Введение
Современный подход к обучению диктует свои условия образовательным учреждениям. В настоящее время передовые школы должны не просто давать знания – они должны быть конкурентоспособны на этом рынке. Сегодня растёт заинтересованность в наблюдении за процессом обучения и усиливается контроль со стороны основных заказчиков – родителей и государства. Поэтому информатизация школы выглядит одним из значимых показателей положения школы на рынке.
Действительно, в современной школе есть множество факторов, которые невозможно учесть без электронных средств. И вместе с тем их учёт становится обязателен – это и расписание занятий в условиях перехода на профильное обучение, и тарифицирование в условиях нормативного финансирования, и результаты учащихся в ЕГЭ.
Эта проблема не нова, но в последнее время чётко обозначилось большинство факторов, которые делают информатизацию необратимой. Но внедрение таких систем сопряжено с возникновением некоторых проблем.
Самая главная из них – чёткое понимание факторов внесения и распределения информации, их взаимосвязь. Отсутствие такого понимания может привести к лишнему учёту несущественных факторов, но в то же время какие-то из основных могут быть пропущены. Кроме того, отсутствие ясности в организации информации может привести к запутанному интерфейсу и, как следствие, неудобству пользователя.
Это связано и с другой проблемой. К сожалению, уровень компьютерной подготовки учителей, чья деятельность не связана напрямую с высокими технологиями, и обслуживающего персонала невысок. В связи с этим, нужные им функции должны быть доступны для использования и не вызывать лишних проблем в освоении.
Наконец, программа должна быть совместима с уже имеющимся обеспечением учёта. К примеру, количество уроков, проведённых данным учителем, необходимо учитывать при начислении заработной платы.
Программное обеспечение “1С: ХроноГраф Школа” – решение, позволяющее решить эти и другие проблемы, стоящие перед современной школой. Компания “Хронобус” – разработчик системы – отнюдь не новичок на рынке специализированных систем. Рассматриваемое нами приложение разрабатывалось в рамках проекта “Информатизация системы образования” (ИСО) программы “Совершенствование кадрового потенциала руководителей системы Образования”, проводимого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. В основу программы легли предшествующие разработки “1С:ХроноГраф Школа” и “1С:ХроноГраф Школа 2.0”, требования Заказчика (НФПК) к усовершенствованию информационной системы администрирования деятельности образовательных учреждений, пожелания многочисленных пользователей, замечания экспертов и апробаторов.
В комплект поставки программы входит.
- Диск с программой и дополнительными приложениями.
- “1С:Хронограф Школа 2.5 Руководство пользователя” – описание всех функций программы.
- “1С:Хронограф Школа 2.5 Методическое пособие” – рекомендации по внедрению и применению системы.
Подобный комплект поставки – несомненное достоинство пакета. В “Методическом пособии” подробно описаны цели внедрения и его этапы, указаны возможные трудности и пути их решения. “Руководство пользователя” будет полезно в качестве учебника для желающих лучше освоиться с программой. Кроме того, для зарегистрированных пользователей работает техподдержка на сайте www.school.chronobus.ru или по телефону (495) 232-75-81.
Установка
После того, как вы поместите диск в CD-ROM, автоматически появиться меню, предлагающее выбрать один из семи пунктов, из которых нас интересуют первые три: “Установить 1С:Предприятие”, “Установить программу” и “База нормативных документов”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Как можно понять, “1С:Хронограф Школа 2.5” работает на базе популярной платформы “1С:Предприятие 7.7” – фактически стандарта для делового документооборота в России. Это сразу даёт неоспоримый плюс – данные из программы могут быть переданы в пакеты “1С:Зарплата и кадры 7.7”, “1С:Школьная библиотека” и “1С:Школьное Питание”. Кроме того, у пользователей вышеперечисленных пакетов не должно возникнуть проблем и при использовании данного.
Если платформа “1С:Предприятие 7.7” уже была у вас установлена, то первый пункт можно пропустить; если же нет – щелчок по первой кнопке запустит соответствующую установку.
Второй шаг – установка самой программы. Трудностей возникнуть не должно – вас спросят лишь о месте установки программы и, в случае повторной установки, о сохранении либо обновлении конфигурации.
Третий шаг необязателен. Щелчок по кнопке “База нормативных документов” вызовет диалог, из которого можно будет запустить просмотр или установку базы данных “Ваше право. Образование и наука”. Это крупнейшая подшивка нормативно-правовых актов, так или иначе связанных со сферой образования. Такой справочник будет полезен в первую очередь бухгалтерам учебных заведений, так как содержит большое количество материалов по экономике образовательной деятельности.
Работа с программой
Для первого запуска программы в меню “Пуск” -> “Программы” выберите раздел “1C Предприятие 7.7”, а в нём – одноимённый пункт. С программой поставляется тестовая база данных (её имя оканчивается на “Демо”) – с её помощью удобнее всего знакомиться с функциями программы.
После запуска вам предложат выбрать пользователя. В программе представлено пять уровней разграничения прав, соответствующих самым популярным в школе группам пользователей: Администратор, Администратор-просмотр – пользователь, имеющий лишь доступ для чтения, Классный руководитель, Секретарь-делопроизводитель и Преподаватель-предметник. Собственно права для каждой группы должен настроить администратор: для этого во время запуска он должен выбрать в выпадающем списке режим “Конфигуратор”.
Основные функции программы разбиты на четыре раздела.
- Общие данные об образовательном учреждении;
- кадры и контингент;
- учебный процесс;
- финансы.
Нажмите на картинку для увеличения.
Эти разделы представлены на верхней панели соответствующими группами кнопок. Кроме них там есть кнопка “Нормативно-правовая поддержка”, отвечающая за быстрый вызов базы справочника правовых документов.
В первом разделе можно ввести практически не изменяющиеся со временем данные. Это координаты школы, списки кабинетов и оборудования, классов и параллелей, основных и дополнительных предметов.
Нажмите на картинку для увеличения.
В разделе “Кадры и контингент” следует добавить информацию о текущих школьных должностях и работниках, занимающих эти должности. Также здесь следует создать список классов с полной информацией о каждом ученике. Книга приказов и план общешкольных мероприятий тоже находятся в этом разделе.
Нажмите на картинку для увеличения.
Следующий блок “Учебный процесс” ответственен за обработку учебного плана и результатов успеваемости. Кроме заполнения “электронных версий” учебного плана и классных журналов, здесь также можно создать расписание.
Нажмите на картинку для увеличения.
Раздел “Финансы” по большей части будет необходим бухгалтерии. Здесь доступны для изменения списки тарифов, норм рабочего времени и начислений. Общую заработную плату можно просмотреть в пункте “Тарификация”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
В условиях растущей необходимости в информатизации учебных заведений и не слишком пока большого рынка продуктов для этой цели, “1С:Хронограф Школа 2.5” представляется удачным решением. Стоит отметить опыт и подготовку разработчиков (сотрудничающих, кстати, с Министерством образования и науки РФ) – их продукт подходит практически по всем выдвинутым пунктам. Справочная информация тоже на высоте – рассмотрено множество вопросов, возникающих при внедрении и работе. Если же в пособиях вы не найдёте нужного ответа, то вам всегда готова помочь техподдержка.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.