Введение
Через образовательную лабораторию THG.ru уже прошли несколько мультимедийных комплексов, посвящённых изучению химии:
“1С:Репетитор. Химия + Варианты ЕГЭ. 2005”: готовимся к ЕГЭ по химии
Образовательный комплекс “1С:Школа. Химия, 8 кл.”
Образовательный комплекс “1С:Образовательная коллекция. Химия, базовый курс 8-9 класс”
На этот раз мы тестируем пособие “1С:Образовательная коллекция. Органическая химия, 10-11 классы”, изданное компанией “1С”. Конечно, пособие нельзя назвать новым, но интерес оно всё равно представляет.
Нашими экспертами выступили:
- зам. декана химического факультета Вятского государственного гуманитарного университета, доцент кафедры химии и методики обучения химии, кандидат педагогических наук М. А. Зайцев.
- главный специалист отдела профессионального образования Департамента образования Кировской области, кандидат биологических наук А.В. Сазанов.
Мнения экспертов
Мультимедийный учебный курс “1С:Образовательная коллекция. Органическая химия, 10-11 классы” предназначен для изучения химии в 10-11 классах средней школы и может быть использован для подготовки к вступительным испытаниям в вузы. Курс включает теоретический материал по всем разделам школьного курса органической химии, предметный указатель, биографии учёных-химиков, видеофрагменты с химическими опытами и тестовые задания по курсу.
При работе с программой очевидным преимуществом является продуманная схема оглавления и справочно-навигационная поисковая система, которая включает в себя ссылки на 10 основных групп органических соединений (см. рисунок). Однако можно высказать пожелание о внедрении в программу одной из трёх используемых в современной органической химии номенклатур (систематической, тривиальной или рациональной).
Внутри каждой группы органических веществ существует разделение на классы. Например, внутри группы карбонильных соединений существует разделение классов на альдегиды и кетоны (см. рисунок ниже), но, в целом, система классификации и систематической номенклатуры органических соединений не отражена. Очень достойно сделано звуковое сопровождение, поясняющее строение, свойства и применение различных классов органических соединений.
Положительной оценки заслуживает рассмотрение авторами отличий (качественные реакции) соединений, относящихся к одному классу, например, к спиртам. Чётко и доступно со звуковым сопровождением даётся объяснение различий в физических и химических свойствах одно- и многоатомных спиртов, приводятся уравнения реакций, позволяющие различить разные типы спиртов (см. рисунок ниже).
Однако необходимо отметить, что практически все видеофрагменты, демонстрирующие химический эксперимент, показывают только конечный результат опыта. Не говорится о технике безопасности при проведении эксперимента, о его подготовке, целиком не показывается ход опыта и используемые при постановке эксперимента приборы и реактивы. Например: при бромировании этилена показано только обесцвечивание бромной воды в пробирке, установка для получения этилена не показана (см. рис ниже).
Положительным моментом является демонстрация эксперимента на фоне химизма протекающей реакции с пояснением диктора (см. тот же рисунок ниже).
Несомненными достоинствами данного курса являются:
- оригинальный интерфейс и довольно простая система навигации по пособию;
- изложение материала на достаточно высоком научном уровне и доступным языком;
- включение в пособие трёхмерных подвижных шаро-стержневых и объёмных моделей органических веществ;
- включение в пособие исторических сведений, кратких биографий и портретов учёных-химиков;
- наглядное представление гибридизации атомных орбиталей, электронного строения молекул органических веществ, взаимного влияния атомов в молекулах (индуктивного и мезомерного эффектов);
- наглядное динамичное представление механизмов органических реакций;
- комментирование уравнений реакций.
Мнения экспертов, продолжение
Несомненными достоинствами данного курса являются:
- большое количество поясняющих учебный материал схем, таблиц;
- включение в пособие материала для углубленного изучения химии;
- включение в пособие материала, раскрывающего практическое значение органической химии, применение органических веществ в хозяйстве и быту, практическое использование свойств органических веществ;
- наличие большого числа оригинальных тестовых заданий.
Всё вышеизложенное, несомненно, вызовет интерес учащихся к изучению органической химии и позволит им расширить и углубить свои знания. Мультимедийное пособие может быть с успехом использовано при обучении органической химии как в обычных средних школах, так и в классах с углублённым изучением химии и инновационных учебных заведениях, а также при подготовке к вступительным испытаниям в вузы, в том числе в форме ЕГЭ.
Мнения экспертов, продолжение
Однако следует отметить, что в комплексе имеется целый ряд недочётов, в том числе:
- очень большой объём материала для учащихся достаточно сложен в понимании, например, такие понятия, как карбкатион, его устойчивость, правила ориентации (согласованность, несогласованность) в бензольном ядре и т.д. изучаются на 3 курсе вуза, редко – в лицейских и гимназических классах (см. рисунок ниже);
- недостаточное количество видеофрагментов с химическим экспериментом;
- тот эксперимент, который представлен в пособии, не комментируется и в большей части ненагляден, в некоторых случаях не иллюстрирует теоретический материал, например:
- получение метана (не комментируется, какие вещества используются, как проводится опыт и т. п.;
- неограниченная смешиваемость алканов друг с другом (при неограниченной смешиваемости двух и более жидкостей образуются гомогенные системы, без раздела фаз, а не такие, как представлены в пособии, где границы между фазами двух жидкостей очень чётко видны);
- пример эксперимента, не иллюстрирующего теоретические положения: в тексте говорится об окислении спиртов дихроматом калия в кислой среде, а в качестве иллюстрации показано горение спирта;
- в пособии отсутствуют разделы, посвящённые обучению решению задач по органической химии.
- получение метана (не комментируется, какие вещества используются, как проводится опыт и т. п.;
Заключение
Отмеченные недостатки ни в коей мере не снижают практической ценности пособия и могут быть легко устранены при его доработке и усовершенствовании авторами. Мультимедийный учебный курс, конечно же, будет надёжным помощником при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения, а также при подготовке к государственной итоговой аттестации. В качестве рекомендации авторам можно предложить построить курс органической химии в соответствии с государственным образовательным стандартом общего (полного) среднего образования по одной из рекомендованных или утвержденной УМО программ, добавить в электронное пособие библиографию и подборку основных школьных учебников (как это было в электронном пособии “Химия 8”). Пособие, безусловно, будет полезно и школьникам, и учителям химии, студентам и преподавателям высших и средних специальных учебных заведений.
Редакция благодарит компанию “1С” за предоставленную программу.
Редакция благодарит Департамент образования Кировской области за помощь в проведении тестирования.