Введение
Одно из модных направлений разработки программного обеспечения в образовательном секторе – создание программных комплексов для построения единого информационного пространства учебного заведения, территориальных структур управления образованием. В последние лет пять на суд школьных администраторов, чиновников от образования различного уровня было предложено с десяток таких систем.
Попытки формализовать слегка суматошную, непрерывно изменяющуюся школьную жизнь имеют право на существование. Как и многие другие, информационная модель современной школы призвана разгрузить школьного менеджера, учителя от рутинных дел, высвободив время и силы для творчества. Одна из таких программ “1С:ХроноГраф Школа 2.0” была опробована в образовательной лаборатории Tom’s Hardware Guide Russia на базе Кировского экономико-правового лицея.
Структура комплекса
Ядром единого информационного пространства на начальном этапе, в понимании идеологов “Хронографа”, должна стать общая база данных учебного заведения. Она должна содержать основные характеристики участников образовательного процесса и данные, которыми они обмениваются.
Под участниками учебного процесса выделяются следующие устойчивые группы:
- администрация (директор, его заместители, бухгалтерия и т.д.);
- преподаватели (классные руководители, предметники и т.д.);
- учащиеся (независимо от параллели, класса и возраста);
- родители (как основные заказчики “качества образования”).
База данных учебного заведения должна содержать и предоставлять возможность обновления следующей информации:
- общая информация об учебном заведении;
- кадровые данные о преподавателях;
- личные сведения об учащихся.
Кроме того, база должна содержать сведения на основе традиционных нормативных документов и локальных актов учебного заведения: учебного плана, штатного расписания, списка средств материально-технической базы, классного журнала.
Создание единого информационного пространства школы должно стать ключом к решению проблем взаимодействия участников образовательного процесса на уровне города, региона – с органами управления образованием, вузами, общественными организациями.
Требования к компьютеру
Программа “1С:ХроноГраф Школа 2.0” работает на платформе “1С:Предприятие 7.7”, то есть представляет собой конфигурацию системы программ “1С:Предприятие” и предназначена для работы на Windows-совместимых персональных компьютерах.
Диалог автозапуска.
Компьютер должен иметь:
- операционную систему Microsoft Windows 98, ME, 2000, XP;
- процессор Intel 80486DX и выше;
- оперативную память 16 Мбайт и выше;
- жёсткий диск (при установке используется около 20 Мбайт);
- печатающее устройство;
- VGA-совместимый дисплей (рекомендуется SVGA-дисплей);
- рекомендуется установка цветовой палитры в настройках дисплея в режим не хуже High Color (16 бит).
Требуемое свободное пространство не учитывает увеличения размера информационной базы при работе программы “1С:ХроноГраф Школа 2.0”.
Установка системы “1С:Предприятие”
В зависимости от комплекта поставки, система “1C:Предприятие” может быть использована как для работы одного пользователя на локальном компьютере, так и при работе нескольких пользователей с общими данными в локальной сети.
При этом могут возникнуть следующие варианты использования системы:
- работа на локальном компьютере;
- работа на нескольких локальных компьютерах с разными информационными базами;
- работа на нескольких локальных компьютерах с общей информационной базой.
Для того чтобы обеспечить данные режимы использования программы, возможны три варианта установки.
Локальная установка – это полная установка системы на компьютер пользователя. Локальная установка подразумевает копирование всех программных файлов на компьютер пользователя, создание необходимых ярлыков вызова программ и обновление системной информации на компьютере пользователя.
Локальный вариант установки требует больше свободного пространства на жёстком диске компьютера, но позволяет пользователю работать с системой “1C:Предприятие” независимо от локальной сети и остальных пользователей.
Административная установка предназначена для создания на сервере локальной сети каталога и специальной программы, позволяющей устанавливать систему “1С:Предприятие” на компьютеры пользователей в локальном и сетевом вариантах. Административная установка не создает пиктограмм и не изменяет системную информацию на сервере. Этот вариант установки наиболее удобен, если предполагается работа нескольких пользователей с общей информационной базой.
При сетевой установке на компьютер пользователя копируются только файлы, необходимые для запуска программы с сервера сети. Это позволяет минимизировать используемое место на диске, но несколько увеличивает время запуска программы. Сетевая установка выполняется после административной установки. Сетевая установка создает необходимые ярлыки и обновляет системную информацию на компьютере пользователя. Этот вариант установки используется при работе нескольких пользователей с общей информационной базой.
Выбираем тип установки “1С:Предприятие”.
При использовании системы “1С:Предприятие” на локальном компьютере пользователя удобнее всего выполнить локальную установку.
Установка системы “1С:Предприятие” с сервера локальной сети выполняется в тех случаях, когда предполагается использование системы в сети персональных компьютеров и работа одновременно нескольких пользователей с общей информационной базой.
Кроме этого, установка с сервера сети может использоваться, когда необходимо выполнить много локальных установок системы на компьютеры конечных пользователей. В этом случае использование установки с сервера сокращает время установки.
Для выполнения установки с сервера сети предварительно должна быть выполнена административная установка системы.
Установка конфигурации “Школа”
После успешной установки системы “1С:Предприятие” необходимо установить конфигурацию “Школа”.
После выполнения подготовительных действий на экран будет выдано главное окно “Добро пожаловать” программы установки конфигурации “1С:ХроноГраф Школа 2.0”.
Программа установки предлагает выбрать каталог на жёстком диске, куда будет устанавливаться конфигурация “Школа”.
Установка конфигурации “Школа”.
Единственная проблема, возникшая при установке, – отсутствие на диске драйвера аппаратного ключа защиты под ОС сервера. Нужный драйвер был найден в Интернете без особых хлопот.
Возможности системы “1С:ХроноГраф Школа 2.0”: первое знакомство и настройка
Конфигурация “1С:ХроноГраф Школа 2.0” предназначена для решения административно-финансовых задач в учреждениях образования и организации взаимосвязи между формальной и содержательной сторонами учебного процесса.
Структура пользователей
Программа “1С:ХроноГраф Школа 2.0” предусматривает работу нескольких типов пользователей. Каждый из них имеет разный объём прав и может выполнять свою работу независимо от других пользователей.
“Администратор” обладает всеми правами, ему доступны все имеющиеся в программе функции. Кроме того, именно он организует работу других пользователей: вводит данные о каждом из сотрудников в доступных только ему интерфейсах, задаёт учётные записи и пароли для их доступа в программу.
“Финансовый администратор” вводит нормативные данные, такие как ЕТС и нормы рабочего времени для расчёта окладов, распределяет тарифицируемые надбавки и доплаты сотрудникам и формирует базу начислений. На основании сведений о нагрузке сотрудников и действующего штатного расписания формирует тарификационный список учреждения образования с возможностью выгрузки данных в пакет “1С:Зарплата и кадры 7.7”.
“Секретарь-делопроизводитель” может работать с личными делами учеников, а также формировать “Книгу приказов” учреждения.
“Администратор”, “Финансовый администратор”, “Секретарь-делопроизводитель” могут работать с юридической базой. Для работы с юридической базой в комплект поставки программного продукта входит компакт-диск “Образование и наука”, где собраны законодательные акты об образовании, международные соглашения в области образования, государственные стандарты и примерные учебные планы высшего профессионального образования, справочник бухгалтера бюджетной организации. Информационно-справочные материалы могут быть просмотрены из сеанса программы “1С:ХроноГраф Школа 2.0”.
Пользователю “Заведующий АХЧ” доступна работа с базой материальных ценностей учреждения, формирование инвентарной книги и экспорт данных в пакет “1С:Предприятие 7.7 Конфигурация Бухгалтерия для бюджетных организаций”.
“Классные руководители” формируют список и расписание “своего” класса, вводят информацию о “своих учениках”, ведут алфавитную книгу класса, контролируют ведение классного журнала, а также информацию об успеваемости учащихся.
“Преподаватели-предметники” осуществляют непосредственную работу в рамках учебного процесса по своим учебным дисциплинам: выставление текущих и/или итоговых оценок учащимся, формирование домашних заданий на базе списков обязательной и дополнительной учебной литературы, подготовку “электронных” уроков с использованием медиаобъектов.
Выбор пользователя осуществляется при запуске программы в окне “Авторизация доступа”:
Авторизация доступа.
После авторизации пользователи “Администратор” и “Финансовый администратор” сразу входят в программу в рамках своих интерфейсов.
Пользователи “Классный руководитель” и “Преподаватель”, после установки “учебного периода”, должны выбрать своё имя из списка пользователей и указать пароль, установленный администратором.
Рабочий экран “1С:ХроноГраф Школа 2.0”.
Начало работы
В начале работы необходимо установить рабочий период: полугодие, четверть, триместр, или любой временной период, в течение которого в учреждении не будет меняться учебный план.
Выбор учебного периода.
При создании нового периода, можно перенести данные из одного учебного периода в другой.
Обмен данными между периодами.
Существует два режима переноса данных: в рамках текущего учебного года (например, с первого полугодия на второе), а также переход на новый учебный год. В первом случае необходимые данные просто копируются в новый период. Во втором случае происходит перевод учащихся в следующий класс и изменяется классное руководство у сотрудников.
При необходимости можно провести “откат” переноса данных, удалив новый учебный период. При этом все данные в этом периоде уничтожатся, и операцию можно будет повторить еще раз.
Для начала работы программа требует заполнения большого количества справочников общего характера, данные которых будут востребованы позже.
Данные об учреждении образования.
Требуется указать общие сведения об учреждении образования, тарифную сетку, структуру учебного заведения – общее количество классов и их специализацию.
Справочники общего назначения.
Сотрудники
Для работы со списком сотрудников необходимо сформировать штатное расписание с указанием данных для тарификации – источники финансирования, надбавки, способ расчёта оклада.
Штатное расписание.
“Список сотрудников” содержит основные сведения о работниках образовательного учреждения. Для вывода этих данных предусмотрены три отчёта: “Список сотрудников”, “Отчёт о дате прохождения следующих курсов повышения квалификации” и “Отчёт о распределении нагрузки сотрудника за указанный период”.
Список сотрудников и персональная карточка.
Более подробную информацию можно получить из персональной карточки сотрудника:
- сведения о сотруднике: ФИО, пол, образование, дата рождения, рабочий стаж и др.;
- сведения о прохождении курсов повышения квалификации;
- данные о должности: описание занимаемой должности (или должностей) сотрудника в штатном расписании;
- данные о преподавательской деятельности: преподавательский стаж и разряд сотрудника, преподаваемые предметы, закреплённые кабинеты, классное руководство.
Персональная карточка сотрудников.
Карточка содержит необходимый минимум сведений, но многие данные отсутствуют – паспортные данные, воинская обязанность, семейное положение, прохождение аттестации. Итоговый отчёт по персональной карточке сотрудника мог бы иметь вид личного дела, как это реализовано в персональной карточке ученика.
Расчёт окладов сотрудников учебного заведения происходит в обработке “Тарификация”. В ней учитываются и используются все ранее введённые в программу данные. Таблица содержит список сотрудников, их должности и итоговую сумму оклада, если она рассчитана на текущую дату.
Тарифицирование сотрудников.
С помощью кнопки “Операции с начислениями” на экран вызывается окно, в котором содержится список операций, применимых одновременно для группы сотрудников. Прежде чем приступать к выполнению той или иной операции, необходимо выбрать сотрудников.
Двойной щелчок в соответствующей ячейке колонки “Выбрать” устанавливает крестик и выделяет зелёным цветом выбранного сотрудника.
Для сотрудников выделенных в списки возможно выполнение операций:
- рассчитать начисления – при выборе данной операции для всех выбранных сотрудников будет рассчитана тарификация на весь учебный период;
- закрыть все начисления по штатному расписанию – эта процедура может быть полезна, например, при изменении штатного расписания учреждения;
- закрыть все пользовательские начисления с выбранной даты;
- добавить начисление;
- удалить начисление.
Последние три команды связаны с “пользовательскими начислениями”. К ним относятся начисления, не попавшие ни в один из нередактируемых типов начислений, использование которых, однако, может оказаться необходимым в вашем учебном заведении. Начисления этой группы можно редактировать, удалять, а также добавлять новые.
Пользовательские начисления.
Расчёт окладов сотрудников осуществляется в индивидуальной тарификационной таблице. При первоначальном открытии обработки таблица не содержит никакой информации. Расчет начислений сотрудника производится с помощью кнопки “Рассчитать начисления”. Программа на основании данных о нагрузке и данных, содержащихся в личной карточке сотрудника, выполнит расчет тарификационных начислений.
Тарификационная карточка сотрудника.
Печать тарификационных отчетов выполняется в обработке “Тарификация”. Прежде чем приступить к печати, отметьте тех сотрудников, данные о которых вы собираетесь печатать. Кнопка “Печать” предлагает выбор печати отчетов по тарификации или тарификационных карточек сотрудников.
Тарифицирование сотрудников. Печать.
В первом случае вы можете сформировать и распечатать любой отчёт, созданный в конструкторе отчётов, на базе тарификационных данных. Во втором случае программа сформирует тарификационные карточки для всех выбранных сотрудников.
“Книга приказов”.
Удобный инструмент для школьного секретаря-делопроизводителя – “Книга приказов”, которая содержит большое количество шаблонов. Для каждого шаблона на экран выводится своё диалоговое окно, в котором нужно заполнить все необходимые для формирования приказа поля. Можно задать номер и тип приказа (префикс), предусмотрена возможность сортировки, поиска и отбора данных.
К возможностям “Книги приказов” хотелось бы добавить создание и сохранение шаблонов пользователя.
Учебный процесс
Приступая к решению задач, связанных с учебным процессом, также необходимо заполнить ряд справочников.
Следует ввести все необходимые разделы учебного плана. “Региональный”, “Надомный”, “Муниципальный” и т.д. В этом справочнике, в качестве первых элементов, заранее введены “Федеральный” и “Школьный” разделы учебного плана, которые не могут быть удалены, но могут быть отредактированы.
Затем следует ввести, удалить или отредактировать наименования образовательных областей, изучаемых в учебном заведении. Образовательные области, такие как “Филология”, “Математика”, “Естествознание”, “Обществознание” и др., введены в конфигурацию заранее.
Далее необходимо создать список предметов, изучаемых в учебном заведении с выбором образовательной области, разделов учебного плана, указанием наличия в рамках данного предмета доплаты за проверку тетрадей.
Учебный процесс. Справочники.
Окно “Учебный план” представляет собой обработку заполненных ранее справочников: “Специализации классов”, “Классы”, “Разделы учебного плана”, “Области знаний” и “Предметы”.
“Учебный план”.
В этом окне вам необходимо распределить недельную учебную нагрузку классов по предметам в соответствии с каждым разделом учебного плана.
Считается, что у всех общеобразовательных классов одной параллели учебный план одинаков. Поэтому они представлены в обработке “Учебный план” одной колонкой.
Профильные классы, классы с углублённым изучением отдельных предметов, чей учебный план имеет особенности, представлены отдельной колонкой.
Первые пять строк учебного плана служат для ввода директивной информации, как правило, поступающей в учебное заведение из вышестоящих органов. Эти строки имеет смысл заполнить первыми для того, чтобы в дальнейшем, при вводе конкретных нагрузок класса по конкретным предметам, иметь перед глазами те ориентиры, превышать которые, как минимум, не рекомендуется. При превышении нормативной нагрузки соответствующие ячейки строк базового и школьного компонента будут выделяться красным цветом.
Бледно-зелёным цветом в таблице выделяются строки, содержащие наименования областей знаний, всех преподаваемых в вашем учебном заведении предметов.
Чтобы облегчить просмотр таблицы учебного плана, вы можете дважды щёлкнуть на имени любого предмета. При этом, если выбранный предмет содержится в разных разделах учебного плана, все строки, содержащие его наименование в разных разделах, будут выделены ярко-синим цветом. Повторный щелчок снимает выделение.
Предусмотрена фильтрация отдельных предметов, параллелей и разделов учебного плана.
Контингент
В этом справочнике пользователи “Классный руководитель” (в рамках “своего” класса) и “Секретарь-делопроизводитель” (в рамках всей школы) могут:
- формировать списки учащихся учреждения по классам;
- вести личные дела учеников;
- переводить учеников из класса в класс;
- хранить личные дела учащихся в архиве.
Выбор класса осуществляется щелчком на названии нужного класса в левой части справочника. Для добавления нового ученика выберите нужный класс и нажмите кнопку “Новый” под списком учащихся.
Для перевода ученика в другой класс – установите курсор на фамилии учащегося и нажмите кнопку “Перевести”. Из списка выберите класс, в который будет переведен ученик, и установите дату перевода под списком учащихся.
Личное дело ученика может быть отправлено в архив. Если вы хотите удалить ученика из базы данных, перенесите его личное дело в архив и нажмите кнопку “Удалить” под списком учащихся, или воспользуйтесь стандартной процедурой удаления записей. При выходе из справочника программа попросит подтвердить удаление.
Следует заполнить необходимые данные в закладках: “Основные данные”, “Место жительства/регистрации”, “Дополнительные данные”, “Прибытие/Выбытие”, “Обучение”, “Здоровье”, “ЕГЭ”, “Работы”.
Списки классов. Основные данные карточки ученика.
На вкладке “Место жительства/регистрации” хранятся адреса регистрации и фактического пребывания ученика в произвольной форме, или с использованием адресной базы Государственной налоговой инспекции. Для загрузки адресного классификатора выберите пункт главного меню “Регламенты”, “Импорт/Экспорт”, “Импорт адресных классификаторов”. Укажите путь к словарю, задайте необходимые параметры и нажмите кнопку “Импорт”, для загрузки. По окончании загрузки названия населённых пунктов, улицы и индексы для заполнения адресов учащихся можно будет выбрать из списка, что значительно облегчает эту достаточно трудоёмкую процедуру.
Карточка ученика. Место жительства.
Вкладка “Обучение” содержит сведения об изучаемых школьником языках и кнопки вызова справочников личных достижений учащихся. Справочники позволяют фиксировать научно-исследовательскую деятельность учащихся, их участие в олимпиадах, посещение учреждений дополнительного образования.
Карточка ученика. Обучение.
Отдельная вкладка личной карточки учащегося выделена для хранения сведений о его здоровье. Возможен учёт прививок, сделанных учащемуся, текущих заболеваний ученика. Для ведения этого важного направления может понадобиться ещё один вид пользователя – “Школьный медик”.
Карточка ученика. Здоровье.
Отметим ещё одну очень актуальную в последние несколько лет вкладку ЕГЭ. Единый государственный экзамен во многих регионах перестал быть экспериментом. Центры обработки результатов ЕГЭ требуют от учебных заведений данные в электронном виде строго определённого формата.
Данная вкладка карточки ученика ставит ему в соответствие ряд предметов, экзамен по которым учащийся хотел бы сдать в форме ЕГЭ.
В “1С:ХроноГраф Школа 2.0” включено несколько отчётов по этим данным, которые описаны ниже, а также модулей выгрузки данных об учебном учреждении и учениках в формате ЕГЭ.
Карточка ученика. ЕГЭ.
Последняя вкладка карточки ученика содержит список работ учащегося. Это могут быть медиаобъекты (рисунки, текстовые документы, видеоролики и т.д.), результаты тестирования, пройденного в образовательных комплексах системы “1С:Образование 3.0”, а также ссылки на интернет-сайты, созданные учащимися.
Карточка ученика. Работы.
Итоговый отчёт по персональной карточке ученика представляет собой стандартную личную карту обучающегося.
Личная карта обучающегося.
Ещё одна форма обобщенной информации по учащимся – “Алфавитная книга”. Обработка представляет собой список всех учеников школы в алфавитном порядке. Основные персональные данные о каждом ученике взяты из справочника “Ученики”. Используя фильтрацию по классам, можно распечатать списки учеников со сведениями об адресе и телефоне, дате рождения и родителях или опекунах
“Алфавитная книга”.
Для пользователя “Классный руководитель” форма “Алфавитная книга” будет содержать только список класса, в котором данный пользователь является классным руководителем.
Для пользователя “Преподаватель” форма “Алфавитная книга” будет содержать список классов, в которых преподает данный пользователь.
Плановые мероприятия
Информация о проводимых в учреждении образования мероприятиях (олимпиады, дискотеки, КВН и пр.) может храниться в справочнике “Плановые мероприятия”. Указывается дата, место проведения, название, краткая характеристика мероприятия, классы, которые принимают участие в данном мероприятии.
Пользователь “Классный руководитель” при помощи справочника “Плановые мероприятия” имеет возможность только просматривать информацию, относящуюся к его классу (классам).
На печать можно вывести список мероприятий текущего периода или анонс предстоящего мероприятия.
“Плановые мероприятия”.
На основе учебного плана и распределения нагрузки преподавателей можно сформировать расписания уроков для каждого класса.
Пользователь “Классный руководитель” имеет возможность работать только с классом, назначенным ему для классного руководства в личной карточке сотрудника. С помощью кнопки “Просмотр общего расписания” можно только просмотреть на экране расписание всех классов вашего учреждения образования. Выбор класса осуществляется в выпадающем списке поля “Класс”.
Для заполнения расписания служит справочник “Выбор занятия”.
Справочник содержит:
- список предметов, назначенных на проведение классу в обработке “Учебный план”;
- номера групп, если класс для проведения каких-либо предметов поделён на группы;
- список преподавателей, ведущих данные предметы у данного класса;
- динамически меняющуюся в процессе назначения уроков распределённую и общую нагрузку преподавателей.
В целях большего удобства при поиске нужного занятия вы можете упорядочить по алфавиту либо список предметов, либо список преподавателей.
“Расписание”.
С помощью соответствующей кнопки пользователь “Администратор” может сформировать на основе составленного расписания уроки в “Классном журнале”.
В журнале преподаватели и классные руководители могут:
- указывать дату проведения и тему урока;
- выставлять учащимся оценки с комментариями за работу на уроке;
- отслеживать посещаемость и успеваемость учащихся;
- просматривать работы учащихся, выполненные во внешних приложениях;
- закреплять за каждым занятием медиаобъекты и использовать их для проведения урока;
- формировать домашние задания на основании списка обязательной и дополнительной учебной литературы.
Переход к другой странице журнала происходит с изменением значений в окнах “Преподаватель”, “Предмет”, “Класс”, “Группа”.
“Журнал”.
Левая часть обработки “Журнал” представляет собой всем известный интерфейс бумажного классного журнала. Здесь находится список класса из обработки “Учащиеся”, и сетка уроков. Если для проведения какого-либо предмета класс поделён на группы, необходимо сформировать списочный состав группы.
Даты уроков в таблицах выставления оценок и ввода темы уроков могут формироваться из обработки “Расписание” или с помощью кнопки “Добавить урок”. В этом случае формируется только соответствующая уроку колонка таблицы, дата проведения и тема которого указывается в диалоге “Урок”.
Для того чтобы выставить оценки ученику на соответствующем уроке, дважды щёлкните на нужной ячейке таблицы в левой части обработки. Откроется справочник “Ввод оценок”, из которого выбирается нужный балл.
Пользователи “Классный руководитель” и “Администратор” имеют возможность просмотреть успеваемость ученика по всем предметам. Двойной щелчок по фамилии открывает обработку, в которой содержатся все оценки ученика по всем предметам за весь заданный период.
“Администратор” учреждения может записывать замечания по ведению классного журнала.
Пользователям “Классный руководитель” и “Преподаватель-предметник” доступны в режиме просмотра замечания, которые относятся к классам, в которых они преподают.
Замечания по журналу.
Подготовка к уроку: используем медиаобъекты
При подготовке урока учитель может поставить в соответствие занятию объект, созданный внешним приложением. Это могут быть медиаобъекты на основе любых по формату файлов, работа с которыми поддерживается на уровне операционной системы, установленной на вашем компьютере.
Для выполнения этой операции используется обработка “Создание медиаобъектов”.
“Создание медиаобъектов”.
Кнопка “Добавить” вызывает диалог, в котором необходимо выбрать тип объекта: “Файл” – для файлов, или “URL” – для интернет-страниц, выбрать или ввести имя продукта и описать его свойства.
Описание медиаобъектов.
Заполнение полей “Рубрика”, “Издатель”, “Автор”, “Предмет”, “Параллель” и “Ключевое слово” поможет быстрому поиску нужного объекта в списке обработки “Создание медиаобъектов”.
Взаимодействие с учебными комплексами “1С:Образование”
Отдельно следует описать взаимодействие “1С:ХроноГраф Школа 2.0” с учебными комплексами системы “1С:Образование”.
Обмен данными идёт в двух направлениях – регистрация загрузки данных о медиаобъектах и работах учащихся из этих приложений и выгрузка пользователей из “1С:ХроноГраф Школа 2.0” в журналы электронных курсов.
Данные о медиаобъектах и работах учащихся импортируются в формате xml-файлов, имена и расположение которых задаются внешними приложениями. Структура xml-описаний хранится в отдельном каталоге “Для разработчиков” на поставляемом CD.
Загрузка описаний медиаобъектов и работ учащихся.
Список загруженных объектов можно просмотреть в обработке “Создание медиаобъектов”. Для поиска следует указать имя программного продукта, для конкретизации поиска свойства объекта.
Список медиаобъектов.
В целях организации взаимосвязи между конфигурацией “1С:ХроноГраф Школа 2.0” и иными электронными изданиями учебного назначения, в программе предусмотрена возможность “выгрузки пользователей”. Список пользователей выгружается в файл формата xml с тем, чтобы внешние приложения могли им воспользоваться.
Выгрузка данных о пользователях конфигурации производится по команде пользователя конфигурации в файл, который располагается в каталоге установки конфигурации под именем “UsersTemp.xml”.
После регистрации образовательного комплекса в “1С:ХроноГраф Школа 2.0” появляется возможность загрузить список пользователей в программы “1С:Образование”.
“Выгрузка пользователей”.
Если в файле описания медиаобъектов внешнего приложения был “прописан” соответствующий обработчик передачи списка пользователей, то дальше процесс идёт под его контролем.
Процесс выгрузки пользователей.
В программах серии “1С:Образование” процессом выгрузки пользователей управляет модуль “Администратор”. Для выгрузки пользователей требуется некоторое время. Список из 163 учителей и учащихся обрабатывался около 40 минут.
Список учеников. Модуль “Администратор” системы “1С:Образование”.
Описание работы с журналом “1С:Образование” было представлено в нашем предыдущем обзоре.
Журнал “1С:Образование”.
Отчёты
И, наконец, самое главное, что ждёт конечный пользователь от базы данных, – отчёты. Они разделены на несколько групп
Отчёты по тарификации.
В блоке отчетов по тарификации пользователь может создать свой отчёт, воспользовавшись режимом конструктора. Отчёт пользователя может содержать поля персональной карточки сотрудников, тарификационных данных.
В связи с обработкой большого количества данных, подготовка и вывод на экран сформированного тарификационного списка может потребовать некоторого, иногда весьма продолжительного, времени.
Конструктор отчётов.
Второй блок отчётов – отчёты по журналу.
Отчёты по журналу.
Документы, получаемые на основе отчётов, представляют собой обобщённые данные по успеваемости, посещаемости, занятости учеников. Форма документов повторяет последние страницы традиционного классного журнала
Список учащихся на основе отчёта.
На основе персональных данных учеников строится еще один блок отчётов. Данные выводятся по состоянию на конкретную дату и касаются, в основном, вопросов движения контингента учащихся.
Отчёты по ученикам.
Отчёт по полу и году рождения, который регулярно требуют военкомат и медики, реализован с возможностью ввода параметров.
Отчёт с параметром.
Отчеты по ЕГЭ представляют собой обобщенные данные по выбору учащимися класса и школы итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Отчёты по ЕГЭ.
Результат отчёта по ЕГЭ – Школа
Документы, получаемые в результате работы с отчётами, выводится на экран в “Редакторе таблиц” системы “1С:Предприятие”. Их можно распечатать, сохранить в виде текстового файла, формата Excel, HTML.
Заключение
Сама программа оставляет очень приятное ощущение. Симпатичный интерфейс, железная логика основы, детальная проработка мелочей. То, что мы высказали в качестве пожеланий, легко может быть реализовано в рамках общей концепции.
Подкупает направленность программы не только на школьный документооборот, но и непосредственно на учебный процесс. Связь с учебными пособиями нового поколения, автоматизация контроля над выполнением заданий учебных курсов, электронный журнал – всё это результат учёта нужд школы во время проектирования системы.
Смущает несколько вопросов, которые пока остаются без ответа.
Первая проблема – медленный старт. Для того чтобы получить хотя бы какие-то результаты, требуется ввести огромный массив данных. Специфические данные справочников общего назначения придётся вводить вручную, но списки с персональными сведениями о сотрудниках и учениках есть в электронном варианте, наверное, в любой школе. Конвертер данных из распространённого формата, скажем из таблиц Excel, в “ХроноГраф” мог бы значительно увеличить число реальных пользователей последнего.
Второе, и самое сложное.
Нам кажется, что современная российская школа пока не готова к комплексной информатизации ни технически, ни кадрово.
В идеале, для использования всех возможностей программы, в каждом кабинете учебного учреждения должен стоять компьютер для учителя, и эти компьютеры должны быть объединены в сеть. Каждый школьный администратор, учитель-предметник и классный руководитель должен владеть этим компьютером. Для многих из преподавателей, особенно возрастных, это большая проблема.
Использование лишь отдельных блоков стройной системы “1С:ХроноГраф Школа 2.0”, как нам кажется, сильно снижает эффективность её использования.
Программа как бы рисует перспективы, направления движения информатизации школы, что, конечно, тоже чрезвычайно важно. Наверняка есть школы, которые уже сейчас могут работать на уровне той планки, которую ставит “ХроноГраф”. Хотелось, чтобы их было больше и произошло это как можно раньше.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.
Редакция благодарит Кировский экономико-правовой лицей, а также Департамент образования Кировской области за помощь в проведении тестирования.