Введение
В образовательную лабораторию THG.ru поступил диск из серии “1С:Мир компьютера” с базовым курсом TeachPro по изучению Microsoft Office 2003 от компаний “1С” и “ММТ и ДО”. Это достаточный повод для того, чтобы вставить его в оптический привод и посмотреть, что из этого получится.
Microsoft Office – едва ли не самое распространённое приложение к операционной системе Windows, и они подчас воспринимаются, как единое целое. Перефразируя известного поэта, можно утверждать: мы говорим Microsoft Office – подразумеваем Windows. И наоборот. Они и развиваются параллельно. По мере выхода новых версий Windows появляются и новые версии Microsoft Office, включающие в себя всё больше возможностей, разгадать и воспользоваться которыми простому, а тем более начинающему пользователю бывает не под силу. Даже, несмотря на мощную справочную систему. Ведь для того чтобы искать ответ на вопрос, надо, как минимум, знать, о чём спрашивать. А как можно спрашивать о той или иной возможности Microsoft Office, если человек даже не подозревает о её существовании?
Поэтому уже сам факт появления обучающего курса по MS Office можно только приветствовать.
Панель управления: разобраться можно
Сразу надо сказать, что совсем уж “чайник” в компьютерном деле вряд ли сможет сразу начать работать с этой программой. Кое-какой навык работы на ПК всё-таки нужен.
Курс обучения разбит на главы, соответствующие разделам MS Office, всего их восемь. Есть ещё девятая глава, которая называется “Другие курсы”, носит чисто рекламный характер и к предмету нашего тестирования не относится.
Программа запускается с CD. Достаточно вставить его в привод. А если вы работали с ней, а потом закрыли по каким-то причинам, но CD не извлекли, можно запустить её, щёлкнув в “Проводнике” правой клавишей мыши по названию диска и выбрав “Автозапуск”. Когда программа запустится, первым делом надо зарегистрироваться, введя своё имя.
Панель управления не сложна, разобраться с ней не составит труда, но лучше держать под рукой прилагаемый к диску вкладыш (инструкцией назвать его нельзя по причине краткости), где расписаны функции клавиш. По крайней мере, первое время. Потом вы всё это запомните, и заглядывать в шпаргалку придётся всё реже. Панель управления занимает небольшую часть экрана внизу и не торчит всё время перед вами. Вызвать её можно, переместив курсор к нижней кромке экрана, а когда вы сдвинете курсор верх, панель исчезает, не мешая уроку. Всё удобно и продуманно.
Предусмотрена справочная система, но с ней не всё получалось так, как надо. Я был на уроке в главе “Ознакомление с Microsoft Publisher 2003”, а потом решил получить справку о том, как вставлять в текст таблицы, работая в Word. Но система упорно выводила меня к главе о Publisher. В других случаях она, возможно, работает вполне нормально, но здесь мы с ней не сработались. Есть также возможность делать закладки в тех местах, к которым потом планируете вернуться.
Пользоваться диском с курсом могут несколько человек. Каждый желающий изучать MS Office вводит своё имя и становится “курсантом”. На него заводится, своего рода, журнал, где фиксируются пройденные им темы, насколько успешно он отвечал на контрольные вопросы и т.д.
Имя введено. Чтобы зарегистрироваться и стать “курсантом”, надо нажать клавишу “ОК”.
Курс обучения рассчитан на 34 с половиной часа. Осилить всё сразу, конечно, не получится, неизбежны перерывы. Когда вы откроете программу в очередной раз, пройденные темы будут помечены в оглавлении галочками; те, которые были начаты, но до конца урока вы не добрались, – восклицательными знаками, а тема, на которой вы остановились в прошлый раз, будет набрана синим шрифтом. Начинать обучение можно с любой главы, с любого урока. Надо выбрать нужную главу в оглавлении, “кликнуть” мышкой (достаточно одного раза), после чего раскроется список тем. Выбираете мышкой нужную – и начинается урок.
Один из разделов оглавления. Галочками отмечены пройденные темы, восклицательным знаком (“Панель форматирования”) – до конца пока не изученная тема, а синим шрифтом – та, на которой занятие было прервано.
Занятия организованы в форме видеолекции. Если вы в данный момент изучаете, скажем, Microsoft Outlook, на мониторе во весь экран выводится соответствующее окно с полным набором меню, кнопок, инструментов и т.п. То есть урок идёт как бы в среде изучаемого приложения. Закадровый голос диктора даёт необходимые пояснения, а на экране отображается, как надо выполнять ту или иную операцию. Всё очень наглядно. В процессе занятий на экране присутствуют два курсора. Один, так сказать, обучающий, что-то вроде указки преподавателя, и вы им управлять, естественно, не можете. И другой курсор – ваш, связанный с мышкой, он будет необходим, когда вам предложат выполнить какое-нибудь контрольное задание.
Разработчики курса предусмотрели четыре режима обучения: “Фильм”, “Шаг”, “Контроль”, и “Тест”.
Панель управления крупным планом. Слева внизу – четыре клавиши “Фильм”, “Шаг”, “Контроль”, и “Тест”.
В режиме “Фильм” лекция по выбранной теме идёт без перерыва, а вы смотрите на монитор, внимаете лектору и больше ничего не делаете. Довольно однообразно и наименее продуктивно.
В пошаговом режиме урок разбит на несколько фрагментов. По окончании каждого из них урок останавливается, и вам надо решить, продолжать его или заново прослушать последний фрагмент. Если заново, смотрите в “шпаргалку”, нажимаете нужную клавишу и возвращаетесь на шаг назад. Если решите продолжить урок, не вздумайте нажать клавишу с надписью “Далее”, что вроде бы напрашивается само собой, так как в этом случае сразу же перескочите на начало следующего урока. Чтобы продолжить изучение материала без такого скачка, надо нажать клавишу продолжения трансляции (см. “шпаргалку”).
Наиболее интересен режим “Контроль”. Здесь урок тоже разбит на фрагменты и после каждого из них преподаватель предложит выполнить самостоятельно какое-то действие или ответить на вопрос. Если затрудняетесь, можно воспользоваться подсказкой, нажав соответствующую клавишу на всплывающей снизу экрана панели управления.
Режим “Тест” – это что-то вроде контрольной работы, которую вам предлагают выполнить после очередного урока. Задания тут посложнее, но тоже можно пользоваться подсказкой. Если всё сделаете правильно, наградой вам будут аплодисменты. Тест можно повторить. Но тот же самый. Других вариантов не предусмотрено.
Всё, о чём сказано выше, это, так сказать, теоретическая часть, предисловие. Посмотрим, что получится на практике.
Текстовый процессор Microsoft Word 2003
Самый обширный и наиболее известный раздел Microsoft Office – это, без сомнения, Word. Он открывает курс обучения, и практическое знакомство с программой правильным будет начать тоже с него.
Это не настоящее окно Microsoft Word, а учебное. Слева внизу виден “обучающий” курсор в форме слегка изогнутой стрелки.
А это то же самое учебное окно, но с панелью управления базового курса TeachPro. Как видите, она занимает немного места. Её можно убрать с экрана, переместив курсор “своей” мыши вверх.
Лекция начинается с азов. Спокойный, размеренный женский голос рассказывает, где и что расположено в Word-овском окне, объясняет различные пункты меню, назначение тех или иных клавиш и кнопок, а обучающий курсор бегает по экрану, показывает всё это и выполняет операции, о которых идёт речь. Не понять, наверное, невозможно. Но некоторая монотонность слегка утомляет, особенно, если включён режим “Фильм”, когда ничего делать не надо и остаётся только смотреть и слушать. Здесь может помочь чашечка крепкого кофе, но лучше перейти, например, в режим “Контроль”, где вам скучать не дадут, будут время от времени задавать вопросы, и урок не будет продолжен до тех пор, пока вы правильно на них не ответите.
По мере продвижения вперёд материал усложняется, что не удивительно, учитывая обширные возможности MS Word, но по-прежнему все объяснения исчерпывающи и доступны для восприятия. Постепенно начинаешь понимать, насколько безграничен Word и открываешь для себя всё новые его возможности. Очень интересно.
Вопросы задаются как по только что пройденному материалу, так и по темам, которые были изучены раньше. Правильно, повторение – мать учения. А самое любимое разработчиками задание: показать кнопку “Сохранение документа”. Это, наверное, для выработки рефлекса время от времени сохранять то, что вы наделали, не надеясь на компьютер.
Сложность вопросов в режиме “Контроль” разная, попадаются и вовсе примитивные, например: сколько вкладок имеет то или иное диалоговое окно? Если человек купил компьютер и собирается на нём работать, то уж, как минимум, до десяти он считать умеет.
Встречается и грамматическая путаница. Например, в уроке, где речь идёт о шрифтах, лектор произносит: “серийные” и “бессерийные” шрифты, а написано: “серифные” и “бессерифные”. Как пояснили разработчики, это от английского слова serif, что значит засечка или шрифт с засечками. Кстати, в русской полиграфии издревле было принято делить шрифты на: с засечками и без засечек. Так не лучше ли говорить и писать по-русски? При изучении буфера обмена перепутали строки в песне.
Есть замечания и посерьёзнее. На третьем занятии предлагается показать команду “Печать нескольких копий”. Ну, это просто, тем более что нужное подменю уже раскрыто. Читаем, щёлкаем мышкой по нужной строке и… Не сработало. Ещё раз – то же самое. Берём подсказку, и для “кликанья” высвечивается область выше этой строки. Слегка промахнулись разработчики.
При изучении абзацев и действий с ними в контрольном режиме задаётся такой вопрос: “На экране сейчас можно увидеть символ конца абзаца. Значит ли это, что сейчас активна кнопка “Непечатаемые знаки” на панели инструментов?” Вроде бы надо нажать ответ “Да”, а программа почему-то считает правильным ответ “Нет”.
Ошибок многовато. Ну, да ладно. В целом, работа с Word-ом разобрана подробно и со знанием дела. Я, например, почерпнул немало нового, доселе неизвестного и это, без сомнения, пригодится в дальнейшем.
Редактор таблиц Microsoft Excel 2003
Переходим к следующему разделу. Как и положено, открывается соответствующее окно, но вместо изучения Excel лектор начинает очень подробно объяснять, как надо открывать и закрывать окно программы и посвящает этому почти всё первое занятие. Вскоре обнаруживается очень серьёзная ошибка. В режиме “Контроль”, а это, как говорилось, наиболее продуктивный режим, предлагается закрыть окно программы при помощи клавиш “Alt” и “F4”. Во всех других случаях, когда правильно выполняешь задание, урок преспокойно продолжается дальше. Но здесь обучающая программа начисто “вылетает” и приходится по новой запускать её. Не помогают никакие ухищрения. В режиме “Контроль” этот урок пройти не удастся. Спасти положение может режим “Фильм”. И когда лектор сама с помощью этих клавиш закроет окно, звучит почти издевательски: “Видите, наша программа опять благополучно закрылась”. И урок продолжается.
Учимся открывать и закрывать окна Microsoft Office. Чтобы правильно ответить на вопрос, была взята подсказка (правильный ответ – в сером прямоугольнике). Но если вы нажмёте указанные клавиши, учебная программа не засчитает вам правильный ответ, а попросту “вылетит”, и её придётся снова запускать.
Но оказывается, что до изучения, собственно, Microsoft Excel ещё очень далеко. А пока вам подробно рассказывают, как работать с меню, объясняют назначение кнопок панели инструментов, как вызывать и убирать дополнительные панели, как работать со справочной системой и вызывать помощников – всяких там Мурок, Колобков, Магов…
Помилуйте, всё это, конечно, имеет место быть и в Excel, но с таким же успехом относится и к другим приложениям. Так не лучше ли было бы общие для всего пакета Microsoft Office темы выделить в специальный раздел учебной программы. А когда изучается какой-то раздел MS Office, рассказывать об особенностях интерфейса, характерных для этого конкретного приложения. Скажем, о значке суммы в Excel.
Лишь после шестого урока лектор переходит к главной теме этого раздела – к табличному редактору. Излагается тема подробно, но опять практически на каждом уроке обнаруживаются ошибки и недочёты. Все перечислять не имеет смысла, отметим наиболее существенные.
Задание: опуститесь в начало блока В3:В10 с помощью комбинации клавиш. Надо нажать “Ctrl” и клавишу со стрелкой вниз. И лектор говорит то же самое. Но программа с правильным вариантом ответа не соглашается и требует нажать “Shift”.
Всё-таки, с какой клавишей надо нажимать стрелку вниз? С “Shift” или “Ctrl”?
В уроке “Диапазон и выделение области на рабочем месте” куда-то исчез режим “Тест”. Очень слабо подобраны вопросы, они часто примитивны до изумления. Ну, например: “С помощью клавиатуры нажмите F4”. Или “Enter”. Несколько раз подряд предлагают “с помощью левой клавиши мыши показать, где видна формула выделенной ячейки”.
Лекции в этом разделе читает тоже женский голос, но уже другой. Манера, так сказать, более разговорная. А вопросы в контрольном режиме она задаёт с интонациями ведущей телеигры “Слабое звено” и на порядок громче, видимо, для того, чтобы разбудить “курсанта”, если он заснёт на уроке. Нередко к концу предложения интонации сходят на нет, и последние слоги, а то и слова “съедаются” и разобрать их бывает очень даже непросто. Подкачал и звукооператор. Из-за его небрежности дёргается звук, нередко обрезается начало предложений, и вместо “Таким образом…” получается “Ким образом…”.
Вообще, от этого раздела осталось впечатление небрежности, какой-то торопливости. Хотя, в целом, материал преподносится в достаточном объёме и со знанием дела.
И остальные разделы
По начальному замыслу статьи я хотел сказать пару слов о каждом разделе. Всего, как уже говорилось, в оглавлении представлены учебные курсы по восьми приложениям Microsoft Office. Это “Текстовый процессор Microsoft Word 2003”, “Редактор таблиц Microsoft Excel 2003”, о которых уже говорилось, а также “Microsoft Access 2003”, “Быстрое создание презентации. Microsoft PowerPoint 2003”, “Microsoft Front Page 2003”, “Основы работы с Microsoft Outlook 2003”, “Ознакомление с Microsoft Publisher 2003” и “Знакомство с программой Microsoft Visio 2003”. Но в этом, наверное, нет необходимости, потому что заключение по каждому из этих разделов будет примерно одинаковым: материал изложен грамотно, доступно; всё, о чём говорится в процессе видеолекций, без сомнения, окажет существенную помощь при работе с тем или иным приложением. Но не обошлось и без ошибок, которых, к сожалению, более чем достаточно. Примеры ошибок и недочётов будут разные, но их характер одинаков. И всё же кое-какие замечания, в основном общего характера, надо сделать.
А сейчас идёт изучение Microsoft Publisher 2003.
Когда в режиме “Контроль” обучающемуся предлагают что-то показать, в абсолютном большинстве случаев курсор лектора уже стоит на этой строке или клавише, часто даже перекрывает её. И чтобы дать правильный ответ, думать не надо, достаточно поставить на то же место свой курсор и “кликнуть” мышкой.
Если нажать клавишу “Текст” в панели управления, она меняет свой вид и в ней появляется текст, который произносит лектор. Хорошая функция. Но когда вы захотите вернуться и нажмёте на клавишу “Главная”, появится эта самая главная панель, но убираться с экрана она уже не будет, что бы вы ни делали. Для исправления ситуации надо или дождаться конца урока, или перейти в режим “Контроль”, а когда будет задан очередной вопрос, обязательно взять подсказку. После этого всё будет работать нормально, и панель управления будет появляться только тогда, когда вам это понадобится, и вы подведёте курсор к нижней границе экрана.
Большинство глав начинается с того, как запускать и закрывать программы, как пользоваться меню и панелью управления… В общем, одно и то же. В главе о PowerPoint вдруг спохватываются, что неплохо бы установить на компьютер пакет Microsoft Office и начинают подробно объяснять этот процесс. А в шестой главе, где рассказывается об Outlook, устанавливают MS Office ещё подробнее, уже не на одном, а на двух уроках. Наверно всё-таки будет лучше, если будет добавлена ещё одна глава, где будут рассмотрены общие для всего пакета Microsoft Office вопросы. Это, кстати, позволит сэкономить место на диске и более подробно осветить некоторые разделы.
Создаётся впечатление, что разделы курса делали разные люди, не имеющие между собой никаких контактов и никакого взаимодействия, и вся структура слеплена “абы как”. В целом, на протяжении всего курса сквозит эдакая небрежность в действиях разработчиков. Даже в футляре, на вкладыше под CD-диском, перепутаны заголовки “Поисковая система” и “Режимы обучения”.
Ошибки и недостатки, о которых говорилось в этой статье, в большинстве своём не так вроде бы и страшны. Но их много, а количество, как известно, переходит в качество. В данном случае такой переход получается со знаком “минус”. К сожалению. Такой или любой другой диск с учебной программой – это электронный учитель. Представьте себе школьного учителя, который будет утверждать, что дважды два – восемь, а Александр Македонский живёт в соседнем доме. Нонсенс. Не знаю, сколько такой CD-диск стоит. Наверное, немало. Но с учётом большого количества ошибок он заслуживает уценки. Всё-таки брак есть брак. В целом же, учебный материал обширен, полезен, преподносится толково. Вот только… Но не будем повторяться.
Даже в таком виде из CD-диска с базовым курсом Microsoft Office, без сомнения, можно почерпнуть немало нужного и полезного. Но он будет много нужней и полезней, если разработчики более тщательно поработают над ним и устранят все недочёты и исправят все ошибки.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.