Введение
В марте-апреле компания “1С” выпустила несколько репетиционно-методических комплексов “1С:Репетитор + Варианты ЕГЭ. 2005”, а также отдельный диск. В состав продуктов входят обучающая программа серии “1С:Репетитор”, интерактивные версии вариантов контрольных измерительных материалов (КИМ) 2002-2005 гг. по тому или иному предмету и база данных “Единый государственный экзамен” с возможностью поиска документов по атрибутам и ключевым словам.
На данный момент в серии вышли следующие пособия по русскому языку, математике, физике, химии и биологии.
Кроме того, “1С” выпустила отдельный диск “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”. Все эти комплексы поступили в образовательную лабораторию THG.ru и прошли через наше тестирование. Сегодняшний обзор мы посвятим общему диску “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”, а также рассмотрим пособие “Биология. Варианты ЕГЭ. 2005”. Все остальные пособия по русскому языку, математике, физике и химии мы решили отложить до следующей статьи.
Во время тестирования нам помогали эксперты:
- заслуженный учитель Российской Федерации, учитель физики, завуч Вятской гуманитарной гимназии Надежда Николаевна Полякова;
- учитель биологии Вятской гуманитарной гимназии Елена Валерьевна Бессолицына;
- главный специалист отдела профессионального образования Департамента образования Кировской области, к.б.н. А.В. Сазанов.
“1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”: мнение первого эксперта (Н.Н. Полякова)
Установка диска проходит без проблем, все пункты меню понятны и интуитивны. После установки нас встречает следующее окно.
Здесь видно, что в состав продукта “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1” входят три раздела.
- “Нормативные документы по ЕГЭ” – база данных “Единый государственный экзамен” с возможностью поиска документов по атрибутам и контекстного поиска с учётом морфологии русского языка. БД содержит 323 документа: приказы, инструкции, письма Минобразования России, статистическую информацию и др.
- “Контрольные измерительные материалы ЕГЭ” – интерактивные версии вариантов контрольных измерительных материалов (КИМ) по всем дисциплинам ЕГЭ за 2002-2004 гг., включая демонстрационные варианты по 14 предметам. Всего в разделе более 2500 тестовых заданий. Присутствуют тесты по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, истории, географии, обществознанию, информатике, английскому, французскому, немецкому и испанскому языкам.
- Раздел “Локальная версия портала ege.edu.ru” представляет собой копию портала информационной поддержки ЕГЭ (http://ege.edu.ru), адресованного учащимся, учителям, абитуриентам, руководителям образования, организаторам ЕГЭ, преподавателям высших и средних учебных заведений, разработчикам КИМ.
Контрольные измерительные материалы ЕГЭ
Как уже упоминалось, в состав комплекса входят примеры тестов ЕГЭ (КИМ) по 14 предметам. Следует отметить, что каждый предмет представлен разным количеством тестов: от одного до пяти. Здесь используется единая оболочка с комплексами “1С:Репетитор + Варианты ЕГЭ. 2005”, поэтому если у вас установлен один из таких дисков, то все тесты будут доступны из единого интерфейса, – очень удобно. Подробнее работу с тестами мы раскроем в разделе, посвящённом комплексу по биологии. В каждом пособии прохождение тестов практически не отличается, так что повторяться мы не будем.
Сразу же хотелось бы отметить, что пособие “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1” работает без диска – в отличие от версии 2004 года. Очень удобное решение!
Здесь наш эксперт Н.Н. Полякова указала на важное преимущество данного раздела для школьного администратора. Теперь завуч может провести независимый итоговый административный контроль по любому предмету, взяв соответствующий тестовый материал. Важно здесь и то, что, кроме тестовых заданий, можно посмотреть и правильный ответ, то есть проверить результат без помощи учителя-предметника. Раздел позволяет завучу проводить независимую экспертизу и контроль, решать конфликты между учителем и администратором. В итоге можно судить об объективной оценке знаний детей и результате деятельности учителя.
В принципе, было бы неплохо получить такой контрольный измерительный материал (КИМ) для администраторов в виде отдельного продукта.
Нормативные документы по ЕГЭ
Раздел “Нормативные документы по ЕГЭ” будет полезен как учителю, классному руководителю, так и руководителю или завучу общеобразовательного учебного заведения. В нём представлены основные документы по проведению итоговой аттестации. По этим документам, к примеру, классный руководитель 11-го класса может провести родительское собрание.
Наш эксперт Н.Н. Полякова привела следующие примеры выдержек из документов, которые будут интересны учителям и завучам. Например, в пособии есть документ, где прописаны нормы выставления оценок по математике.
Если выпускник претендует лишь на получение аттестационной отметки “3”, то ему следует тренироваться в выполнении базовых заданий и на экзамене использовать 4 часа на выполнение заданий только части 1. Для получения отметки “3” достаточно выполнить верно любые 7 из 14 заданий этой части. Однако с учётом возможных ошибок ему следует попытаться решить как можно больше заданий этой части.
Если выпускник претендует на получение аттестационной отметки “5”, но не предполагает поступать в вуз, который требует представить свидетельство о результатах ЕГЭ по математике, то на экзамене ему следует распределить 4 часа на выполнение заданий, составленных на материале курса алгебры и начал анализа. Это задания А1-А14 (часть 1), В1-В6 (часть 2) и задания С1, С2, С4 (часть 3). При этом надо помнить, что для получения отметки “5” выполнение всех указанных заданий не требуется.
Если целью выпускника является поступление в вуз соответствующего профиля, то он должен исходить из того, что чем больше в его работе окажется успешно выполненных заданий, тем выше будет его тестовый балл. Следует иметь в виду, что за выполнение каждого из 22 заданий частей 1 и 2 даётся 1 балл, максимально здесь можно получить 22 первичных балла. За выполнение каждого из четырёх заданий части 3 дается от 0 до 4 баллов в зависимости от правильности и полноты приведённого решения, здесь максимально можно получить 16 первичных баллов. Полученные первичные баллы затем переводятся в 100-балльную шкалу.
Приведём второй полезный пример.
“Положением о проведении единого государственного экзамена (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306, зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420) предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат:
- более высокая отметка – при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
- отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более одного балла.
Учитывая вышеизложенное, Минобразования России считает возможным разрешить государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации в порядке исключения в 2004 году принимать решение о выдаче выпускнику общеобразовательного учреждения золотой медали при получении им отметки “хорошо” по результатам одного экзамена в форме ЕГЭ и о выдаче серебряной медали при получении им отметки “хорошо” по результатам трёх экзаменов в форме ЕГЭ и при условии соответствия его остальных отметок требованиям Положений о золотой и серебряной медалях “За особые успехи в учении”, о похвальной грамоте “За особые успехи в изучении отдельных предметов” и похвальном листе “За отличные успехи в учении”.
Но, к сожалению, приведённые документы датируются 2003-2004 годами. С тех пор произошло много изменений, и устаревшие сведения могут запутать абитуриента или учителя. В итоге абитуриент может принять неправильное решение. Приведём два примера важной информации, которая отсутствует в пособии.
Так, в положении “О государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации” приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2004 года № 132 внесены изменения.
Исключён пункт 2.3. “Экзамены по выбранным выпускниками предметам могут проводиться непосредственно по завершении освоения предметов в рамках образовательной программы основного общего или среднего (полного) общего образования.”
Второй пример. Письмом Департамента государственной политики в области образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 года № 0385 разрешено засчитывать результаты победителей третьего этапа Всероссийской олимпиады школьников (областные олимпиады) в качества экзамена по выбору государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов.
База документов “1С” удобна, но здесь, как нам кажется, следует предусмотреть механизм регулярного обновления через Интернет.
Отметим ещё одну полезную особенность – наличие в базе документов бланков ЕГЭ. Учитель может распечатать эти бланки и потренироваться со школьниками, как их правильно заполнять. Подобный шаг позволит сэкономить время на самом государственном экзамене.
“1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”: мнение второго эксперта (А.В. Сазанов) [Добавлено 28.06.2005]
Мультимедиа-курс “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1” предназначен для выпускников и учащихся средних общеобразовательных школ, а также для организаторов эксперимента по введению Единого государственного экзамена, репетиторов, преподавателей и учителей.
С помощью данного мультимедийного пособия пользователь может узнать о том, что такое Единый государственный экзамен, на основании каких нормативных документов и законодательных актов он введён, способы реализации этого проекта, какие дисциплины может сдавать выпускник по материалам ЕГЭ, а также в каких регионах введён ЕГЭ в период с 2004 по 2005 годы.
Нормативно правовая база.
Программа подразделяется на три основных блока.
- Нормативные документы по ЕГЭ.
- Контрольные измерительные материалы.
- Локальная версия портала ЕГЭ.
Блок 1. Нормативные документы по ЕГЭ
В этом блоке собрана нормативно-правовая база, регулирующая порядок проведения ЕГЭ на территории РФ. Необходимо отметить, что работать с оболочкой, в которой собраны документы, достаточно легко, так как каталог документов разделён по годам и структурирован по образовательным ведомствам, разработавшим и принявшим соответствующий документ.
Структура нормативной базы.
К сожалению, сразу необходимо отметить несколько существенных недостатков.
- Практически отсутствует нормативно-правовая документация за 2002 год, а эксперимент по ЕГЭ начался именно в 2002году.
- В некоторых документах нет отметки об утверждении Министерством юстиции РФ, следовательно, данные приказы не имеют юридической силы и не обязательны к выполнению. Например, приказ от 16.01.2004 № 116 “О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена”. Кстати, приказ №6/17, вышедший в январе 2005 года, страдает этим же.
- Очень жаль, что чиновники от образования, занимающиеся вопросами Единого экзамена, не могут самостоятельно пополнять нормативно-правовую базу в рамках оболочки данной программы, так как документы, касающиеся проведения ЕГЭ в 2005 году, постоянно пополняются новыми дисциплинами, шкалами перевода баллов и т.д.
Положительным является наличие аналитической отчётности и статистических данных о проведении ЕГЭ на территории РФ, но, к сожалению, только за 2003 год, хотя в 2003 году в эксперименте по проведению ЕГЭ участвовали 47 регионов, а в 2004 – уже 64.
Блок 2. Контрольные измерительные материалы
Второй блок представлен подборкой контрольных измерительных материалов за 2002-2005 годы. Тесты КИМ-ов, блоки заданий и система оценки практически на 100% соответствуют КИМ-ам на бумажных носителях, то есть позволяют адаптироваться учащимся к новой системе контроля знаний и новой системе государственной итоговой аттестации.
Очень удобно встроена справка, сделанная в виде всплывающих меню. Имеется в наличии хороший навигатор и дневник, в котором хранятся результаты ранее пройденных пользователем тестов.
Отрадно, что тесты подразделяются на демонстрационные, с помощью которых можно освоить методику работы с КИМ-ами, и экзаменационные, которые выполняются самостоятельно. Следует отметить, что количество вариантов тестов по одной и той же дисциплине достаточно велико, вопросы практически не повторяются, а блоки (части теста) соответствуют заявленным к ЕГЭ требованиям.
А теперь о недостатках. Наряду со многими положительными моментами, в данном блоке можно отметить несколько недостатков, которые касаются подбора содержательной части контрольных измерительных материалов. Для примера возьмём раздел биологии.
Авторы программы, к сожалению, не реализовали до конца единую систему записи ответов на вопросы, что, собственно, не удивительно, так как в реальных условиях ЕГЭ в 2003, 2004 годах возникала подобная ситуация.
Приведу несколько примеров.
- Задания блока В требуют разного написания в разных тестах.
В тесте за 2002 год:
“При выполнении заданий этой части запишите в порядке возрастания, без знаков препинания и через пробел, номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу”.
В экзаменационном тесте за 2003 год:
“… в алфавитном порядке буквы, обозначающие три верных элемента ответа, начиная с первой клеточки без пропусков и знаков препинания”. - Небольшое количество вариантов – 5 – это очень мало, должно быть значительно больше.
- Если захочешь снова прорешать тесты по предмету, придётся заходить под другим именем.
- Неудачные рисунки.
Например, в экзаменационном тесте за 2003 год, рисунок сердца в задании А18 (разная толщина мышечных стенок желудочков не показана; догадаться о правой половине можно лишь по наличию двух впадающих в правое предсердие вен, место впадения которых изображено неверно; в левое предсердие впадает 4 легочные вены, но они не показаны). - Не оцениваются задания блока С, который является самым сложным и направлен на проверку логического мышления выпускника.
Наверняка в КИМ-ах по другим дисциплинам, тоже есть подобные погрешности, но я экспертом и специалистом в областях лингвистики, географии, литературы не являюсь.
Блок 3. Локальная версия портала ЕГЭ
В этом блоке представлена интернет-информация, связанная с проведением ЕГЭ на территории РФ. Очень приятно видеть, что разработчики программы попытались уместить максимум информации о Едином экзамене, проследить его поэтапное внедрение в каждом регионе, отследить возникающие проблемы и предложить пути их решения.
Очень хотелось бы подробнее узнать о системе доступа в Федеральную базу свидетельств.
К сожалению, неизвестно, когда страницы сайта были взяты для программы, но не менее 1 года назад, так как В.М. Филиппов уже более года не является Министром образования РФ, а ссылка на его министерский сервер присутствует.
Заключение эксперта
На данном этапе можно подвести некоторые итоги.
- Программа “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1” является универсальным средством подготовки к ЕГЭ.
- Включает в себя основные нормативные документы, касающиеся эксперимента по введению ЕГЭ в России.
- Позволяет психологически подготовиться к процедуре тестирования.
- Помогает участвовать в развитии программы создания единой образовательной сети.
- Информирует о регионах-участниках ЕГЭ и помогает создать целостное представление об эксперименте и обменяться опытом его проведения.
- Требует корректировки содержания ряда КИМ-ов.
- Требует доработки системы ответов на вопросы тестов.
“Биология. Варианты ЕГЭ. 2005”
Комплекс поставляется вместе с диском “1С:Репетитор” по биологии. Этому продукту насчитывается уже несколько лет, так что рассматривать “Репетитор” в рамках этой статьи мы не будем. Отметим лишь, что он объединяет в себе мультимедийный учебник, задачник и справочник. Так что если вы ещё не купили “1С:Репетитор” по биологии, вы получите комплект “2 в 1”.
Установка комплекса проходит гладко и без особых проблем. Отметим, что на диске содержится база нормативных документов по ЕГЭ, ничем не отличающаяся от описанной в разделе “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”. Поэтому снова рассматривать мы её не будем.
Если у вас установлены другие комплексы “Варианты ЕГЭ. 2005”, то после установки “Биологии” новые тесты будут подключёны в существующую базу – очень удобное решение.
Всего на диске “Биология. Варианты ЕГЭ. 2005” присутствует 10 вариантов тестов. 3 – демонстрационных и 7 – экзаменационных. Пять из 10 тестов есть также и на общем диске “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”.
Варианты экзаменационных заданий подобраны достаточно рационально, практически не повторяются, что даёт возможность получить представление о содержании всех единиц кодификатора ЕГЭ. Например, много тестовых заданий по вопросам биотехнологии, общей и частной микробиологии, патологии клетки, которые не включёны в учебные программы. Сюда же можно отнести методы и методику получения лекарственных препаратов, кормовых дрожжей, особенности селекции микроорганизмов. Учителю предоставляется возможность проанализировать содержание КИМ-ов, что позволит вынести неизученный учебный материал в содержание программ элективных курсов.
Что же комплекс “Биология. Варианты ЕГЭ. 2005” даёт учащимся? Они могут проверить свой уровень и структуру знаний. Тесты полно охватывают все разделы анатомии, ботаники, зоологии и общей биологии. Кроме диагностики, пособие имеет и обучающее значение – можно посмотреть правильные и неправильные ответы.
К важным достоинствам отнесём создание оболочки для заданий всех четырёх форм. Многие конкурирующие тренажёры предлагают тесты только первой формы – на выбор правильного ответа.
Задания в тестовой форме 1а (с выбором нескольких правильных ответов).
К преимуществам пособия отнесём очень чёткие инструкции. В конкурирующих продуктах они были не всегда понятными. Здесь же инструкции чёткие и лаконичные.
Задания в 3 тестовой форме на установление соответствия.
Задания в 4 тестовой форме на установление правильной последовательности.
Также в тесте присутствует вторая форма, на дополнения, но она в итогах теста не учитывается – компьютер не может её проверить.
Задания во 2 тестовой форме (открытой) на дополнения ответа.
В тестах 2004-2005 годов введены удобные тренажёры для формы 3.
“Биология. Варианты ЕГЭ. 2005”, продолжение
Таким образом, в комплексе в полной мере представлено содержание ЕГЭ по биологии, а также все тестовые формы.
После прохождения каждого теста ученик может посмотреть результаты и свою оценку.
Достаточно важно и то, что можно посмотреть, в каких вопросах были сделаны ошибки. То есть тест выполняет не только контрольную, но и обучающую функцию.
Пункт “Задание на сегодня” позволяет посмотреть пройденные и не пройденные тесты, а также спланировать свою работу.
Наконец, в “Дневнике” можно посмотреть полный список тестов с оценками за их выполнение.
Вкратце пройдём по содержанию контрольных измерительных материалов в тестовой форме. Впрочем, многие замечания будут относиться к авторам КИМ, а не к разработчикам комплекса.
С положительной точки зрения отметим, что очень мало заданий представлено в вопросной форме – это большой плюс. В некоторых заданиях также очень чётко выделены отрицания, что тоже облегчает понимание задания.
Очень лаконично содержание самих тестовых заданий. В тестах дано много задач по генетике и молекулярной биологии. Причём, генетические задачи выбраны довольно сложные.
Генетическая задача на сцепленное наследование и на первый закон Менделя.
В тесте также хорошо используются рисунки: анатомические, экологические, цитологические.
Но всё равно попадаются и некорректные задания. Например, задание A10 в 1-м экзаменационном варианте за 2004 год. Здесь говорится о транслокации (поворот на 180), которая может быть и генная, и хромосомная. То есть возможны два правильных ответа.
В задании A23 тоже не один верный ответ, так как борьба за существование связана не только с кормовыми ресурсами.
“Биология. Варианты ЕГЭ. 2005”, продолжение
Существуют и прямые ошибки в формулировке заданий и ответов. Например, возьмём задание A9 из теста 2002 года. Здесь симпласт поперечно-полосатой мышечной ткани назван клеткой, а это надклеточная структура.
Наш эксперт учитель-биолог Е.В. Бессолицына также порекомендовала учителям заглянуть и в раздел “Нормативные документы по ЕГЭ”. Он представлен на всех дисках “1С:Репетитор + Варианты ЕГЭ. 2005”, а также на диске “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”.
К примеру, здесь можно изучить типичные ошибки ЕГЭ по биологии, а также ознакомиться с выводами и рекомендациями.
В то же время, Е.В. Бессолицына отметила, что документы старые. Здесь, опять же, мы рекомендуем разработчикам продумать схему обновления базы документов через Интернет.
Вывод нашего эксперта Е.В. Бессолицыной по комплексу “Биология. Варианты ЕГЭ. 2005” будет следующим. В комплексе представлены полноценные валидные тесты. Оболочка сделана в соответствии с требованиями тестологии. Хотя сами тестовые задания требуют дальнейшей правки. Комплекс можно рекомендовать как ученикам 11 класса, готовящимся к ЕГЭ, так и учителям.
Заключение
Диск “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1” будет полезен учителям, школьным администраторам, а также абитуриентам. Он содержит набор тестовых заданий по многим дисциплинам и позволяет проверить знания ученика до сдачи ЕГЭ. Школьная администрация, кроме того, получает универсальный тест, который будет полезен для независимой оценки знаний учеников.
Если нужно подкрепить знания по тому или иному предмету, имеет смысл купить пособие “2 в 1”, содержащее как тесты ЕГЭ, так и учебную программу “1С:Репетитор”. Следует отметить, что в подобных пособиях присутствует больше тестовых заданий, чем на универсальном диске “1C:Репетитор. Сдаём Единый экзамен 2005. Выпуск 1”. Получить представление о линейке “2 в 1” вы можете по нашему обзору “Биология. Варианты ЕГЭ. 2005”.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.
Редакция благодарит Департамент образования Кировской области за помощь в проведении тестирования.