Введение
Слайд из доклада Крейга Баррета во время прошлогоднего визита в Россию. В мире растёт конкуренция.
США всегда были своеобразной образовательной “Меккой”, куда стремились попасть для получения высококачественного образования школьники и студенты со всего мира. Во многом именно это определило успех экономики США в прошедшем столетии, поскольку высокий уровень образования, особенно в сфере естественных наук и математики, лежит в основе успешного развития высоких технологий и экономики любой страны. Но сегодня мы живем в эпоху стремительных перемен, когда развивающиеся страны азиатско-тихоокеанского региона, Индия, Китай всё уверенней конкурируют с США в самых разных областях, в том числе, и в области образования. По мнению американских экспертов, именно система начального и среднего образования США сегодня является главным конкурентным недостатком страны.
Выпускники американских школ постоянно проигрывают сверстникам из большинства стран на международных олимпиадах по математике и естественным наукам, опережая зачастую только Кипр и Южно-Африканскую Республику. Не лучше обстоит дело и со средним уровнем образования в США – оно неуклонно падает: как показывают исследования американской ассоциации образования, только треть учеников в начальных, средних и старших классах школы демонстрируют тот уровень знаний, какой должны иметь все. Мало того, катастрофически не хватает учителей математики и физики, даже в обычные городские школы их приходится приглашать из-за границы. Немалую роль в этом процессе играет тот факт, что постоянно растёт доля испанского и афро-американского населения США: в 1995 году доля “белого” населения в США составляла 74%, к 2020 году она упадёт до 64%, а к 2050 году – до 53%. А успеваемость “небелого” населения во всех классах школ и в университетах всегда существенно уступает успехам “белых” американцев.
В 1975 году американские университеты занимали одно из первых мест по числу полученных дипломов и кандидатских степеней, сегодня они только на 14-м месте. Мало того, только половина этих степеней достается не иностранным студентам. Сегодня в Азии выпускается в 7 раз больше дипломированных инженеров, чем в США. В последнее время лидером по числу научных статей стала Европа, и всё больше патентов США выдаётся представителям других стран.
Ещё несколько лет назад большинство выпускников-иностранцев считали честью для себя остаться работать в США, теперь же большинство из них может найти перспективную и хорошо оплачиваемую работу в своей стране. А ведь немалый вклад в процветание экономики США внесли именно иностранные специалисты.
Все эти, несомненно, печальные факты не могут не беспокоить тех, кто заинтересован в процветании своей страны. Нам же очень интересен опыт США. Тем более что сегодня именно знания являются двигателем глобальной экономики. 84% новых рабочих мест требуют той или иной степени знакомства с математикой и техникой.
Intel и образование
Традиционно, огромное значение поддержке образования придавала корпорация Intel, и на Форуме для разработчиков в Сан-Франциско 2 марта образованию было посвящено специальное выступление Трейси Кун (Tracy Koon), директора по корпоративным программам Intel. Она привела в своём выступлении несколько красноречивых цифр.
Intel ежегодно тратит $100 млн. на развитие образования во всём мире, а за всё время существования программ в эту сферу было вложено более миллиарда долларов. Представители Intel реализуют образовательные программы в 53 странах на всех континентах. По программе “Обучение для будущего” (Teach to the future) подготовлено уже более 2,5 млн. учителей, в том числе, более 100 тысяч – в России.
Корпорация Intel поддерживает студенческие исследования и разработки в сотнях университетах в 32 странах и одновременно организует целую сеть компьютерных клубов для школьников. Более 100 таких клубов уже работают в 20 странах. 220 тысяч долларов в прошедшем году было выделено на поощрение лучших американских школ, три миллиона долларов – на стипендии самым талантливым школьникам.
Ежегодно корпорация Intel проводит Всемирный смотр научно-технического творчества школьников ISEF (International Science and Engineering Fair) – съезд самых талантливых школьников со всего мира для демонстрации своих успехов в естественных науках. С учётом проведённых ранее региональных отборочных конкурсов “Intel-Авангард 2005” и “Юниор Intel ISEF”, в финале Всемирного смотра научно-технического творчества школьников, который в этом году пройдёт с 8 по 14 мая в г. Феникс (штат Аризона), примет участие самая многочисленная за все годы группа российских юных ученых в составе 17 школьников.
Слайд из доклада Крейга Баррета во время прошлогоднего визита в Россию. Образование – одна из сфер, которой нужно уделять внимание для повышения конкурентоспособности России.
Огромное значение проблеме образования придают и топ-менеджеры Intel. Глава корпорации Крейг Барретт в каждой своей международной поездке обязательно уделяет время общению с представителями университетов и школ, а также с правительственными чиновниками, заинтересованными в решении проблем образования.
Корпорация Intel так формулирует свои цели в поддержке образования по всему миру.
Начальное и среднее образование – надо снабдить учителей всеми последними технологическими достижениями, чтобы повысить эффективность образования, особенно в сфере математики, инженерных и естественных наук.
Высшее образование – способствовать привлечению студентов в стратегически важные сферы развития технологий, поддерживать тех, кто выбирает карьеру, связанную с техникой.
Расширение знакомства молодежи с техникой – способствовать продвижению технических знаний для молодежи, повышать уровень изучения математики и естественных наук в развивающихся странах.
Учителя – важнейший элемент системы образования – важно постоянно подчёркивать, что главным звеном образовательного процесса является педагог, как в университетах, так и в начальных школах. В 53 странах ведутся образовательные программы Intel, и в каждой первостепенное значение уделяется локализации контента, тщательному изучению культурных традиций страны.
Академическая программа Intel действует в России и в ряде других стран СНГ с 1997 года. За истекший период корпорация Intel израсходовала на неё более 8 млн. долларов. Школьники России и ряда других стран СНГ участвуют в Intel ISEF с 1998 года. В 2002 году в России при поддержке Министерства образования РФ была введена в действие всемирная благотворительная программа Intel “Обучение для будущего”, направленная на обучение школьных преподавателей методам использования компьютерных технологий в учебном процессе. На сегодняшний день по этой программе прошли обучение около 110 тысяч российских учителей и студентов педагогических вузов. В прошлом году программа Intel “Обучение для будущего” началась и в Украине. И теперь сотни учебных заведений страны смогут использовать передовые информационные технологии.