|
Что 3D-технологии делают с нашим разумом?
По сути, 3D-технология – это оптическая иллюзия. Мы играем с собственным разумом, заставляя наш мозг видеть три измерения в двухмерной плоскости; мы "видим" глубину на плоской поверхности. Любой, кто смог увидеть динозавра на одной из тех пёстрых картинок в торговом центре (называемых стереограммами), знает, что, если смотреть на картинку достаточно долго, даже начинает болеть голова.
"Вашим глазам приходится напрягаться сильнее. Мозг посылает дополнительные импульсы, чтобы глаза продолжали действовать синхронно, - объясняет доктор Джеймс Залц (James Salz), официальный представитель американской академии офтальмологии (American Academy of Ophthalmology), в 2003 году получивший от этой организации "Премию за прижизненные достижения" (Lifetime Achievement Award). Если вы всегда заставляете свои глаза испытывать такие нагрузки, глядя на 3D-изображения, то можете почувствовать чрезмерное напряжение или даже тошноту".
Наберите в поисковике Google "3D motion sickness" (эффект "укачивания" при просмотре 3D-изображений или фильмов) – и вы найдёте множество людей, которые жалуются на явление "укачивания" (болезнь движения), головные боли и тошноту при просмотре 3D-фильмов. Недавно проведённые исследования в Технологическом Университете Эйндховена в Нидерландах (Eindhoven University of Technology, Netherlands) показали, что около 17% испытуемых почувствовали симптомы тошноты, когда смотрели на текст в 3D с расстояния 3 метра.
Объяснение такому дискомфорту довольно простое: возникло противоречие. Наш мозг получает сигналы от глаз о том, что наше тело движется, однако вестибулярные центры (центры равновесия) во внутреннем ухе и механорецепторы в наших суставах утверждают, что оно остаётся неподвижным. В результате такой неразберихи возникают вышеупомянутые побочные эффекты, поскольку ваш мозг пребывает в нерешительности по поводу того, как справиться с возникшей проблемой.
3D: длительные эффекты
До сих пор, когда в научном сообществе поднимается вопрос "Какие долгосрочные и способствующие дальнейшему развитию эффекты есть у технологии 3D?", учёные не могут прийти к единому мнению. Пока ещё было проведено слишком мало исследований по данному вопросу.
Доктор Лоренс Тиксен (Lawrence Tychsen), офтальмолог из Университета Сент-Луис в Вашингтоне (St. Louis’s Washington University) изучал воздействие 3D-видео на макак-резусов. Детёныши макак надевали 3D-очки и смотрели на 3D-экраны в течение трёх месяцев, в результате чего команда Тиксена обнаружила, что глаза малышей развивались точно так же, как и у макак, которые не столкнулись с воздействием 3D, — у них не было каких-либо болезненных ощущений.
Но то были обезьяны! Тогда как их поведение, конечно же, можно предугадать в большинстве случаев, они всё же не являются людьми.
Доктор Мартин Бэнкс (Martin Banks), заведующий Лабораторией восприятия зрительного пространства (Visual Space Perception Laboratory) в Университете Калифорнии, Беркли (University of California, Berkeley), опубликовавший много работ по стереоскопии, не считает, что при использовании 3D-технологий в настоящее время есть повод для беспокойства. "Иногда опасения бывают обоснованными, а иногда нет. 3D представляет собой что-то бoльшее, чем реальный мир, чем то, на что мы привыкли смотреть. На каком-то уровне вы даже можете сказать, что это очень близко к реальности, и потому 3D-технологии – это хорошо".
А что насчёт дальнейшего развития визуальных эффектов? "Если это касается детей, то мы просто действительно пока этого не знаем. Единственный ответ, который мы можем дать: мы должны проследить за этим".
Другие специалисты, например, доктор Девид Гранет (David Granet), руководитель отделений офтальмологии и реконструкции тела взрослого человека (Pediatric Ophthalmology & Adult Re-Alignment Services) из Центра детской офтальмологии имени Анны Ф. и Абрахама Ратнера (Anne F. & Abraham Ratner Children's Eye Center), член американской академии педиатрии (Academy of Pediatrics), говорит о вполне логичных вещах: необходимо вообще сводить к минимуму время, проведённое перед экраном телевизора (монитора), касается ли это 2D или 3D – и тогда мозг и глаза растущего организма получат возможность развиваться должным образом.