeSync дисплей с как можно более низкой начальной частотой обновления. Большинство производителей указывают эту характеристику в своих рекламных материалах. И мы также всегда публикуем их в наших обзорах.
Во второй части: другие технологии игровых мониторов, выбор монитора для профессионалов и для офисной работы.