Введение
Чуть меньше месяца тому назад Adobe объявила о планах покупки Macromedia. Причём, стоимость сделки составляет около $3,4 млрд. Это означает, что индустрия графических приложений, в которой двадцать лет назад было множество производителей, сократилась до трёх компаний. И только одна из них дожила до нынешнего времени в том же виде, что и в молодости.
Сделка, одобренная обеими сторонами и Федеральной торговой комиссией США, даст владельцам акций Macromedia около 18 процентов акций Adobe. Цена акций Adobe после этой новости упала и остаётся на уровне около 10 процентов ниже предварительно анонсированной цены, а акции Macromedia – на 10 процентов выше.
Это объединение закрывает последние страницы третьей главы в истории профессиональных графических инструментов для настольных ПК. Конечно, если бы такая книга была написана. В первой главе описывалось бы появление Macintosh и связанных с ней небольших компаний-разработчиков, борющихся за долю на рынке. Вторая глава была бы посвящена восходу Windows, переносу инструментов на эту платформу, когда большая часть прибыли начала поступать от продажи графических программ для пользователей Windows. Это, в свою очередь, привело к укреплению индустрии и провалу продуктов, которые нельзя было адаптировать. В третьей главе описывались бы подъём и падение Интернета, связанные с инструментами создания наполнения, а также с падением значимости разработчиков графических программ по мере продвижения цифровых данных и носителей на массовый рынок.
О чём же будет повествовать четвёртая глава? Скорее всего, о конкуренции Adobe, Microsoft и Apple на рынке профессиональных и потребительских программных инструментов. Ещё две компании с большим стажем, Quark и Corel, тоже достаточно прочно стоят на ногах, чтобы включить их в четвёртую главу.
Macintosh вдохновляет ранние графические компании
После появления компьютера Macintosh в 1984 году на рынке графических программ быстро появились четыре компании: Adobe, Aldus, MacroMind и Quark. (Corel была основана в 1985 году как исследовательская фирма, а CorelDraw был выпущен только пять лет спустя; и на протяжении большей части 90-х годов этот пакет был доминирующим графическим инструментом под Windows.)
Каждая компания отличалась своими сильными сторонами. Adobe была типографским и векторным гигантом. Aldus и Quark предлагали программы вёрстки, получившие многих сторонников. MacroMind предлагала инструменты для создания мультимедиа-наполнения.
По мере того, как Windows совершенствовалась от слабой 1.0, под которой PageMaker и ряд других графических программ всё же могли работать, до сносной версии 3.1 и желанной 95, значение Windows как графической платформы тоже возрастало. Windows сломала доминирование Mac в электронном производстве печатной и интерактивной продукции. Ситуация повлияла на всех разработчиков графических пакетов, которые активизировали свои действия, чтобы достойно выйти на платформу Windows.
Macromedia получает доминирование в web
В 1992 MacroMind объединилась с Authorware и стала Macromedia. (Небольшая ирония: продукт Authorware начал свою жизнь в конце 80-х годов как программа только под Mac, но после объединения перешёл исключительно на платформу Windows). В следующие годы появилась первая версия Director для Windows.
В 1995 году Macromedia купила Altsys FreeHand, которая до 1994 года называлась Aldus FreeHand (к этому мы ещё вернёмся), а затем и всё достояние Altsys, включая Fontographer, программу для создания шрифтов. В 1998 году Macromedia анонсировала свою программу для редактирования web-страниц Dreamweaver, а затем получила ещё два приобретения. В 1999 году была куплена Andromedia, компания по анализу web-трафика, а в 2001 году – Allaire, разработчик языка шрифтов Cold Fusion.
Выигрышная комбинация Macromedia по скриптам и интерактивности привела к её доминированию в мире web. Shockwave и Flash стали стандартами де-факто для векторных интерактивных презентаций. Самый близкий конкурент на рынке – стандарт SVG (Scalable Vector Graphics), активно поддерживаемый Adobe. SVG получил признание, но не отличался простотой, хорошими инструментами, да и профессионалы относились к нему с изрядной долей скептицизма, в отличие от любого инструмента Macromedia.
Точно так же, интеграция Macromedia Cold Fusion и ASP в Dreamweaver упрочила лидерство компании на графическом рынке для web. Встроенная поддержка скриптов и баз данных позволила Dreamweaver получить более широкое признание, чем Adobe GoLive (бывшая CyberStudio), которую Adobe купила у немецкой компании GoLive, Inc.
Борьба за рынок издательских программ
Пока MacroMind занималась интерактивностью и инструментами для наполнения web, Aldus и Adobe стали доминировать на рынке издательских программ, high-end приложений для монтажа видео и работы с изображениями.
Aldus выпустила большой набор продуктов, начиная с PageMaker, добавив FreeHand (производился Altsys под лицензией Aldus), Persuasion (вероятно, лучшая программа для создания презентаций в те дни), SuperPaint и IntelliDraw.
Adobe начала со шрифтов и PostScript, затем выпустила Illustrator для создания векторных иллюстраций. Illustrator всегда тесно конкурировал с FreeHand. Но “коньком” Adobe, конечно же, стал Photoshop, который вышел в 1990. Он явился результатом работы двух гениев: одного из Industrial Light and Magic, а второго – старшеклассника из Анн Арбор (Ann Arbor, MI). Программа сразу же получила признание, уничтожив первого конкурента Letraset (позднее Fractal Design) ColorStudio. Если другие программы редактирования изображений появлялись и уходили с рынка, как Corel Photo-Paint, то Photoshop оставался самым признанным инструментом.
Продажи Photoshop, Illustrator, лицензирование шрифтов и PostScript приносили прибыль, Adobe превратилась в огромную компанию, и в 1994 году объединилась с Aldus. Новая компания получила в довесок Aldus FreeHand, права на который вернулись обратно к Altsys. Через год Altsys продала эти права Macromedia, а затем продалась и сама.
Acrobat при первом выпуске Adobe начал с дополнительного приложения – с лицензией на каждого пользователя, а затем превратился в общепризнанный формат обмена документами, которые сохраняют вид и формат оригинала. Даже Microsoft так и не смогла эффективно конкурировать с Acrobat, что тоже говорит о многом. Впрочем, Microsoft планирует сместить Acrobat с помощью Metro, инструмента, который появится в Windows Longhorn.
В следующем году Adobe купила Frame, третьего оставшегося крупного производителя издательских программ, а в 1999 году выпустила InDesign – преемника PageMaker, который уже начинал стареть и проигрывать QuarkXPress.
Несколько лет Adobe лидировала на рынке монтажа видео на ПК, начиная от покупки ReelTime для SuperMac в 1991 (которая затем превратилась в Premiere) и заканчивая After Effects в 1994.
Хотя на рынке была сильна конкуренция со стороны профессиональных high-end компаний, выход Apple на потребительский рынок с iMovie в конце 90-х и на профессиональный рынок с Final Cut Pro в 1999 заставил Adobe сфокусироваться на high-end и сократить Mac-версию Premiere. Какой интересный рынок: Macromedia продала Final Cut Pro Apple в 1999 после нескольких лет, когда эта программа чахла в этой компании. (Что ещё боле интересно, разработчик Final Cut Pro был главным программистом ReelTime и продолжал работать с Adobe над Premiere многие годы.)
Конкуренции на новом рынке
Теперь мы достигли конца пути. Конкуренты Adobe теперь уже не Quark или Viewpoint (бывшая MetaCreations), или какие-либо другие имена, а Apple и Microsoft. Стремясь выпускать программы, которые работают под Windows и Mac OS, компания бьётся наверху с профессиональными инструментами для монтажа видео от Apple, а внизу – с домашними приложениями Microsoft и Apple.
Оба производителя операционных систем обладают программными амбициями, которые в будущих версиях должны ударить по Adobe. К примеру, Apple добавила Core Image в релиз Tiger в апреле 2005, который обеспечил разработчиков мощными high-end средствами для работы с изображениями, а также обновила встроенный просмотрщик и преобразователь Preview. Microsoft имеет большие виды на Longhorn и связанные с ней программы, которые позволят управлять и создавать цифровое наполнение. Планы должны реализоваться в 2006 году, если Longhorn выйдет в обещанное время.
То, что Adobe купила Macromedia, даёт возможность компании получить должный простор для конкуренции с производителями операционных систем. Именно поэтому сделка и не заинтересовала антимонопольный комитет. Две компании имеют почти такой же маленький перехлёст, как и Aldus с Adobe в момент своего объединения, когда Adobe отдала FreeHand Macromedia. Если сделка заинтересует Федеральную торговую комиссию, она может заставить Adobe отказаться от GoLive, FreeHand и Fireworks в пользу лидеров рынка Dreamweaver, Illustrator и Photoshop.
У графических профессионалов возникают определённые опасения по поводу такого слияния, так как они уже вложили немало денег в новые программы от каждого производителя. Но, как мы думаем, цены на профессиональное программное обеспечение продолжат снижаться. А увеличение расходов было связано с тем, что приходилось покупать отдельные наборы или приложения и от Adobe, и от Macromedia.
Десять лет назад графические программы были намного более дорогими. Циклы выхода новых продуктов были очень маленькими, и разработчики заставляли платить немалые деньги за переход на новую версию, которая содержала совсем немного улучшений. Сегодня Adobe и Macromedia снизили темпы и решили сделать основной упор на наборы. Владелец Photoshop CS, к примеру, заплатит $749 за Acrobat Pro 7, InDesign CS2, Illustrator CS2, GoLive CS2, Version Cue CS2 и Photoshop CS2.
Так как многие дизайнеры используют инструменты Macromedia для создания роликов/презентаций Flash и Shockwave, а также для наполнения web-сайтов, в то время как для редактирования изображений и векторных картинок они прибегают к помощи Photoshop, пакет, сочетающий все продукты, будет дешевле, чем раздельное приобретение.
Но здесь вопрос не столько в долларах, сколько в выживании. Будущее Adobe уже не будет связано с теми же программами, которые компания или купленные фирмы производят сегодня. Будущее кроется в сотовых телефонах и интернет-приставках, то есть в тех универсальных устройствах, которые люди смогут повсюду носить с собой.
Возможности для роста обусловлены тем, что Apple и Microsoft ещё не закрепились на этом рынке. Следы Microsoft заметны везде, но лидирующих позиций пока ещё нигде нет. Apple и Motorola могут в скором времени представить телефон, который сможет воспроизводить мелодии из iTunes Music Store, но только и всего.
Через покупку Macromedia Adobe надеется продолжить рост на вялом профессиональном сегменте, в то же время, усилив свои позиции на рынке инструментов, которые позволяют профессионалам создавать интерактивное наполнение для портативных устройств. Вспомните, какой простор для творчества образовался в прошлом году: различное наполнение, звонки, мелодии, картинки принесли миллиарды долларов. Adobe желает стать у руля во время следующей волны наполнения. И Macromedia тому поспособствует.