|
НР 2311 gt | Поляризационная стереоскопия начального уровня
Сегодня мы говорим о стереоскопическом 3D, который можно найти в гостиных обеспеченных граждан и в многодисплейных стендах нашей лаборатории. Если судить по офисам
Мы совсем не удивлены, что технология стереоскопического 3D не стала столь популярной, как надеялись производители. Цены на экраны, достаточно мощные графические карты и очки с активным затвором по-прежнему достаточно высоки. И если вас не поражает увиденное на экране, то нет повода и раскошеливаться на значительные суммы.
Тем не менее, мы стараемся идти в ногу со временем. Изначально мы опубликовали первое введение в
Когда Hewlett-Packard сообщила нам, что хочет прислать свой новый монитор НР 2311 gt для обзора, у нас появилась возможность оценить продукцию HP и сравнить пассивное решение с активным дисплеем на 120 Гц, который мы использовали ранее.
Монитор HP 2311 gt 3D
Более года назад мы выпустили обзор монитора 2311x HP
НР 2311 gt создан по образцу 2311x, что говорит о том, что НР 2311 gt ориентирован на потребителей начального уровня. И его цена тому подтверждение: на момент написания обзора он стоил около 11,5 тыс. рублей. Это одна из самых низких цен на 3D-монитор из всех, что мы видели.
За эту цену вы получите корпус как у модели HP 2311x – они оба пластиковые и лёгкие, с литой базой, которая не позволяет изменять высоту или вращать ЖК-панель. Наклон может быть установлен на уровне от 90 до 65 градусов от стола (наклон - критическая настройка для технологии Film-type Patterned Retarder 3D, но об этом мы поговорим позже). Несмотря на ограниченность регулировок, монитор достаточно устойчив.
По нашему мнению, перпендикулярное расположение разъемов HDMI, DVI и VGA у монитора НР 2311 gt делает их легкодоступными и удобными для подключения. Но, оно будет мешать при монтаже монитора не стену, хотя, данная модель такого не подразумевает, так что это не проблема.
Навигация по главному меню осуществляется четырьмя кнопками в правом нижнем углу монитора. Оно включает базовые настройки контраста и яркости, но предоставляет более тонкие настройки управления цветом, где есть возможность регулировки уровней красного, зелёного и синего цвета. Это тоже хорошо. По данным калибровочной утилиты Spyder 2 Pro у нашего образца высокий уровень синего и зелёного, ввиду чего мы получили рекомендацию установить цвета в значения R255, G195 и B160.
В наборе с монитором НР 2311 gt вы найдёте адаптер питания и шнур, кабель HDMI длиной около 1,8 м и CD с документацией и ПО. На этом диске есть медиаплеер CyberLink PowerDVD для воспроизведения Blu-ray 3D и вывода DVD video в режиме 3D, а также программа TriDef 3D для запуска игр в стереоскопическом режиме. Это всё, что нужно для просмотра видео и игр в стерео формате, конечно, кроме самого контента. Естественно на нём же находятся остальные компоненты, такие как драйвер монитора, утилита настройки шаблонов HP и 25 демонстрационных 3D-фотографий.
Кроме того, в коробке есть две пары пассивных FPR-очков с защитными чехлами и тряпочкой для протирки. Важно отметить, что эти лёгкие простые и дешёвые поляризационные очки являются сильной стороной пассивных 3D-дисплеев. НР 2311 gt также работает с очками RealD 3D, которые вы могли встретить в кинотеатрах, и брендовыми очками LG FPR 3D.
Технические характеристики монитора HP 2311 gt | |
Модельный номер | QJ684AA |
Тип матрицы | TN |
Размеры экрана, мм | 509 x 286,4 |
Размеры, мм | 558 x 159 x 416,5 |
Вес, кг | 3,7 |
Углы обзора | горизонтальный 170o, вертикальный 160o |
Яркость, нит | 200-250 |
Контрастность | 1000:1 |
Время отклика, мс | 5 |
Цветовой диапазон | 72% |
Родное разрешение | 1920x1080 @ 60 ГГц |
Шаг пикселя, мм | 0,265 x 0,265 |
Пикселей на дюйм | 96 |
3D | Film-type Patterned Retarder (FPR) |
Энергопотребление, Вт | 45 |
Гарантия | ограниченная, один год |
НР 2311 gt | Технологии дисплеев 3D
Независимо от дисплея, который вы используете, технология стереоскопического 3D отправляет каждому глазу отдельную картинку, они представляют две разных перспективы. Ваш мозг соединяет их и получается эффект глубины.
Сейчас существуют только две коммерчески успешных технологии 3D-дисплеев, доступных для пользователей ПК: системы с активным затвором, которые используют альтернативную последовательность кадров, в которой изображения блокируются поочередно то для одно, то для другого глаза. И пассивные системы с круговой поляризацией, которые позволяют наклонить голову и при этом сохранить разделение для левого/правого глаза. Для достижения стереоскопии HP использует технологию круговой поляризации экрана или FPR (сокр. от film-type patterned retarder).
Базовые понятия активных и пассивных систем мы рассматривали в обзоре
Пассивное 3D (поляризационные Film-Type Patterned Retarder)
В этом типе дисплеев используются волновые качества света для контроля изображения, которое видит каждый глаз. Такой дисплей опирается на поляризационный фильтр, покрывающий экран. Этот фильтр имеет две ориентации: одна для чётных строк, другая для нечётных строк разрешения. Каждая линия выводит изображение, предназначенное для какого-то одного глаза. Зритель должен одеть поляризационные очки, чтобы ощутить иллюзию трёхмерности. В очках не используются электронные компоненты, просто для каждого глаза нанесён тонкий слой материала, служащего поляризационным фильтром. Фильтр перед правым глазом блокирует линии, предназначенные для левого глаза и наоборот. Таким образом, каждый глаз получает предназначенную для него перспективу, даже несмотря на то, что изображение выводится для двух глаз одновременно.
В этой схеме описан принцип технологии FPR в мониторе HP 2311 gt. Пассивные поляризационные дисплеи также установлены в большинстве кинотеатров, но они используют другой метод, который не уполовинивает разрешение.
Преимущества пассивного 3D
Теперь давайте рассмотрим особенности FPR-дисплеев. Во-первых, в очках не используется активная электроника, поэтому они более дешёвые и менее громоздкие, чем очки с активным затвором. По сути, они настолько дешёвые, что вам бесплатно выдают такие для просмотра фильмов в кинотеатре. Как мы уже говорили, можно даже использовать очки из кинотеатра, оснащённые технологией RealD.
Во-вторых, многие люди находят поляризационные дисплеи более комфортными для длительного просмотра, потому что отсутствует 60-герцевое мерцание изображения, что меньше утомляет глаза. Есть люди, которым это сильно мешает, есть и такие, которых активный затвор не утомляет совсем.
Также, пассивные FPR-дисплеи позволяют пользователю видеть свет от дисплея постоянно. В очках с активным затвором для каждого глаза он закрыт половину времени, что негативно влияет на яркость.
Дисплеи с технологией FPR работают на частоте 60 Гц, поэтому для работы в стереоскопическом режиме достаточно стандартного кабеля HDMI. Однако активным системам для вывода необходима частота 120 Гц, чтобы обеспечить 60 кадров в секунду на каждый глаз. В результате, на технологии с активным затвором через кабель HDMI 1.4, вы получите только 60 кадров в секунду на максимальном разрешении 720p. Это не означает, что вы можете использовать любой старый 3D телевизор с поляризационными очками. Тем не менее, как и поляризационный монитор НР 2311 gt, пассивная технология 3D определённо более доступна.
Недостатки пассивного 3D
Преимущества поляризационной стереоскопии впечатляют, не так ли? Но есть один важный нюанс. Говоря о FPR-дисплеях, каждый глаз видит только каждую вторую линию развертки, другими словами, половину кадра. Больше всего это сказывается на мелких деталях, например, мелкий текст в компьютерной игре может быть плохо различим. Чем ближе вы находитесь к экрану, тем очевиднее становится этот эффект. Он значительно ухудшает качество изображения. Таким образом, потеря разрешения будет заметна гораздо сильнее, если вы находитесь перед монитором ПК, нежели сидя на диване перед 3D телевизором.
К тому же, поляризационный фильтр на экране подразумевает оптимальный угол обзора. Если вы сильно от него отклонитесь, начнут появляться различные аномалии, типа ореолов, которые испортят восприятие изображения.
Активное 3D (затвор, альтернативная последовательность кадров)
В системах затворного типа с альтернативной последовательностью кадров используются очки с активным затвором. Как можно догадаться из названия, вывод изображения на каждый глаз поочередно блокируется. Дисплей должен работать на частоте 120 Гц, это значит, что каждый глаз видит 60 кадров в секунду.
Инфракрасный излучатель отвечает за подачу в очки сигнала для блокировки соответствующего кадра, поэтому каждый глаз видит один кадр, а следующий, предназначенный для другого глаза перекрывается. На частоте 120 Гц, это происходит так быстро, что вы не замечаете мерцания. Больше всего этот процесс влияет на яркость изображения, которая заметно падает.
Очки в активной системе играют главную роль, и для работы затвора необходимо питание. Это значит, что к ним нежны аккумуляторы, которые необходимо заряжать или менять. В очки также установлены беспроводные синхронизаторы и прозрачные ЖК-экраны, поэтому они такие дорогие ($50-$200). Умножьте это на семью из пяти человек, и вы получите решающий фактор в плане покупки такой технологии. К тому же, потеря половины яркости на каждый глаз очень заметна. И наконец, из-за активной схемы очки получаются очень громоздкие.
Активные дисплеи могут обеспечить реальное разрешение 1080p на каждый глаз с частотой 60 Гц. К сожалению, стандарт HDMI 1.4 не может предложить достаточной пропускной способности для поддержки такого количества данных. Следовательно, обычный 3D-телевизор ограничен 24 FPS при 1080p. Это подходит для фильма в формате Blu-ray, но для плавного геймплея уже неприемлемо. Для этого владельцам видеокарт GeForce нужно подбирать монитор с поддержкой 3D Vision. А если у вас есть относительно новая карта Radeon, то лучше найти монитор с AMD HD3D. Видеокарты AMD Radeon серии HD 7000 поддерживают новый стандарт "быстрого HDMI", который обеспечивает 60 FPS на 1080p через HDMI. Но ввиду отсутствия у нас соответствующего монитора, эта технология в сегодняшнем обзоре фигурировать не будет.
НР 2311 gt | Поляризационные дисплеи: совместимость со стандартами
Одним из самых больших потенциальных преимуществ поляризационных мониторов мы считаем полную поддержку стандарта Nvidia 3D Vision (через 3DTV Play) и открытого стандарта AMD HD3D. HDMI подходит для игр на частоте кадров 60 FPS при разрешении 1920x1080 на пассивном дисплее, поскольку визуальная информация, необходимая для обоих глаз, подаётся в одном кадре. То есть, для 60 FPS монитор с частотой обновления экрана 120 Гц не нужен. Однако вертикальное разрешение уменьшается двое.
Тестирование подтвердило нашу теорию, AMD HD3D без проблем обеспечивает стереоскопическое 3D с частотой кадров 60 FPS на 1920x1080 через HDMI на мониторе
Мы ошибочно предполагали, что Nvidia 3DTV Play верно определит монитор HP и будет на нём работать. Тем не менее, последний драйвер 301.42 не захотел включать функцию, когда мы подключили передатчик Nvidia 3D Vision. Проведя небольшое исследование, мы выяснили, что драйверы Nvidia весьма придирчивы к мониторам, на которых необходимо распознать 3DTV Play.
На форумах
В итоге мы должны признать, что в плане игр монитор
Поближе познакомиться с технологиями AMD HD3D и Nvidia 3D Vision, вы можете в наших обзорах
НР 2311 gt | Конфигурация и тесты
Конфигурация тестового ПК особой роли не играет, а вот второй 3D-монитор, с которым мы сравниваем модель HP, куда важнее. В наших руках оказался Samsung S23A750D – 3D-монитор активного типа, который поможет подчеркнуть различия с технологией FPR монитора
Когда мы начинали писать данный обзор, Samsung S23A750D можно было найти за 13 тыс. рублей, но модель может скоро исчезнуть из продажи. Однако у нее есть аналог – Samsung S23A700D, который отличается только отсутствием DisplayPort.
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E), LGA 2011, 3,3 ГГц,15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл., разгон до 4,25 ГГц (42 х 100 Мгц) |
Материнская плата | ASRock X79 Extreme9 (LGA 2011) чипсет: Intel X79 Express |
Память | Corsair Vengeance LP PC3-16000, 4 x 4 Гбайт, 1600 МТ/с, CL 8-8-8-24-2T |
Видеокарта | референсная Radeon HD 7970 925 МГц GPU, 3 ГбайтGDDR5 на частоте 1375 МГц |
Накопитель | Intel SSDSC2MH250A2 250 Гбайт SATA 6 Гбит/с |
Сеть | встроенный контроллер Gigabit LAN |
Питание | ePower EP-1200E10-T2 1200 Вт ATX12V, EPS12 В |
ПО и драйвера | |
Операционная система | Microsoft Windows 7 x64, Service Pack 1 |
DirectX | DirectX 11 |
Графический драйвер | GeForce: 301.42 WHQL Radeon: Catalyst 12.6 Beta |
Мониторы | |
Пассивный (FPR) | HP 2311 gt |
Активный (AFS) | Samsung S23A750D |
НР 2311 gt | Сравнение качества стереоскопического 3D изображения
Давайте сравним качество изображения монитора
Яркость
По яркости изображение на
Посмотрев на изображение в формате GIF, вы сразу всё поймёте. Фотографии каждого дисплея через очки были сделаны одной и той же камерой с одинаковыми ручными настройками. Здесь у
Ореолы и углы обзора
Работа 3D фильтров на пассивном поляризационном экране эффективна только при просмотре изображения с идеальной позиции. Если с нее сместиться, то, возможно, изображения для разных глаз перепутаются и вы увидите так называемые ореолы. Кроме того, поляризационные фильтры не на 100% эффективны. Так что с ореолами можно столкнуться и при оптимальном положении. Система с активным затвором такого дефекта не имеет, и вы можете смотреть на экран с различных углов без появления ореолов.
Похоже для
Смещение вправо или влево от монитора
Даже в оптимальной позиции
Чёткость
Поляризационные дисплеи лучше всего подходят для просмотра фильмов, например, сидя на диване. Но, как привило, к монитору ПК вы сидите намного ближе. В этом случае отсутствие чёткости может оказаться серьёзной проблемой.
Легко заметить, что на
Сравните
Мы должны отметить, что снимки для анимированного изображения были сделаны через одну линзу каждых 3D очков. Логично предположить, что когда изображение с дисплея воспринимают оба глаза, вы удивите все 1080 линий совокупного разрешения. Однако на практике, ситуация ещё хуже чем на GIF-изображении. Чёткость – это самая большая проблема монитора
Качество изображения на рабочем столе Windows
Поляризационные фильтры, нанесённые на экран
Фотографии данный визуальный эффект отображают очень плохо, поэтому у нас нет изображения, чтобы это продемонстрировать. Но мы можем вас уверить, что у не поляризованных мониторов такой проблемы нет, поскольку на них не нанесены соответствующие фильтры.
НР 2311 gt | 3D-дисплей начального уровня с адекватной ценой
Недавно на одной из выставок мы видели, как несколько человек играли в Battlefield 3 на большом экране телевизора с пассивным стереоскопическим 3D. Участники стояли за линией примерно в метре от дисплея. Зрелище было великолепное, и позже мы поинтересовались у одного из игроков: видит ли каждый глаз полное разрешение 1920x1080 или же только половину. Он ответил, что картинка выгляди как full HD. Получается, что в этой игре с такого расстояния разницу увидеть практически невозможно.
Однако вы не будете использовать монитор с поддержкой 3D на расстоянии трёх метров. Расстояние до него на столе будет гораздо меньше. И в этом случае, для поляризационного FPR-монитора наступают тяжёлые времена, поскольку каждый глаз будет видеть только половину разрешения. Но
Ценовая политика HP отражает позицию
Для более взыскательных геймеров, жаждущих стереоизображения на ПК, лучше подойдёт вариант с монитором на 120 Гц и очками с активным затвором, если, конечно, позволяет бюджет. Пассивные поляризационные экраны больше подходят для гостиной, где расстояние между вами и дисплеем больше. При просмотре фильмов вы вряд ли обратите внимание на нечёткий текст. К тому же, низкую стоимость очков оценят семьи с непоседливыми детьми.