Введение
Компания “1С” любезно выслала в лабораторию THG.ru новый образовательный комплекс “1С:Школа. Экология. 10-11 кл.”. Мы сразу же приступили к тестированию, и на сей раз нашим экспертом выступает Елена Валерьевна Бессолицына, учитель биологии Вятской гуманитарной гимназии.
Новый комплекс построен на двух дисках. На одном содержатся все материалы, а на втором – платформа “1С:Образование 3.0”. Комплекс можно использовать как индивидуально (локальная установка), так и в компьютерной сети класса. Последний вариант мы уже рассматривали в нашем обзоре “Образовательный комплекс “1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.”“, поэтому сегодня мы уделим основное внимание качеству наполнения нового продукта. И рассматривать мы будем только локальный вариант установки. Если же вам интересны сетевые подробности, можете ознакомиться с ними в предыдущем обзоре.
Комплекс обладает очень удобной и эффективной навигацией. Даже мало знакомый с компьютером человек без труда сможет работать с комплексом. После установки (она не отличается от предыдущего комплекса) и запуска приложения перед пользователем открывается окно-заставка.
Окно-заставка комплекса “1С:Школа. Экология. 10-11 кл.”
Здесь можно перейти к интересующему вас разделу. Для учеников будет интересен, в первую очередь, раздел “Курсы”, где представлены обучающие материалы. Для учителей – разделы “Галерея” и “Справочник”. Ниже мы подробнее остановимся на каждом из них. Что касается раздела “Журнал”, то он будет полезен при сетевой установке комплекса.
Для ученика
Все учебные материалы вынесены в раздел “Курсы”. Обратите внимание на верхнюю часть окна: вы можете легко перейти к другому разделу (“Галерея”, “Справочник”, “Журнал”). В папке “Мои материалы” вы можете хранить какую-то избранную информацию. Стрелочки и значок дома будут знакомы всем тем, кто работал в Интернете. Нам очень понравилось, что комплекс полностью построен на интернет-технологиях. Авторы решили не изобретать велосипед, использовав проверенный годами удобный интерфейс. Три следующих значка позволяют перейти в режим полного окна, вывести материал на проектор (очень удобно – не нужно готовить отдельную презентацию!) или на принтер.
В целом, навигация великолепна – с ней справятся даже пользователи, не особо владеющие компьютером.
Раздел “Курсы”.
Весь курс экологии, как и полагается, разнесён на “Общую экологию” и “Социальную экологию”. Нажав на “плюсик” слева, мы получаем содержимое по главам. Опять же, всё очень удобно и привычно. Что касается содержания, то оно очень хорошо структурировано. В образовательном комплексе прекрасно выделен каждый раздел и каждая тема.
Содержание очень хорошо структурировано. В образовательном комплексе прекрасно выделен каждый раздел и каждая тема.
Как видим, “Общая экология” разбита на три главы, а на иллюстрации показаны разделы второй главы “Сообщества и популяции”. Откроем один из разделов.
Состав раздела. На экране – текст учебника. Великолепные иллюстрации! Текст дополнен гиперссылками.
Каждый раздел начинается с содержания текста учебника. Текст очень логичен, разбит на маленькие блоки, поэтому его удобно читать с монитора. Текст очень хорошо выделен, великолепно иллюстрирован, содержит очень много гиперссылок на различные понятия – на “Справочник”, на “Галерею”, на видеофрагменты, на словарь (см. иллюстрацию выше). Такой подход авторов заслуживает только одобрения! По нашему мнению, это первый диск, по которому ребёнку можно учиться самому, без всяких трудностей.
Текст даётся строго в соответствии со стандартом – весь углублённый материал вынесен в виде виртуальных экскурсий, демонстраций, частично в виде дополнений. И дополнительная информация включена в углублённые тесты, что очень здорово!
К примеру, при изучении законов конкурентных отношений в природе описаны опыты Г. Ф. Гаузе, приводятся формулировка его закона, рисунки и фотографии, иллюстрирующие данный закон.
Состав раздела. Вся дополнительная информация вынесена в пункт “Это интересно…”
Дополнительные материалы вынесены в пункт “Это интересно…” То есть для изучения программы достаточно ознакомиться с текстом учебника, а если нужны дополнительные материалы – пожалуйста!
Состав раздела. Ситуационные задачи – хорошее дополнение к уроку.
Особое внимание нам хотелось бы уделить ситуационным экологическим задачам. В образовательном комплексе они присутствуют в некоторых разделах в пункте “Экологическая задача”. Вообще, надо сказать, ситуационные задачи вызывают у учеников серьёзные проблемы. К сожалению, зачастую их не умеют решать даже “олимпиадники”. В литературе по этим задачам мало материала, да и, чего греха таить, многие учителя не умеют составлять такие задачи. Поэтому зачастую для составления ситуационных задач приходится привлекать преподавателей вузов. Здесь же всё великолепно – теория связана с практикой, что нам и нужно для правильного экологического воспитания школьников. Кроме того, ситуационные задачи повышают интерес у детей.
Решаем ситуационную задачу. Условие.
Решаем ситуационную задачу. Алгоритм действий.
Обратите внимание, что во время решения задачи можно попросить подсказку. То есть и “слабые” ученики смогут чувствовать себя комфортно.
Для ученика, продолжение
Состав раздела. Виртуальные экскурсии.
Количество виртуальных экскурсий радует.
Следующий интересный пункт – “Виртуальные экскурсии”. Он тоже нас порадовал. Экскурсии приближают школьников к природе, особенно городских. Вы сможете побывать в лесу (в осеннем, летнем, в зимнем), посмотреть, как летает насекомое, как человек загрязняет атмосферу. Что касается влияния человека на природу, то здесь авторы предлагают документальные съёмки, сделанные на участках с загрязнённой средой. Экскурсии очень красочные и хорошо озвучены.
Состав раздела. Демонстрации.
В некоторых разделах представлены интереснейшие “Демонстрации”. Как нам кажется, это очень большой “плюс” образовательного комплекса. Достаточно сказать, что мы не встречали ничего подобного в других электронных учебниках. Демонстрации выполнены на флэш-технологии, что позволяет удобно сочетать графики, анимацию, фотографии. Нам очень понравился продуманный алгоритм содержания демонстраций.
Среди демонстраций есть даже игры. Постройте пищевую цепь леса.
Надо сказать, что среди демонстраций мы обнаружили даже игры. Хорошим примером может служить игра по построению пищевой цепи леса. Она позволяет легко и просто освоить эту тему, которая, кстати, вынесена в ЕГЭ. Как нам кажется, подобные игры очень ценны в процессе обучения. Если вы желаете попробовать поиграть самостоятельно, можете скачать игру по следующей ссылке.
Скачать игру о пищевой цепи лиственного леса (0,4 Мбайт)
Наконец, в образовательном комплексе присутствуют тесты. Что касается содержания тестов, отобранных на контроль, то здесь нам всё понравилось – претензий нет. Тесты можно сдавать в конце каждого раздела или главы. Кроме того, есть тесты по всей части пособия, а также и по всему курсу в целом. То есть в пособии хорошо продуман текущий, рубежный и итоговый контроль. Каждый тест имеет два уровня сложности, а усложнённый вариант опирается на дополнительные материалы, выходящие за рамки программы. Причём, уровень усложнённого теста очень близок к вузовскому.
Тест. В данном случае необходимо выбрать правильный ответ.
Отметим, что во время тестирования можно перемещаться по вопросам, а также менять данный ранее ответ. Кроме того, “слабым” ученикам будут полезны подсказки. В конце тестов вместо оценки указывается процент правильных ответов – по-современному, как и положено. С положительной точки зрения отметим, что в тестах присутствуют задания всех четырёх форм: с выбором правильного ответа, на дополнение, на установление соответствий, на последовательность. Во многих продуктах тесты часто ограничиваются выбором правильного ответа. Здесь же авторы пошли правильным путём, и это можно только приветствовать.
Тест. В данном случае необходимо установить соответствие.
Результаты теста.
Но по тестированию у нас возникли некоторые замечания. Вообще, составление тестов – дело кропотливое. Как нам кажется, авторам следует дополнительно проверить тесты на валидность и надёжность, поскольку мы обнаружили некоторые неточности. Кроме того, хотелось бы избежать вопросной формы в заданиях (к примеру, “Какие взаимоотношения бывают между животными?”) Дело в том, что вопросная форма сразу ухудшает понимание самого задания и делает его неоднозначным.
Для учителя
Здесь подход авторов пособия можно считать революционным. Ни в одном из предыдущих электронных пособий мы не встречали такого внимания к методическим материалам.
Начнём с закладки “Справочник” и перейдём к разделу “Методические рекомендации”.
Методические рекомендации. Обязательный минимум содержания.
В пособии дан обязательный минимум содержания “А” и “Б”, то есть требования к результату. Обычно в мультимедийных учебниках идут от содержания, а здесь – от стандарта. Великолепно!
Методические рекомендации. Планирование.
Затем авторами предложен тематический план изучения курса с учётом использования образовательного комплекса. То есть учитель может не ломать голову над содержанием курса, а взять готовый план.
Методические рекомендации. Программа.
Для учителей предложены три рекомендуемые министерством программы. Приятно видеть подобный комплексный подход: учителю не нужно искать никакие дополнительные материалы, можно всё взять с диска.
Список рекомендуемой литературы.
В пункте “Литература” приведены рекомендуемые книги.
Список рекомендуемых ресурсов в Интернете.
В пособии приведён список рекомендуемых ресурсов Интернета. Надо сказать, он нам не очень понравился. Хотелось бы увидеть более полный, систематизированный и упорядоченный список.
Словарь экологических терминов.
Отметим присутствие “Словаря экологических терминов”. Он очень удобный и полный, оснащён хорошей системой навигации. Кстати, в тексте учебника много ссылок именно на статьи словаря.
История экологии.
Большим “плюсом” пособия нам показалась история развития экологии. В электронном учебнике она встретилась нам впервые.
Учёные-экологи.
Нам очень понравилось добавление в пособие информации об учёных-экологах. Причём, здесь есть учёные из разных областей науки, в той или иной мере внёсшие свой вклад в развитие экологии.
Конечно, как и в любом пособии, мы обнаружили несколько мелких ошибок. К примеру, указано, что после гриппа иммунитет держится в течение 8 дней. Также в экскурсии по Китаю приведена карта Центральной Америки (см. иллюстрацию ниже). Но, к чести авторов, надо сказать, что ляпов, бросающихся в глаза, в пособии нет. Содержание выполнено профессионально и грамотно.
Ошибка: Центральная Америка вместо Китая.
Галерея
В “Галерее” приведено множество информации для уроков: фотографии, видеоролики, экскурсии. Причём все мультимедийные данные легко экспортируются в файлы или папку “Мои материалы”.
Галерея. Фотоальбом.
Примеры фотографий.
В пособии приведено более трёхсот качественных фотографий. Следует отметить, что в фотоальбоме присутствуют почти все животные и растения из “Красной книги”. Там же можно найти исчезнувшие виды. Наглядно показано влияние различных факторов внешней среды, даны все виды взаимоотношений. Все материалы можно использовать на уроке.
Видеогалерея.
Кадры из видеороликов.
Можно использовать около ста видеофрагментов, не считая экскурсий. Все они разные по продолжительности, причём, среди видеороликов есть весьма интересные.
Галерея. Демонстрации.
24 демонстрации обеспечивают мультимедийное сопровождение урока и раскрывают все вопросы общей экологии.
В целом, “Галерея” является очень мощным инструментом для учителя.
Заключение
Можно смело сказать, что интерактивный образовательный комплекс “1С:Школа. Экология. 10-11 кл.” открывает новую эпоху в мультимедийных продуктах для школы. Ещё ни разу мы не встречали столь глубокой проработки материала, качественных демонстраций, видеороликов, иллюстраций. Текст учебника перемежается ссылками, превращающими пособие в мультимедийный справочник. Ученик может сразу же посмотреть, что означает то или иное понятие. Комплекс содержит богатейший иллюстративный мультимедийный материал и использует отработанные временем интернет-технологии. Он позволит как самостоятельно обучаться школьнику и студенту, так и повысить уровень образования в школе вообще. Пособие может быть использовано учащимися для самостоятельного освоения учебного материала по курсу “Общая биология”, раздел “Экология”, а также для изучения отдельной дисциплины “Экология” в профильных школах
Интерфейс комплекса заслуживает всяческих похвал. Авторы использовали интернет-технологии, в результате чего работать с комплексом может даже новичок в мире компьютеров. Структура комплекса отличается чёткостью и логикой.
Для учителей в пособии выделен целый раздел методических рекомендаций. Там есть всё: от стандарта до нескольких учебных программ. Кроме того, можно создавать свои собственные уроки, добавлять материалы. Благодаря функции вывода на проектор теперь не нужно создавать отдельных презентаций: иллюстрации и ролики можно проецировать по мере необходимости.
Комплекс может работать как в локальной версии (на одном компьютере), так и в клиент-серверном варианте (в дисплейном классе).
Конечно, как и в любом учебном пособии, мы обнаружили несколько мелких ошибок и недочётов, но они наверняка будут исправлены в следующей версии.
За превосходное качество материала, дружественный подход к учителю и ученику, богатейшее наполнение и удобство работы мы присуждаем образовательному комплексу “1С:Школа. Экология. 10-11 кл.” награду “THG.ru рекомендует”.
Мы рекомендуем этот превосходный продукт учителям, ученикам, студентам, преподавателям вузов и просто интересующимся людям. Благодаря своим качествам комплекс прекрасно подойдёт для самостоятельного изучения экологии, а также для подготовки к ЕГЭ.
Редакция благодарит компанию “1C” за предоставленную программу.