Введение
Образовательная лаборатория THG.ru протестировала ещё один любопытный продукт: “Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы”, входящее в серию “1С:Образовательная коллекция”. Издателем пособия выступает известная российская компания “1С”. Как указано в документации, “Букварь” является составной частью издания “Букварь/ Авт.-сост. А.Ф. Малышевский, Е.П. Бугрий. – Калуга: Издательский педагогический центр “Гриф”, 2002″ и представляет его электронный вариант. Разработчиком электронного пособия является ООО “Мультимедийные образовательные системы” (г. Калуга), а автором разработки – Дербаносов Ю.В.
Авторы отмечают: “Электронный букварь входит в комплект учебных пособий, последовательно реализующих культурно-исторический подход к образованию детей предшкольного и младшего школьного возраста.
Впервые электронное учебное издание в полной мере учитывает психические и культурно-социальные особенности постижения детьми печатного текста, воплощающего в словесных образах их мифоэпические представления о действительности, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, естественного перехода ребёнка от идеографического к фонемному письму. Электронный букварь отличает особое художественное оформление, расширяющее возможности речевого общения детей предшкольного и младшего школьного возраста.”
Установка и работа с программой
Установка “Букваря” не требуется, пособие запускается прямо с оптического диска. После небольшой заставки пользователь попадает в главный экран программы, причём фоном идут голосовые комментарии и подсказки.
Нажмите на картинку для увеличения.
В правом верхнем углу приведены номера всех букв алфавита русского языка в порядке их изучения. Таким образом, можно легко перейти к нужной букве. Если навести курсор на порядковый номер, то на срезе дерева вверху будет выведена соответствующая буква. На иллюстрации выше выбрана буква “А”. Перемещаться между буквами можно и с помощью стрелок справа и слева.
Слева можно заметить клавишу “Обучалка”. Она запускает режим обучения с голосовыми комментариями. Режим “Обучалка” запускается по умолчанию после старта программы.
Если выбрать какую-либо букву, то сначала запустится ознакомительная часть (показана на иллюстрации выше). В ней приводится несколько эскизов начертания буквы, а также несколько фраз из стихотворений.
Переходить между ознакомительной частью и заданиями можно с помощью значков в нижней части окна. Для каждой буквы приводятся свои задания. Ниже мы покажем задания для буквы “А” и некоторых других.
Нажмите на картинку для увеличения.
Первое задание заключается в том, что ребёнок должен выбрать из трёх картинок ту, которая обозначает предмет, похожий на букву. А затем провести линию между буквой и картинкой.
Нажмите на картинку для увеличения.
Во втором задании необходимо найти на экране все буквы (в данном случае “А”) и раскрасить их в указанный цвет.
Нажмите на картинку для увеличения.
В третьем задании нужно вставить в слово пропущенную букву.
Нажмите на картинку для увеличения.
В четвёртом задании на экран выводится стихотворение-загадка. Нужно выбрать отгадку, после чего перенести слово на стихотворение.
Нажмите на картинку для увеличения.
После четвёртого экрана следует закрепление материала: какое-либо стихотворение с изучаемой буквой. Все стихотворения в пособии прочитываются дикторами вслух.
Порядок изучения букв разработчиками выбран не случайно. Так, после первой буквы “А” следует буква “У”. И экран закрепления букв “А” и “У” учитывает уже обе изученные буквы.
Нажмите на картинку для увеличения.
И последнее задание для буквы “У” тоже предусматривает знакомство уже с двумя буквами. Здесь нужно выбрать соответствующие шишки и перетащить их на квадратики вверху.
Нажмите на картинку для увеличения.
Есть в пособии и более сложные задания, где шишки заменены шариками.
Нажмите на картинку для увеличения.
Обзор интерфейса и работы с программой мы на этом заканчиваем и переходим к оценке эксперта.
Мнение эксперта
Предлагаемый “Букварь” адресован дошкольникам и младшим школьникам. Возрастные психо-физиологические особенности потенциального пользователя “диктуют” стиль оформления программы: яркий, многоцветный. “Букварь” изобилует красочными иллюстрациями, позволяет ребёнку играть с цветом, авторы подготовили богатые “справочные” материалы – стихотворения, загадки, потешки, которые сделают занятия интересными, помогут запомнить облик буквы, закрепить навыки слушания и чтения. Важным достоинством программы является возможность исправить ошибку, вернуться к какому-либо разделу, повторить материал.
Пособие не требует установки на жёсткий диск, достаточно удобно в работе.
Программа рассчитана на индивидуальную работу ребёнка. Взрослому отводится роль консультанта, что объясняется, на наш взгляд, желанием авторов предоставить ребёнку большую самостоятельность.
Предлагаемые материалы чётко структурированы (для каждой буквы алфавита авторы подбирают примеры, загадки), однако неясно, какой принцип лежит в расположении букв: алфавитный порядок явно нарушен, деление на гласные – согласные не соблюдено. (Мнение разработчиков: сегодня редкий Букварь или Азбука построены на традиционном порядке. Это авторская концепция, и поэтому критика порядка букв возможна только с точки зрения другой авторской концепции, для понимания принципа расположения букв следует ознакомиться с трудами профессора А.Ф. Малышевского.)
Комментарии и инструкции к программе не должны быть ориентированы только на малышей, так как им не обойтись без помощи взрослых. Поэтому имеет смысл чётко и понятно сформулировать, дети какого возраста заинтересуются программой, какие способности ребёнка формируются и развиваются в процессе освоения “Букваря”, почему он рекомендован для изучения. Предложенные авторами формулировки (“впервые электронное учебное издание в полной мере учитывает психические и культурно-социальные особенности постижения детьми печатного текста, воплощающего в словесных образах их мифоэпические представления:”), в силу своей непонятности для обычного родителя, значительно сужают круг возможных покупателей продукта.
Возможности использования предлагаемого “Букваря” ребёнком и воспитателем (учителем) разнообразны: программа может быть использована педагогом для ознакомления ребёнка с алфавитом; при наличии в классе нескольких компьютеров пособие может быть использовано на уроках изучения нового материала, на этапах систематизации и обобщения знаний, контроля знаний; дети, уже знакомые с буквами, могут совершенствовать навыки чтения.
Предлагаемые материалы, без сомнения, могут заинтересовать родителей, стремящихся развивать своего ребёнка, воспитателей детского сада и гувернёров, учителей начальных классов, однако нельзя не заметить существенных недоработок.
- Авторы пособия не различают понятий “звук” и “буква”: “Букварь” предполагает чтение, а ребёнку отведена роль слушателя (стихотворения озвучены таким образом, что внимание пользователя сосредотачивается именно на звучании слова, а не на его написании). Важно также учесть, что сначала малышей знакомят со звуками, а только потом – с буквами, поэтому смешение понятий затрудняет ознакомление с алфавитом. (Разработчики данное замечание относят на счёт непонимания авторской концепции).
- Любая статья “Букваря” сопровождена достаточным количеством примеров, чётко, ёмко иллюстрирующих её содержание. Однако дети 5-7 лет, на которых в большей степени ориентируются авторы пособия, быстро теряют интерес к однотипным заданиям, поэтому следует разработать более разнообразные приёмы работы с буквой. (Мнение разработчиков: сегодня ведётся работа над ЭИ “Занимательный Букварь”, где более разнообразные задания (хотя это тоже спорно, небольшое количество унифицированных заданий позволяет не присутствовать родителю на занятиях ребёнка, тут нужен тонкий компромисс).
- На наш взгляд, имеет смысл предлагать в каждом разделе, помимо имеющихся вариантов букв, образцовое, каллиграфическое их написание, так как авторы заявили, что “Букварь” может быть использован и при освоении письма.
- Рисунки, иллюстрирующие разделы, часто не соответствуют реальности (трёхцветная мышь, например).
- Задания неравноценны по степени сложности: одни слишком просты, другие – слишком сложны (составьте слова ам, му, сорока).
- Озвучивание текстов не формирует у ребёнка представлений о правильном выразительном произношении: не выдержан темп, часто без всяких причин акцентируются те или иные звуки.
- Букварь – книга, по которой учатся читать, однако многие задания рассчитаны на уже читающих детей (при изучении буквы “М” предлагается соотнести слова, среди которых и “Медведь” и “Маяк”, и картинки).
По мнению воспитателей детского сада, ознакомившихся с программой, она будет наиболее эффективна в условиях индивидуальной работы, когда действия ребёнка направляет педагог.
Заключение
Предлагаемый “Букварь” адресован дошкольникам и младшим школьникам. Возрастные психо-физиологические особенности потенциального пользователя учтены авторами-составителями. “Букварь” снабжён красочными иллюстрациями, позволяет развивать мелкую моторику, умение концентрировать внимание, дифференцировать объекты. Важным достоинством программы является возможность свободно ориентироваться в обширных иллюстративных материалах и текстах.
Предлагаемые материалы, без сомнения, могут заинтересовать родителей, стремящихся развивать своего ребёнка, воспитателей детского сада и гувернёров, учителей начальных классов.
Также программа рассчитана на дошкольное домашнее образование детей. Например, пока мама готовит или занимается другими делами, ребёнок вместо бессмысленных “стрелялок” может с интересом заниматься собственным развитием. Автоматически переход между заданиями и их унификация позволяет не присутствовать родителю на занятиях ребёнка.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.