|
Введение
С началом нового учебного года фирма "1С" объявила о создании новой линейки образовательных программных продуктов. Вслед за "1С:Репетитором", "1С:Образовательной коллекцией", появилась серия "1С:Школа".
ОК1
ОК2
В течение первого полугодия, пользуясь школьной терминологией, в рамках этого проекта с завидной регулярностью увидели свет четыре ОК (образовательных комплекса) "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.", "Экономика и право, 9-11 кл.", "Физика, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ", "История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ", разработанные на единой технологической платформе "1С:Образование 3.0".
Образовательный рынок необъятен. Есть, конечно, свои особенности - огромное количество потенциальных потребителей обучающих программ, минимальное количество средств для их приобретения. Федеральные программы последней пятилетки пополнили парк компьютеров в школах, а педвузы и университеты пополнили ряды учителей своими выпускниками, для которых компьютер - рабочий инструмент, ничуть не сложнее чем ручка и бумага. Эти изменения позволили активизировать процесс школьной информатизации, но проблем остаётся еще множество.
Одна из них - поддержка школьных курсов качественными обучающими программами. Они должны не только использовать всю мощь наглядности мультимедийных приложений, но и оставаться достаточно гибкими, оставляя учителю возможность для творчества.
И в этом отношении нам очень нравятся продукты "1С". В данном обзоре мы рассмотрим образовательный комплекс "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл." и поделимся своим опытом работы. В ближайшие недели в нашем новом разделе
Тестирование всех продуктов выполняется в Образовательной лаборатории Tom's Hardware Guide Russia, организованной совместно с
ОК "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл."
Заставка.
Образовательный комплекс "Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл." представляет собой мультимедиа-курс, включающий лекционный материал, практикумы, тесты и справочники по вычислительной (прикладной) математике и курсам изучения основных языков программирования. Рассмотрены стандартные учебные языки (Pascal), визуальные среды программирования (Visual Basic .NET и Delphi), а также система "1С:Предприятие". Кроме того, в пособии приведён словарь по Q-Basic и рекомендуемая литература.
Список курсов.
Пособие можно использовать как основу курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, имеющих знания по базовому курсу информатики, а также для самостоятельного обучения программированию или в качестве репетитора для подготовки в вуз.
Комплекс построен с учетом различных профилей обучения - гуманитарного, социально-экономического, естественно-математического, информационно-технологического. В каждом из выделенных профилей - два уровня сложности.
Образовательный комплекс имеет блочно-модульную структуру, что позволяет обеспечить возможность варьирования материала, организации курса в соответствии с определенным учебным планом, получения индивидуальной образовательной траектории.
Главным, на наш взгляд, отличием новой серии образовательных программ является ориентация как на конечного пользователя - ученика, так и на разработчика наполнения, организатора учебного процесса - учителя. Технологическая платформа, на основе которой создан образовательный комплекс "1С:Образование 3.0", позволяет учителю выстраивать новые учебные курсы, используя для этого готовые медиа-объекты или создавая свои.
Кроме того, систему можно использовать в двух вариантах: локальном и сетевом. Локальный будет полезен учителю или абитуриенту - для неё нужен обычный компьютер, не подключённый в сети. Сетевой же вариант даёт дополнительные преимущества: централизованный контроль и раздачу наполнения курса. Не говоря уже об одновременной работе нескольких учеников. Мы протестировали оба варианта.
Ниже представлены требования к системе, рекомендованные "1С".
Локальная версия:
- операционная система Microsoft Windows 98, Me, 2000, XP;
- процессор Pentium III 700 МГц;
- оперативная память 128 Мбайт;
- видеокарта 800х600x32;
- звуковая карта 16 бит;
- привод CD-ROM;
- свободное место на жёстком диске не менее 90 Мбайт.
Сетевая версия (сервер):
- операционная система Microsoft Windows 2000, XP;
- процессор Pentium 4 1 ГГц;
- оперативная память 128 Мбайт;
- привод CD-ROM;
- свободное место на жёстком диске не менее 90 Мбайт;
- сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.
Сетевая версия (клиент):
- операционная система Microsoft Windows 98 SE, Me, 2000, XP;
- процессор 233 МГц;
- оперативная память 128 Мбайт;
- видеокарта 800х600x32;
- звуковая карта 16 бит;
- свободное место на жёстком диске не менее 20 Мбайт;
- сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.
Установка и настройка
В ходе тестирования локального варианта образовательный комплекс был установлен на ноутбуке следующей конфигурации:
- операционная система Microsoft Windows XP;
- процессор Intel Pentium 4-M 2,4 ГГц;
- оперативная память 512 Мбайт;
- видеокарта 1024х768x32;
- звуковая карта 16 бит;
- сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.
Для сетевого варианта вариант мы выбрали сервер следующей конфигурации:
- операционная система Microsoft Windows 2003 Server;
- процессор 2,4 ГГц;
- оперативная память 1 Гбайт;
- видеокарта 1024х768x32;
- звуковая карта 16 бит;
- два сетевых контроллера, протокол TCP/IP, 10 и 100 Мбит/с.
Мы использовали разные клиентские машины. В среднем, их конфигурация выглядела следующим образом:
- операционная система Microsoft Windows XP;
- процессор 1,4 ГГц;
- оперативная память 128 Мбайт;
- видеокарта 1024х768x32;
- звуковая карта 16 бит;
- жёсткий диск 20 Гбайт;
- сетевой контроллер, протокол TCP/IP, 100 Мбит/с.
Процесс установки содержит два этапа - установку платформы "1С:Образование 3.0" (с первого диска) и установку образовательных комплексов (со второго диска).
Установка платформы.
Локальный вариант установки подходит учителю для разработки собственных материалов или ученику для домашней самостоятельной работы. Для использования ОК на занятиях в классе целесообразна сетевая установка.
При локальной установкё все прошло гладко. Соглашаясь со всеми предложениями инсталлятора, мы, в итоге, увидели сообщение об успешной установке. Следующий шаг - установка образовательного комплекса - также не вызвал затруднений.
Установка ОК.
Установка сетевой версии "1С:Образование" включает в себя установку сервера платформы на серверный компьютер и установку клиента платформы на клиентские компьютеры.
Установка клиента сетевой версии "1С:Образование" была проведена по локальной сети с CD-ROM сервера, имеющего общий доступ - так что бегать с дисками по дисплейному классу вам не придётся. Для установки необходимы права администратора. В процессе надо задать имя сервера (чаще всего оно совпадает с именем компьютера, на котором установлен сервер "1С:Образование"). Номер порта по умолчанию 8090 (если вы используете межсетевой экран, то не забудьте открыть этот порт).
Затем следует произвести установку ОК также на сервер и на клиентские рабочие станции.
Сетевая установка ОК.
Что касается требуемого объёма дискового пространства при различных вариантах установки, то мы получили следующие результаты:
- локальная версия - минимальная конфигурация установки ОК - 32 Мбайт, максимальная - 464 Мбайт;
- серверная версия:
- серверная часть: минимальная конфигурация установки ОК - 31 Мб; максимальная - 463 Мб;
- клиентская часть: 1 Мб.
Максимальная конфигурация установки подразумевает, что все данные копируются на жёсткий диск и при работе с ОК обращений к оптическому приводу не потребуется.
Мы сразу же попробовали запустить ОК на клиенте, но первая попытка оказалась неуспешной. Дело в том, что для начала работы следует запустить сервер "1С:Образование 3.0" на головном компьютере.
Запущенный сервер.
Следующая проблема в очередной раз показала то, что HELP и READ.ME читать всё-таки следует. Цитирую: "Прикладные модули системы программ "1С:Образование" используют скрипты JavaScript. В связи с этим в ряде случаев необходимо восстановить уровень безопасности в настройках Internet Explorer, который позволял их выполнять". Для решения проблемы достаточно в свойствах обозревателя выбрать закладку "Безопасность", выставить соответствующий уровень безопасности для зоны "Местная" или в параметрах безопасности выбрать средний уровень разрешений Java. Кстати, если вы пользуетесь Internet Explorer, не забудьте установить все последние "заплатки" Windows.
Настройка Java.
Кроме того, если ваш компьютер подключён к Интернету через локальную сеть, необходимо перейти на закладку "Соединение", вызвать "Настройку сети" и проверить флаг "Не использовать прокси-сервер для локальных адресов", этот флаг должен быть включён.
Настройка прокси.
Впрочем, всё то же самое можно реализовать через групповую политику в службе каталогов Microsoft Active Directory. К примеру, для выхода в Интернет у нас создана отдельная группа пользователей - у них автоматически прописывается прокси-сервер. Для группы учеников, работающих с ОК, возможность использования прокси-сервера отсутствует изначально.
Работа с ОК и содержание
Сеанс работы с программой начинается с ввода пароля при запуске клиента.
Вход в систему.
Имя пользователя и пароль определяют роль пользователя и его права. Пользователю может назначаться одна из трех ролей - Ученик, Учитель или Администратор.
Ученик может просматривать все учебные материалы образовательного комплекса, проходить тесты, контрольные работы, просматривать "Дневник", где отображаются его задания и результаты, свои объекты с помощью встроенных редакторов.
Учитель может просматривать все учебные материалы образовательного комплекса, работать с "Журналом класса", в котором он ведёт занятие, создавать новые курсы на основе созданных им объектов или объектов из образовательного комплекса.
Администратор имеет в образовательных комплексах те же права доступа, что и Учитель. Он также имеет доступ к модулю "Администратор", предназначенному для управления списком групп и пользователей, зарегистрированных в системе, а также для назначения прав.
После ввода пароля открывается модуль "Навигатор", который предназначен для работы с объектами, соответствующими роли пользователя. Здесь осуществляется выбор курсов, предлагаемых ОК, справочников, журнала (дневника). Пункт меню сервис содержит команды вызова модуля "Администратор", дополнительных редакторов и режима организации материалов пользователя.
"Навигатор".
Все материалы курсов выглядят очень стильно. Реализована возможность выбора режима показа. На экран монитора или проектор можно выводить только иллюстративный материал - слайды, он может сопровождаться конспектом или текстом лекции, которая озвучена диктором. В качестве иллюстраций присутствует очень много анимационных роликов, которые придают примерам динамику, привлекают внимание учеников.
Flash-игра "Ёжики".
К примеру, нам очень понравилась flash-игра "Ёжики", которая развивает логическое мышление. Вам нужно вызвать ёжиков и потрясти яблоню. Яблоки случайно упадут в некоторые из четырёх нижних позиций. Затем нужно проставить логические операции в трёх точках ветвления, указать у операций номера ёжиков - и запустить зверушек. Если логические операции будут выставлены правильно, то вы сможете собрать все яблоки. Очень занимательная игра -
ОК содержит достаточно подробные методические рекомендации по применению учебного пособия в целом и по каждому из курсов.
Методические рекомендации.
Структура ОК
Каждый из курсов состоит из отдельных уроков, на которых рассматривается теоретический материал. Как правило, урок представляет собой презентацию, состоящую из 5 -15 фрагментов. Объём материала рассчитан на стандартный школьный урок.
Учитель может по-разному построить свой урок в зависимости от уровня учеников, сложности темы, оснащённости кабинета.
Групповая форма предусматривает, что урок демонстрируется на экране перед группой учащихся. Показом управляет учитель. В ходе работы предусмотрено групповое обсуждение.
Индивидуальная форма предусматривает демонстрацию урока на каждом рабочем месте, прослушивание осуществляется через наушники.
В некоторые уроки включены небольшие задания, вопросы, на которые ученик должен дать ответ.
Пример задания.
Практически к каждому уроку предлагаются тесты. Количество вопросов в тестах небольшое, около пяти. Их основная задача - текущий контроль.
Пример теста.
В завершение темы ученик должен выполнить контрольную работу - тест, состоящий уже из полутора десятка вопросов (со случайной выборкой вопросов) по пройденному материалу. Тесты текущего и итогового контроля содержат вопросы на выбор одного или нескольких правильных ответов, ввод ответа.
Пример контрольной работы.
Ещё одно средство контроля и закрепления знаний - практикумы. Это задания на исследование интерактивных моделей или составление собственных программ. Они позволяют оценить знания учащихся на конструктивном уровне. Для выполнения таких заданий ученик должен не только воспроизводить, но и понимать материал.
Пример практикума.
С помощью "Журнала" можно контролировать прохождение уроков, смотреть результаты тестов и практических заданий. Он также позволяет определить индивидуальную траекторию обучения для каждого класса или конкретного ученика.
"Журнал".
Использование "Журнала" предполагает ввод сведений о всех пользователях курса - учениках и учителях, в соответствии с ролями. Для этого используется модуль "Администратор".
"Администратор".
Регистрация большого количества пользователей достаточно трудоёмкий процесс. Система "1С:Образование 3.0" позволяет сделать это средствами внешнего приложения - программой автоматизации школы "1С:ХроноГраф Школа 2.0".
Список учеников.
Особенности содержания
Для реального применения ОК на уроке, конечно, необходима детальная проработка, но несколько особенностей хотелось бы отметить.
Содержание курсов ориентировано, в основном, на учащихся 10-11 классов, что заявлено и в названии ОК. Так, один из уроков курса "Вычислительная математика" целиком посвящён численному интегрированию. Без должной математической подготовки прохождение данного урока вряд ли возможно.
ВМ: численное интегрирование.
Однако часть изучаемых тем того же курса, такие как поиск корней уравнения и построение графиков функций, уже встречалась в курсе алгебры 8-10 классов.
В принципе, некоторые курсы можно использовать и раньше. Возьмём, к примеру, курс "Алгоритмика", который оперирует ситуациями из жизненного опыта учащихся. Структура курса очень схожа с классическим базовым школьным курсом алгоритмизации.
"Алгоритмика".
Для приверженцев классической схемы обучения программированию ОК содержит курс "Программирование на языке Turbo Pascal". Он рекомендуется тем учащимся, кто только начинает осваивать программирование, но в дальнейшем планирует заниматься профессиональной работой с базами данных и языками программирования высокого уровня.
"Паскаль".
Многие школы в курсе программирования используют объектно-ориентированные среды. ОК позволяет выбирать между MS Visual Basic .NET и Borland Delphi. Для последнего варианта необходимо сначала изучить курсы "Алгоритмика" и "Программирование на языке Turbо Pascal", тоже включённые в настоящее пособие (или аналогичные курсы).
В курсе "Программирование в среде Visual Basic .NET" очень порадовало доступное, с массой наглядных примеров, изложение одной из основополагающих тем - "Объектно-ориентированный подход к разработке приложений. Объекты, их свойства, методы, события".
Объекты в VB.
Объекты в VB.
Что касается VB, то нам хотелось бы увидеть тему по работе с графическими методами, которая традиционно рассматривается в школе еще со времён процедурного программирования. На примерах с графикой школьники смогли бы отработать базовые структуры языка.
"1С" предложила слегка оригинальное, но очень свежее решение: использовать платформу "1С:Предприятие" для обучения программированию. Такой выбор обоснован в методических рекомендациях: "Платформа ориентирована на решение экономических задач, поэтому курс рекомендуется, в первую очередь, учащимся экономического профиля". Да и не будем забывать, что программисты под "1С" сегодня востребованы на рынке.
Для занятий по данному курсу необходимо установить учебную версию системы программ "1С:Предприятие 7.7", которая находится на компакт-диске с образовательным комплексом. В методические рекомендации включёны сведения по установке платформы. Кстати, желательно, чтобы учащиеся знали основы экономики.
"1С Предприятие".
Мы показали комплект группе экспертов-учащихся из 10 и 11 классов. Наибольший интерес при этом, естественно, вызвали медиа-объекты, отсутствующие в школьном учебнике. Эксперты-учащиеся высказались однозначно положительно в плане подачи материала - анимация и звук вызвали массу положительных эмоций у детей.
Создаём свой урок
Одна из главных особенностей образовательного комплекса - это возможность создавать собственные уроки. Для этого пользователь может использовать как собственные материалы, так и объекты из курсов, включённых в ОК.
Набор типов создаваемых объектов ограничен. Это слайды, текстовые страницы и вопросы, которые объединяются в презентации, подборки и тесты, соответственно.
"Мои Материалы": редактирование.
Презентация представляет собой упорядоченный набор слайдов, каждый из которых может содержать объекты различных типов - видео-, аудио-фрагменты, рисунки, анимации, фотографии, текстовые объекты. Набор инструментов встроенного редактора слайдов небольшой. Но, создав во внешнем приложении необходимые объекты, можно получить очень качественную презентацию.
"Мои Материалы": редактор слайдов.
Для создания текстовых страниц также имеется встроенный редактор.
"Мои Материалы": редактор страниц.
Редактор тестов позволяет организовать задания, созданные в редакторе вопросов.
"Мои Материалы": редактор теста.
Подготовленные материалы можно представить в виде нового курса, который при желании добавляется в образовательный комплекс.
"Мои Материалы": редактор курсов
Для систематизации собственных элементов уроков используется режим организации объектов в папке "Мои материалы". Он позволяет изменить вид представленных объектов; упорядочить их по типу; создать новые папки, удалить выбранный объект из папки.
Важная особенность режима организации материалов - импорт и экспорт материалов. Это необходимо при подготовке материалов с использованием локальной установки, например, учителем дома, для дальнейшего использования готового урока в компьютерном классе.
Выгрузка и загрузка объектов происходит в файл с расширением *.edu. Особенности импорта и экспорта объектов рассмотрены в описании образовательного комплекса.
Организуем "Мои материалы".
Заключение
В образовательном комплексе "1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл." нам понравилось почти всё.
На первом месте - уважительное отношение к учителю как непосредственному организатору процесса обучения. Хочешь давать материал так, как думают разработчики, - пожалуйста, понравились картинки или видео - создай свой курс, используй медиа-наполнение в качестве примеров.
В ОК удачно реализована модная тенденция "индивидуальной образовательной траектории" для конкретного класса, ребенка.
На втором месте - системный подход к решению образовательных задач. Все материалы собраны вместе, разложены, в идеале, по полочкам.
Из вопросов, которые остались, - ощутимые задержки по времени при работе с дополнительными модулями "Администратор", "Редактировать" и "Организовать "Мои материалы" по локальной сети. Дело в том, что эти компоненты - наиболее сложные в комплексе, поэтому общение с сервером у них нередко бывает намного более интенсивное, чем при просмотре учебных материалов и прохождении уроков.
Продукт снабжен обстоятельными рекомендациями по методике использования. Но нам хотелось бы увидеть более детальное описание с технической точки зрения.
Нам кажется, что фирма "1С" может приобрести большое количество заинтересованных разработчиков курсов или отдельных уроков в лице учителей информатики. Такого доступного и гибкого инструмента создания учебных курсов нам ещё не встречалось.
Без сомнения, курс можно рекомендовать как основу курсов по выбору для учащихся 10-11 классов, имеющих знания по базовому курсу информатики, а также для самостоятельного обучения программированию или в качестве репетитора для подготовки в вуз. Часть тем можно использовать и в 8-9 классах.