Введение
Нет необходимости убеждать кого-либо, что каждое юридическое лицо обязано вести бухгалтерский учёт своей финансово-хозяйственной деятельности. Однако на протяжении многих лет общеобразовательная школа, хоть и являлась юридическим лицом, но бухгалтерский учёт за неё осуществляла некая централизованная бухгалтерия. Очень немногие школы отваживались на финансовую самостоятельность, да и что это за самостоятельность, когда всё равно финансирование определяется без всяких “правил игры”.
Новый 2006 год несёт очень важный для школы инструмент – нормативное (“подушевое”) финансирование образовательных учреждений. При этом появляется не формальная, а реальная возможность обрести финансовую самостоятельность, так как количество денег теперь зависит не от воли чиновника, а от результата работы самого учреждения. Всё это подталкивает к активному переходу школ на самостоятельное ведение бухгалтерского учёта.
Вместе с проблемой бухучёта встаёт и проблема выбора того программного обеспечения, которое будет оптимально соответствовать поставленным задачам. Рынок бухгалтерского ПО сегодня насыщен большим количеством программных продуктов, поэтому руководителю школы сложно разобраться в специфике того или иного средства, непросто и выбрать подходящий инструмент для бухгалтера.
Мы, переходя с 1.01.2006 г. на самостоятельное ведение бухгалтерского учёта, остановили свой выбор на платформе “1С:Предприятие” по ряду причин.
- Во-первых, на этой платформе создана самая распространённая сегодня в России бухгалтерская программа, а, следовательно, у неё самая распространённая сеть технической поддержки.
- Во-вторых, эта программа проверена временем, ею, как правило, владеет большинство практикующих бухгалтеров.
- В-третьих, она имеет различные подключаемые модули, которые позволяют учесть специфику различных сфер деятельности (“Тарификация”, “Бухгалтерия для бюджетных учреждений”, “Зарплата и кадры”, “Торговля и склад” и т.п.).
- В-четвёртых, весной 2005 г. каждая российская школа получила бесплатно программный продукт “1С:Хронограф Школа 1.0”, который выполнен на этой же платформе. Следовательно, выбирая программу “1С” для ведения бухгалтерского учёта, мы выстраиваем единое информационное пространство управления образовательным учреждением на основе данных об образовательном процессе, с одной стороны, и на основе данных о финансово-хозяйственной деятельности по поддержке этого процесса, с другой.
Модуль “1С:Хронограф Тарификация” в работе
Несомненно, как и во всей линейке продуктов фирмы “1С”, в “1С:Хронограф Тарификация” используется хорошо знакомый пользователю интерфейс. Так как программа предназначена для конкретных специалистов бухгалтерии, то отметим, что она позволяет выполнить абсолютно все действия, которые осуществляет бухгалтер при расчёте окладов сотрудникам школы (другого и не может быть).
Мы провели тестирование этой программы на базе обычной средней школы с количеством сотрудников около 100 человек. Ввод данных был произведён по имевшимся в учреждении штатному расписанию и тарификационному списку. Несмотря на то, что на стадии знакомства с любой программой неизбежны ошибки, нам удалось практически сразу добиться того, что все начисления встали в соответствие с тем, что было сделано до нас централизованной бухгалтерией. В этом смысле программа работает, и работает хорошо.
Из положительных моментов сразу же бросилось в глаза то, что все печатные формы стали намного аккуратнее, чем это было до использования программы (насколько нам известно, централизованная бухгалтерия выполняла подобную работу частично вручную, а частично с использованием кустарно изготовленной “ДОСовской” программы).
Понимая свою роль, мы поставили перед собой задачу не столько расхвалить программный продукт, сколько найти в нём те “узкие места”, которые разработчикам следовало бы исправить или просто усовершенствовать. Апробация продукта производилась специалистом-бухгалтером, имеющим 6-летний опыт работы с программой “1С:Бухгалтерия”. К работе также был подключён заместитель директора школы, курирующий формирование тарификационного списка и ведение табеля учёта отработанного времени.
Модуль “1С:Хронограф Тарификация”: замечания
После нескольких недель работы нам удалось выявить следующие недостатки в работе программы.
1. В общем списке должностей и в окне штатного расписания почему-то не активна панель инструментов, к которой так привыкли пользователи программы “1С:Бухгалтерия”. Было бы значительно проще вводить данные при наличии возможности копировать записи нажатием на кнопку панели инструментов.
2. При выводе на печать списка сотрудников в отведенное поле не входит полное название образовательного учреждения. Несомненно, этот недостаток может быть устранен с помощью “Конфигуратора”, но зачем оставлять эту работу пользователю, если и так понятно, что в соответствии с уставами школ их названия бывают порой достаточно длинными.
3. При вводе информации о новом сотруднике программа автоматически ставит его в список в алфавитном порядке. Курсор же при этом становится на последнюю позицию, а не на вновь введённую запись, что затрудняет, на наш взгляд, самоконтроль при выполнении работы. Было бы удобнее, если курсор перемещался бы на ту же позицию, на которую становится новая запись. Данное замечание особенно важно для тех организаций, где число работников достаточно велико.
4. При заполнении карточки сотрудника очень часто педагогический стаж учителя и его общий трудовой стаж равны. Однако в программе не предусмотрено копирование стажа, пользователь вынужден одни и те же данные заносить дважды, что, несомненно, замедляет работу.
5. При заполнении карточки сотрудника “направление обхода” заполняемых полей по какой-то причине не соответствует их порядку в предлагаемой форме. Сначала курсор прыгает на последнюю строку формы, затем на первую и т.д. В этом нет ничего страшного, но просто непонятно, зачем это сделано.
6. Заработную плату педагогическим работникам принято разделять на тарифную и надтарифную части. К сожалению, нам не удалось найти в программе реализацию данного подхода. Так как надтарифная часть (доплаты и надбавки) не должна превышать в городе Кирове 25% от общего фонда оплаты труда, приходится проверять это соотношение, используя другое программное обеспечение.
7. Надбавки в штатном расписании рассчитываются только от начисленной суммы, а не от ставки. Так, если заместитель директора работает на 0,5 ставки, то и надбавка ему будет определена от половины, а не от полной ставки, как это порой бывает. Конечно, данная проблема легко решается, но было бы неплохо иметь возможность сделать такое начисление непосредственно.
Заключение
Все указанные недостатки нисколько не умаляют достоинств проанализированного нами программного продукта “1С:Хронограф Тарификация”, тем более что, по словам разработчиков, большинство из перечисленных недостатков будут устранены уже в ближайшем релизе, поэтому при соответствующем развитии продукт вполне может занять прочные позиции именно в бюджетной сфере. Появление программы очень своевременно, так как в 2006 году очень многие учреждения образования выходят на самостоятельный баланс и вынуждены решать проблему приобретения надёжного бухгалтерского ПО.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.
Редакция благодарит Департамент образования Кировской области и школу № 10 им. К.Э. Циолковского г. Кирова за помощь в проведении тестирования.