Введение
В связи с продолжающимся распространением Единого государственного экзамена, на рынке появляется всё больше электронных пособий для подготовки к нему. В нашу образовательную лабораторию поступили два комплекса “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык” и “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика”, выполненные на базе программной оболочки “Новый класс”. Разработчиком комплексов является компания “Просвещение МЕДИА”, а издателем – “Новый Диск”.
Нашими экспертами выступили:
- учитель математики высшей категории, председатель методического объединения учителей математики Вятской гуманитарной гимназии Меркурьева Татьяна Валентиновна;
- учитель русского языка и литературы Вятской гуманитарной гимназии Татьяна Геннадьевна Зубарева.
Установка комплексов практически одинакова. Она последовательна и логична. Никаких проблем во время установки не возникло – достаточно просто соглашаться со всеми меню.
После установки комплекс можно будет запускать. Следует отметить, что для комплекса “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык” следует скачать исправление с сайта “Просвещение МЕДИА”, иначе вы не сможете войти в программу. После запуска будет предложено ввести имя пользователя и пароль. Мы указывали имя пользователя “guest” с пустым паролем.
Сразу же отметим, что комплекс без диска не работает.
“Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика”
После ввода имени пользователя и пароля мы попадаем в главное окно программы. Обратите внимание, что в правой части выводится подсказка.
Тесты комплекса разбиты тематически, по 19-ти разделам. В каждом разделе присутствуют задания из всех форм ЕГЭ:
- форма 1 (А): задания с выбором ответа;
- форма 2 (B): задания с кратким ответом;
- форма 3 (C): задания с развёрнутым ответом.
Обратите внимание на подсказку в правой части экрана. На каждом этапе она даёт чёткие и понятные советы. После указания раздела и подраздела мы попадаем в экран выбора заданий.
Экран выбора заданий.
Для выбора нужного задания достаточно щёлкнуть по нему два раза мышью, либо выбрать синий значок “>>”. Кроме того, обратите внимание на восклицательные знаки в нижней части окна. Они тоже соответствуют заданиям. В нашем подразделе присутствует 13 заданий (формы “B” и “C”), поэтому мы видим 13 знаков восклицания. Сейчас выбрано пятое задание и, соответственно, пятый знак. Если задание будет выполнено, то знак из красного станет зелёным. Знаки восклицания позволяют быстро переходить к любому заданию подраздела, не прокручивая их список, – достаточно щёлкнуть по знаку мышью.
Форма 1 (А). Задание с выбором ответа.
Форма 2 (B). Задание с кратким ответом.
Форма 3 (C). Задание с развёрнутым ответом.
Когда задание выбрано, можно сразу же вводить ответ в жёлтом поле. Надо сказать, что в программе используется свой язык математических формул, и к нему придётся привыкать. Но как только вы освоитесь, никаких сложностей не возникнет. Здесь, опять же, следует отметить удобную систему помощи.
Если же во время решения у вас возникли проблемы, можно вызвать подсказку. Здесь она реализована в виде этапов решения задачи, через которые программа вас последовательно проведёт. Давайте посмотрим на примере. Мы возьмём пример формы “B”, показанный на иллюстрации выше. Нажмём два раза значок двух угловых скобок, направленных вниз, в пункте “Решение”.
Программа рекомендует возвести первое уравнение почленно в квадрат. Обратите внимание, что фраза “разности квадратов” выделена синим цветом. На самом деле это гиперссылка, которая вызовет соответствующий раздел справки. Очень удобно!
Вводим четвёрку и переходим к следующему этапу в решении. Обратите внимание на изменение индикатора в верхней части окна – мы уже на половине! Разложим каждое уравнение на множители.
Теперь можно переходить к следующему шагу.
Считаем, вводим значение и переходим к последнему этапу.
Вводим ответ. Следует отметить, что подобная проводка позволяет школьнику лучше понять схему решения той или иной математической задачи. То есть комплекс “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика” не просто проверяет знания ученика и даёт ответ, но и позволяет научиться решать различные примеры. Это просто замечательно! Хотя, надо отметить, ход решения не всегда рационален.
“Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика”, продолжение
Подготовившись по разделу, можно проверить свои знания в контрольной работе. Перейдём к пункту “Тематические контрольные работы”.
Здесь предлагается 11 контрольных работ, в каждой из которых приведено по 5-7 заданий. Время прохождения контрольной работы ограничено. Выберем одну из контрольных работ.
Задания в контрольной работе подбираются очень рационально, присутствуют все формы (A, B, C). Кроме того, листок с заданиями можно вывести на печать – таким образом, учитель получает практически готовую контрольную работу.
После выполнения контрольной работы можно посмотреть на результат.
Программа покажет, какие задания были решены. В случае ошибки даётся правильный ответ.
Второй вид контрольных работ – “Варианты”. Здесь приводятся задания из всех разделов, причём, сама работа очень близка к ЕГЭ – в ней тоже присутствуют все формы заданий (A, B, C).
На каждое задание отводится определённое время. Всего представлено 13 вариантов работ.
После выполнения задания можно посмотреть результат, ошибки и правильные ответы.
К сожалению, контрольные работы загружаются достаточно долго (около минуты), так как база находится на диске. Хорошо бы, разработчики смогли как-нибудь ускорить этот процесс.
Заключение эксперта
Комплекс “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика” позволяет учащимся подготовиться к сдаче единого государственного экзамена, а учителю – выстроить систему работы по подготовке к ЕГЭ.
База заданий интерактивных тренажеров достаточно велика, а их форма и содержание полностью соответствуют структуре контрольных измерительных материалов по математике. Система тренировочных упражнений состоит из тематических блоков, включающих в себя задания различного уровня сложности, снабжённых решениями.
Справочная информация, знание и свободное использование которой необходимо для успешной сдачи экзамена, представлена в полном объёме и отличается вариативностью: в затруднительных для учащихся случаях предлагаются различные формулы или подходы к решению той или иной задачи.
Многочисленные тематические зачёты формируются программой и полезны для выполнения учащимися, так как в случае неверного ответа программа комментирует действия ученика, выдаёт ссылки на нужные материалы справочника. Учитель может воспользоваться тематическими подборками для проведения проверочных работ в классе.
В режиме зачёта учащимся предлагается выполнить экзаменационный тест на время, самостоятельное решение которого позволит выпускнику проверить свои возможности и приобрести опыт в выполнении подобных работ.
К сожалению, в стандартном режиме (не контрольной работы) распечатка материала невозможна, а хотелось бы.
С технической точки зрения программа не вызывает трудностей и не требует высоких навыков работы на компьютере.
Купить диски можно в интернет-магазине “Новый Диск” (ссылка по математике, ссылка по русскому языку).
“Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык”
Установка комплекса “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык” проблем не вызвала. Следует отметить, что после установки следует скачать исправление с сайта разработчиков, иначе войти в программу будет невозможно. Экран входа несколько отличается от предыдущего комплекса по математике.
После ввода имени “guest” с пустым паролем мы попадаем в главное окно комплекса.
Оболочка здесь несколько отличается от “математики”. В левой части окна можно выбрать любую из глав курса русского языка, после чего будет выведено её содержание. Выберем главу “Фонетика и графика русского языка”.
Папки “Фонетика” и “Графика” позволяют ознакомиться с теоретическим содержанием соответствующих разделов, а значки красного треугольника и часов – перейти к практикуму или зачёту, соответственно.
Следует отметить качественную подачу материала. Он хорошо проработан графически и богато сопровождается примерами.
Знак кисти с указательным пальцем в левом верхнем углу позволяет добавить ту или иную страницу комплекса в папку “Избранное”. Весьма удобная возможность.
Добавляем в папку “Избранное”.
Содержимое папки “Избранное”.
На странице с теоретическими материалами обратите внимание на ссылку “Глоссарий”. Она позволяет перейти к соответствующему разделу комплекса.
В “Глоссарии” даётся очень удобная таблица тем, связанных с текущей, это конкретизирует информацию и сужает область поиска. Чтобы перейти на другую тему, достаточно по ней щёлкнуть мышью.
После знакомства с теоретическими разделами можно перейти к проверке знаний. Начнём с красного треугольника – “Практикума”.
В “Практикуме” представлены вопросы первой и второй тестовых форм. В данной главе “Практикум” содержит 27 вопросов, все из которых относятся к первой форме – выбору правильного ответа. Во время выполнения “Практикума” можно выполнять задания в произвольном порядке (собственно, как и во всех других проверочных работах комплекса). После выбора любого задания в представленной выше таблице мы попадаем в окно решения.
В задании на выбор правильного ответа следует указать нужную строчку и нажать клавишу “Проверить”. Мы сразу же получим результат. Если ответ будет неверный, то программа сразу же выведет правильный ответ и порекомендует повторить соответствующий теоретический материал.
Ответ правильный!
Ответ неверный!
Переход от одного задания к другому осуществляется вручную. Достаточно щёлкнуть по номеру нужного задания.
Задание тестовой формы с кратким ответом.
В пособии присутствуют также и задания тестовой формы с кратким ответом. Здесь необходимо ввести слово. К сожалению, подобная форма отрабатывается в комплексе не всегда верно, как мы увидим ниже, в ходе экзамена.
Задание на выбор нескольких правильных ответов.
“Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык”, продолжение
После тренировки в “Практикуме” можно переходить к “Зачёту”. Во время работы с пособием меняются и значки: красный треугольник “Практикума” стал жёлтым – мы выполнили несколько заданий. Если выполнить все задания, значок станет зелёным.
Начинаем зачёт!
Как видим, в “Зачёте” заданий немного. В нашем примере их оказалось восемь. Чтобы перейти в окно решения, следует выбрать любое задание в таблице. Время зачёта ограничено. Хотя один час на восемь заданий – это очень много.
После выбора ответа следует нажать клавишу “ОК”. Программа автоматически перейдёт к следующему заданию. Кроме того, вы всегда можете вернуться и изменить ответ. Для завершения зачёта достаточно нажать “Завершить зачёт” в нижней части экрана.
После подтверждения комплекс выдаст результат.
Мы получили “двойку” – ответили правильно только на два задания.
Нажав “Подробнее”, можно посмотреть, какие из заданий мы выполнили неправильно.
Нажав на строчку задания в таблице, можно посмотреть наш ответ и правильный вариант.
Следует отметить, что во время сдачи зачёта (а также и экзамена) комплекс не позволяет обратиться к теоретическому материалу.
Итоговое тестирование в комплексе представлено разделом “Экзамены”, где можно выбрать “Входное тестирование” и “Итоговое тестирование”. “Входное тестирование” имеет только один вариант и повторно его пройти нельзя. “Итоговое тестирование” берёт вопросы из банка, но, как показала практика, уже после второго прогона теста мы получаем повторение вопросов. То есть количество вопросов весьма скудное – мы получаем всего два варианта “Итогового тестирования”. С положительной точки зрения следует отметить, что вопросы набираются из банка очень разумно – сначала всегда берутся те, которые не решались.
Во “Входном тестировании” ученику предлагается около 50 вопросов на разные темы. Время ограничено часом. “Входное тестирование” позволяет определиться, какие вопросы у школьника вызывают наибольшие затруднения.
После завершения тестирования выдаётся результат. Ученик может посмотреть, на какие вопросы он ответил неверно.
“Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык”, продолжение
Перейдём к “Итоговому тестированию”. Оно, в целом, аналогично “Входному тестированию”, за исключением того, что “Итоговое тестирование” можно проходить много раз. Во время следующего теста вопросы будут уже другими – они берутся из банка. Но, как мы уже упоминали, банк невелик и, в целом, мы получаем только два варианта теста.
Можно начинать с любого задания.
В “Итоговом тестировании” присутствуют задания двух тестовых форм (“А” и “B”). Интересно отметить, что некоторые вопросы используют выделение.
В то время как другие, особенно в отрицательной форме, – нет. Нас огорчило, что в заданиях с отрицанием не выделена частица “не”. Как показывает практика, школьники часто путают такие вопросы.
Неприятно нас огорчило отсутствие буквы “ё”. Вернее, в части вопросов она есть, а в других заданиях вместо неё используется буква “е”.
Обратите внимание: на приведённом примере слово “кинорежиссёр” написано правильно, с буквой “ё”, а слово “ребёнок” – нет. Как нам кажется, для тестов русского языка подобная невнимательность разработчиков просто недопустима.
В комплексе есть и фактические ошибки в вопросах. Возьмём следующий пример.
“Отчего” в данном случае является наречием, но такого ответа просто нет.
Наконец, перейдём к самой печальной ошибке.
Здесь употреблены два местоимения. Но как правильно вписывать ответ: “2” или “два”? Мы выбрали первый вариант и получили следующую ошибку.
К сожалению, после возникновения этой ошибки комплекс стал нерабочим – ссылки на другие задания перестали работать, закончить тестирование не удалось. К счастью, выход был найден – после полного перезапуска комплекса мы снова перешли к тестированию, причём оно возобновилось с прерванного места. Введя на предыдущий вопрос ответ “два”, мы смогли перейти к следующему заданию. Но, опять же, появилась новая беда.
Наученные горьким опытом мы ввели в приведённом примере слово “десять”. Программа вновь выдала ошибку.
Как оказалось, здесь нужно вводить “10”. И нигде об этом не написано! Что же будет делать школьник, столкнувшись с такой ошибкой? Как нам кажется, разработчикам следует исправить эту проблему в срочном порядке.
Помучавшись с ошибками и перезапустив комплекс несколько раз, мы всё же завершили тестирование. Вот какие оказались результаты.
Также можно посмотреть, в каких вопросах была сделана ошибка.
“Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык”, продолжение
Наконец, отметим некоторые дополнительные разделы.
“Дневник” комплекса позволяет посмотреть, какие темы комплекса были успешно пройдены. Также можно взглянуть и на сводную таблицу всех тем комплекса.
В “Журнале” приводится история пройденных заданий.
Наконец, функция поиска позволяет найти нужный раздел по ключевому слову.
Заключение эксперта
Предлагаемый комплекс содержит различную информацию (теоретические сведения, практические задания, зачётные работы) по основным разделам языка и помогает в систематизации знаний учащихся, совершенствовании навыков грамотного письма, умений определять, характеризовать и классифицировать языковые явления. Работа с данными материалами позволяет подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, но комплекс может использоваться и для других целей (тестирование по какой-либо конкретной теме, подготовка к устному экзамену, к написанию сочинения).
Как мы считаем, упражнения по орфоэпии и акцентологии следует вынести в отдельный раздел. Количество заданий также вызывает нарекания – их слишком мало. Хотелось бы увидеть больше заданий в практикумах, а также несколько вариантов зачётных и экзаменационных работ.
Некоторые задания недоработаны. Вместо буквы “ё” часто используется буква “е”, что недопустимо для тестов русского языка. Кроме того, опорные слова в формулировке вопросов часто графически не выделяются. Особенно это касается частицы “не”.
Наконец, нарекания вызывает недостаточная отладка комплекса. Неправильный ввод числительного в некоторых заданиях приводит к сбою комплекса.
Заключение
Два представленных комплекса, “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык” и “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика”, получили в нашей образовательной лаборатории очень разные характеристики.
Комплекс “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика” выполнен на высшем уровне. Он хорошо оснащён справочными материалами и опирается на богатую теоретическую базу. В комплексе приводится большое число тестовых заданий и итоговых контрольных работ. Работать с ним очень легко и удобно. За все продемонстрированные качества мы присуждаем комплексу “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Математика” награду “THG.ru рекомендует”.
К сожалению, второй комплекс “Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Русский язык” нас порадовал меньше. По сравнению с “математикой”, он отличается намного меньшим числом тестовых заданий. Кроме того, в комплексе обнаружены серьёзные ошибки.
Редакция благодарит компанию “Новый Диск” за предоставленную программу.
Купить диски можно в интернет-магазине “Новый Диск” (ссылка по математике, ссылка по русскому языку).
Редакция благодарит Вятскую гуманитарную гимназию, а также Департамент образования Кировской области за помощь в проведении тестирования.