Введение
В образовательную лабораторию THG.ru поступило учебное пособие “1С:Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография”, которое сами разработчики называют “мультимедиа-комплексом по русскому языку для учеников 5-6 классов, а также для учителей”. Пособие выполнено на уже знакомой нашим читателям платформе “1С:Образование 3.0”. Издателем пособия является фирма “1С”. Комплекс разработан под редакцией О.И. Руденко-Моргун коллективом авторов, уже известным пользователям по таким электронным учебным изданиям, как “1С:Репетитор. Русский язык”, “1С:Репетитор. Тесты по орфографии” и “1С:Репетитор. Тесты по пунктуации”.
Как указывают разработчики, работая с комплексом, учащийся сможет:
- принять активное участие в уроке виртуального класса;
- выполнять задания в рабочей тетради, обращаясь к справочным материалам и помощи виртуальных персонажей;
- систематизировать знания и ликвидировать пробелы в них, используя наглядные материалы “Альбома”, справочники и учебные словари;
- получить ответ на вопрос в энциклопедии “Что такое? Кто такой?”;
- познакомиться с интересными фактами из истории морфологии и из жизни русских учёных, которые ей занимались.
Учитель, используя материалы комплекса, сможет сделать свои уроки более увлекательными и эффективными.
Нашим экспертом выступила учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии Татьяна Геннадьевна Зубарева.
Знакомство с учебным пособием: оценка образовательной лаборатории THG.ru
Комплект поставки состоит из двух дисков. На первом CD размещается система программ (платформа) “1С:Образование 3.0”, на втором – непосредственно сам образовательный комплекс. Соответственно, сначала следует установить платформу, а уже потом – образовательный комплекс. Никаких проблем с установкой не возникает.
Традиционно предусмотрена локальная и сетевая установка. Поскольку мы оцениваем содержание учебного пособия, то выбрали локальную установку. При этом для экономии времени выбрали “минимальный вариант установки”, при котором образовательный комплекс не работает без CD в дисководе. Этого можно и избежать, установив полный вариант, однако возрастает время инсталляции и объём, занимаемый комплексом на диске.
После запуска и входа (ввод учёной записи и пароля) мы попадаем в главный экран с разделами.
Нажмите на картинку для увеличения.
Основной раздел – “Обучение”. По словам разработчиков, он содержит 205 уроков в виртуальном классе и 191 электронное задание, содержащее более 1400 вопросов. Традиционно для оболочки “1С:Школа” содержание можно просматривать по структуре “Курсы” (можно добавлять свои курсы – “Новые курсы”), по структуре “Классы” (с 1 по 11, здесь активны только 5 и 6 классы) и по структуре “Учебники”. К сожалению, учебник здесь только один. Довольно странно, поскольку в других учебных пособиях авторы привязывают содержание мультимедийного курса сразу к нескольким учебникам. И учитель, который занимается по тому или иному учебнику, может использовать мультимедийные объекты пособия, например, в презентациях к уроку.
Перейдём к структуре “Курсы” основного раздела “Обучение”. Здесь можно выбрать интересующую тему и посетить урок.
Нажмите на картинку для увеличения.
Каждый из уроков состоит из нескольких этапов. В нормальном режиме они проходят по очереди, но если нужно, с помощью цифр в нижней части экрана можно перейти к любому этапу. Словесные (голосовые) комментарии учителя дополняют три ученика, что выглядит весьма живо и интересно. Разработчики не поленились к каждому уроку составить свой сценарий. Уроки снабжены анимацией и другими визуальными эффектами.
Нажмите на картинку для увеличения.
Через пиктограмму “Учебник” можно подновить знания о том или ином термине, которые используются в ходе урока.
Нажмите на картинку для увеличения.
В конце каждого раздела помещены задания.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Знакомство с учебным пособием: оценка образовательной лаборатории THG.ru, продолжение
Второй раздел: “Альбом”. Здесь представлены четыре подраздела: “Морфология в таблицах”, “Интересный вопрос”, “Смешные ошибки” и “Наглядные материалы”.
По информации разработчиков, в разделе “Альбом” содержится 99 интерактивных таблиц, 36 рисунков и анимаций в коллекции “Смешная ошибка”, 26 ситуаций в коллекции “Интересный вопрос”. Название подраздела “Морфология в таблицах” говорит само за себя.
Нажмите на картинку для увеличения.
В подразделе “Интересный вопрос” представлены ситуации, по мнению авторов, достойные отдельного внимания. Ситуации обыгрываются уже известными нам персонажами: учителем и учениками.
Нажмите на картинку для увеличения.
Название подраздела “Смешные ошибки” тоже говорит само за себя. Здесь представлены анимации или картинки, иллюстрирующие распространённые ошибки школьников. Под иллюстрацией приводится ссылка на соответствующий урок.
Последний подраздел “Наглядные материалы” содержит те же самые объекты, отсортированные в виде списков: отсюда учитель может скопировать их для работы в классе.
Знакомство с учебным пособием: оценка образовательной лаборатории THG.ru, продолжение
Перейдём к третьему разделу пособия “Справочник”. Он состоит из подразделов “Учебник”, “Словарь лингвистических терминов”, “Учёные-лингвисты”, “Учебные словари”, “Конспекты уроков”, “Энциклопедия “Что такое? Кто такой?”. Как указывают авторы, в разделе “Справочник” находится 155 статей гипертекстового учебника, 409 статей “Словари терминов”, 31 учебный словарь, 12 статей об учёных-лингвистах, 128 конспектов уроков, 137 статей энциклопедии “Что такое? Кто такой?”.
Подраздел “Учебник” содержит статьи, щедро снабжённые гиперссылками на соответствующие статьи словарей, уроки, таблицы и т.д.
Нажмите на картинку для увеличения.
Подраздел “Словарь лингвистических терминов” вряд ли нуждается в комментариях.
Нажмите на картинку для увеличения.
В подразделе “Учёные-лингвисты” собрана информация о шести учёных, включающая краткую биографию и некоторые их представления о частях речи, которые ученики могут сравнить с современной точкой зрения.
Нажмите на картинку для увеличения.
В подразделе “Учебные словари” собраны словари по разным темам.
Нажмите на картинку для увеличения.
Название подраздела “Конспекты урока” говорит само за себя.
Нажмите на картинку для увеличения.
Последний подраздел “Энциклопедия “Что такое? Кто такой?” весьма любопытен. Здесь находится иллюстрированная энциклопедия.
Нажмите на картинку для увеличения.
Все остальные разделы и пункты меню характерны для оболочки “1С:Школа”. Переходим к оценке эксперта.
Оценка эксперта
Вашему вниманию предлагается мультимедиа-комплекс по русскому языку “1С:Школа. Русский язык, 5-6 классы. Морфология. Орфография”. Основой курса является раздел “Обучение”, включающий последовательную систему виртуальных интерактивных уроков практически по всем темам морфологии, в которых действует виртуальный класс: учитель и ученики. Другим центральным компонентом являются задания к разделам.
В ходе работы пользователь как бы погружается в ситуацию урока (знакомится с учителем, “одноклассниками”). Ребёнку это решение поможет настроиться на учёбу, но не вызовет отрицательных эмоций, связанных с боязнью отвечать у доски, страхом ошибиться. Учебный материал не предлагается в готовом виде: он выстраивается, формулируется, уточняется в ходе обсуждения при непосредственном участии ученика. Это даёт ощущение собственной значимости, успешности (даже когда речь идёт, например, о причастии, каждому есть что сказать, т.к. все уже знакомы с глаголом) и вовлекает в осознанную активную работу. Наличие нескольких более или менее правильных ответов на задаваемые учителем вопросы, с одной стороны, позволяет почувствовать сложность и многообразие языка, с другой – учит выбирать наиболее верную точку зрения из предложенных, формулировать свою. Вопросы и задания, предлагаемые ученикам, рассчитаны не только на воспроизведение имеющихся знаний (что нам известно о существительном?), но и позволяют отследить качество усвоения материала (заполните таблицу, распределив существительные по разрядам). Темы освещены подробно, часто – не только иначе (новые формулировки, подходы), но и шире, чем в учебниках (например, классификация возвратных – невозвратных глаголов). В случае затруднений есть возможность обратиться за подсказкой к таблицам, словарю, справочнику, учителю.
Содержание комплекса заслуживает особого внимания: кроме традиционных учебных статей (раздел “Учебник”), ученику и учителю доступны словари и энциклопедии (“Что такое? Кто такой?”), статьи о выдающихся лингвистах. Учителей заинтересуют конспекты уроков: они не “привязаны” к какому-то конкретному учебнику, не дублируют его материалы, предлагают оригинальные подходы к изучению морфологии во взаимосвязи с другими разделами языка. Конспекты сопровождают виртуальные уроки и передают их содержание. Конспекты также собраны отдельно в разделе “Справочные материалы” для того, чтобы учитель мог использовать их как раздаточные материалы и с другими целями. Несомненным достоинством уроков являются иллюстрации: разнообразные по стилю оформления, содержанию (комментирующие правила рисунки, портреты лингвистов, писателей, исторических деятелей, фрагменты географических карт). Структура пособия предусматривает различные формы работы с информацией: раздел “Учебник” содержит подробную информацию по теме, схемы и таблицы (наиболее важные материалы) занесены в “Альбом”, для индивидуальных наработок, дополняющих ту или иную статью, тему, существует “копилка” – “Мои материалы”. Таким образом, предлагаемый комплекс подразумевает активное участие пользователя не только в освоении предложенных тем, но и в построении определений, заполнении таблиц и схем, пополнении сведений.
Пособие адресовано ученикам 5-6 классов и учителям, но сферы его применения не ограничены только этими категориями пользователей и рамками урока. Разработанные материалы представляют интерес для студентов-филологов, могут быть использованы в работе элективных курсов, с их помощью ученик может самостоятельно изучать ту или иную тему, готовить устные сообщения, повторять уже известный материал, упорядочивать свои знания перед контрольной работой.
Процесс установки прост, не требует от пользователя особого опыта работы, а от его компьютера – особых технических возможностей. Работа с пособием требует наличия диска в приводе (если выбрана минимальная установка).
Программа допускает введение пароля для тех случаев, когда с ней работают несколько учеников (предусмотрены как индивидуальный, так и сетевой варианты подключения), что упрощает для учителя контроль результатов; при индивидуальном режиме работы пароль не обязателен. Однако заведение персонального профиля (имя+пол) даёт эффект присутствия пользователя в виртуальном классе.
Интерфейс масштабируется под разрешение экрана, можно выбрать один из вариантов оформления урока (озвученная картинка – озвученная картинка в сочетании с конспектом – подробный конспект). Учителю предложен журнал для внесения оценок. И учитель, и ученики могут накапливать необходимую информацию в папке “Мои материалы”. Знакомство с интерфейсом не требует особых усилий. Каждый пользователь может выбрать удобный для него темп работы. Заминки возникают с переходом от одного раздела к другому: это требует определённого времени. Хотелось бы также на каждом этапе работы получать чёткое представление об успехах учеников. Это не только облегчит для учителя промежуточный контроль, но и поможет ребёнку ориентироваться в процессе, даст ему объективное представление о качестве работы.
Разработанные авторами обучающие материалы отличаются комплексным подходом к изучению слова (каждая часть речи имеет свои грамматические, синтаксические характеристики, свой набор орфограмм), это очень важно для формирования представления о языке как системе.
Некоторые моменты, однако, вызывают вопросы. Так, классификация одушевлённых – неодушевлённых существительных основана только на лексическом подходе (одушевлённые существительные называют предметы, которые человек воспринимает как живые), в то время как учебник предлагает и более точный, научный подход (если форма множественного числа родительного падежа совпадает с формой множественного числа винительного падежа – нет ворон, вижу ворон, существительное является одушевлённым; и нет столов, вижу столы). Более эффективно, на наш взгляд, в начале изучения темы знакомить ребёнка с разными приёмами классификации существительных, а не предлагать их разрозненно на разных этапах освоения материала. (Комментарий разработчика: одушевлённость и неодушевлённость как лексическая и грамматическая категория рассматриваются во всей полноте, но в разных уроках (см. тему “Склонение имен существительных”, 3 часть урока).)
В разделе “Разряды существительных” не названы единичные (снежинка, горошинка, крупинка). В результате у ученика не складывается целостного представления о лексико-грамматических разрядах существительных. (Комментарий разработчика: авторы не сочли нужным добавлять в основную традиционную классификацию единичные существительные как отдельный разряд; на классификации, представленной в первых уроках, базируются дальнейшие темы “Существительные только единственного числа”, “Существительные только множественного числа”.)
Говоря о правописании собственных и нарицательных существительных, учитель произносит слово “строчная” с ударением на первом слоге, что не соответствует произносительной норме. На наш взгляд, учитель, даже виртуальный, должен знать и употреблять в речи не допустимые варианты нормы, а академические, “абсолютные”. (Комментарий разработчика: норма произнесения слова “строчная” двойная; так как начальная форма “строчной” не употребляется, то в настоящее время превалирует норма с ударением на первом слоге.)
При объяснении темы “Сложные прилагательные” упоминаются сочинительные словосочетания, которые многими лингвистами не признаются как единица синтаксиса и, что более важно, не упоминаются в большинстве школьных учебников. Возможно заменять этот термин другим – сочетания равноправных слов. (Комментарий разработчика: авторы придерживаются такой же точки зрения на сочинительные словосочетания, как и эксперт, в связи с этим этот термин не использовали; недоразумение, вероятно, вызвано тем, что при объяснении правописания сложных прилагательных невозможно избежать опоры на “сочетания слов на основе сочинительной связи”, но не “словосочетаний”.)
Высказанные замечания легко устранимы и не влияют на общее впечатление от программы.
Заключение
Пособие адресовано, в первую очередь, ученикам 5-6 классов и учителям. Мультимедийный комплекс “1С:Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография” удобен в работе, предусматривает различные варианты использования предложенных материалов как на уроке, так и в самостоятельном обучении.
Прилагаемая к системе уроков информация (справочники, словари, статьи о выдающихся лингвистах, разнообразные иллюстрации) найдёт применение в учительской практике. Школьник, изучающий морфологию с помощью этого курса, как нам кажется, получит не только знания о частях речи, навыки их характеристики и правописания, но и удовольствие от живого, эмоционального, активного общения с языком.
Дополнение: если в вашей системе установлена новая версия браузера Internet Explorer 7, то для корректной работы платформы “1С:Образование 3.0” следует скачать исправление, доступное здесь.
Обсудить статью в форуме THG.ru
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.
Учебное пособие тестировалось на аппаратной двуядерной платформе AMD. Редакция благодарит компанию AMD за платформу, предоставленную образовательной лаборатории THG.ru.