РЕКЛАМА
ПОИСК И ЦЕНЫ
Поиск по сайту THG.ru


Поиск по ценам в Price.ru




ИНФОРМАЦИЯ
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
bigmir)net TOP 100

ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательный комплекс "1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл."
Краткое содержание статьи: Российская образовательная лаборатория THG начинает свою работу с тестирования образовательного комплекса "1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл." Комплекс можно использовать как на уроке, так и для самостоятельных заданий. Кроме того, можно составлять свои уроки и использовать готовые объекты медиа-наполнения. Предлагаем отчёт нашей лаборатории.

Образовательный комплекс "1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл."


Редакция THG,  3 января 2005


Введение

С началом нового учебного года фирма "1С" объявила о создании новой линейки образовательных программных продуктов. Вслед за "1С:Репетитором", "1С:Образовательной коллекцией", появилась серия "1С:Школа".

Введение
ОК1

Введение
ОК2

В течение первого полугодия, пользуясь школьной терминологией, в рамках этого проекта с завидной регулярностью увидели свет четыре ОК (образовательных комплекса) "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.", "Экономика и право, 9-11 кл.", "Физика, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ", "История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ", разработанные на единой технологической платформе "1С:Образование 3.0".

Образовательный рынок необъятен. Есть, конечно, свои особенности - огромное количество потенциальных потребителей обучающих программ, минимальное количество средств для их приобретения. Федеральные программы последней пятилетки пополнили парк компьютеров в школах, а педвузы и университеты пополнили ряды учителей своими выпускниками, для которых компьютер - рабочий инструмент, ничуть не сложнее чем ручка и бумага. Эти изменения позволили активизировать процесс школьной информатизации, но проблем остаётся еще множество.

Одна из них - поддержка школьных курсов качественными обучающими программами. Они должны не только использовать всю мощь наглядности мультимедийных приложений, но и оставаться достаточно гибкими, оставляя учителю возможность для творчества.

И в этом отношении нам очень нравятся продукты "1С". В данном обзоре мы рассмотрим образовательный комплекс "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл." и поделимся своим опытом работы. В ближайшие недели в нашем новом разделе "Образование" появятся обзоры и других образовательных комплексов от "1С", а также и централизующего звена - системы "1С:ХроноГраф Школа 2.0".

Тестирование всех продуктов выполняется в Образовательной лаборатории Tom's Hardware Guide Russia, организованной совместно с Кировским экономико-правовым лицеем на базе реально действующего кабинета информатики.

ОК "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл."

ОК
Заставка.

Образовательный комплекс "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл." представляет собой мультимедиа-курс, включающий лекционный материал, практикумы, тесты и справочники по вычислительной (прикладной) математике и курсам изучения основных языков программирования. Рассмотрены стандартные учебные языки (Pascal), визуальные среды программирования (Visual Basic .NET и Delphi), а также система "1С:Предприятие". Кроме того, в пособии приведён словарь по Q-Basic и рекомендуемая литература.

ОК
Список курсов.

Пособие можно использовать как основу курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, имеющих знания по базовому курсу информатики, а также для самостоятельного обучения программированию или в качестве репетитора для подготовки в вуз.

Комплекс построен с учетом различных профилей обучения - гуманитарного, социально-экономического, естественно-математического, информационно-технологического. В каждом из выделенных профилей - два уровня сложности.

Образовательный комплекс имеет блочно-модульную структуру, что позволяет обеспечить возможность варьирования материала, организации курса в соответствии с определенным учебным планом, получения индивидуальной образовательной траектории.

Главным, на наш взгляд, отличием новой серии образовательных программ является ориентация как на конечного пользователя - ученика, так и на разработчика наполнения, организатора учебного процесса - учителя. Технологическая платформа, на основе которой создан образовательный комплекс "1С:Образование 3.0", позволяет учителю выстраивать новые учебные курсы, используя для этого готовые медиа-объекты или создавая свои.

Кроме того, систему можно использовать в двух вариантах: локальном и сетевом. Локальный будет полезен учителю или абитуриенту - для неё нужен обычный компьютер, не подключённый в сети. Сетевой же вариант даёт дополнительные преимущества: централизованный контроль и раздачу наполнения курса. Не говоря уже об одновременной работе нескольких учеников. Мы протестировали оба варианта.

Ниже представлены требования к системе, рекомендованные "1С".

Локальная версия:

  • операционная система Microsoft Windows 98, Me, 2000, XP;
  • процессор Pentium III 700 МГц;
  • оперативная память 128 Мбайт;
  • видеокарта 800х600x32;
  • звуковая карта 16 бит;
  • привод CD-ROM;
  • свободное место на жёстком диске не менее 90 Мбайт.

Сетевая версия (сервер):

  • операционная система Microsoft Windows 2000, XP;
  • процессор Pentium 4 1 ГГц;
  • оперативная память 128 Мбайт;
  • привод CD-ROM;
  • свободное место на жёстком диске не менее 90 Мбайт;
  • сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.

Сетевая версия (клиент):

  • операционная система Microsoft Windows 98 SE, Me, 2000, XP;
  • процессор 233 МГц;
  • оперативная память 128 Мбайт;
  • видеокарта 800х600x32;
  • звуковая карта 16 бит;
  • свободное место на жёстком диске не менее 20 Мбайт;
  • сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.

Установка и настройка

В ходе тестирования локального варианта образовательный комплекс был установлен на ноутбуке следующей конфигурации:

  • операционная система Microsoft Windows XP;
  • процессор Intel Pentium 4-M 2,4 ГГц;
  • оперативная память 512 Мбайт;
  • видеокарта 1024х768x32;
  • звуковая карта 16 бит;
  • сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.

Для сетевого варианта вариант мы выбрали сервер следующей конфигурации:

  • операционная система Microsoft Windows 2003 Server;
  • процессор 2,4 ГГц;
  • оперативная память 1 Гбайт;
  • видеокарта 1024х768x32;
  • звуковая карта 16 бит;
  • два сетевых контроллера, протокол TCP/IP, 10 и 100 Мбит/с.

Мы использовали разные клиентские машины. В среднем, их конфигурация выглядела следующим образом:

  • операционная система Microsoft Windows XP;
  • процессор 1,4 ГГц;
  • оперативная память 128 Мбайт;
  • видеокарта 1024х768x32;
  • звуковая карта 16 бит;
  • жёсткий диск 20 Гбайт;
  • сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.

Процесс установки содержит два этапа - установку платформы "1С:Образование 3.0" (с первого диска) и установку образовательных комплексов (со второго диска).

Установка и настройка
Установка платформы.

Локальный вариант установки подходит учителю для разработки собственных материалов или ученику для домашней самостоятельной работы. Для использования ОК на занятиях в классе целесообразна сетевая установка.

При локальной установкё все прошло гладко. Соглашаясь со всеми предложениями инсталлятора, мы, в итоге, увидели сообщение об успешной установке. Следующий шаг - установка образовательного комплекса - также не вызвал затруднений.

Установка и настройка
Установка ОК.

Установка сетевой версии "1С:Образование" включает в себя установку сервера платформы на серверный компьютер и установку клиента платформы на клиентские компьютеры.

Установка клиента сетевой версии "1С:Образование" была проведена по локальной сети с CD-ROM сервера, имеющего общий доступ - так что бегать с дисками по дисплейному классу вам не придётся. Для установки необходимы права администратора. В процессе надо задать имя сервера (чаще всего оно совпадает с именем компьютера, на котором установлен сервер "1С:Образование"). Номер порта по умолчанию 8090 (если вы используете межсетевой экран, то не забудьте открыть этот порт).

Затем следует произвести установку ОК также на сервер и на клиентские рабочие станции.

Установка и настройка
Сетевая установка ОК.

Что касается требуемого объёма дискового пространства при различных вариантах установки, то мы получили следующие результаты:

  • локальная версия - минимальная конфигурация установки ОК - 32 Мбайт, максимальная - 464 Мбайт;
  • серверная версия:
    • серверная часть: минимальная конфигурация установки ОК - 31 Мб; максимальная - 463 Мб;
    • клиентская часть: 1 Мб.

Максимальная конфигурация установки подразумевает, что все данные копируются на жёсткий диск и при работе с ОК обращений к оптическому приводу не потребуется.

Мы сразу же попробовали запустить ОК на клиенте, но первая попытка оказалась неуспешной. Дело в том, что для начала работы следует запустить сервер "1С:Образование 3.0" на головном компьютере.

Установка и настройка
Запущенный сервер.

Следующая проблема в очередной раз показала то, что HELP и READ.ME читать всё-таки следует. Цитирую: "Прикладные модули системы программ "1С:Образование" используют скрипты JavaScript. В связи с этим в ряде случаев необходимо восстановить уровень безопасности в настройках Internet Explorer, который позволял их выполнять". Для решения проблемы достаточно в свойствах обозревателя выбрать закладку "Безопасность", выставить соответствующий уровень безопасности для зоны "Местная" или в параметрах безопасности выбрать средний уровень разрешений Java. Кстати, если вы пользуетесь Internet Explorer, не забудьте установить все последние "заплатки" Windows.

Установка и настройка
Настройка Java.

Кроме того, если ваш компьютер подключён к Интернету через локальную сеть, необходимо перейти на закладку "Соединение", вызвать "Настройку сети" и проверить флаг "Не использовать прокси-сервер для локальных адресов", этот флаг должен быть включён.

Установка и настройка
Настройка прокси.

Впрочем, всё то же самое можно реализовать через групповую политику в службе каталогов Microsoft Active Directory. К примеру, для выхода в Интернет у нас создана отдельная группа пользователей - у них автоматически прописывается прокси-сервер. Для группы учеников, работающих с ОК, возможность использования прокси-сервера отсутствует изначально.

Работа с ОК и содержание

Сеанс работы с программой начинается с ввода пароля при запуске клиента.

Работа с ОК и содержание
Вход в систему.

Имя пользователя и пароль определяют роль пользователя и его права. Пользователю может назначаться одна из трех ролей - Ученик, Учитель или Администратор.

Ученик может просматривать все учебные материалы образовательного комплекса, проходить тесты, контрольные работы, просматривать "Дневник", где отображаются его задания и результаты, свои объекты с помощью встроенных редакторов.

Учитель может просматривать все учебные материалы образовательного комплекса, работать с "Журналом класса", в котором он ведёт занятие, создавать новые курсы на основе созданных им объектов или объектов из образовательного комплекса.

Администратор имеет в образовательных комплексах те же права доступа, что и Учитель. Он также имеет доступ к модулю "Администратор", предназначенному для управления списком групп и пользователей, зарегистрированных в системе, а также для назначения прав.

После ввода пароля открывается модуль "Навигатор", который предназначен для работы с объектами, соответствующими роли пользователя. Здесь осуществляется выбор курсов, предлагаемых ОК, справочников, журнала (дневника). Пункт меню сервис содержит команды вызова модуля "Администратор", дополнительных редакторов и режима организации материалов пользователя.

Работа с ОК и содержание
"Навигатор".

Все материалы курсов выглядят очень стильно. Реализована возможность выбора режима показа. На экран монитора или проектор можно выводить только иллюстративный материал - слайды, он может сопровождаться конспектом или текстом лекции, которая озвучена диктором. В качестве иллюстраций присутствует очень много анимационных роликов, которые придают примерам динамику, привлекают внимание учеников.

Работа с ОК и содержание
Flash-игра "Ёжики".

К примеру, нам очень понравилась flash-игра "Ёжики", которая развивает логическое мышление. Вам нужно вызвать ёжиков и потрясти яблоню. Яблоки случайно упадут в некоторые из четырёх нижних позиций. Затем нужно проставить логические операции в трёх точках ветвления, указать у операций номера ёжиков - и запустить зверушек. Если логические операции будут выставлены правильно, то вы сможете собрать все яблоки. Очень занимательная игра - попробуйте сами.

ОК содержит достаточно подробные методические рекомендации по применению учебного пособия в целом и по каждому из курсов.

Нажмите на картинку для увеличения!
Методические рекомендации.

Структура ОК

Каждый из курсов состоит из отдельных уроков, на которых рассматривается теоретический материал. Как правило, урок представляет собой презентацию, состоящую из 5 -15 фрагментов. Объём материала рассчитан на стандартный школьный урок.

Учитель может по-разному построить свой урок в зависимости от уровня учеников, сложности темы, оснащённости кабинета.

Групповая форма предусматривает, что урок демонстрируется на экране перед группой учащихся. Показом управляет учитель. В ходе работы предусмотрено групповое обсуждение.

Индивидуальная форма предусматривает демонстрацию урока на каждом рабочем месте, прослушивание осуществляется через наушники.

В некоторые уроки включены небольшие задания, вопросы, на которые ученик должен дать ответ.

Нажмите картинку для увеличения!
Пример задания.

Практически к каждому уроку предлагаются тесты. Количество вопросов в тестах небольшое, около пяти. Их основная задача - текущий контроль.

Структура ОК
Пример теста.

В завершение темы ученик должен выполнить контрольную работу - тест, состоящий уже из полутора десятка вопросов (со случайной выборкой вопросов) по пройденному материалу. Тесты текущего и итогового контроля содержат вопросы на выбор одного или нескольких правильных ответов, ввод ответа.

Структура ОК
Пример контрольной работы.

Ещё одно средство контроля и закрепления знаний - практикумы. Это задания на исследование интерактивных моделей или составление собственных программ. Они позволяют оценить знания учащихся на конструктивном уровне. Для выполнения таких заданий ученик должен не только воспроизводить, но и понимать материал.

Нажмите картинку для увеличения!
Пример практикума.

С помощью "Журнала" можно контролировать прохождение уроков, смотреть результаты тестов и практических заданий. Он также позволяет определить индивидуальную траекторию обучения для каждого класса или конкретного ученика.

Нажмите картинку для увеличения!
"Журнал".

Использование "Журнала" предполагает ввод сведений о всех пользователях курса - учениках и учителях, в соответствии с ролями. Для этого используется модуль "Администратор".

Нажмите картинку для увеличения!
"Администратор".

Регистрация большого количества пользователей достаточно трудоёмкий процесс. Система "1С:Образование 3.0" позволяет сделать это средствами внешнего приложения - программой автоматизации школы "1С:ХроноГраф Школа 2.0".

Структура ОК
Список учеников.

Особенности содержания

Для реального применения ОК на уроке, конечно, необходима детальная проработка, но несколько особенностей хотелось бы отметить.

Содержание курсов ориентировано, в основном, на учащихся 10-11 классов, что заявлено и в названии ОК. Так, один из уроков курса "Вычислительная математика" целиком посвящён численному интегрированию. Без должной математической подготовки прохождение данного урока вряд ли возможно.

Нажмите на картинку для увеличения!
ВМ: численное интегрирование.

Однако часть изучаемых тем того же курса, такие как поиск корней уравнения и построение графиков функций, уже встречалась в курсе алгебры 8-10 классов.

В принципе, некоторые курсы можно использовать и раньше. Возьмём, к примеру, курс "Алгоритмика", который оперирует ситуациями из жизненного опыта учащихся. Структура курса очень схожа с классическим базовым школьным курсом алгоритмизации.

Нажмите на картинку для увеличения!
"Алгоритмика".

Для приверженцев классической схемы обучения программированию ОК содержит курс "Программирование на языке Turbo Pascal". Он рекомендуется тем учащимся, кто только начинает осваивать программирование, но в дальнейшем планирует заниматься профессиональной работой с базами данных и языками программирования высокого уровня.

Нажмите на картинку для увеличения!
"Паскаль".

Многие школы в курсе программирования используют объектно-ориентированные среды. ОК позволяет выбирать между MS Visual Basic .NET и Borland Delphi. Для последнего варианта необходимо сначала изучить курсы "Алгоритмика" и "Программирование на языке Turbо Pascal", тоже включённые в настоящее пособие (или аналогичные курсы).

В курсе "Программирование в среде Visual Basic .NET" очень порадовало доступное, с массой наглядных примеров, изложение одной из основополагающих тем - "Объектно-ориентированный подход к разработке приложений. Объекты, их свойства, методы, события".

Особенности содержания
Объекты в VB.

Нажмите на картинку для увеличения!
Объекты в VB.

Что касается VB, то нам хотелось бы увидеть тему по работе с графическими методами, которая традиционно рассматривается в школе еще со времён процедурного программирования. На примерах с графикой школьники смогли бы отработать базовые структуры языка.

"1С" предложила слегка оригинальное, но очень свежее решение: использовать платформу "1С:Предприятие" для обучения программированию. Такой выбор обоснован в методических рекомендациях: "Платформа ориентирована на решение экономических задач, поэтому курс рекомендуется, в первую очередь, учащимся экономического профиля". Да и не будем забывать, что программисты под "1С" сегодня востребованы на рынке.

Для занятий по данному курсу необходимо установить учебную версию системы программ "1С:Предприятие 7.7", которая находится на компакт-диске с образовательным комплексом. В методические рекомендации включёны сведения по установке платформы. Кстати, желательно, чтобы учащиеся знали основы экономики.

Нажмите на картинку для увеличения!
"1С Предприятие".

Мы показали комплект группе экспертов-учащихся из 10 и 11 классов. Наибольший интерес при этом, естественно, вызвали медиа-объекты, отсутствующие в школьном учебнике. Эксперты-учащиеся высказались однозначно положительно в плане подачи материала - анимация и звук вызвали массу положительных эмоций у детей.

Создаём свой урок

Одна из главных особенностей образовательного комплекса - это возможность создавать собственные уроки. Для этого пользователь может использовать как собственные материалы, так и объекты из курсов, включённых в ОК.

Набор типов создаваемых объектов ограничен. Это слайды, текстовые страницы и вопросы, которые объединяются в презентации, подборки и тесты, соответственно.

Создаём свой урок
"Мои Материалы": редактирование.

Презентация представляет собой упорядоченный набор слайдов, каждый из которых может содержать объекты различных типов - видео-, аудио-фрагменты, рисунки, анимации, фотографии, текстовые объекты. Набор инструментов встроенного редактора слайдов небольшой. Но, создав во внешнем приложении необходимые объекты, можно получить очень качественную презентацию.

Нажмите на картинку для увеличения!
"Мои Материалы": редактор слайдов.

Для создания текстовых страниц также имеется встроенный редактор.

Создаём свой урок
"Мои Материалы": редактор страниц.

Редактор тестов позволяет организовать задания, созданные в редакторе вопросов.

Создаём свой урок
"Мои Материалы": редактор теста.

Подготовленные материалы можно представить в виде нового курса, который при желании добавляется в образовательный комплекс.

Создаём свой урок
"Мои Материалы": редактор курсов

Для систематизации собственных элементов уроков используется режим организации объектов в папке "Мои материалы". Он позволяет изменить вид представленных объектов; упорядочить их по типу; создать новые папки, удалить выбранный объект из папки.

Важная особенность режима организации материалов - импорт и экспорт материалов. Это необходимо при подготовке материалов с использованием локальной установки, например, учителем дома, для дальнейшего использования готового урока в компьютерном классе.

Выгрузка и загрузка объектов происходит в файл с расширением *.edu. Особенности импорта и экспорта объектов рассмотрены в описании образовательного комплекса.

Нажмите на картинку для увеличения!
Организуем "Мои материалы".

Заключение

Заключение

В образовательном комплексе "1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл." нам понравилось почти всё.

На первом месте - уважительное отношение к учителю как непосредственному организатору процесса обучения. Хочешь давать материал так, как думают разработчики, - пожалуйста, понравились картинки или видео - создай свой курс, используй медиа-наполнение в качестве примеров.

В ОК удачно реализована модная тенденция "индивидуальной образовательной траектории" для конкретного класса, ребенка.

На втором месте - системный подход к решению образовательных задач. Все материалы собраны вместе, разложены, в идеале, по полочкам.

Из вопросов, которые остались, - ощутимые задержки по времени при работе с дополнительными модулями "Администратор", "Редактировать" и "Организовать "Мои материалы" по локальной сети. Дело в том, что эти компоненты - наиболее сложные в комплексе, поэтому общение с сервером у них нередко бывает намного более интенсивное, чем при просмотре учебных материалов и прохождении уроков.

Продукт снабжен обстоятельными рекомендациями по методике использования. Но нам хотелось бы увидеть более детальное описание с технической точки зрения.

Нам кажется, что фирма "1С" может приобрести большое количество заинтересованных разработчиков курсов или отдельных уроков в лице учителей информатики. Такого доступного и гибкого инструмента создания учебных курсов нам ещё не встречалось.

Без сомнения, курс можно рекомендовать как основу курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, имеющих знания по базовому курсу информатики, а также для самостоятельного обучения программированию или в качестве репетитора для подготовки в вуз. Часть тем можно использовать и в 8-9 классах.




Свежие статьи
RSS
Обзор игрового кресла ThunderX3 Eaze Mesh: надежность и комфорт Обзор планшета HUAWEI MatePad Pro 13,2: флагман с великолепным дисплеем Лучший процессор для игр: текущий анализ рынка Иерархия процессоров Intel и AMD: сравнительная таблица Лучшие мониторы для игр: текущий анализ рынка
Обзор игрового кресла ThunderX3 Eaze Mesh Обзор планшета HUAWEI MatePad Pro 13,2 Лучший процессор для игр Иерархия процессоров Intel и AMD: сравнительная таблица Лучший монитор
РЕКЛАМА
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ!

История мейнфреймов: от Harvard Mark I до System z10 EC
Верите вы или нет, но были времена, когда компьютеры занимали целые комнаты. Сегодня вы работаете за небольшим персональным компьютером, но когда-то о таком можно было только мечтать. Предлагаем окунуться в историю и познакомиться с самыми знаковыми мейнфреймами за последние десятилетия.

Пятнадцать процессоров Intel x86, вошедших в историю
Компания Intel выпустила за годы существования немало процессоров x86, начиная с эпохи расцвета ПК, но не все из них оставили незабываемый след в истории. В нашей первой статье цикла мы рассмотрим пятнадцать наиболее любопытных и памятных процессоров Intel, от 8086 до Core 2 Duo.

ССЫЛКИ
Реклама от YouDo
erid: LatgC7Kww