Введение
Наш сайт THG.ru продолжает выступать в роли информационного спонсора образовательных мероприятий в России и СНГ. В ноябре наши корреспонденты посетили Турнир юных химиков в Украине, а в феврале этого года мы были любезно приглашены на XXV Уральский турнир юных математиков, проводившийся в Кирове.
18 февраля в Кирове (многим он известен под названием Вятка) открылся юбилейный XXV Уральский турнир юных математиков. Турнир основан в 1993 году и проходит дважды в год: все нечётные соревнования – в Кирове, все чётные – в одном из городов Урала, Поволжья или Сибири. 12 лет истории прошли недаром: популярность турниров очень велика, в них участвуют команды со всей России, а также из Украины и Казахстана.
Если обратиться к истории, первый Уральский турнир юных математиков прошёл в 1993 году, и участвовало в нём шесть команд. Две команды были из кировского ФМЛ, по одной из Кирово-Чепецка, Челябинска, Костромы и Нижнего Новгорода.
Если все нечётные турниры проходили в Кирове, то чётные турниры проводились в Ижевске (второй), Челябинске (четвёртый), Белорецке (шестой), Перми (восьмой), Набережных Челнах (десятый), Ижевске (двенадцатый), Снежинске (четырнадцатый), Тобольске (шестнадцатый), Казани (восемнадцатый), Чебоксарах (двадцатый), Омске (двадцать второй), Нижнем Тагиле (двадцать четвёртый). Скорее всего, двадцать шестой турнир пройдёт осенью в башкирском посёлке Абзаково (организует турнир Магнитогорск).
Турнир нацелен на самых молодых математиков, только-только ощутивших в себе тягу к науке. В старшей группе состязаются ученики 8 классов – их на турнире уважительно называют сеньорами. А в группе юниоров играют команды, составленные из шести- и семиклассников. В юбилейном турнире приняли участие 46 команд, из них четыре кировских. Каждая команда состоит из шести человек, то есть общее число участников приближается к 300.
В день открытия турнира после торжественной процедуры участники разминаются в игре “Математическая карусель”. Во второй день, проводятся командная и личная олимпиады. Причём, по результатам первой команды распределяются по лигам, и определяется очерёдность дальнейших боёв. Наконец, четыре дня команды бьются друг с другом. Где-то в серединку боёв вклинивается выходной день. Вот, вкратце, расписание турнира, а теперь позвольте перейти к подробному репортажу.
Открытие турнира
Открытие состоялось в 17.00 в Кировском лесопромышленном колледже. Перед участниками выступил председатель жюри и идейный вдохновитель турнира Игорь Соломонович Рубанов, сразу же пошутивший про съезды КПСС. Дескать, ещё пара-тройка лет, и турнир обгонит их по числу. Игорь Соломонович отметил, что цель турнира – не столько выявление лучших математиков, сколько общение и знакомство молодых дарований. Ведь через 5-6 лет многие из них поступят в вузы, и там их встретят уже знакомые лица и дружественная обстановка. Так что турнир – это не только и не столько победы.
Игорь Соломонович Рубанов, идейный вдохновитель и организатор турнира, а также председатель жюри.
Участникам турнира были представлены члены методической комиссии, составляющей конкурсные задачи. Слева направо: Дмитрий Юрьевич Кузнецов (Нижний Новгород), Игорь Соломонович Рубанов (Киров), Ольга Сергеевна Нечаева (Ижевск), Александр Сергеевич Голованов (Санкт-Петербург), Константин Александрович Кноп (Санкт-Петербург), Дмитрий Валерьевич Карпов (Санкт-Петербург), Сергей Львович Берлов (Санкт-Петербург), Сергей Геннадьевич Волчёнков (Ярославль). Многие предложенные на этом турнире задачи были придуманы специально для него.
Слева направо: глава оргкомитета турнира; представитель областного департамента образования; директор лесопромышленного колледжа, где проходила церемония открытия.
Участникам были представлены члены методической комиссии, тоже выступившие с приветственным словом. Выступления перемежались концертными номерами.
Но не следует думать, что после открытия участники направились отдыхать. В первый же день прошла математическая игра “Карусель”, проводившаяся отдельно для каждой из двух групп. Старшая лига играла в “Карусель” два часа, решая 14 исходных и 20 зачётных задач, а юниорам было предложено в течение полутора часов решить 14 исходных и 16 зачётных задач. Правила “Карусели” мы излагать здесь не будем – их можно найти в материалах турнира на официальном сайте. Отметим лишь, что школьники были очень увлечены игрой и отрываться от неё не желали. Действительно, истинные любители математики. В этом году “Карусель” была посвящена задачам со спичками, вместо которых участникам выдали “безопасные спички” – зубочистки.
В “Математическую карусель” играют юниоры.
Команда Санкт-Петербурга участвует в “Карусели”. Эта команда победила в турнире среди юниоров.
Первая команда кировских восьмиклассников.
На “Карусели” было много интересных задач, но особенно нам понравилась следующая:
“Сколько способов вставить правильно зубочистку между двумя соседними зубами в нормальном рту с 32 зубами?”
А вот какими оказались результаты “Карусели”:
Старшая лига | ||
Команда | Сумма баллов | Место |
“Ижевск-8” | 119 | I |
“Киров-8-I” | 118 | II |
“Долгопрудный” | 116 | III |
Юниорская лига | ||
Команда | Сумма баллов | Место |
“Снежинск-127” | 57 | I |
“Омск-7” | 51 | II |
“Пермь-9-7-I” | 50 | III |
“Карусель” – игра интересная, но утомительная.
Личная и командная олимпиада
Во второй день турнира проводилось две олимпиады: сначала – командная, затем – личная.
Как можно догадаться из названия, в командной олимпиаде участники турнира решают задачи коллективно, записывают в тетрадку решение и сдают жюри. Олимпиада проходила с 9 часов до 12.30. Командам было предложено по 8 задач. В каждой из двух групп задачи были свои. Результаты командной олимпиады влияют на распределение команд по лигам для участия в боях. По её итогам команды старшей группы были разбиты на две лиги – высшую и первую, по две подгруппы в каждой. В младшей группе команды были разделены на три лиги – высшую, первую и вторую, а в высшей и первой лигах команды были разбиты ещё и на две подгруппы.
В высшую лигу старшей группы попали команды: “Долгопрудный-Белгород”, “Казань-8”, “Нижний Тагил-8”, “Магнитогорск-8”, “Киров-8-I”, “Ижевск-8”, “Нижний Новгород-64-Казань”, “Екатеринбург”. В высшей юниорской лиге бились команды “Киров-7”, “Ижевск-7”, “Санкт-Петербург”, “Пермь-9-7-I”, “БКШ” (Белорецк), “Снежинск-127”, “Омск-7”, “Пермь-146”.
Личная олимпиада школьников.
После обеда началась личная олимпиада. Здесь работа проходит более-менее традиционно. Участники турнира писали олимпиаду индивидуально, а задания для каждого класса были свои. В каждом классе предлагалось решить по 5 задач, причём, некоторые школьники успевали прорешать не только свой вариант, но и старшего класса.
Глеб Ненашев, решивший задачи не только 7-го, но и 8-го класса, и нарешавший в обоих классах на диплом I степени.
Члены жюри заняты проверкой олимпиады.
Математические бои
Основной частью турнира являются математические бои. Проходят они четыре дня по лигам по круговой или швейцарской (в зависимости от численности лиги) системе. Для каждой лиги предлагались задачи своего уровня сложности, при этом каждый день команды бились над восемью задачами. Задачи выдавались командам утром, решались до обеда, а после обеда происходили непосредственно бои.
Каждый бой судило жюри из двух-трёх человек. Мы, опять же, не будем излагать правила математического боя (см. официальный сайт). Напомним, что командам поочерёдно даётся право вызова на любую задачу. Вызванная команда представляет докладчика, а вызвавшая – оппонента. Каждая задача оценивается в 12 баллов, оппонент может заработать, максимум, 6 баллов.
На результаты боя влияет не только количество решённых задач и полнота решения, но также и правильная тактика. Иногда за счет умелой тактики бой может выиграть и команда, решившая на 1-2 задачи меньше соперников.
Команда Санкт-Петербурга. Бой с командой “Ижевск-7”.
Жюри задаёт вопросы докладчику.
Для некоторых докладов приходилось использовать всю доску.
Команда г. Набережные Челны.
В бою очень важна грамотная оценка соперника.
Дискуссия между оппонентом и докладчиком.
Как вы догадываетесь, страсти накалились в последний день боёв, когда команды бились за призовые места в каждой группе. Некоторые бои длились четыре часа. Итоги XXV Уральского турнира юных математиков оказались следующими.
За первое место в старшей группе бились команды “Долгопрудный-Белгород” и “Екатеринбург”. Победила команда “Долгопрудный-Белгород”.
За первое место в младшей лиге бились команды “Санкт-Петербург” и “Снежинск-127”. Выиграла команда Санкт-Петербурга.
Приятный момент награждения.
Школьники из Нижнего Тагила.
И.С. Рубанов, председатель жюри
Игорь Соломонович Рубанов, кандидат физико-математических наук, является отцом-основателем уральского турнира и его идейным вдохновителем. Он работает доцентом кафедры алгебры и геометрии ВГГУ, а также заместителем директора Центра дополнительного образования одарённых школьников – организации, которая вкладывает немало сил и средств в образование одарённых школьников региона, России, и СНГ. Игорь Соломонович любезно согласился с нами побеседовать.
“Я участвую в турнире, прежде всего, потому, что мне это интересно. Кроме того, турнир очень полезен детям и учителям.
Как мне кажется, школьникам турнир даёт толчок к более активным занятиям математикой, задаёт им высокую “планку”. То же самое можно сказать и про учителей, а также организаторов внеклассной работы с одарёнными детьми. Турнир позволяет завязать контакты между детьми, учителями, математиками, создаёт соответствующую среду.
Я подбираю места проведения турниров, помогаю их готовить, определяю состав методической комиссии и координирую её работу. Работаю и в других образовательных проектах: ЦДООШ, Летняя математическая школа, Колмогоровский турнир, конкурсы “Кенгуру”, “Русский медвежонок”, математические кружки, заочная школа…”
Школьники
Мы попросили рассказать о своих впечатлениях школьников 6 класса из Оренбурга, которые участвуют в турнире впервые (Тырсин Александр, Ковалёв Эрик, команда “Оренбург-6”).
“Для нас турнир интересен тем, что наша команда посмотрела уровень выступления других команд и одержала победу у нескольких из них. Мне больше всего запомнились математические бои.
Был очень интересный бой, когда “Оренбург-6″ играл против Нижнего Тагила. Мы недооценили соперника и сыграли вничью. Когда происходил доклад задачи командой Оренбурга, мы были уверены, что решили её правильно и доказательство верно, но оппонент другой команды забросал вопросами докладчика, мы несколько раз то отказывались от ответа, то соглашались с ним. Но, всё-таки, минут через десять всё разрешил судья, дав нам 12 баллов.”
Команда “Оренбург-6”.
“Больше всего нам понравились задачи, связанные с перекладыванием спичек. Наша команда на “Математической карусели” решила большинство таких задач.
В дальнейшем наша команда будет чаще посещать дополнительные занятия. Также мы собираемся поехать в летнюю школу. На турнире мы узнали много нового о задачах и их решениях.
Мне очень понравился XXV уральский турнир, он был очень интересный и познавательный.”
Заключение
Уральский турнир юных математиков является одним из самых ярких математических событий в России. Каждые полгода команды из разных городов собираются в одном месте, чтобы не только выявить лидера в области математики, но и познакомиться, завести новых друзей.
Конечно, участники турниров стремятся к победе. Но главная цель соревнований – не в этом. Дети получают здесь стимул к развитию, возможность оценить достигнутое объективной внешней мерой и наметить ориентиры на будущее, завязать деловые и дружеские контакты с коллегами из других регионов и членами жюри. Начинающие тянутся за лидерами – и в регионах России появляются всё новые заметные центры работы с одарёнными школьниками: Набережные Челны, Екатеринбург, Барнаул, Иркутск, Курган… В четырёх последних городах, а также в Москве, Перми, Нижнем Тагиле, Ижевске, Красноярске, Новосибирске и других регионах России под непосредственным влиянием турниров появились городские и региональные турниры математических боев, а в Харькове по той же формуле стал проводиться Всеукраинский турнир.
Как нам кажется, главная цель подобных турниров – создание духа дружественного общения и товарищества между молодыми математиками. Многие из них поступят в крупнейшие российские вузы, при этом студенты-первокурсники окажутся уже в “своей” компании. Конечно же, уральские турниры позволяют привить школьникам интерес к “царице наук” – математике. И пока есть в России энтузиасты, не жалеющие сил и средств на проведение таких мероприятий, можно оставаться спокойным – наши молодые таланты не пропадут!