Введение
Образовательная лаборатория THG.ru продолжает тестировать учебно-методические комплексы, посвящённые единому государственному экзамену (ЕГЭ). Мы уже опубликовали обзоры комплексов “1С” по биологии, математике и химии, обзор общего издания для подготовки к ЕГЭ, а также обзоры комплексов от издателя “Новый диск” по математике, русскому языку и физике.
Настала очередь следующего комплекса: “1С:Школа. Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ”.
Нашими экспертами выступили:
- Константин Анатольевич Коханов, методист Центра дополнительного образования одарённых школьников, кандидат педагогических наук;
- Надежда Николаевна Полякова, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель физики, завуч Вятской гуманитарной гимназии.
Отзыв К.А. Коханова
Для знакомства мы установили на компьютер с процессором Pentium 4 2,26 ГГц и операционной системой Windows XP локальную версию продукта. Весь процесс занял не более 10 минут, и по истечении этого времени мы получили доступ к основным приложениям: “Курсы”, “Галерея”, “Справочник”, “Журнал”, “Мои материалы”, “Над проектом работали”, “Предисловие от автора”.
В целом оболочка продукта оказалась хорошо нам знакомой. Известна она и многим пользователям, работающим с продуктами “1С:Школа”, и не нуждается в каких бы то ни было дополнительных комментариях. Поэтому основное внимание при работе с образовательным комплексом мы уделим не столько оболочке программного продукта, сколько его содержательным и методическим особенностям.
Подавляющая часть материала расположена в блоке “Курсы”, включающем три раздела “Последовательное прохождение курса”, “Ликвидация пробелов в знаниях”, “Варианты ЕГЭ за 2001-2004 годы”.
Первое знакомство с диском оставляет очень хорошее впечатление. В целом, представленный материал достаточно качественный, чувствуется, что он подготовлен компетентными людьми. Несомненным достоинством продукта является грамотный текстовый материал, наличие большого числа интересных фотографий, иллюстраций, фактов, анимаций, интересных (!) игр.
Мы с удовольствием поиграли в игру, демонстрирующую явление инерции при действии силы. В ней требовалось доставить космический аппарат к заданному пункту, огибая по дороге звезды. Несмотря на явно простую карту игры, задача оказывается не из лёгких и требует задуматься о физике явления.
С пользовательской точки зрения немаловажно, что текст и фотографии могут быть легко скопированы в буфер обмена и вставлены в документ Word.
Отзыв К.А. Коханова, продолжение
Однако, после более детального знакомства у нас набралось достаточное количество мелких замечаний (точнее, достаточно большое для трёхчасовой работы с продуктом; в результате даже создалось впечатление (убеждены, ошибочное!), что с каким бы материалом ни пришлось работать, можно найти какие-нибудь огрехи). Перечислим лишь некоторые из них.
- В пособии почему-то представлены не все разделы школьной физики. В курсе “Квантовая и ядерная физика” начисто отсутствует раздел “Физика элементарных частиц”. Это, по меньшей мере, странно, ведь именно этот раздел вызывает у школьников и учителей наибольшие затруднения.
Комментарий разработчика. “Отсутствие элементарных частиц – это наше сознательное ограничение материала, поскольку он крайне слабо представлен в ЕГЭ, не входит в перечень обязательных требований в ЕГЭ. Видимо, автор отзыва имеет в виду многообразие и систематизацию частиц. Всё, что встречается в заданиях ЕГЭ, включено”.
- Несмотря на очень качественный и интересный в целом материал, в тексте встречаются опечатки, ошибки и неточности. Ниже мы перечислим лишь некоторые (!) из них:
- в тексте много неаккуратных, неточных и несоответствующих тексту рисунков; например, при введении удельной энергии связи соответствующая физическая величина обозначена буквой f, а на графике, иллюстрирующем зависимость удельной энергии связи от массового числа, – буквой Е;
- на рисунке силового поля не везде верно показано направление силовых линий;
- имеются оформительские неточности: частенько в расчётах физические величины указываются без единиц измерения, а у итогового численного результата единицы измерения вводятся без скобок, что противоречит обязательным требованиям к оформлению результатов;
- досадно, что в тексте встречаются физические и методологические ошибки:
1) в описании опыта Штерна почему-то говорится об изучении “разной скорости движения разных молекул”, хотя при объяснении этого опыта принципиально важно подчеркнуть, что совершенно ОДИНАКОВЫЕ с классической точки зрения молекулы имеют РАЗНЫЕ скорости при одинаковой температуре;
2) в иллюстрациях закона сохранения энергии векторы начальной и конечной скоростей (на разных высотах) нарисованы одинаковой длины, что означает равенство численных значений скоростей (рис. ЗаконСохрЭнергии. PNG и рис. ЗаконСохрЭнергии2. PNG), хотя именно из закона сохранения энергии следует, что эти скорости должны быть разными!
- И последнее, на что хотелось бы обязательно обратить внимание. В тексте слабо выражен почерк составителей, отсутствует, что ли, авторский стиль. (Хотя, может быть, именно в его отсутствии стиль и выражается?!)
Отзыв Н.Н. Поляковой
Пособие “1С:Школа. Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ” представлено на двух дисках и охватывает весь курс физики средней школы. Оно будет очень полезно и учителю, и учащемуся.
Пособие устанавливается достаточно продолжительное время, так как содержит большой объём материала, и для его запуска необходим диск №1 в приводе. Но работать с ним просто.
Курс физики на диске разбит на традиционные разделы: механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика, атомная физика и СТО. Каждый из них подразделяется на темы, которые содержат справочный материал (теория), закрепление определений, понятий, законов (качественные и расчётные задачи, тренировочные тесты) и контрольно-измерительный тест.
При выполнении тренировочных тестов в каждом кадре представлены значки справочного материала, подсказки и ссылки на теоретический материал. Очень удобно.
Для учителя это хорошее пособие для подготовки к уроку. Теорию можно использовать для закрепления на каждом уроке или для систематизации знаний в конце изучения темы. Из раздела “Закрепление определений, понятий, законов” можно подобрать отдельные вопросы и задачи именно к данному уроку. Очень хороши задачи на графики в разделе “Механика”, на расчет электрических цепей в разделе “Электродинамика”.
В пособии достаточно видеофрагментов и анимаций, они есть почти после каждой темы. Например, модель атома Бора, которая показывает возникновение различных серий излучений атома водорода, ударная ионизация при газовом разряде, движение ионов и электронов при электролизе.
Мне кажется, что для учителя очень важен раздел “Методы познания в физике”, так как он даёт представление о методологии (методология/лат/ – путь, ведущий к цели). Представленная ниже таблица даёт возможность любой урок построить с точки зрения методологии.
Для учащихся наиболее интересными в данном пособии будут тренировочные и контрольные тесты. Теоретический материал может быть использован ими только для подготовки письменного экзамена и рассчитан на достаточно подготовленного учащегося.
Так, формула скорости механического движения представлена через пределы. Логичнее, с моей точки зрения, продолжить данное определение через производную. Дав производную, легче представить теорию механических колебаний. Некоторые материалы, например, “Тема 23. Волновые свойства света”, написаны на не очень доступном уровне.
К некоторым недоработкам пособия относится, мне кажется, представление материала сплошным текстом, целесообразнее было бы выделение основных понятий, явлений. Может быть, и в другие темы стоит включить примеры решения задач так, как это сделано в теме “Законы Ньютона”.
При выполнении контрольных тестов, в отличие от тренировочных, ответов не дается, разобраться в ошибках сам учащийся не всегда может.
Комментарий разработчика. “На мой взгляд, открывать ключи вариантов было бы неверно. Наиболее сложные задачи-аналоги, содержатся в обучающих блоках, и там решения есть. Учитель может перевести контрольные тесты в режим обучающих, используя функционал платформы “1С:Образование”. Чтобы учителю было проще разобраться, как это делается, в скором времени планируем выпуск методического пособия.
Заключение
Как отметили эксперты, комплекс несомненно может быть рекомендован для использования учителями на уроках физики и школьниками для самоподготовки. Но разработчики должны позаботиться о доработке продукта и представлении исправленной версии.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.
Редакция благодарит Департамент образования Кировской области и Вятскую гуманитарную гимназию за помощь в проведении тестирования.