Введение
Перефразируя классика, можно сказать, что в России с компьютерами есть две проблемы: во-первых, их мало, а во-вторых, у тех, что есть, используется лишь малая толика возможностей. Между тем компьютер всё уверенней становится настоящим центром современного дома и офиса. Его мультимедийные и вычислительные возможности стремительно растут, он открывает перед своими владельцами широчайшие возможности познания и творчества. Но чтобы в полной мере воспользоваться ими, многим необходим компьютерный ликбез.
Один компьютер на 50 российских школьников
По данным исследования Всемирного банка, в настоящее время в 64 тысячах российских средних школ установлено 85 тысяч персональных компьютеров. Таким образом, один ПК в среднем приходится на 50 учащихся (во многих других странах Европы – семь школьников на компьютер). К Интернету, как явствует из публикаций таких российских газет, как “Бизнес”, подсоединено менее 20% российских школ, а программа обычной общеобразовательной школы поддерживается цифровыми ресурсами и методиками их использования не более чем на одну пятую. При этом даже в московских школах компьютеры используются, в основном, лишь на уроках информатики. (Для сравнения: в Эстонии цифровые ресурсы поддерживают 70% школьных программ, а в Голландии – до 90%). Наконец, по данным из того же источника, только 55% выпускников российских школ умеют работать на ПК, а из учащихся ПТУ им пользуются не более 16%.
Налицо также заметный разрыв в уровне компьютерной оснащённости школ между столицей и российской “глубинкой”. По данным, полученным в ходе реализации программы Intel “Обучение для будущего”, в Москве ПК есть в 47% школ, тогда как в других больших городах РФ этот показатель вдвое ниже (22%), не говоря уж о малых городах (17%) и сёлах (6%). Наконец, недавний опрос россиян, организованный аналитическим Центром Юрия Левады (“Левада-Центр”), показал, что 11% населения Российской Федерации практически ничего не знает о существовании всемирной сети Интернет.
“Учитывая стремительное проникновение компьютерной техники во все области человеческой деятельности, кроме умения читать, писать и считать, современный молодой человек должен ещё и уметь работать с компьютером, – говорит президент Intel в России Стив Чейз. – К сожалению, нынешний уровень использования цифровых ресурсов в российской общеобразовательной системе весьма невысок. Помимо слабой материальной базы, проблема состоит ещё и в элементарном отсутствии информации о возможностях ПК с точки зрения его применения в сфере образования. Главная цель программы “Открытый урок Intel” – в доступной, наглядной форме продемонстрировать возможности персональных компьютеров школьным преподавателям и учащимся, что, как мы надеемся, будет способствовать развитию личности молодых россиян, поможет им занять достойное место в жизни””.
Первый “Открытый урок” Intel в Саратове
20 сентября в Саратове при поддержке администрации города стартовала уникальная, не имеющая аналогов просветительская программа корпорации Intel под названием “Открытый урок Intel”. Два дня спустя эта программа началась в Волгограде, а 27 сентября – в Ростове-на-Дону. В октябре-ноябре аналогичные мероприятия пройдут в Воронеже, Краснодаре и Нижнем Новгороде. В каждом из этих городов организуются отдельные занятия с учителями, учащимися и их родителями, причем каждый день – в новой школе, и так – в течение месяца с лишним. Ожидается, что в этих мероприятиях примут участие, как минимум, 40 тысяч учащихся и 2 тысячи учителей из 180 российских школ.
Данная инициатива корпорации Intel реализуется в рамках заключённого летом соглашения о сотрудничестве с Федеральным агентством по образованию РФ. Цель программы – повысить компьютерную культуру учителей, учеников и их родителей, что не только расширит кругозор подростков и взрослых, но и поможет школьникам лучше учиться.
Вот как проходил самый первый “Открытый урок Intel” в саратовском лицее № 62. Проводила его группа специалистов в области презентаций, которые прошли специальный тренинг под руководством сотрудников Intel, разработавших эту программу. Чтобы вместить всех желающих, “Открытый урок Intel” провели в актовом зале школы. Учащихся собралось человек двести, в первом ряду сидели представители мэрии, руководители районных и городских отделов образования. Обычно в таких обстоятельствах школьники ведут себя весьма шумно, но тут стояла непривычная тишина.
Начался “Открытый урок Intel” с интерактивного занятия с учащимися. После краткого экскурса в историю эволюции персональных компьютеров (в следующем году ПК исполнится 25 лет) им продемонстрировали различные модели их использования, прежде всего, в области образования. В качестве примера был выбран интерактивный урок биологии – система кровообращения человека. По окончании урока директор лицея с увлечением рассказывала двум школьным преподавателям, которые на нём отсутствовали: “Всё настолько наглядно и понятно – просто восторг. Воистину – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Добавим, что интерактивный урок предусматривает и разнообразные возможности проверки полученных знаний: тесты, контрольные вопросы и т.п.
Во второй части урока школьникам показали и рассказали, как с помощью компьютера можно создавать и озвучивать собственные видеофильмы и слайд-шоу, собирать фонотеку, монтировать собственные звуковые дорожки; были продемонстрированы и многие другие возможности современных компьютеров.
После урока для школьников было проведено отдельное занятие для учителей с акцентом на эффективное построение учебного процесса с применением компьютерных технологий. Педагогам показали, как можно создавать новые учебные материалы и управлять учебным процессом с помощью компьютера. А вечером в саратовском лицее было организовано родительское собрание, посвященное использованию персональных компьютеров в образовании и повседневной жизни.
Самое деятельное участие в подготовке и практическом осуществлении программы “Открытый урок Intel” принимают локальные производители компьютерного оборудования. В Саратове компания “Софит-Компьютерные Системы” предоставила современную компьютерную технику и обеспечила логистику предстоящих мероприятий. Выступивший перед началом урока директор компании “Софит-Компьютерные Системы” Александр Волоцкий сказал, что его компания с огромным удовольствием принимает участие в столь благом начинании. В презентациях и демонстрациях используются программные решения от компаний ABBYY и “Новый Диск”.
Образовательные инициативы Intel в России
Поддержка образовательных и научных инициатив – неотъемлемая часть глобальной стратегии корпорации Intel, направленной на дальнейшее совершенствование образовательных систем во всем мире. Эта деятельность осуществляется в рамках программы Intel “Инновации в образовании”, в рамках которой Intel ежегодно тратит 100 млн. долларов на развитие образования в 53 странах на всех континентах. За всё время существования этой программы Intel израсходовала на неё более миллиарда долларов.
В 1997 году программа была распространена на Россию и ряд других стран СНГ (к концу 2005 года общая сумма затрат Intel на поддержку образовательных инициатив в этом регионе составит 10 млн. долларов).
1 сентября того же года при содействии Intel в России появилось первое школьное учреждение с полноценным интернет-классом – он был открыт в московском Лицее информационных технологий. А в последние годы, когда повсеместно стали развиваться беспроводные технологии, по инициативе и при поддержке корпорации Intel ряд школ в Санкт-Петербурге, Казани, Алма-Ате, Баку, Ереване, Нахичевани, Тбилиси получили в своё распоряжение мобильные компьютерные классы с ноутбуками на базе мобильной технологии Intel Centrino.
Ежегодно корпорация Intel проводит Всемирный смотр научно-технического творчества школьников (International Science and Engineering Fair, ISEF) – крупнейшее, единственное в своем роде международное мероприятие столь высокого ранга для старшеклассников, победителей которого повелось называть “Нобелевскими лауреатами среди школьников”. В последние годы в Intel ISEF участвуют и юные учёные из России, Белоруссии, Казахстана, Украины. В этом году в отборочных конкурсах за право участия в финале Intel ISEF приняли участие 12 тысяч школьников СНГ. А в финале Intel ISEF-2005 по числу награжденных – одиннадцать – российские школьники заняли первое место в регионе ЕМЕА (объединяет страны Европы, Ближнего Востока и Африки).
Начиная с 2002 г., корпорация Intel спонсирует всероссийский конкурс “Учитель года” и за свой вклад в это мероприятие последние два года удостаивалась почётных дипломов Министерства образования и науки РФ.
С 2003 года в России при поддержке Министерства образования и науки РФ осуществляется всемирная благотворительная инициатива Intel “Обучение для будущего”, которая предусматривает обучение школьных преподавателей инновационным методам использования компьютерных технологий в учебном процессе. К настоящему времени соответствующий тренинг прошли 180 тысяч российских учителей и студентов педагогических вузов, до конца года их число возрастет до 200 тысяч. В отдельных регионах РФ: в Новосибирской области, городах Тольятти и Барнауле этой программой уже охвачены практически все школьные преподаватели. С прошлого года программа Intel “Обучение для будущего” действует и в Украине. Там её участниками стали более 18 тысяч учителей.
Этой осенью Intel организует уже третий по счёту мастер-класс, в котором примут участие 50 школьных преподавателей и специалистов в области образования из многих регионов России.
В августе корпорация распространила на Россию ещё одну образовательную программу под названием “Учимся с Intel”. Эта инициатива, нацеленная на развитие навыков, необходимых школьникам во взрослой жизни (работа в команде, удалённая работа, совместная деятельность с использованием компьютеров и Интернета), реализуется в Новосибирской области совместно с Управлением образования областной администрации. Уже обучено 60 учителей, к декабрю 2005 г. будут обучены 1800 школьников из 30 районов области. В 2006 году программа может быть распространена на другие регионы РФ.
Корпорация Intel активно взаимодействует и с ведущими вузами Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска. Около 30 вузовских лабораторий оснащены самым современным оборудованием, начата работа по созданию хот-спотов во всех 18 университетах Азербайджана. При поддержке Intel разрабатываются современные учебные курсы для технических вузов по ключевым дисциплинам и ведутся исследовательские проекты в МФТИ, ННГУ, МГУ и СПбГУ, проведён семинар по беспроводным технологиям в ННГУ с участием 45 ведущих исследователей и преподавателей из России и Украины. Intel спонсирует такие студенческие конкурсы, как “Виртуоз”, “БИТ-2004”, “Intel Cup” и интернатуру в Нижнем Новгороде и Новосибирске. Представители России и других стран СНГ регулярно участвуют в европейских академических форумах Intel.
Кроме того, на протяжении последних лет компания Intel настойчиво занимается популяризацией новейших информационных технологий среди школьников и студентов СНГ. Летом 2003 г. в “Артеке” при участии 3 тысяч школьников из разных стран Содружества Независимых Государств был проведен “Фестиваль цифровых технологий”. Осенью того же года в “Орлёнке” в рамках Фестиваля юных журналистов “Цифровое перо Intel” около 500 российских юнкоров были обучены применению цифровых технологий в журналистике, год спустя аналогичное мероприятие было организовано в “Артеке”. И вот уже четвёртый год подряд в России и ряде других стран СНГ проводятся, причем со всё большим размахом, Дни компьютерных знаний Intel в вузах. Этой осенью такие мероприятия пройдут в 25 городах России, Азербайджана, Казахстана, Молдовы и Украины. Ожидается, что в них примут участие не менее 125 тысяч студентов и преподавателей.
Летом Институтом системы информатики Сибирского отделения РАН при поддержке Intel в Новосибирске была организована школа юных программистов. В ней приняли участие 80 школьников из Алтайского края, Ангарска, Горного Надыма, Кемерово, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Усть-Илимска и даже из Норвегии.
Остаётся добавить, что в июле 2005 года корпорация Intel и Федеральное агентство по образованию заключили соглашение о сотрудничестве сроком на 5 лет, чтобы совместными усилиями повысить качество обучения в российской системе общего среднего и профессионального образования, обеспечить учащимся доступ к современным информационным технологиям, повысить квалификацию преподавателей в области обучения естественным наукам, математике, инженерным специальностям и технологиям.
Большое внимание проблемам образования уделяют топ-менеджеры Intel. В знак признания особой роли Intel в этих вопросах в 1999 г. нынешний председатель совета директоров корпорации д-р Крейг Барретт по представлению министра образования США был введён в состав Национальной комиссии по естественнонаучному и математическому образованию XXI века. В ходе июньского визита в Россию К. Барретт подчеркнул, что информационные и коммуникационные технологии – ещё один природный ресурс СНГ, который даёт этому региону шанс повысить свою конкурентоспособность. Усилия Intel в поддержку образования и науки, её просветительская деятельность, как и многие другие инициативы корпорации, осуществляемые в странах Содружества Независимых Государств, несомненно, содействуют реализации этого шанса.
Более подробную информацию об образовательных программах корпорации Intel можно найти по адресу www.intel.com/education, а также на русскоязычном сайте www.intel.ru/education.