|
Обзор Asus PQ321Q Ultra HD | Что требуется для игр на разрешении 3840x2160 пикселей?
Интересно, может ли жёсткая конкуренция среди производителей видеокарт стать причиной настолько значительного роста производительности графики, что в конечном итоге мы столкнёмся с ситуацией, когда остальные компоненты ПК и сами игры не могут в полной мере реализовать потенциал графической подсистемы?
Конечно, "тяжёлые" игры вроде
Интересно наблюдать переход от использования нескольких мониторов к одному, но использующему более высокое разрешение, - даже если учесть широко распространённые на данный момент мониторы с разрешением QHD (2560x1440 пикселей), вроде того, что мы рассматривали в статье
Как и в случае любого нового стандарта в области видео, до признания технологии на массовом рынке должен появиться соответствующий контент, позволяющий оценить преимущества новых технологий. То есть вы, вероятно, можете утверждать, что у вас много друзей, имеющих телевизор с экраном разрешением 4К. Но это не является проблемой в мире ПК. Вы можете приобрести монитор с разрешением UHD, установить его на рабочий стол и редактировать таблицы в Excel, и в этом смысле для пользователя ничего не изменится. Или, что более актуально с точки зрения сегодняшнего обзора, поиграть в Skyrim на разрешении 3840x2160 пикселей с установленным пакетом текстур высокой детализации, наслаждаясь красочной и реалистичной графикой и не беспокоясь о создании конфигураций с несколькими мониторами.
В этом случае возникает практический вопрос: насколько мощная графическая подсистема требуется для того, чтобы обеспечить комфортный геймплей на разрешении, достигающем 8,3 мегапикселей. И ответ (по крайней мере, для большинства геймеров) предполагает систему более мощную, нежели та, что сейчас имеется в вашем распоряжении.
Основа для игры на разрешении Ultra HD
На какой модели монитора с разрешением Ultra HD остановить свой выбор? Ещё более актуален вопрос, "потянет" ли ваш нынешний ПК подобное разрешение в любимых играх.
Недорогие модели телевизоров 4К оснащены одним входом HDMI и работают на частоте 30 Гц из-за ограничений пропускной способности интерфейса. Они доступны по цене всего около $700 (в качестве примера можно привести модель SE39UY04 от компании Seiki Digital). Монитор Asus PQ321Q Ultra HD существенно дороже $3500, но это единственная модель класса 4К, способная работать при частоте 60 Гц. Чтобы обеспечить такую скорость обновления экрана, придётся соединить монитор с ПК при помощи одного шлейфа DisplayPort или двух HDMI.
Два кабеля HDMI – странно звучит, не правда ли?
Asus PQ321Q Ultra HD – это монитор, спроектированный по "плиточному" принципу. Его экран диагональю 31,5 дюйма на самом деле состоит из двух панелей разрешением 1920x2160 пикселей, сшитых вместе. Таким образом, в случае использования двух видеоразъёмов каждый порт HDMI работает независимо. Как альтернативный вариант, вы можете использовать один разъём стандарта DisplayPort 1.2, который поддерживает несколько каналов передачи данных (в данном случае происходит разделение на два потока на уровне драйвера).
По данным Nvidia, компания использует ряд различных технологий, чтобы "шов" между двумя панелями не был виден на экране. Одна из них под названием fliplock заставляет каждый GPU синхронизировать кадровый буфер. Другая технология, scanlock, обеспечивает синхронизацию строк изображения, передаваемого через каждый видеовыход от GPU. Данные технологии пришли из мира профессиональной графики, где синхронизация потоков с нескольких разъёмов уже давно не является чем-то новым.
На момент выхода Asus PQ321Q Ultra HD драйверы Nvidia, судя по всему, ещё не были готовы. Компания работала над своим ПО, результатом чего стал релиз GeForce 327.19, которым мы располагаем сегодня. Одним из улучшений в обновлённом драйвере стала функция Extended Display Identification Data (EDID), позволяющая монитору самостоятельно определяться как комбинации двух панелей (что отражено в стандарте DisplayID версии 1.3). Это позволяет драйверу автоматически настраивать режим Surround в конфигурации 2x1.
Это не означает, что даже при использовании передовых технологий Nvidia и обновлении прошивки Asus PQ321Q Ultra HD работает безупречно. При загрузке Windows заставка на левой панели несколько "сплющивается". После новой установки Windows 8 мы не смогли обновить драйвер до версии 327.19 без сбоев. Также мы наблюдали некоторые "вспышки" на экране и некорректные настройки разрешения при запуске некоторых игр. Мы столкнулись с такими неудобствами, используя два выхода HDMI и DVI-сплитер, необходимый для наших тестов на основе FCAT. При использовании режима multi-stream и подключении монитора к ПК через DisplayPort ситуация заметно улучшилась (хотя изображение по-прежнему несовершенно). Пользователю придётся наблюдать процесс загрузки Windows на обоих панелях, притом одна из них может мерцать при запуске игры. Но это всего лишь артефакты монитора, состоящего из двух панелей. Более странно то, что разрешение ниже 3840x2160 пикселей приводит к "сплющиванию" рабочего стола вместо увеличения масштаба.
Если вы хотите приобрести монитор Ultra HD без подобных недостатков, обусловленных конструкцией, придётся подождать появления соответствующего аппаратного контроллера – он должен появиться ближе к концу года. Но даже в этом случае мониторы, собранные из двух панелей, скорее всего, останутся на рынке. Таким образом, сейчас нам остаётся выяснить, как заставить такой монитор работать.
Обзор Asus PQ321Q Ultra HD | Как мы тестируем видеокарты на разрешении 4К?
Тестирование с разрешением 4K
К сожалению, мы не можем использовать интерфейс DisplayPort для тестирования. Весь смысл FCAT сводится к записи видео с порта вывода, которое затем с помощью комбинации Perl-скриптов подвергается анализу на частоту кадров. При таком подходе захват видео на разрешении 2560x1440 пикселей уже приводит к перегрузке карты для видеозахвата Datapath, использующейся для данной цели. При использовании интерфейса HDMI мы имеем два потока разрешением 1920x2160 пикселей, что допускает возможность их захвата в ходе тестирования.
Комбинация дальнейших действий похожа на процесс, который обычно происходит при анализе на базе FCAT, используемый нами в качестве базового теста в течение нескольких месяцев. Несмотря на то, что при захвате фиксируется только поток, поступающий на одну панель, а графическая подсистема обрабатывает два потока, полученные с помощью такой методики результаты производительности полностью соответствуют впечатлениям от игры.
В сегодняшнем тесте мы ограничились несколькими конфигурациями графической подсистемы: одна
AMD на данный момент обновила драйвер до версии 13.10, имеющей функцию регуляции кадров, которую мы оценили по достоинству в статье
Обзор Asus PQ321Q Ultra HD | Тестовый стенд и ПО
Конфигурация тестового стенда | |
Процессор | Intel Core i7-4960X (Ivy Bridge-E) 3,6 ГГц базовая тактовая частота, 4 ГГц максимальная частота в режиме Turbo Boost, LGA 2011, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл., настройки энергосбережения вкл. |
Материнская плата | ASRock X79 Extreme5 (LGA 2011) на чипсете X79 Express, BIOS версии 2.40 |
Память | G.Skill 32 Гбайт (8 x 4 Гбайт) DDR3-2133, F3-17000CL9Q-16GBXM x2, тайминги 9-11-10-28, напряжение 1,65 В |
Жесткий диск | Samsung 840 Pro SSD 256 Гбайт SATA 6 Гбит/с |
Видеокарта | Nvidia GeForce GTX Titan 6 Гбайт Nvidia GeForce GTX 780 3 Гбайт Nvidia GeForce GTX 770 2 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX860i 860 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
Операционная система | Windows 8 Professional 64-битная |
Версия DirectX | DirectX 11 |
Видеодрайвер | Nvidia GeForce Release 327.19 |
Настройки бенчмарков | |
Battlefield 3 | Пресет Ultra Quality, v-sync выкл., 3840x2160, DirectX 11, Going Hunting, воспроизведение 90 сек, FCAT |
Arma 3 | Пресет Ultra Detail, DirectX 11, 2x FSAA, v-sync выкл., 3840x2160, Infantry Showcase, воспроизведение 30 сек, FCAT |
Grid 2 | Пресет Ultra Quality, v-sync выкл., 3840x2160, встроенный бенчмарк, FCAT |
The Elder Scrolls V: Skyrim | Пресет Ultra Quality, FXAA выкл., 3840x2160, пользовательский тестовый сценарий, воспроизведение 25 сек, FCAT |
BioShock Infinite | Настройки High Quality, DirectX 11, 3840x2160, пользовательский сценарий встроенного бенчмарка, воспроизведение 75 сек, FCAT |
Crysis 3 | Настройки High System, SMAA MGPU (2x), детализация High Texture, 3840x2160, пользовательский тестовый сценарий, воспроизведение 60 сек, FCAT |
Tomb Raider | Пресет Ultra Quality, FXAA вкл, анизотропная фильтрация 16x, TressFX Hair, 3840x2160, пользовательский тестовый сценарий, воспроизведение 45 сек, FCAT |